Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой Терских казаков
«Путешествие в далекое прошлое»
Программные содержание:
- закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе;
- формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;
- систематизировать знания детей о символике государства;
- познакомить с историей Терского казачества;
- познакомить детей с казачьими костюмами;
- познакомить с историей развития колокола и особенностями его звучания;
- воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей родине, уважение православных традиций;
- привитие любви к родному краю.
Методы и приемы:
- моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;
- беседа;
- использование дидактических пособий и наглядного материала;
- использования песен, литературного произведения;
- имитация игры, связанная с игровой передачей настроения;
- использование мультимедийного сопровождения демонстрационного материала.
Материалы и оборудование:
- презентация «Традиции, быт и культура казачества», цветик-семицветик с заданиями, дидактическая игра «Собери казачий костюм».
Словарная работа: Россия, символика, традиция, герб, флаг, глобус, церковь, колокол, колокольчик, казак, курень.
Ход НОД.
1. Организационный момент. Игровая ситуация:
1 слайд. (Солнышко.)
Воспитатель: Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами и тому, что вы пришли с хорошим настроением. Меня зовут Елена Николаевна, сегодня мы отправимся с вами в путешествие, но каким оно будет, вы узнаете немного позже.
«Утро начинается, вместе мы встречаемся.
Мы друг другу рады.
Давайте порадуемся солнцу и птицам (дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете (разводят руками)
«Доброе утро!» скажем все вместе. (берутся за руки)
Воспитатель обращает внимание детей на Цветик-семицветик.
Воспитатель: Посмотрите ребята на этот красивый цветок, а называется он Цветик-семицветик, он не обычный, а волшебный. На каждом лепестке есть задание. Сейчас мы оторвем красный лепесток и посмотрим, что на обратной его стороне.
Дети: Флаг России.
2 слайд.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, наша страна выделена кранным цветом на глобусе. Россия – самая большая страна на Земле.
Воспитатель: Отрываем следующий лепесток, оранжевого цвета. Что же на нем?
Дети: Герб России.
Воспитатель: Следующий желтый лепесток, посмотрим что на нем?
Воспитатель: А это музыкальный лепесток, сейчас проверим, знаете ли вы эту мелодию, предлагаю вам прослушать.
Дети: мелодия Гимна России.
Воспитатель: Отрываем лепесток, посмотрите, что же там?
Дети: Флаг РСО-Алании.
3 слайд.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая природа в Осетии.
Воспитатель: Посмотрим теперь, что на обратной стороне зеленого лепестка.
Дети: Герб РСО-Алании.
Воспитатель: Отрываем голубой лепесток, скажите, что на нем?
Дети: Музыкальный лепесток.
Воспитатель:
Предлагаю вам прослушать мелодию и отгадать.
Дети: мелодия Гимна нашей республики.
Воспитатель: И последний остался лепесток- фиолетовый. Что же на нем?
Воспитатель: Это, ребята, флаг Терских казаков.
4 слайд.
Посмотрите, у терских казаков голубой флаг с белой волнистой линией.
То, что вы сегодня услышите не дань моде, а один из кирпичиков, вложенный в дело возрождения славного, сильного, яркого, свободного племени – казачества.
Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в далекое прошлое казачьей станицы Луковской, а поможет нам Цветик –семицветик.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели. Вели, чтобы мы оказались в Луковской казачьей станице.
5 слайд. (Стелла Луковской и станицы.)
Воспитатель: Вот мы с вами и в станице Луковской.
6 слайд. (Хата.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, это же казачья хата. Стены глиняные, беленые известкой, крыши крытые камышом или соломой. Сейчас мы с вами узнаем, кто там живет. (Выходят дети под казачью песню в казачьих костюмах.)
Казак и казачка:
На земле казачьей мы вас величаем,
Крепкого здоровья от души желаем.
Кланяемся низко, полюбить нас просим.
Как велит обычай мы пирог подносим.
Казак: Я расскажу вам сейчас
О Терских казаках
Те, что создали для нас
Радость в песнях и делах.
Казачка: Мы вспомним те былые времена,
Как славно казаки трудились.
После работы веселились
И чем горды были всегда!
7 слайд.
Казачка: Слово казак означает– удалой, вольный человек.
Казак: Степь да воля – казачья доля.
Те казаки, которые селились по берегам Терека, стали зваться терскими.
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, как будут называться казаки, которые селились на берегу реки Дон? (Донские.) На реке Кубань - кубанские.
Воспитатель: Жизнь казака без коня была немыслима. О коне они заботились больше, чем о себе. Недаром и пословицы у них были сложены.
8 слайд.
Казак: «Казаку конь себя дороже».
Казачка: «Казак с конем и ночью и днем».
9 слайд (казак с конём)
Физминутка:
Кто шагает дружно в ряд,
Посмотри, посмотри.
Это наш лихой отряд,
Казаки, казаки. (Ходьба.)
Кто за казаком идет,
В поводу, в поводу.
То коня казак ведет
Под узду, под узду. (На носочках.)
Скачет резво конь лихой
С седоком, с седоком,
Охраняя наш покой
С казаком, с казаком. (Скачут.)
Будем мы с моим конем на границе стоять,
Нашу землю от врагов, охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)
10 слайд.
Воспитатель: Казаки были смелыми в бою и трудолюбивыми в мирной жизни. Семьи были большими и дружными. Верной спутницей казака была казачка. Когда казак был на войне, она становилась главной в семье. Она выполняла домашнюю работу, воспитывала детей, работала в поле, а если надо, могла взять оружие и встать на защиту своей станицы.
11 слайд.
Воспитатель: А сейчас мы с вами посмотрим, какую одежду носили казаки и казачки. Посмотрите на казака. Это парадная форма терского казака.
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Собери казачий костюм» (Дети собирают костюмы казачьи.)
12 слайд.
Звание станицы поселение получало только при наличии в ней Церкви. Все казаки были православными, и церковь должна была присутствовать обязательно.
13 слайд (дети внутри церкви)
Казак: В нашей станице Луковской тоже есть церковь названная в честь Св.Михаила.
Казак с казачкой: А у нас для вас есть сюрприз -шкатулка, но что в ней лежит вы узнаете, отгадав загадки.
14 слайд. (Колокол.)
Воспитатель: Голова об шапку – бом!
И на всю округу – гром! (Колокол.)
15 слайд. (Колокольчик.)
Воспитатель: Купи, денег не жалей -
Со мной ехать веселей! (Колокольчик.)
Воспитатель: Скажите, где можно увидеть колокола и колокольчики?
В древние времена на Руси не было ни радио, ни телевидения. Когда случались разные беды, несчастья- приближались враги или возникал пожар, то нужно было срочно созвать народ. Для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные доски.
16 слайд (Священник с деревянным билом.)
Священник держал такую доску в руках, ходил по селу и бил по ней колотушкой, созывая людей собраться возле церкви. Эту деревянную доску называли било.
- Вот посмотрите, как священник использовал такое било.
Позже стали использовать металлическую доску.
17 слайд: (Сравнение бил.)
Воспитатель: Я предлагаю вам постучать в била (деревянное металлическое).
Как вы думаете, звон какого била слышен громче?
Дети: металлическое.
Воспитатель: Правильно, металлическое било вешали на башне или на столбах и так же били по ней колотушкой. Священнику уже не приходилось ходить по дворам, ведь звон металлического била был слышен на расстоянии.
Воспитатель.
– А сейчас, ребята, я расскажу вам одну легенду. Давным –давно одному священнику приснился сон, в котором он видел цветы колокольчики.
18 слайд. (Цветы колокольчики.)
Воспитатель: От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки: Динь- дан- дон! Динь –дан- дон!» Проснувшись, священник велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.
19 слайд.
Так появился колокол (картинка), который вешали на перекладину на столбе.
В наше время у колоколов есть свое место, которое называется колокольня.
20 слайд. (Колокольни.)
Воспитатель: Посмотрите, вот такие колокольни были у казаков. (Показывает настоящий колокол, заранее подвешенный на перекладине, и предлагает детям позвонить, дергая за веревочку.)
Колокольных звонов очень много, сейчас мы вам о них расскажем.
Воспитатель: Символом тревоги считается – набат.
Прослушайте его.
21 слайд. (Пожар.)
Воспитатель: Но происходили и радостные события, например, свадьба- тогда звучал красный звон.
Предлагаю прослушать.
22 слайд. (Свадьба.)
Воспитатель: на православные праздники звучит благовест.
23 слайд. (Православные праздники.)
Пальчиковая гимнастика «Громко колокол звонил».
24 слайд.
Громко колокол звонил,
(Дети хлопают в ладоши.)
Всех людей он разбудил.
Просыпайтесь, одевайтесь,
Возле храма собирайтесь!
(Разжимают и сжимают пальцы рук.)
Раз, два три, четыре, пять,
(Поочередно зажимают пальцы.)
Будем праздник отмечать.
(Разжимают и сжимают «замок».)
Громко колокол звонил,
(Хлопают в ладоши.)
Всех пожарных разбудил,
Просыпайтесь, одевайтесь,
На пожар вы собирайтесь!
(Разжимают и сжимают пальцы рук.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем горю помогать.
(Поочередно зажимают пальцы в «замок» от груди, затем к груди.)
Громко колокол звонил,
(Хлопают в ладоши.)
Всех гостей он разбудил,
Просыпайтесь, одевайтесь
(Разжимают пальцы вверх, вниз.)
И цветами засыпайтесь!
(Делают руками «цветок».)
Раз, два, три, четыре, пять,
На свадьбе будем мы гулять!
(Поочередно зажимают пальцы.)
Воспитатель: У колокольчика, как и у человека есть свой голос.
(Воспитатель предлагает взять в руки по колокольчику.)
- Давайте позвоним в колокольчики по очереди, по одному. Такой голос колокольчика называется перезвон. Теперь позвоните все вместе. Этот голос колокольчика называется трезвон. (Складывают колокольчики обратно в шкатулку.)
Воспитатель: Казаки были людьми крепкими, сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Казачество славится своими песнями! В любой работе, в любых условиях, песня помогала справиться с трудностями казакам.
25 слайд.
И сейчас я предлагаю вам прослушать казачью песню «Марш казачат».
Воспитатель: Вот нам и пора отправляться обратно в детский сад. И снова мы обратимся к Цветику-семицветику:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
26 слайд. (Солнышко.) Вели, чтобы мы оказались в группе детского сада.
- Сегодня вы познакомились с историей и традициями казаков, казачьими костюмами, со старинной казачьей музыкой - колокольными звонами.
- Желаю вам, чтобы для вас и для наших гостей всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т.е. звон который рассказывает о доброй вести.
Читайте также |
---|
Сценарий осеннего утренника в детском саду для средней группы –…
Сценарий осеннего утренника в детском саду для средней группы – «Здравствуй осень золотая» Цель: Закрепить знания детей об осени. Задачи: доставить радостное...
Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста
Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Ключевая роль в обеспечении национальной...
1 сентября в детском саду. Праздник для всех групп детского…
1 сентября в детском саду Праздник для всех групп детского сада Дети собираются на площадке детского сада. Звучат весёлые фанфары. Ведущий -...