Театрализованная деятельность в младшей группе

Театрализованная деятельность - является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр – значит, там сосредоточен феномен детства: радость, удивление, восторг, фантазия, творчество

Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализация является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи - умения общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, а также интеллектуального, коммуникативного, художественно - эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей.

Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями, что и способствует развитию речи ребёнка. Неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми.

Основная цель театрализованной деятельности дошкольников – эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. В драматизации необходимо ставить перед собой задачи, видеть перспективу, понимая, зная возможности детей.

Задачи:

1. Воспитание положительных нравственных идеалов, стремление быть отзывчивым, правильно оценивать действия персонажей.

2. Развивать устойчивый интерес к театрально игровой деятельности.

3. Добиваться свободного проявления эмоций детей в жестах, мимике, движении, пении, слове.

4развитие монологической и диалогической речи, совершенствование интонационной выразительности, активизация и обогащение словаря

5. Развитие навыков коммуникативного общения и игрового взаимодействия в театрализованных играх; этого игровое, песенное, танцевальное творчество.

6. Дать детям закрепить представления о различных видах театра – драматизации, театр на полу, настольный театр.

7. Обогащать речь детей, добиваться правильной интонационно-выразительной речи.

8. Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения.

9. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.

10.Воспитывать желание детей “играть”, то есть разыгрывать сказки.

Главные требования к организации театрализованной деятельности младших дошкольников:

•разнообразие и содержательность тематики;

•ежедневное включение театрализованных игр в распорядок дня детей;

•максимально возможная активность детей на разных этапах подготовки и проведения игр;

•сотрудничество взрослых и детей на каждом этапе проведения и орган

последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Нужно понимать, что приступать сразу к театрализованной деятельности с включением детей нецелесообразно, ведь она не будет удачной до тех пор, пока ребенок не научится играть в ней.

С младшими дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

В младших группах перед игрой следует провести беседу по содержанию. Педагог должен помочь детям разделить текст на смысловые части, в которых проявляются особенности поведения персонажей. Например, в сказке «Теремок» каждая смысловая часть связана с появлением нового персонажа.

В игре-драматизации не следует показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Большое внимание в драматизации уделяется движениям, жестам, речи. Поэтому начинать работу надо с этюдов, а именно, с мимических этюдов с выразительными жестами – соответствующих эмоциональному состоянию того или иного персонажа .К каждому из этих этюдов надо подбирать соответствующую музыку и обязательно делать под музыку.

Дети младшей группы свободно могут подготовить сказку-драматизацию в первом квартале и показать ее на осеннем развлечении к новому год. втором квартале, во второй половине года, дети могут подготовить сказку к празднику мам .В третьем квартале - еще одну к весеннему развлечению.

Сказки-драматизации небольшие по времени, 10-15 минут, доставляют детям радость, более длительные сказки вызывают у детей-артистов перенапряжение и утомление. Во всех разделах драматизации очень важно для полного раскрытия ребенка, для его свободного проявления эмоций не перегружать, не завышать планку требований. Иначе мы получим обратное: ребенок будет уставать, и не будет получать положительных эмоций, и естественно, в дальнейшем этот вид деятельности не только перестанет интересовать ребенка, но и вызовет В младших группах проводятся обычно простейшие игры: импровизации «Курочка и цыплята», «Кошка и котята», используются народные потешки и песенки, стихотворения А.Барто, русские народные сказки «Репка», «Колобок». В коротких этюдах дети учатся простейшим способам владения театрализованной игрушкой, ведения ее по столу, меняя направление. Подобные игры способствуют развитию речи, внимания, воображения, памяти, координации и мимики.

В младшей группе идет работа по умению детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Важная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, его творческие способности.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно – эстетического развития и воспитания детей, средством приобщения ребенка к духовным ценностям.

Поэтому каждый педагог в направлении театральной деятельности может поставить перед собой такую цель - сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.

Работа по театрализованной деятельности обязательно проходит в контакте с музыкальным руководителем. Музыка активизирует ребенка, побуждает к исполнению выразительных движений.

Театрализованные занятия включают в себя разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации по теме, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры – драматизации, упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной), упражнения по социально – эмоциональному развитию детей.

Используя театрализованную деятельность можно решать комплекс взаимосвязанных задач:

- познавательное развитие – развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра; профессии людей, создающих театр; наблюдение за явлениями природы, поведением животных и птиц);

- социальное развитие – формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности; воспитание у ребенка уважения к себе; развитие эмоций; воспитание этически ценных способов общения;

- речевое развитие – содействие развитию монологической и диалогической речи; обогащению словаря образными выражениями, сравнениями, синонимами, антонимами, эпитетами; овладению выразительными средствами общения;

Виды театров:

1) настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный)

2) стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

3) театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

4) напольные куклы (марионетки, конусный театр)

5) театр живой куклы (театр с « живой куклой», ростовые, люди-куклы, театр масок)

В группе детского сада рекомендуется организовать уголки для театрализованных игр и представлений. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром на рукавичках, театром шариков и кубиков, костюмов

Формы организации театрализованных игр:

В младшей группе используются три формы организации театрализованной деятельности:

- игры с непосредственным участием взрослого (применяются на занятиях, развлечениях, утренниках);

- мини-игры для решения познавательных задач (к примеру, при рассмотрении на занятии по ознакомлению с окружающим миром темы «Новый год» дети делают подарок на праздник любимому сказочному герою — конфеты из пластилина, приклеенные на картонную основу — и разыгрывают в парах процесс дарения);

- самостоятельная активность (в театрализованных играх во второй младшей группе этот вид активности ограничивается сюжетно-ролевыми сценками, например, «В магазине», «Дочки-матери»).

Роль педагога в организации театрализованной деятельности:

Театрально-творческая деятельность детей, безусловно, не появится сама собой. В этом огромную роль играет педагог, умело направляющий данный процесс.

Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Одно из главных условий -эмоциональное отношение взрослого к читаемом. При чтении детям необходимы не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для них образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.

Большая роль педагога заключается в момент передачи обстановки, в которой происходит действие. Словесное описание пробуждает детскую фантазию, воображение. Поэтому нужно как можно чаще и подробнее обсуждать с детьми будущие сценарии.

При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится стрессоустойчивым, артистичным, приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.

Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:

1) воспитание у ребенка основ общей культуры;

2) приобщение детей к искусству театра;

3) развитие творческой активности и игровых умений детей.

Нам нужно не забывать, что ребенок дошкольного возраста - это не профессиональный актер, он всегда «играет в театр». Театрализованная деятельность по своей природе носит творческий характер и должна осуществляться в свободной, легкой форм. Не всегда нужно точно следовать текст, наоборот, можно и нужно отступать от него, прибегать к импровизациям. Задача педагога - побудить «актера» поэкспериментировать, пофантазировать, использовать знания о жизни. Педагог должен обеспечить ребенку свободу действий и умело объединить его фантазии в целостный сюжет.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя.

Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.

Заключение:

Театрализованная деятельность детей является целенаправленной, то есть позволяет успешно решить многие воспитательно -образовательные задачи дошкольного учреждения.

Имеет определённые формы организации: занятие, индивидуальная работа, самостоятельная театрализованная деятельность детей, развлечение, кружковая работа.

Синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений.

Театрализованные игры (театрализованная деятельность) в детском саду занимают особое место в образовательном процессе, так как, с одной стороны, помогают проявить малышам свои творческие способности, а с другой — позволяют реализовывать целый комплекс учебных, развивающих и воспитательных целей. Более того, театрализованная активность у ребят второй младшей группы помогает им справиться с возрастным кризисом, который во многом определяет поведенческую модель воспитанников 3–4 лет. Поэтому организации и проведению таких игр педагоги уделяют много внимания, прорабатывая методические особенности проведения каждого из видов театрализованной деятельности.

Репертуар для театрализованной деятельности детей в младшей группе

Потешки Прибаутки Песенки Стихотворения Сказки
«Расти коса до пояса»,
«Наварила, напекла»,
«Я серый волк»,
«Кто у нас хороший?»,
«Ай, туки», «Сова»,
«Баю-бай», «Заинька»,
«Кошкин дом»,
«Чики, чики, кички»,
«Пальчик-мальчик»,
«Идет лисичка по мосту»,
«Водичка», «Котик»,
«Маша - маленька»,
«Уж я Танечке пирог испеку»
«Вышел козлик погулять».
«Идет коза рогатая»,
«Ах, не плачь, не плачь»,
«Ночь», «Две тетери»,
«Мы шагаем по сугробам»,
«Давай будем одеваться»,
«У неряхи-растеряхи»,
«Летели кукушки»,
«Зайчишка –трусишка»

«Сорока-сорока»,
«Как у нашего-то Вани»,

«На улице две курицы»,

«Наш козел - стрекозел»,

«Свинка Ненила»,

«Коза - хлопота», «Катя, Катя, маленька…»

Колыбельная: «Тише куры не шумите»,
«Ой ты, заюшка-пострел»,
«Как у нашего соседа»,
«Заяц Егорка»,
«Любимой маме», «Дождик – дождик, пуще».
А.Барто «Игрушки»,
В.Жуковский «Котик и козлик»,
А.Барто «Грузовик»
Г.Сапгир «Петушок»
С.Еремеев «Ежик», «Про лягушонка», «Бурый Миша», «Сверху пискнула синица»
И.Токмакова «Тили-тили»
Г. Виеру «Заяц-Егорка», «Барабан»
С. Михалков «На посту»
И. Бедарев «Светофор»
В. Степанов «Корабль»
«Дануся» (из польской народной поэзии).
«Три веселых братца» (из немецкой народной поэзии)
О.Высотская «Зимняя пляска»
И.Белоусов «Весенняя гостья»
«Помогите!» Из чешской народной поэзии. Пер. С. Маршака
«Курочка Ряба»,
«Маша и медведь»,
«Репка»,
«Колобок»,
«Заюшкина избушка»,
«Теремок»,
«Кот, петух и лиса».
К.Чуковский «Цыпленок»,
В.Сутеев «Цыленок и утенок»,
С.Маршак «Перчатки»,
С.Сулина «Добрая девочка»


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в…

Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе Работая с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР я...

Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Лето на самокатах»

Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Лето на самокатах» Цель: обогащение двигательного опыта детей по средствам закрепления езде на самокате...

Метод воспитания – слово

Метод воспитания – слово Взрослому родителю хочется воплотить в реальность все самое лучшее в этом мире: мечты, планы и надежды. С...

Читайте также

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе Актуальность: В настоящее время психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с…

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами...

Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей

Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей Искусство – является средством эстетического воспитания ребёнка, основой его художественного воспитания и развития...