Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: Звук [Ш], буква Ш

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Познакомить с артикуляционным укладом произношения звука [Ш].

2. Научить правильно произносить звук [Ш].

3. Познакомить с образом буквы Ш.

4. Развивать тактильные ощущения.

5. Развивать мелкую моторику – пальчиковая гимнастика.

6. Учить ребёнка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитическо-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.

7. Закреплять умение согласовывать числительные с существительными в родительном падеже.

8. Повторить гласные звуки [А][О][У][Ы][И][Э].

9. Учить различать звуки [С] и [Ш].

10. Учить преобразовывать слова.

Оборудование: предметные картинки, картинки разрезного лото, цветные карточки, картинки с изображением букв Ш, А, О, У, И, Ы, Э; листы с заданиями для индивидуальной работы, простые карандаши, карандаши синего и красного цвета, фишки для поощрений.

Ход занятия:

1. Организационный момент – отгадывание загадок.

Сижу верхом,

Не ведаю, на ком.

(шапка)

 

Здесь войско выстроилось в ряд:

Слоны, и кони, и ладьи,

И пешки - чинно все стоят!

Скорей игру мне назови!

(шахматы)

 

Он стоит в углу у стенки

Ох, огромный он на вид!

Но он вовсе не наказан,

Мама вещи в нём хранит.

(шкаф)

 

Бывает горький и молочный,

Во рту он тает быстро очень,

Отведать каждый его рад,

Что же это? ………. (шоколад).

 

2. Знакомство со звуком [Ш].

- Вспоминаем слова-отгадки, определяем и называем первый звук в словах-отгадках.

- Уточняем артикуляцию звука [Ш]:

губы округлены и слегка вытянуты вперёд;

широкий язычок наверху, образует «чашечку»;

тёплая воздушная струя идёт по центру язычка;

горлышко «молчит».

- Произносим звук [Ш], сравниваем его с шипением змеи, с шумом проколотого воздушного шара и т.д.

- Даём характеристику звука [Ш]: согласный, всегда твёрдый, глухой.

- Придумываем слова со звуком [Ш] (поощрение фишками).

- Хлопаем на слова со звуком [Ш].

 

3. Знакомство с буквой Ш.

- Рассматриваем и называем картинки на доске.

- Определяем с какого звука начинаются эти слова ([Ш]).

- Вспоминаем, как обозначаются звуки на бумаге (на письме) – буквами.

- Рассматриваем изображение буквы Ш на доске.

- Обводим букву Ш пальцем по контуру на бумаге (приложение 1).

- Рисуем букву Ш пальцем на спине соседа.

- Пальчиковая гимнастика: «строим» букву Ш из пальцев рук.

Буква Ш из пальцев: большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный пальцы по-очереди поднять вверх. То же сделать на левой руке, а затем и на обеих.

 

4. Звуко-слоговой анализ слов

- Называем картинки: уши, шмель, карандаш (см. приложение 2).

- Игра «Один – много». Ухо – уши, шмель – шмели, карандаш – карандаши и т.д.

- Согласовываем названия картинок с числительными 1-2-5-9. Проговариваем вслух (хором или индивидуально).

- Определяем количество слогов в каждом слове (проговаривая слово вслух и хлопая на каждый слог), отмечаем на схеме дугами.

- Выделяем звук [Ш] в каждом слове, обозначаем на схеме (в прямоугольнике под картинкой): в нужном месте (начало, середина или конец слова) нужным цветом (синим).

- Выделяем гласные звуки в слове «уши».

- Обозначаем их на схеме (в нужном месте нужным цветом - красным).

- Вспоминаем все гласные звуки русского языка.

- Проговариваем обратные слоги с гласными звуками и звуком [Ш] - АШ, ОШ, УШ, ЫШ, ИШ, ЭШ (со зрительной опорой на доску).

 

5. Дифференциация звуков [С] и [Ш].

- Вспоминаем артикуляцию звука [С] и сравниваем её с артикуляцией звука [Ш]. Логопед обращает внимание детей на положение языка при артикуляции звуков [С] и [Ш].

- Игра на внимание «назови правильно звук».

В основу игры берётся разное положение языка (нижнее и верхнее соответственно) при артикуляции звуков [С] и [Ш]:

Положение кулака с оттопыренным большим пальцем, поднятым вверх, обозначает звук [Ш]; кулак с оттопыренным большим пальцем, опущенным вниз, обозначает звук [С]. Логопед показывает эти положения по-очереди много раз подряд, постепенно увеличивая темп и меняя периодичность чередования. Задача детей правильно называть звук вслух на каждое положение.

- Игра «Закончи предложение правильно»:

Положили в плошку … КАШКУ,

Надевал пожарный … КАСКУ.

 

Сочинял писатель … БАШНЮ,

Рисовал художник … БАСНЮ.

 

Сладко спит в берлоге … МИСКА,

На столе с салатом … МИШКА.

 

В поле землю я … ПАСУ,

На лугах коров … ПАШУ.

- Преобразовываем слова (заменить в слове звук [Ш] на звук [С] – какое слово получится?)

ШАЙКА - САЙКА

ШУТКИ - СУТКИ

ШОК - СОК

ШТИЛЬ - СТИЛЬ

ШТУКИ - СТУКИ

ШТЫК - СТЫК

ВАШ – ВАС

НАШ – НАС

МЫШЬ – МЫС

 

6. Итог.

В конце занятия логопед загадывает загадку:

Гусь этим звуком всех пугает,

Его произносит змея,

Проколотый шар с ним летает,

Звук этот скажите, друзья!

Дети называют звук [Ш] и его основные характеристики: согласный, всегда твёрдый, глухой звук.

 

Приложение 2.

Тема: Знакомство со всегда твёрдым согласным звуком [Ш] и буквой Ш. Освоение звукового анализа слов. Слоговой анализ слов. Работа со схемами звукового состава слов. Согласование числительных с существительными в родительном падеже. Слухо-произносительная дифференциация звуков [Ш] и [С].

Звук Ш

 

 

Домашнее задание

 

шут

 

1. Назвать картинку (шут).

2. Определить на слух, есть ли в слове звук [Ш]. Определить его место в слове. Отметить нужным цветом на схеме звукового состава слова.

3. На слух определить, какой гласный звук «спрятался» в слове. Назвать его. Отметить нужным цветом в нужном месте на схеме.

4. Определить количество слогов в слове (прохлопать). Отметить дугой под схемой (внизу). Сопоставить с количеством гласных звуков.

 

 

Приложение 1.

ш

 

Список использованных источников:

1. З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» – загадки, пальчиковые упражнения.

2. Ирина Лопухина «Логопедия: упражнения для развития речи» - подборка упражнений по дифференциации звуков [Ш] и [С].

3. Интернет-сайт «ped-kopilka.ru» – загадки.

4. Интернет – сайт «office.microsoft.com» - картинки.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Народные костюмы»

Дидактическая игра «Народные костюмы» Познание детьми народной культуры, народного творчества через дидактические игры положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует общую...

Сценарий для подготовительной группы «Осенние приключения»

Сценарий для подготовительной группы «Осенние приключения» (Дети под веселую музыку заходят в муз. зал и встают полукругом.)Ведущая: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Всех...

Дидактическое пособие «Пожарная безопасность»

Дидактическое пособие «Пожарная безопасность»

Читайте также

Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию (лепка)…

Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (лепка) в средней группе «Осеннее дерево» (Всероссийский творческий конкурс «Осенний вернисаж» в номинации «Методическая разработка») Пояснительная записка Актуальность...

Опыт работы. Ценность патриотизма

Опыт работы. Ценность патриотизма Любовь к Родине поистине актуальная тема, вызывающая интерес среди людей всех возрастов и увлечений. Дмитрий Сергеевич Лихачёв...

Проект во второй младшей группе «Неделя семьи»

Проект во второй младшей группе «Неделя семьи» Возрастная группа: вторая мл.гр. Вид проекта: познавательный; игровой. Актуальность: Семья - это первый социальный институт, с...