Непосредственная образовательная деятельность «Познание» в подготовительной группе
Тема: «Озеро Ханка»

Содержание образовательной деятельности:

- познакомить детей с животным и растительным миром Приханкайской низменности и озера Ханка, подчеркнуть уникальность водно-болотного комплекса озера,

- развивать связную речь (диалогическую, монологическую),

- способствовать осмыслению воспринимаемой информации при помощи художественного слова,

- дать представление об экологической защите заповедных мест,

- воспитывать любовь к родной природе и чувства единения с ней.

Оборудование: географическая карта Приморья, Фото (лотос Камарова, даурский журавль, лебедь кликун и лебедь шипун, утка-мандаринка, черепаха дальневосточная).

Предварительная работа: чтение стихов, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций из серии « Что растёт на водоёме», «Кто живёт в водоёме»

 

Ход:

Воспитатель:

Велика наша Родина, сказочно богата её природа, на огромной территории нашей страны есть место, где родились и живём мы. Это наш родной Приморский край. Наша малая Родина. Мы любим наш край и хотим знать всё о его богатстве. Мы уже побывали с вами в Уссурийской тайге, Дальневосточном Морском заповеднике, познали тайны Японского моря. А сегодня, я приглашаю вас на озеро Ханка. Посмотрите на карту Приморского края (вспоминают, что означают на ней различные цвета, рассматривают место расположения озера) На чём мы с вами можем отправиться в путешествие на озеро?

Дети: На поезде, автобусе, машине.

Воспитатель:

В путь! Посмотрите, какое огромное озеро перед нами. Конца и края не видно. Это – жемчужина Приморского края. Посмотрите ещё разок  внимательно на карту. Что это за голубые нити окружают озеро?

Дети: Это реки.

Воспитатель:

Оказывается, в озеро впадает около 20 больших и малых рек, а вытекает всего лишь одна – Сунгача, по которой проходит граница с Китаем. Вокруг озера травянистые болота, луга. В озере обитает большое количество рыб, в Ханкайском заповеднике зарегистрировано более 300 видов птиц, значительная часть которых занесена в Красную книгу. Ещё это озеро можно назвать птичьим водоёмом. На озере Ханка обитают журавли, цапли, утки, гуси, лебеди, белый аист, утка – мандаринка. Богатое кормом озеро, словно гигантская заправочная станция, лежит точно под главной трассой пролёта водоплавающих птиц. На Ханку слетаются перелётные птицы, чтобы отдохнуть и продолжить свой путь в тёплые края.

Воспитатель:

Ребята, давайте раздвинем заросли прибрежного камыша и посмотрим,  кто там плавает по зеркальной глади озера. Это красавцы – лебеди. Лебедь шипун и кликун. Как вы думаете, почему их так назвали?

Дети: Потому что они умеют шипеть.

Воспитатель: Правильно, недаром про него говорят:

«Когда плывёт прекрасен,

когда шипит – опасен.»

Воспитатель: Ещё одна особенность лебедей, создавая пару они сохраняют верность друг другу на всю жизнь И ещё у лебедя- шипуна есть отличия от других лебедей. При плавании он часто изгибает шею в виде латинской буквы S, а клюв и  голову держит наклонно к воде, и вблизи хорошо видно большой нарост –

 «шишку» на лбу.

Воспитатель: А, что это за птица пролетела над нами? Отгадайте загадку?

Встали братья на ходули

Ищут корма на пути

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.

Дети: Это журавль.

Воспитатель:

Перед нами даурский журавль, огромная снежно – белая птица с чёрными концами крыльев и чёрной шеей, его рост 1.5 метра. Журавли очень осторожные птицы, людей к себе не подпускают. Эти птицы неторопливо расхаживают, ловят лягушек. Некоторым счастливчикам удаётся увидеть журавлиный танец – это незабываемое зрелище .Журавли занесены в Красную Книгу. Запрещена охота на этих  редких птиц, создаются специальные заказника для развода журавлей.

Разминка «Журавль»

(дети стоят в кругу, в центре «журавль» дети произносят слова и выполняют движения согласно тексту)

Жура – жура – журавель

Облетел ты сто земель

Облетел, обходил.

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля

- Где же лучшая земля?

Отвечал он пролетая

- Лучше нет родного края!

Воспитатель:

Посмотрите, а это утка-мандаринка. Она живёт в лесу, делает гнездо в дупле на высоте до 20 метров. За яркость оперения её называют «огоньком». У неё ярко окрашенные золотисто-рыжие и красные перья. Мандаринки очень  любят жёлуди, они садятся на ветки дубов, чтобы их склёвывать, собирают жёлуди на земле. Уточки частые гости озера питаются лягушками, мелкой рыбёшкой, улитками, жуками.

Игра «Не ошибись»

Если птицу назову в ладоши надо хлопнуть,

А если что-то другое – то ногою топнуть!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, мухи и стрижи,

Лисы и вороны, галки, макароны,

Воробьи и чайки, грачи и балалайки,

Чибисы, моржи, соколы, чижи,

Снегири, кукушки, гуси и ватрушки

Лебеди и совы, дятлы и коровы.

Прилетели под конец

Галка, щука и скворец

Лебеди и утки

И спасибо шутки.

Воспитатель:

Хорошо сегодня на озере. Светит ласковое солнышко. Хорошо полежать на тёплом песке. Смотрите, из воды выглядывают глаза и нос. Кто же это?

Дети: Это дальневосточная черепаха.

Воспитатель:

Приглядитесь к ней. Какое – то странное животное. Она отличается от других  черепах тем, что не имеет твёрдого панциря, её панцирь покрыт мягкой,  гладкой кожей. Основную часть времени черепахи озера Ханки проводят под водой, зарывшись в ил, и выставив наружу мордочку. Так они подкарауливают рыбу или других водных обитателей. Дальневосточная черепаха – очень редкое животное, занесённое в Красную Книгу нашей страны.

Воспитатель:

А что это за удивительные цветы качаются на зеркальной глади озера? Посмотрите, какие огромные розовые чаши. Кажется, само солнце прячется в них. Как зовут этот цветок?

Дети: Этот цветок называют лотос

Воспитатель:

Это очень древнее растение. Он произрастал на земном шаре ещё 100 млн. лет назад. Сколько времени существует мир, столько люди поклоняются лотосу, как растению, цветы которого притягивают к себе необыкновенной, волшебной красотой. Какого цвета лепестки лотоса?

Дети: Цветы нежно-розового цвета.

Воспитатель: Какие замечательные слова:

Подняли розовые шапки

Подружки к солнцу, на воде

Они – зари прекрасной капли

Их можно прировнять к звезде.

Цветёт лотос 3 – 4 дня, затем лепестки опадают, и образуется коробочка, в которой находятся семена. Давайте представим, что вы лотосы.

Психологическая игра «Лотос»

Дети садятся на корточки, плотно сжав колени и руки, сложенные ладонь к ладони над головой. Они бутончики лотоса над водой.

Лотос раскрывается   (медленно раскрываются в стороны руки)

На ветру качается   (медленные наклоны вправо, влево)

Все лепестки облетели (руки опущены)

Семена уже поспели   (вытягивается вверх голова)

Украшает землю нашу

Нет цветка в природе краше   (руки разводят в стороны, улыбаются)

Воспитатель:

Ни птицы, ни насекомые, ни звери не могут защитить себя сами. А человек может сделать много полезного для сохранения природы. Работники Ханкайского заповедника охраняют птиц, черепах, растения. Изучают места гнездования журавлей, аистов. В заповедниках нельзя отстреливать птиц, рвать растения, пугать птиц.

Экологическая игра «Да – нет»

Можно загрязнять реки?

Можно оставлять мусор в лесу?

Можно кормить птиц зимой?

Можно мыть машину в реке?

Можно разорять гнёзда птиц?

Нельзя разрушать муравейники?

Нельзя поджигать лес?

Воспитатель: Вот мы и познакомились с Ханкайским заповедником. Нам пора возвращаться домой. До свидания, Ханка!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием правополушарной техники изображения…

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием правополушарной техники изображения «Зимний закат» Возраст детей 6-7 лет Цель: Развитие творческих изобразительных способностей детей...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на…

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Пожарная безопасность» (Для детей подготовительной группы) Цель: развитие связной речи. Задачи: Образовательные: - формировать у детей умение...

Конспект интегрированной образовательной деятельности. Тема: «Земля заповедная»

Конспект интегрированной образовательной деятельности Тема: «Земля заповедная» Программные задачи: - познакомить детей с заповедником Липецкой области «Галичья гора»; - закрепить знания о гербе...

Читайте также

Конспект занятия в младшей группе (основы безопасности жизнедеятельности). Тема: «Чему…

Конспект занятия в младшей группе (основы безопасности жизнедеятельности) Тема: «Чему нас учат сказки» Цель: Закрепить знания детей о безопасном поведении в...

Методы и приемы, помогающие повысить мотивацию на занятиях у старших…

Методы и приемы, помогающие повысить мотивацию на занятиях у старших дошкольников Мотивация – это процесс побуждения, это совокупность внутренних и внешних...

Логопедический массаж как одно из средств коррекции звукопроизношения у детей…

Логопедический массаж как одно из средств коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии Речь – одна из основных...