Конспект НОД «В гости в прошлое.....»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура»

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми о том, какие сёла входят в Губкинский городской округ, чем богат этот край, о достопримечательных местах города Губкина, чем он знаменит.

2. Рассматривание карты Губкинского городского округа.

Программное содержание:

1. Расширять представления дошкольников о культурных традициях Губкинского края.

2.Формировать познавательный интерес к окружающему.

3. Познакомить детей с народным костюмом Губкинского городского округа.

4. Развивать связную речь на основе народного фольклора. Активизировать речь детей словами «станок», святки, колядки.

5. Воспитывать чувство национального достоинства и гордости за культурное наследие наших предков.

Материалы и оборудование: мультимидийный проектор, экран, музыкальный центр, видеоролики с выступлением фольклорного ансамбля и проведением праздника «Масленицы» на центральной площади города Губкина, слайды с изображением мужского народного костюма Губкинского района и проведением праздников «Троицы», «Святок» в сёлах Губкинского городского округа, разрезные картинки женского и мужского народных костюмов Губкинского района для игры «Собери костюм», аудиозапись хоровода «Берёза моя, берёзонька», макет русской печи, солёное тесто, скалки по количеству детей, фигурные формы заготовки для придания пряникам заданной формы, рушник, поднос, каравай, искусственная берёза, ленты, цветы, венки для каждого ребёнка, шапочка «ворона», блины.

 

Ход мероприятия:

Первый воспитатель: - Совсем недавно все мы праздновали День рождения нашего любимого города. Мы уже с вами немало говорили о его достопримечательностях, о людях, живущих в нём и о том, чем богат наш Губкинский край. Скажите, а чем знаменит наш Губкинский район?

Дети: Плодородными землями, железной рудой…

Первыйвоспитатель: - Правильно. А вот сегодня мы поговорим о культурных традициях нашего края, которые прочно вошли в жизнь губкинцев и стали неотъемлемой и привычной их частью жизни. Историческая культура наших предков всегда передавалась и передаётся из поколения в поколение. Фольклор, традиции, обряды – это родник, из которого наши люди черпают силы, свою самобытность и национальную особенность.

Просматривание видеоролика с песней «Ой, сей мать муку» в исполнении фольклорного ансамбля Губкинского района.

Выходит второй воспитатель в народном костюме Губкинского района с рушником и караваем:

- Дорогих гостей встречаю

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

День добрый детушки — касатушки!

Проходите, не стесняйтесь,

По удобней располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Приготовьте ушки, глазки.

Слушайте мои рассказки.

Дети садятся на стулья полукругом и она их угощает караваем.

Второй воспитатель: - Ребята, посмотрите, какой у меня красивый костюм. Такие костюмы в нашей местности женщины носили в давние времена. Посмотрите, костюм состоит из шерстяной домотканой юбки, рубахи, фартука, подпояски и платка. Такие юбки шьются из семи клиньев, где каждый шов выполняется вручную. Они обычно красного цвета, хотя бывают и чёрные, и серые, и коричневые. Юбки могут быть и не однотонные, а в крупную или мелкую клетку. Красочным и оригинальным элементом костюма является рубаха. В старину её называли «станок». «Станок» - широкого покроя, белый, сотканный из льна. Ворот «станка» двойной, прямоугольной формы. Рукав у рубахи широкий, вышитый красными, либо красным с чёрным цветами. Манжет собран в мелкую складочку, который завершается атласной рюшкой. Поверх юбки повязывается фартук, который также обильно украшен вышивкой. Сверху фартука повязывался тканный или плетёный пояс. А на голове женщины носили красные платки, девушки – красную ленту. Распространённой обувью были чуни, сплетённые из кожаных ремешков или старых разбитых верёвок. Обувь никогда не надевали на голую ногу. Для этого вязали носки или чулки, но чаще всего использовали онучи – длинные широкие полосы холщовой или шерстяной ткани, которыми нога обматывалась ниже колена.

Дети рассматривают костюм.

Второй воспитатель: - А мужчины одевались в белые рубахи и «рябые» штаны – брюки в чёрную и белую полоски. (Показ слайда). А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Собери костюм». Обратите внимание на столы, на которых лежат разрезные картинки народного мужского костюма и народного женского костюма Губкинского района. Для того, чтобы собрать эти костюмы, давайте с вами разделимся на 2 группы - мальчиков и девочек. Группа мальчиков будет собирать из разрезных частей мужской   костюм, а группа девочек – женский.

Дети выполняют задание.

Воспитатели проверяют правильность выполненной работы.

Второй воспитатель: - Обычно в такие костюмы, как у меня, женщины наряжались в праздники. А праздников в давние времена было немало, и в каждом селе Губкинского городского округа их отмечали по – своему. Эти праздники существуют и поныне. Ребята, а какие вы знаете праздники?

Дети: Рождество, Масленица, Троица.

Второй воспитатель: - Правильно. Во всех сёлах праздники отмечались по - своему. Вот, например, в селе Меловом каждое лето отмечался праздник Троица, который отмечается и поныне. «В Троицын день – вся земля именинница» - так говорили жители села. Хаты украшали ветками берёзы, полы в избах выстилали чабрецом, в кувшинах стояли цветы. Троицын день старались встретить не в доме, а в саду, в лесу или в поле. Вечером незамужние девушки носили по селу украшенную алыми лентами ветку берёзы и водили хороводы. В праздник на Троицу в особом почёте была и до сих пор считается – берёзка. Праздник начинали девушки. Они украшали берёзку ленточками и цветами.

Воспитатель подводит детей к искусственной берёзе и предлагает её украсить цветами и лентами.

Дети украшают.

Второй воспитатель: - А сейчас ребята, я вам предлагаю поводить со мной хоровод «Берёза, моя берёзонька».

Дети делают круг вокруг берёзы и им   на головы надевают венки.

Звучит фонограмма хоровода «Берёза, моя берёзонька».

Ты, берёзонька, да ты кудрявая,
Ты когда взошла, да когда выросла?

 

Ты когда взошла, да когда выросла?
Ты весной взошла, да летом выросла!

 

Под тобой, берёза, то не мак цветёт,
То не мак цветёт, не огонь горит.

 

То не мак цветёт, и не огонь горит
Под тобой, берёзка, красные девушки.

Под тобой, берёзка, красные девушки,
Они песню поют, да тебя величают.

Детям снимают венки и они садятся на стулья.

 

Второй воспитатель: - Ещё есть и зимний большой праздник - Святки. Праздновался он две недели, начиная с Рождественского сочельника 6 января и заканчивающихся Крещением 19 января. Святки в крестьянском быту считались самым весёлым, шумным праздником. На Святки не работали, ходили на «днюшки», «вечерушки», катались на санях, играли в снежки, пели песни, «водили танцы». Под Рождество молодёжь собиралась группами, отдельно девушки, отдельно парни, ходили по дворам, стучали в окна и кричали: «Сужен – ряжен, кафтаном обряжен, как невесту (жениха) зовут?». Хозяйка двора должна была выкрикнуть столько имён, сколько парней (девушек) было в компании. По селу ходили ряженые, пели поздравительные песни. Так в селе Аверино они назывались «щедровеями». В селе Богословка – «колядками», в селе Меловом – «посевальными». (Показ слайдов).   Ребята, а давайте с вами сейчас представим, что мы на одном из таких праздников и немного поколядуем.

Дети проговаривают колядку:

Коляда, коляда!

Пришла коляда

На канун Рождества;

Мы ходили, мы искали

Коляду святую

По всем по дворам, по проулочкам.

Нашли коляду...

Второй воспитатель: - А вы знаете, что во время колядок, все колядующие получали различные подарки или угощения. Сейчас давайте с вами приготовим какие – нибудь угощения. Например – пряники.

Детям предлагают сесть за столы, на которых для каждого ребёнка приготовлены кусочки солёного теста для изготовления «пряников», скалки для раскатывания теста и фигурные заготовки для придания пряникам заданной формы.

В конце работы воспитатель собирает у детей вылепленные пряники и выкладывает их на противень, который потом ставит в «макет русской печи».

Второй воспитатель: - А в конце зимы праздновали Масленицу. Народ всегда величал этот праздник: «Честная, весёлая, разгульная Масленица, широкая боярыня». В центре села ставили столб, на верхушку столба вешали приз, который доставался самому ловкому из желающих получить его. Молодые парни и девушки, дети катались на лошадях. И по сей день сохраняется традиция отмечать этот праздник широким гулянием. Каждый год в последнее воскресенье зимы почти все жители нашего города собираются на центральной площади, где устраиваются народные гуляния: всевозможные ярмарки, исполняются хоровые народные песни, проводятся различные конкурсы, игры. А давайте сейчас с вами поиграем в одну русскую народную игру. Игра называется «Ворон на дубу». Давайте выберем «ворона». Встанем в круг вокруг него и споём песню.   (Включается фонограмма). «Ворону» надевают соответствующую шапочку.

Ой, ребята, та - ра - ра,

На столе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах

Чёрный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точенная, позолоченная

Труба ладная, песня складная. Да!

(«Ворон» после песни протягивает крыло между стоящими рядом детьми и они на слова «Раз, два, три – беги» бегут в разные стороны вокруг. Кто первым добежит до «ворона» и дотронется до его «крыла», тот становится новым «вороном»).

Второй воспитатель: - Молодцы, ребята. А вы знаете, чем заканчивался этот праздник?

Дети: В конце этого праздника сжигали Чучело.

Второй воспитатель: - Правильно! Чучело сжигали, как символ зимы, которая закончилась. А образовавшийся пепел развивали над полями – на «богатый урожай».

Детям предлагается посмотреть видеоролик с изображением празднования праздника Масленицы в городе Губкине.

Дети смотрят видеоролик.

торой воспитатель:  - Вот так проходит этот праздник у нас в городе. Конечно на этом празднике всегда бывает много угощений. А какое главное угощение бывает на этом празднике?

Дети: Блины.

Второй воспитатель: - Правильно, блины, символизирующие собой солнце. «Без блинов – не Маслёна» - была такая поговорка.

Всласть блинчиков нам, всем поесть

Угощайтесь гости дорогие.

Воспитатель угощает детей блинами и прощается с ними. Уходит.

Дети кушают блины.

Итог занятия:

Первый воспитатель: - Сегодня мы с вами познакомились с некоторыми культурными традициями Губкинского городского округа. И как всё-таки приятно, что они не утратили своего значения в жизни наших земляков и поныне.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер класс для педагогов «Если мы сохраним природу, то все…

Мастер класс для педагогов «Если мы сохраним природу, то все вокруг можно созерцать не по картинкам, а наяву» Здравствуйте уважаемые коллеги...

Опыт работы по патриотическому воспитанию в музыкальной деятельности ДОУ Тема…

Опыт работы по патриотическому воспитанию в музыкальной деятельности ДОУТема «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности» «Музыкальное воспитание −это не...

Музыкальное занятие в подготовительной группе с применением технологии ТРИЗ

Музыкальное занятие в подготовительной группе с применением технологии ТРИЗ Цель: - активизировать интерес детей к классической музыке и музыкальной культуре; обогащать музыкальные впечатления...

Читайте также

Физкультурное занятие с элементами хат-ха йоги «В здоровом теле –…

Физкультурное занятие с элементами хат-ха йоги «В здоровом теле – здоровый дух» Цели. 1. Укрепление физического и психического здоровья детей, а именно...

Сценарий новогоднего праздника в подготовительной группе «Снежная королева»

Сценарий новогоднего праздника в подготовительной группе «Снежная королева»

Рабочая программа по основам православной культуры в средней группе

Рабочая программа по основам православной культурыв средней группе Пояснительная записка На протяжении всей истории человечества главным и определяющим в устроении любого общества...