Рабочая программа по основам православной культуры
в средней группе

Пояснительная записка

На протяжении всей истории человечества главным и определяющим в устроении любого общества было религиозное начало. Именно религия определяла фундаментальные основы бытия общества и человека. Поэтому закономерно, что и в воспитании почти у всех народов главным формирование почитания и любви к Богу. А обучение знаниям, умениям и навыкам имело хотя и очень важное, но вторичное значение. Это вполне объяснимо, так как если человек формировался как духовная и нравственная личность, то все остальное он более-менее мог освоить. Таким было на протяжении веков и воспитание в России.

В этот период вопреки тысячелетней традиции воспитание было выстроено на атеистической основе, а из педагогической науки было искусственно изъяты знания о духовном мире ребёнка и его развитии.

Это сделало невозможным и духовно-нравственное воспитание, и исследование духовно-нравственной проблематики, что самым негативным образом сказалось и на воспитании, и на науке.

Осознавая катастрофические последствия атеизации, российское общество пытается сегодня восстановить систему духовно-нравственного воспитания, направленную на развитие в человеке подлинной духовности и нравственности.

Однако создать систему духовно-нравственного воспитания искусственно невозможно. Само это воспитание складывалось в обществе на протяжении столетий и проявлялось в традициях, обычаях, образе жизни. Поэтому построение системы духовно-нравственного воспитания предполагает возрождение в современном российском обществе полноты православной жизни, а в образовании- восстановление системы традиционных духовно-нравственных ценностей, традиционного содержания образования, системы традиционных отношений между педагогами и детьми.

В настоящее время для создания системы духовно-нравственного воспитания в нашем ДОУ №6 введён курс занятий по основам православной культуры в средней группе.

Курс проводится в форме кружковой работы 1 раз в неделю по пятницам во II половине дня в среднем возрасте 20 минут (в старшем-25, в подготовительном возрасте- 30 минут). В год проводится 35 занятий.

Цель: духовно-нравственное и социальное развитие личности ребёнка, развитие его духовного, психического и телесного здоровья.

Обучающие
задачи
-Познакомить с представлениями и понятиями о Боге, мироустроении и миропорядке.
-Дать православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека.
-Познакомить детей с правилами доброй, совестливой нравственной жизни с людьми и миром. с правилами этикета.
-Содействовать формированию представлений о здоровом образе жизни и нравственных волевых качествах; при обучении детей произвольному поведению и саморегуляции дать им знаний о «самочувствии», представлениям о самооценке и саморегуляции.
Воспитательные задачи -Воспитывать чувства сопричастности и доверия к Богу, благоговения к святыням, стремление подражать высоким образам евангельских сюжетов.
-Воспитывать у детей чувства любви и уважения к Родине, своему народу и культуре.
-Воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним, доброжелательность и добросердечность; воспитывать чувства почтения и любви к родителям, послушания и благодарности к родителям и педагогам; воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда.
-Воспитывать позитивное отношение к миру.
Развивающие
задачи
-Содействовать развитию творческой духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно-нравственное назначение человека как «созидателя» путём формирования любви к Богу, Спасителю и Богородице, к Православной Церкви; развивать интерес к образцам подвига благочестия.
-Развивать у детей способности различать нравственное и безнравственное в сказке, рассказе и жизни путём приобщения к традициям православной культуры и традиционному укладу жизни.
-Развивать социальную сферу, формировать способности к сопереживанию,
-Развивать бережное отношение к своему здоровью, навыки произвольного поведения, навыки самооценки и саморегуляции.

Содержание программы

Основой содержания программы духовно-нравственного воспитания является православная культура, выстроенная на основе календаря: природного, гражданского и, что особенно важно, православного церковного календаря, в соответствии с которым проживаются жизненные события, планируется и строится вся воспитательно-образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста в процессе осуществления разных видов деятельности.

Важнейшей особенностью содержания является то, что оно не только наполнено высшими духовнонравственным и культурным содержанием, здесь не просто идет формирование ручных умений и навыков, а все становится действенным и значимым. Так, изготовление поделок и рисунков значимо потому, что они предназначены для близких людей: для родителей или друзей.

Содержание православной культуры представлено в 7 разделах:

1. Бог – творец мира;

2. Жизнь Иисуса Христа и Богородицы;

3. Храм – дом Божий;

4. Главные православные праздники;

5. Жития святых;

6. Божьи заповеди;

7. Художественная культура.

Православное понятие о Боге, мире и человеке.

Молитва в жизни ребёнка.

Раздел программы «Бог – Творец мира» направлен на освоение следующих понятий и представлений, как Бог, Мир и его творение, человек в целостной картине мира. Сообщая детям самые первые элементарные сведения о Боге, творении Им мира, о человеке и его жизни, святых и подвижниках православия, можно и нужно увязать воедино духовное и материальное, умозрительное и нравственное, идеальное и практическое.

В возрасте 3-5 лет дети готовы к принятию Бога как Творца нашего мира, в котором мы живем. Дети любуются красотой цветов, деревьев всей природы, радуются ветерку, солнышку, радуге. Рассматривают узорчатые снежинки зимой.

Молитва в жизни ребёнка. Дети с 3-5 лет знакомятся и по желанию осваивают доступные и понятные молитвы: «Господи, помилуй мя», «Слава Тебе, Господи!», «Богородица, спаси мя!», знакомятся со значением крестного знамения. Приобщение детей к пониманию молитвы создает условия для формирования позитивного мировосприятия и миропонимания, а также закладывает базисные качества личности: веру в любовь и мудрость Божию, доверие к близким, чувства защищенности и желание заботиться о близких и слабых по образу и подобию высших образцов благочестия.

Знакомство детей с образами Иисуса Христа и Богородицы.

В средней группе для детей 4-5 лет проводится уже больше праздничных занятий. Добавляются занятия, посвященные праздникам Сретения Господня и его Крещения, на которых дети знакомятся с событиями детства Иисуса Христа. Значимо для духовно-нравственного развития детей занятие по подготовке их к празднику Покрова Пресвятой Богородицы, что создает благоприятные условия для формирования и закрепления благодарного и заботливого отношения к материнскому образу, а также для закрепления чувства безопасности и любви, которую дети получают от своих матерей. Этот праздник также напрямую обеспечивает формирование у каждого ребенка и чувства защищенности и любви, и устанавливается святое отношение к Богородице, которое освящает отношение маленького ребенка и к своей матери, и к женщинам вообще. С детьми этого возраста проводится также и Масленица, зрителями ее празднования дети, возможно, были в младшей группе. Этот праздник дает детям почувствовать не только радость от зимних забав и ожидание весны, но и приблизиться к пониманию смысла дня Прощеное Воскресенье.

Божии заповеди-законы нравственности для детей.

Знакомство с Божиими заповедями как с нравственными нормами у детей дошкольного возраста успешнее проводится в процессе доступного изучения Священного Писания, чтения и обсуждения смысла русских сказок, пословиц, поговорок, в процессе коллективных игр и праздников, когда действенно проявляется детская любовь к ближнему, жалость к слабому и неприятие зла.

В возрасте 4-5 лет при создании необходимых условий для духовного развития личности, в том числе и его ценностно-смысловой сферы, важны такие духовно-нравственные качества, как вера – доверие – миролюбие – забота и защита ближних и слабых.

Изучение художественной культуры.

Большие возможности для успешного овладения Божественными заповедями дает народное творчество, позволяя освоить заповеди в образной, доступной для ребенка форме. Первоначальное ознакомление детей с Заповедями Божиими как основой нравственной жизни человека, исполнением которых достигаются добродетели, происходит не только в процессе первоначального доступного знакомства с краткой историей Нового Завета и образцами добродетельной жизни святых угодников Божиих, но и при ознакомлении с народными и авторскими сказками, малыми фольклорными формами (загадками, пословицами, поговорками), которые часто используются в повседневной жизни.

Столь же важно познакомить детей с произведениями литературы и изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов в эмоционально привлекательной, понятной форме передающих сведения эстетического, духовно-нравственного и учительного характера. Для содействия образному восприятию евангельских сюжетов и сказок используются книжные иллюстрации И. Билибина, репродукции картин В.М. Васнецова и др., которые помогают детям ярче прочувствовать и понять образы героев и события сказки. Образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства, иконы также нужны для иллюстрации сказок.

Дни Ангела (именины) в воспитании детей.

Дети отбирают и оформляют свои лучшие рисунки и поделки для подарков именинникам. На праздник приглашаются родители и близкие родственники, устраивается праздничная трапеза, где дети приобретают опыт говорить поздравления и выражать пожелания не только земного благополучия, но и связанные с реализацией своего высшего назначения, Божиего промысла о нас.

Традиция отмечать именины Детей дошкольного возраста учат знать свою фамилию, имя и отчество. Фамилия указывает на род, отчество – на отца, а имя принадлежит самому ребенку. Не бывает людей безымянных. Во время празднования именин появляется возможность дать детям почувствовать, что имя – это бесценный дар. Имя дается человеку один раз и навсегда. Его не следует выдумывать или изобретать.

Знакомство детей с образами и жизнью святых людей.

Детей 4-5 лет знакомят с событиями жизни святых угодников Божиих: преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Образцы жизни святых задают нормы для поведения малышей, их отношений к нашим меньшим братьям. Во время занятий желательно показать детям цветные иллюстрации с изображениями Сергия Радонежского и Серафима Саровского в общении с животными.

Храм-Дом Божий.

Дети посещают храм как вне службы, так и во время богослужений. Здесь они знакомятся с храмом и основными правилами поведения в нем. Обращается внимание детей на церковное пение и колокольный звон. Дети узнают, зачем люди ходят в церковь.

На пятом году жизни детей, когда возрастает их самостоятельность и осознание ощущения себя личностью, очень своевременно подвести их к восприятию молитвы как личной беседы с Богом. К концу пятого года жизни дети могут освоить примерно четыре молитвы: «Господи, помоги», «Слава Тебе, Господи!», «Господи, помилуй!», «Господи, спаси и сохрани!», «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

Во время занятий или при посещении храма дети учатся понимать значение крестного знамения. У детей складывается убеждение в необходимости послушания и милосердия в отношениях с близкими людьми и миром природы.

Главные православные праздники-одна из основ образа жизни ребёнка в детском саду.

Основным содержанием раздела «Главные православные праздники» является художественно-продуктивная деятельность, отвечающая деятельностному характеру развития детей дошкольного возраста, доступная, осмысленная и предпочитаемая ребенком. (Основная часть этого раздела представлена по книге О.М. Потаповской.) Дети мастерят подарки, украшения, трудятся, готовясь к празднику. Продуктивная деятельность имеет уникальные развивающие и коррекционные возможности: в процессе развития ручных умений совершенствуется мышление, речь, активно идет формирование эмоционально-волевой сферы личности, ребенок привыкает адекватно выражать радость, внимание, заботу, одновременно проявляет терпение, выдержку и послушание.

Проведение праздников с детьми 4-5- летнего возраста. Ребенок в возрасте 4-5 лет уже имеет представление о церковных праздниках и традициях. Рождество, Пасха, Троица – все эти красочные и торжественные праздники глубоко влияют на детское сознание. Такие события и связанные с ними впечатления помогают формированию духовной жизни ребенка и становятся почвой и фундаментом для его действий в будущем.

Месяц Тема занятия Программное содержание
Сентябрь Бог – Творец мира, в котором мы живем.

Обучающие задачи: знакомить детей с основными духовными и нравственными понятиями православия о мироустроении и его Создателе, о любви, мудрости и порядке в природе, о ее красоте. Способствовать формированию у детей представлений о добром устроении мира.

Воспитательные задачи: воспитывать чувства сопричастности к живому миру, близости, открытости и доверия к его Творцу. Воспитывать заботливое отношение к растениям и животным, бережное отношение к окружающему миру. Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе.

Развивающие задачи: содействовать становлению духовно-нравственной личности ребенка с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога через приобщение к красоте и мудрости созданного им мира. Способствовать становлению творческой личности ребенка. Развивать ручные умения. Формировать элементарные навыки рукоделия при работе с бумагой и клеем. Развивать у детей навыки трудолюбия, привычки к занятиям и полезной деятельности.

  Привычные слова и имена: Вера, Надежда, Любовь. Работы в подарок сентябрьским именинникам .

Обучающие задачи: формировать представления о том, что в окружающей жизни говорит нам о Боге. Учить понимать значение знакомых слов «спасибо», «прощай», познакомить с происхождением имен Богдан, Надежда, Любовь, Вера, со значением нового для них понятия «святой» и со значением слова «нимб».

Воспитательные задачи: воспитывать у детей желание быть похожими на небесных покровителей, быть такими же добрыми, трудолюбивыми и послушными, как они.

Развивающие задачи: развивать фонематический слух у детей; внимание к смыслу привычных для нас имен и слов; понимание верности добру и противления злу.

  Коллективная аппликация «Журавлики летят». Обучающие задачи: продолжать знакомить детей с основными духовными и нравственными представлениями Православия о мироустроении и его Создателе, о любви, мудрости и порядке в природе, о ее красоте. Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь к Родине и родной природе; желание радовать близких результатами своего труда. Развивающие задачи: развивать эстетическое восприятие, умение замечать красивое; соотносить душевные переживания человека с природными изменениями; развивать способности детей создавать выразительный художественный образ с помощью аппликации из природных материалов.
  Храм Божий: церковный звон колоколов.

Обучающие задачи: дать детям представление о назначении колокольни, колокола и колокольного звона. Расширять словарный запас детей, вводя в речевой оборот слова: колокол, колокольня, звонарь. Ознакомить детей со строением колокольни и самого колокола (ухо, язык, тело, пояс). Учить различать по характеру церковные звоны.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к духовным традициям своего народа; чувство любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре.

Развивающие задачи: способствовать формированию у детей понимания места колокольного звона в православной традиции. Развивать слуховое и эстетическое восприятие при прослушивании колокольного звона.

Октябрь Святые угодники Божии. Преподобный Сергий Радонежский

Обучающие задачи: познакомить детей с основными событиями из жизни прп. Сергия Радонежского. Формировать понимание милосердия и трудолюбия в повседневной жизни, в труде и испытаниях.

Воспитательные задачи: воспитывать стремление детей подражать святому в добродетелях милосердия и послушания родителям, в любви к людям и Богу.

Развивающие задачи: содействовать развитию внимания к близким, к родителям и сверстникам, качеств заботливости и терпения.

  Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы

Обучающие задачи: знакомить детей с основными событиями жизни Богородицы. Ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни своего народа. Учить детей понимать смысл послушания, смирения, любви.

Воспитательные задачи: содействовать улучшению поведения ребенка, смягчению характера; позитивным изменениям во внутрисемейных отношениях.

Развивающие задачи: способствовать оптимистическому восприятию мира и жизни ребенком через знакомство с миром иконографии. Развивать словарный запас и умение строить сложные фразы

  Белую куру сыплет из-за тучи Воспитательные задачи: воспитание доброжелательного отношения к окружающему миру, желания передать свои чувства и отношения в творческой работе, предназначенной для подарка близким.
Развивающие задачи: развивать у детей наблюдательность, Образное мышление, способность видеть в реальных событиях духовный смысл.
  Долг платежом красен (По сказке «Муравей и голубка»)

Обучающие задачи: учить детей при пересказе соблюдать последовательность событий сюжета прослушанного произведения. Учить понимать и различать качества послушания и благодарности как Божиих заповедей для людей.

Воспитательные задачи: способствовать формированию таких духовно-нравственных качеств личности, как милосердие, благодарность, взаимовыручка. «Сам погибай, а друга выручай», «Долг платежом красен». Способствовать развитию в детях чувства благодарности. Воспитывать милосердие и стремление помочь другу в беде.

Развивающие задачи: содействовать развитию образного восприятия. Развивать понимание смысла слова «благодарность».

  Зимние заботы. Работы в подарок ноябрьским именинникам Обучающие задачи: знакомить детей с правилами доброй совестливой жизни с близкими - формировать и расширять представления детей о духовно-нравственных качествах: внимание, забота, нежность, любовь, благодарность и послушание. Воспитательные задачи: воспитывать у детей духовно-нравственные качества, такие как милосердие, послушание, забота о родных и слабых, любовь к родным.
Развивающие задачи: развивать внимательность и заботу к окружающим. Развивать эмоциональную отзывчивость. Учить детей быть милосердными и заботливыми.
Декабрь О любви и доброте в семье

Обучающие задачи: познакомить детей с правилами доброй, совестливой жизни с людьми и миром. Расширять представления детей об основных духовно-нравственных понятиях: добро – зло, бескорыстие – жадность, стыд – совесть.

Воспитательные задачи: воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним; чувства почтения, благодарности и любви к родителям; доброжелательность и добросердечность.

Развивающие задачи: развивать способность к сопереживанию, сорадованию и адекватному проявлению этих чувств.

  В тесноте, да не в обиде (По сказке «Теремок»)

Обучающие задачи: продолжать развивать представления детей об окружающем мире. Уточнить представления детей об особенностях разных построек. Учить детей рассматривать иллюстрации, подмечая интересные детали. Учить детей анализировать поступки героев сказки и их последствия, понимать смысл пословицы: «В тесноте, да не в обиде». Способствовать формированию представлений о доброте и взаимопомощи.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей гостеприимство, доброжелательность и дружелюбие.

Развивающие задачи: развивать внимание, наблюдательность. Создавать условия для развития эмоционально-волевой сферы ребенка, умений регулировать свое поведение, навыков конструктивных социальных отношений.

  О послушании в семье (по сказке «Петушок и курочка»)

Обучающие задачи: дать детям представления о доброте и заботе между детьми в семье. Учить жить по Заповедям Божиим.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей послушание и бережность, доброту и щедрость. Воспитывать сдержанность и преодоление упрямства и своеволия.

Развивающие задачи: развивать логическое мышление и моральное сознание детей через установление причинно-следственных связей между свойствами характера и последствиями: непослушание приводит к беде, забота о ближнем утешает в горе.

Ноябрь «Как помириться?» (По сказке «Лиса и журавль»)

Обучающие задачи: дать детям представление о причинах ссор между детьми и людьми. Учить детей жить по Заповедям Божиим.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей бережность, уступчивость, доброту и щедрость. Помогать детям осознавать необходимость сдерживать свою жадность и преодолевать упрямство.

Развивающие задачи: развивать логическое мышление и моральное сознание детей через установление причинно-следственных связей между свойствами характера людей и их поступками: жадность приводит к ссоре, непонимание другого – приводит к ссоре и т.п.

  Первый снег. Ангел белую крупу сыплет из-за тучи

Обучающие задачи: закреплять представления детей о связи мира видимого и невидимого (духовного, ангельского).

Воспитательные задачи: воспитание доброжелательного отношения к окружающему миру, желания передать свои чувства и отношения в творческой работе, предназначенной для подарка близким.

Развивающие задачи: развивать у детей наблюдательность, образное мышление, способность видеть в реальных событиях духовный смысл.

Январь Светло солнышко взошло в Рождество Христово

Обучающие задачи: закреплять знания о евангельских событиях Рождества Христова. Знакомить детей с традицией празднования Рождества – главного и любимого праздника года для детей.

Воспитательные задачи: воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня. Воспитывать чувство благодарности родителям, воспитателям и Богу за доставленные праздничные радости.

Развивающие задачи: развивать в детях желание радовать близких в праздник любовью, заботой, хорошим поведением. Закреплять стремление дарить подарки близким.

  Преподобный Серафим Саровский – скорый помощничек

Обучающие задачи: познакомить детей с особым свойством преподобного Серафима Саровского помогать людям, особенно больным и обиженным.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное милосердное отношение к детям и всему живому на земле.

Развивающие задачи: формировать первоначальные представления о святости, любви и доброте, соединяющих человека с Богом и всем миром.

  Праздник Крещения

Обучающие задачи: дать детям знания об истории появления обычая освящать воду, о событии крещения Господа Иисуса Христа. Раскрыть детям значение и смысл водосвятия.

Воспитательные задачи: приобщать детей к благочестивым традициям подготовки к празднику и его празднования. Воспитывать у детей чувство благоговения к святыням. Приобщать детей к духовным традициям русского народа, освящению воды и празднования Крещения.

Развивающие задачи: Развивать преемственность духовных традиций.

  Дети и птицы зимой. Работы в подарок январским именинникам.

Обучающие задачи: закреплять у детей знания о правилах доброй совестливой жизни с окружающими людьми и с природой.

Воспитательные задачи: воспитывать милосердие и внимательное отношение к людям, животным и птицам; доброе внимание и чувство заботы о малых пташках; сострадание по отношению к нуждающимся в помощи и стремление помочь.

Развивающие задачи: содействовать развитию у детей привычки к делам милосердия, развивать навыки произвольного поведения, постоянного внимания и заботливого ухода.

  В согласии жить – никто не одолеет (По сказке «Зимовье зверей»)

Обучающие задачи: уточнить представления детей о диких и домашних животных. Способствовать пониманию таких нравственных качеств как дружба и согласие. Учить понимать и использовать поговорки «Согласного стада волк не берет» и «В согласии жить – никто не одолеет».

Воспитательные задачи: дать детям представление о необходимости дружбы, взаимопонимания и согласия между людьми.

Развивающие задачи: способствовать развитию музыкальной памяти. Развивать коллективизм: учить детей дружить и согласованно выполнять общую работу.

  Зимние птички. Работы в подарок декабрьскм именинникам.

Обучающие задачи: дать детям знания о птицах как о созданиях небесных. Учить детей знать их внешние различия и названия: воробей, синица, снегирь.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство любования птичками – созданиями Божьими. Поддерживать в детях желание радоваться миру и соучаствовать в добрых делах, помогать малым и слабым.

Развивающие задачи: развивать внимание детей в наблюдениях за птицами, их поведением и повадками. Развивать навыки заботы за слабыми, помощи тем, кто нуждается в нашей помощи.

  Скоро праздник Рождества Христова

Обучающие задачи: закреплять знания детей о событиях Рождества Христова. Дать детям представление о месте Рождения Спасителя, закрепить знание имени Его Матери и других лиц Евангельской истории.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство общности в подготовке к большому празднику.

Развивающие задачи: развивать в детях желание радовать близких в праздник любовью, заботой, хорошим поведением. Закреплять стремление самостоятельно (при небольшой помощи взрослых) готовить подарки для близких.

Февраль Знакомство с храмом и правилами поведения в нем.

Обучающие задачи: расширять словарный запас детей: знакомство со словами глава, маковец, или маковка. Закрепить представление об обращении к Богородице «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

Воспитывающие задачи: способствовать воспитанию любви к Богу, чувства благоговения перед святыней, интереса к отечественным культурным традициям.

Развивающие задачи: знакомить с правилами поведения в храме: совершать поклоны, крестное знамение, ставить свечи. Развивать активный словарь детей: храм, церковь, колокольня.

  Праздник Сретения Господня. Детство Иисуса Христа.

Обучающие задачи: продолжать знакомить детей с праздником православного календаря - событиями и смыслом Сретения Господня. Расширять знания детей о земной жизни Господа Иисуса Христа.

Воспитательные задачи: воспитывать привычку готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники. Воспитывать желание подражать благим образцам. Воспитывать у детей уважение к старшим.

Развивающие задачи: содействовать развитию высших чувств: любви, благоговения, благодарности, восхищения перед образом Господа Иисуса Христа. Развивать у детей желание быть причастными к отечественным традициям.

  Чудесная птица

Обучающие задачи: продолжить знакомство детей с птицами как созданиями Небесными.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство любования птичками – созданиями Божиими. Поддерживать в детях желание радоваться миру.

Развивающие задачи: развивать внимание детей при наблюдениях за птицами: их поведение и качества. Развивать образное восприятие и мышление; ручные умения и навыки.

  Кто зазнается, без друзей остается (По сказке «Черепаха и заяц»). Работы в подарок февральским именинникам.

Обучающие задачи: учить детей при пересказе соблюдать последовательность событий сюжета прослушанного произведения. Расширять словарный запас детей, учить их понимать значение слов: самонадеянный, хвастливый, тщеславный – скромный, упорный, настойчивый. Подводить детей к пониманию смысла пословицы «Кто зазнается, ни с чем остается».

Воспитательные задачи: воспитывать настойчивость и упорство в труде, скромность и дружелюбие. Учить детей ценить старательность, скромность и не принимать хвастливость.

Развивающие задачи: содействовать развитию образного восприятия. Способствовать развитию внимания и памяти при запоминании пословиц. Развивать умение пересказывать сюжет сказки, подбирать нужные слова для характеристики героев.

Март Прощеное Воскресение. Беседа по сказке «Два жадных медвежонка». Чин прощения обид.

Обучающие задачи: дать детям представления о причинах ссор между детьми и людьми. Учить жить по Заповедям Божиим. Познакомить детей с традицией Прощеного Воскресения. Помогать детям осознавать необходимость сдерживать свою жадность и преодолевать упрямство. Учить их не жадничать, уступать друг другу и прощать.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей бережность, уступчивость, доброту и щедрость.

Развивающие задачи: развивать логическое мышление и моральное сознание детей через установление причинно-следственных связей между свойствами характера людей и их поступками: жадность и непонимание другого приводят к ссоре.

  Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

Обучающие задачи: учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; сравнивать нравственные качества и делать нравственный выбор: послушание – непослушание, осмотрительность и осторожность, взаимная любовь, заботливость, терпение. Познакомить с картиной В.М. Васнецова «Аленушка». Дать детям первые представления о творчестве художника.

Воспитательные задачи: воспитывать в детях послушание к старшим, терпение; заботливость, внимательность к близким людям.

Развивающие задачи: развивать в детях осторожность, осмотрительность с незнакомыми людьми. Формировать умение понимать смысл поговорок и пословиц, связанных с содержанием сказки. Способствовать развитию высших сфер личности ребенка, приобщению детей к духовным смыслам человеческой жизни, образам любви, добра, спасения. Развивать восприятие русского фольклора.

  Аленушка (поделки куколок из бумаги и ткани). Работы в подарок мартовским именинникам.

Обучающие задачи: учить последовательности изготовления фигурки из бумаги. Закреплять правильное название форм и деталей.

Воспитательные задачи: воспитывать внимательность, терпение, умение доводить начатое дело до конца.

Развивающие задачи: развивать навыки аккуратной работы с готовыми бумажными формами, склеивая их в нужных местах, скрепляя необходимые детали в определенной последовательности.

  На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны (Поделка птички).

Обучающие задачи: знакомить детей с событиями Благовещения Пресвятой Богородицы. Формировать представления о народных традициях дня Благовещения и их духовном смысле.

Воспитательные задачи: воспитывать в детях желание радовать близких памятью о празднике и маленькими праздничными подарками.

Развивающие задачи: развивать внимание, наблюдательность и навыки ручного труда.

Апрель «Христос воскрес! Христос воскрес!» Пасхальный праздник.

Обучающие задачи: расширять представления детей о традициях празднования Пасхи на Руси, о его смысле и значении.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство приобщенности к духовным традициям своего народа.

Развивающие задачи: поддерживать в детях пасхальную радость и желание делиться ею со всеми. Развивать навыки содержательного праздничного общения с ровесниками и взрослыми.

  Доброе сердце. Работы в подарок апрельским именинникам.

Обучающие задачи: закреплять у детей знания о правилах доброй совестливой жизни с окружающими людьми и с природой.

Воспитательные задачи: воспитывать милосердие и внимательное отношение к людям, животным и птицам; воспитывать жалость и заботу к малым пташкам; воспитывать сострадание по отношению к нуждающимся в помощи.

Развивающие задачи: содействовать развитию у детей привычки к делам милосердия, развивать навыки произвольного поведения, навыки постоянного внимания и заботливого ухода.

  Сила детской молитвы.

Обучающие задачи: знакомить детей с основными духовными и нравственными представлениями Православия о мироустроении и его Создателе, о любви, мудрости, о молитве как форме общения с Богом.

Воспитательные задачи: воспитывать милосердие и внимательное отношение к ближним; воспитывать чувства любви и нежности к родителям; содействовать воспитанию у детей привычки к занятиям и полезной деятельности, непраздному проведению времени.

Развивающие задачи: содействовать развитию духовно-практической сферы личности ребенка, самостоятельности в выборе нравственной позиции.

Май Неделя жен-мироносиц – праздник мам и бабушек.

Обучающие задачи: знакомить детей с правилами доброй совестливой жизни с людьми и миром; формировать и расширять представления детей о духовно-нравственных категориях: добро – зло, жалость – жестокость.

Воспитательные задачи: продолжать воспитывать милосердие и внимательное отношение к ближним; воспитывать чувства любви и нежности к родителям; учить заботливому отношению к растениям и животным, бережному отношению к окружающему миру.

Развивающие задачи: развивать способность к сопереживанию и адекватному проявлению этого чувства; способствовать развитию образного восприятия, способности отличать хорошее от плохого в жизни. Формировать умение видеть свои неправильные поступки, делать самостоятельный нравственный вывод. Поддерживать готовность детей исправить свою вину и попросить прощение.

  Небесный покровитель русского воинства. Работы в подарок ветеранам и майским именинникам.

Обучающие задачи: в доступной форме дать детям представления о жизни, подвигах и чудесах святого Георгия в защите слабых, помощи в беде.

Воспитательные задачи: воспитывать чувства сострадания и сорадования людям – близким и сверстникам, чувство уважения к старикам, участникам войны.

Развивающие задачи: способствовать развитию решительности в оказании помощи нуждающимся людям, стремлении помогать и защищать слабых.

  День славянской письменности и культуры. Наши буквицы.

Обучающие задачи: приобщить детей к нравственным устоям отечественной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц. Расширять представления детей о культурном наследии своего народа посредством введения их в книжную культуру.

Воспитательные задачи: воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда; стимулировать желание следовать принципам добра и созидания. Воспитывать интерес и любовь к книгам.

Развивающие задачи: содействовать формированию у детей привычки к учебным занятиям и полезной деятельности, непраздному проведению времени. Развить интерес к книжной культуре.

  Празднование с детьми пресвятой Троицы.

Обучающие задачи: знакомить с праздником Святой Троицы и особенностями его празднования. Обобщить и закрепить знания детей о Боге, о праздниках православного календаря, полученных детьми на занятиях в течение года. Формировать у детей представления о Боге - как Троице. Учить понимать изображение Бога на иконе «Троица».

Воспитательные задачи: воспитывать чувство целостности, сопричастности к живому миру, близости, открытости и доверия к его Творцу и благоговения перед святынями.

Развивающие задачи: развивать и закреплять желание детей жить в соответствии с православным календарем, узнавать и осваивать традиции православной культуры. Способствовать формированию понимания целостности мира, экологического сознания.

Литература:

1. Аверина Н.Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников./Н.Г. Аверина // Начальная школа – 2005 - №11
2. Гладких Л.П. Программа «Мир – прекрасное творение Божие»
3. Евангелие для самых маленьких /С.Н. Горбова.- Минск: Белорусский Экзархат Московского Патриархата, 2005.- 160с.
4. Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. – М., 2001
5. Закон Божий (руководство для семьи и школы)/Серафим Слободской.- Минск: Белорусский Экзархат Московского Патриархата, 2012.- 793с.
6. Носители духа /игумен Игнатий, А.И. Осипов.- М.: Сретенский монастырь, 2011.- 528с.
7. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. – М.,1997
8. Первые шаги в православном храме.- Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010.- 96с.
9. Православие для детей.- Кострома: Авенир-Дизайн, 2007.-392с.
10. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»
11. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть I. Остров духовной жизни. – М., 1997
12. http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/01/26/otechestvennaya_pedagogiche... Л. Гладких, Отечественная педагогическая культура как фактор укрепления духовно-нравственного здоровья семьи и детей



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование знаний о природе через игру в рамках предмета «окружающий…

Формирование знаний о природе через игру в рамках предмета «окружающий мир» в контексте новых стандартов образования В настоящее время в связи...

Игра – викторина по ПДД

Игра – викторина по ПДД (Для детей младшей группы) Цель. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах и работе светофора в...

Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку»

Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку» Цель: Закрепление детьми элементарных математических представлений при помощи заданий по ФЭМП...

Читайте также

Дидактическая игра «Расшифруй слово» с использованием ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Расшифруй слово» с использованием ТРИЗ-технологии Для развития у детей дошкольного возраста таких мыслительных операций как синтез, анализ, обобщение и...

Методическая разработка «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи…

Методическая разработка «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Образовательное событие «Гайд парк» как способ развития детской субъктности в…

Образовательное событие «Гайд парк» как способ развития детской субъктности в дошкольном учреждении Идея образовательного события возникла спонтанно, она появилась благодаря инициативе...