Конспект занятия по приобщению детей 2-3 лет к народному искусству родного края

Цель: Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства народного (чувашского) орнамента.

Основной вид деятельности: восприятие произведений декоративно-прикладного искусства.

Виды детской деятельности: восприятие произведений декоративно-прикладного искусства; восприятие музыкальных произведений; познавательная деятельность; игровая деятельность.

Форма проведения: игра-экскурсия.

Интеграция содержания образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Задачи работы с детьми.

- Приобщать к миру чувашской народной культуры. Формировать интерес и эмоциональную отзывчивость на восприятие чувашской матрешки в пестрядиной одежде.

- Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками по поводу народных игрушек.

- Развивать интерес к действиям с чувашской народной игрушкой как объектом окружающего мира и формировать первичные представления о ее свойствах (цвете, размере, количестве, части и целом). Продолжать обучать освоению признаков раскладывающихся кукол-матрешек: цвет, часть и целое, величина, количество. Обучать соотнесению предметов по величине. Формировать умение не только подбирать части предмета (матрешек), но и совмещать их в соответствии с рисунком. Развивать восприятие и зрительную память.

- Обогащать активный словарь (чувашская матрешка, узор).

- Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.

Материал и оборудование: чувашские матрешкив пестрядиной одежде; для игр на каждого ребенка пятиместная чувашская матрешка в пестрядиной одежде, чувашская песня «Илемле» в исполнении А. Уляндиной.

 

Ход занятия

Вовлечение детей в деятельность. Воспитатель предлагает детям отправиться на экскурсию еще в один необычный город, в «матрешечный» - город, в котором живут чувашские матрешки.

Матрешки размещены по кругу и в ряд около «домов» (макеты домов, сделанные из коробок и расставленные на столах).

Экскурсия по «матрешечноу» городу. Воспитатель обращается к детям: «Посмотрите вокруг... Какой красивый город, в котором живут чудесные чувашские матрешки (Звучит чувашская песня «Илемле», вступление).

В домах красного цвета (столы, накрытые скатертью красного цвета с чувашскими узорами) живут чувашские матрешки. Как они одеты? (Они в клетчатых платьях красного и зеленого цветов.) Какое настроение они у вас вызывают? (Высказывания детей.) Что вам хочется делать, когда смотрите на эти чудесные по красоте матрешки? (Высказывания детей.) Да, так и хочется рассматривать их. Куклы-матрешки радуют своей красотой. Что вы чувствуете, когда смотрите на эти красивые игрушки? (Высказывания детей.)

Какие разные удивительно красивые матрешки живут в этом городе! (Высказывания детей.) Они так и зовут нас подойти поближе и рассмотреть их.

Рассматривание чувашских матрешек в пестрядиной одежде. Эти чувашские матрешки просто загляденье! Одежда на них нарядная, отличается праздничным видом. Чем необычен наряд чувашских матрешек? (Высказывания детей.) Матрешки-чувашки одеты в интересный и необычный головной убор. А на что он похож? Как он украшен? (Высказывания детей.) Головные уборы матрешек похожи на шапочки, по-чувашски они называются «тухья» и «хушпу». Эти шапочки красиво украшены разнообразными узорами. Какие узоры на головном уборе матрешек вам нравятся? (Высказывания детей.) В украшении использованы серебристые кружочки как мелкие монетки-копейки и как цветные бусинки-бисеринки, а также многоцветные узоры из линий.

Посмотрите на костюм чувашских матрешек. Наряд матрешек состоит из клетчатых платьев. Какого они цвета?(Высказывания детей.) Расцветка платьев на матрешках разная: красная с черными полосками, зеленая с желтыми и красными полосками.

Обратите внимание, почти каждая матрешка что-то держит в руках. С чем же они нас встречают? (Высказывания детей.) У них в руках каравай хлеба на красивом полотенце с чувашскими узорами, платочек тоже с чувашскими узорами.

Игры и хороводы детей с матрешками. Замечательные игрушки-матрешки не только хочется рассматривать, но больше всего, наверное, хотелось бы с ними поиграть. Веселые куклы-матрешки с удовольствием с нами поиграют.

Художественно-дидактическая игра «Откроем матрешку».Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать понравившуюся матрешку и пригласить ее поиграть с ней. Действия детей сопровождает текстом стихотворения:

Интересно с ней играть,

Можно даже открывать.

Приоткрой ее немножко,

Там внутри – еще матрешка!

Только чуть поменьше ростом,

В остальном – двойняшки просто!

Стали третью мы искать,

Оказалось целых пять!

Пять матрешек – все в одной

Могут спрятаться порой.

(Из стихотворения «Игрушки. Матрешка» Л. Громовой.)

По окончании игры воспитатель говорит: «И вот выстроилась большая кукольная семья. Как замечательно они складываются одна в другую – была одна, а теперь много».

Художественно-дидактическая игра «Соберем матрешки». Воспитатель предлагает детям собрать матрешки одна в другую, чтобы получилась одна матрешка: «Как замечательно они складываются одна в другую – была одна, а теперь много:

Ростом разные подружки

Не похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Загадка «Матрешка»)

Художественно-дидактическая игра «Расставим матрешек по кругу». Воспитатель предлагает расставить матрешек по кругу (вокруг обруча), чтобы все могли полюбоваться друг другом и посмотреть в глаза друг другу. Дети любуются матрешками. (Звучит чувашская песня «Илемле» в исполнении А.Уляндиной.)

Рисование пальчиками «Расписывание украшений чувашской матрешки». Педагог сообщает: «Матрешки сегодня приглашены на праздник, но они не в праздничных платьях. Как же быть? Им хочется пойти на праздник в нарядных платьях. Поможем матрешкам? (Высказывания детей)(Дети садятся за стол, где разложен материал для рисования на каждого ребенка. По итогу оформляется выставка творческих работ воспитанников на магнитной доске.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста Формирование представлений у дошкольников о мире профессий – это важный этап в профессиональном самоопределении их...

Физкультурный досуг на День космонавтики «Путешествие на Марс» в старшей…

Физкультурный досуг на День космонавтики «Путешествие на Марс» в старшей группе ДОУ Цель: приобщение детей к празднованию дня первого полета человека в...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «В гостях у…

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «В гостях у Королевы Природы» с применением ТРИЗ-технологии Цель: обобщить знания о живой и неживой...

Читайте также

Технологическая карта НОД на тему: «Ракета для полета в космос»

Технологическая карта НОД на тему: «Ракета для полета в космос»

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию в подготовительной группе…

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию в подготовительной группе. Оригами «Тигр» Пояснительная записка Классические новогодние поделки своими руками – это поделки из...

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках»

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках» 1. Актуальность проекта Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы духовно-нравственного...