Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках»
1. Актуальность проекта
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах РФ: «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», данная проблема также отражена в Концепции модернизации образования.
В современном обществе эта проблема приобретает особую актуальность, потому что в настоящее время целостность народной культуры, и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и завершая отношением к труду, Земле-Матери, Природе.
Духовно-нравственное воспитание –это формирование ценностного отношения к жизни, гармоничное развитие личности, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности, добре и зле, других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. “Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей» - писал Сухомлинский В. В воспитании современных детей появились негативные тенденции: во многих семьях материальные ценности возвышаются над духовными, в развитии детей происходит смещение в сторону ранней интеллектуализации. Смартфоны вытеснили из жизни малышей книжки, живое общение с родителями сверстниками. А герои мультфильмов не всегда отличаются нравственностью и духовностью. Упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие, без которых все накопленные знания и материальные блага окажутся бесполезными.
Важную роль в формировании нравственных представлений играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д.)
Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой.
Народы Северного Кавказа всегда отличались своими обычаями, традициями и историей.
Цель, задачи проекта
Цель: разработать и апробировать модель воспитания старших дошкольников через приобщение к культуре горских народов КЧР, направленную на развитие духовно-нравственных качеств дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи реализации проекта:
- интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;
- формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры родного края;
- обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;
- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- воспитание интереса и любви к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
- формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
- создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Задачи проектируемого процесса для родителей:
1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами КЧР.
2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам горских народов КЧР.
3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями горских народов КЧР.
Ожидаемые результаты проекта:
- Повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, укрепление народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях.
- Укрепление образовательного поля «ребенок – семья - учреждение – общество».
- Дети знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями.
- Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, народным традициям. Пополнение музея ДОУ «Культура и быт народов КЧР» новыми экспонатами.
- Вид проекта: познавательно-творческий.
- По составу участников: групповой.
- По срокам реализации: долгосрочный.
- Состав участников: воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию, дошкольники и их родители.
- Формы и методы работы:
- видеопрезентации, экскурсии;
- дидактические, сюжетно-ролевые игры;
- чтение произведений устного народного творчества, писателей и поэтов КЧР;
- беседы;
- развлечения;
- театрализованная деятельность;
- просвещение родителей.
Этапы реализации проекта:
I Этап – Организационно- подготовительный
Задачи:
- Изучение литературы.
- Определение направлений работы, выбор, методов и форм его реализации.
- Разработка проекта.
- Знакомство родительского сообщества со значением реализации данного проекта в деятельности дошкольного учреждения;
Ожидаемый результат I этапа
Обеспечение мотивационной, информационной и организационной готовности участников проекта;
Составление плана проекта.
II Этап – Информационно- преобразующий
Задачи:
- Организация целенаправленной системы педагогической деятельности в ходе реализации регионального компонента;
- Привлечение родительского сообщества к реализации проекта;
- Создание благоприятных условий для всестороннего и целостного педагогического процесса.
- Апробация успешных педагогических практик, через мастер-классы, педсоветы, семинары-практикумы, открытые мероприятия, обмен педагогическим опытом, обсуждение реализованных мероприятий.
Ожидаемый результат II этапа
- Успешная реализация разработанного плана в деятельность дошкольного учреждения;
- Оснащение и пополнение материально-технической базы, методического обеспечения ДОУ, пополнение музея ДОУ экспонатами.
III Этап – Информационно-аналитический
Задачи:
- Сбор аналитического материала.
- Оформление и трансляция опыта работы.
- Обновление педагогического процесса в результате использования методических разработок.
- Повышение уровня педагогического мастерства воспитателей, имиджа дошкольного учреждения.
Ожидаемый результат III этапа
- Накопление библиотеки культурных практик по реализации регионального компонента в педагогическом процессе.
- Установка эмоционально-положительного климата и сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Предполагаемый результат
Реализация проекта позволит активизировать потребность педагогов в приобретении и накоплении нового передового педагогического опыта в реализации регионального компонента.
Планируемые результаты:
- формирование патриотизма и гражданственности;
- формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- понимание своих национальных особенностей;
- формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
- уважение к представителям других национальностей;
- формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;
- воспитание уважительного отношения к труду;
- повышение компетентности родителей в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников;
- обогащение игровой и театральной деятельности, накопление разнообразия целевых и познавательных мероприятий, литературных викторин и виртуальных путешествий идругихформ работы своспитанниками.
Критерии оценки результатов проекта
Воспитанники, участвующие, в реализации проекта достигнут следующих целевых ориентиров:
- осознание ценности истории родного края, ценности быть патриотом, любить край, в котором живешь, иметь интерес к тому, что тебя непосредственно окружает (от природы до творения рук человека), любить и желать сберечь и преумножить все это;
- умение эмоционально откликаться на художественные, музыкальные и литературные произведения, выражая отношение к ним в чувствах, настроениях, продуктах детского творчества;
-способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и обогащению словаря;
- владение рядом компетенций (региональной, патриотической, нравственно-эстетической и т.д.).
Весь накопленный и разработанный материал будет представлен в виде программы, картотеки тематических материалов, создание электронных презентаций в ходе работы.
Ресурсное обеспечение программы
Информационное обеспечение–это прежде всего, современная методическая, научно-публицистическая и художественная литература по теме народных традиций и нематериальной культуры.
Материально-техническое обеспечение:
компьютеры и ноутбуки с прямым доступом к сети Интернет, мультимедийная установка, музыкальный центр, ламинатор, принтер, сканер, наглядно-дидактические пособия, картотеки дидактических игр, многофункциональное дидактическое пособие «Познавай. Любуйся. Изучай», разработанное воспитателями ДОУ.
Разработан сборник бесед краеведческого цикла – «Наша дружная семья», «Государственная символика КЧР», «Обычаи и традиции горских народов КЧР».
Педагогами собраны и составлены фотоальбомы:
«Костюмы горцев КЧР»,
«Национальные музыкальные инструменты»,
«Сказки народов КЧР»,
«Народная музыка» т.д.
Во всех возрастных группах расположены уголки природы,
экспериментирования, патриотического воспитания,
мини-музей ДОУ «Быт и культура народов КЧР» пополнился новыми экспонатами.
План мероприятий по приобщению воспитанников и их родителей к народному искусству и нематериальному культурному наследию России
Срок/ тема месяца | Познавательная деятельность | Игровая деятельность | Художественно-эстетическое развитие | Коммуникативная и музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора |
сентябрь | Изучение литературы. Разработка проекта. |
|||
Октябрь «Мой любимый уголок большой России» |
Беседа «Моя Родина-мой Кавказ». Виртуальная экскурсия по достопримечатель-ностям республики. Просмотр альбома «Чудесные уголки России .Карачаево-Черкесия. Чарующая красота гор» Б. Тамбиев, У.Узденов Достопримечательность села-Шоанинский храм. |
Д/и «Составь свой пейзаж», Черкесская народная игра «Жмурки-носильщики» |
Творческие работы «Мой край родной» Рассматривание картин художников А .Биджиева Р. Маршанкулова С .Велиевой М. Бостанова |
Разучивание пословиц и поговорок о Родине, любви к Родине. Чтение рассказа Н.Сладкова «В горах». Стихотворений К. Хетагурова |
Ноябрь «Карачаево-Черкесия –очаг одной большой семьи» |
Просмотр видеофильма о горских народах КЧР. Одежда, жилище, предметы быта. Экскурсии в школьный музей и музей Дома культуры села Коста Хетагурова . |
Игра «Одень куклу в национальный костюм» Речевая игра «Подбери слово» Карачаевская народная подвижная игра «Волки и овцы» Конструктивная деятельность «Родовая башня» |
Рассматривание фотоальбома «Национальная одежда горцев» Раскраска «Горский костюм» Горский танец «Лезгинка» |
Чтение стихотворения «Здесь живут пять братьев-горцев»; «Крепки, величавы горы Кавказа». Черкесская народная сказка «Не жди добра в ответ на зло» Посещение мини-музея ДОУ |
Декабрь Адаты-законы гор. «Куда не заглянет гость-туда не заглянет добро» |
Знакомство дошкольников с обычаем гостеприимства у горцев. | Сюжетно-ролевая игра «У нас гости», «Мы в гостях». |
Художественное творчество «Комната для гостя». «Подарок гостю». |
Чтение пословиц и поговорок , раскрывающих суть обычая. Ногайская народная сказка «О мужестве и гордыне» Музыкальный досуг «Гитче той» |
Январь «Не любящий народ свой не полюбит и другой» | Известные люди Карачаево-Черкессии: , писатели, поэты, художники, ученые. Просмотр фотоальбома. |
Карачаевская народная игра «Къол таш» Ногайская народная игра «Белый тополь, зелёный тополь», «Совушка» |
Конкурс рисунков «Кем я стану когда вырасту» | Составление рассказа по рисункам на тему «Хорошие и плохие поступки»; «На кого я хочу быть похожим». Пословицы о верности Родине . |
Февраль «Предатель хуже врага» |
Беседа «Счастье человека –на его Родине». Презентация «Земляки-герои-защитники Родины» |
Карачевскике народные игры «Камешки» «Под буркой» |
Гимн КЧР Нартская песня «О сыновьях Давида» Творчество композиторов КЧР |
Пословицы, поговорки о смелости, Чтение нартского эпоса «Урузмаг» Осетинской сказки рассказа «Асланбек и Боба» Абазинская народная сказка «Сын Айныжа» |
Март «Признание авторитета старших-фундамент горской семьи» |
Беседы «Почитание старших-священный долг», «Уважение к женщине, к матери у горцев» Просмотр отрывков художественных фильмов: «Фатима», «Раненые камни», «Черный сундук» |
Д/и «Хорошие и плохие поступки», Сюжетно-ролевая игра «Горская семья за столом» | Театрализованная деятельность карачаевская народная сказка «Намыс» Сценка по мотивам осетинской народной сказки «Мудрый гусёнок» ( о маме) Песня «Анам» Б. Кечеруковой |
Составление предложений по картине. Чтение карачаевской народной сказки «Бедняк» Чтение осетинских народных сказок «Миска молока» |
Апрель «Хочешь есть-заботься об обеде, и трудись покрепче, коли беден». |
Беседа об основных занятиях горцев, традиционной еде, праздниках. Просмотр старинных фотографий |
Д/и «Продукты предков и наши», «Продукты вредные и полезные», Экспериментальная деятельность «Газированные напитки: польза или вред?». |
Театрализованная деятельность «Праздник Навруз» | Чтение пословиц о труде, честности Рассматривание иллюстраций «Труд горцев» Черкесская народная сказка «Трудовые деньги» |
Май «Кавказ един, народ любой не может быть для нас чужой» |
Презентация «Односельчанин-основоположник осетинской литературы, поэт-просветитель К.Л.Хетагуров» Жизнь и творчество. Экскурсия к памятникам поэта в селе Коста Хетагурова. |
Народная осетинская игра-драматизация по произведению К.Хетагурова «Птичка» и др. | Рассматривание картин К.Хетагурова «Горянка, идущая за водой»; «Тебердинское ущелье»; «Ущелье Аман-Ауз». |
Произведения К. Хетагурова «Киска»; «Школьник»; «Шалун»; «Мать сирот». |
июнь | Развлечение «Дружно мы живем в нашем краю родном» |
Мероприятия с родителями дошкольников:
- Родительское собрание на тему «Формирование чувств национального достоинства» - октябрь.
- Беседа за круглым столом на тему: «Роль семьи в приобщении детей к культуре и традициям своего народа» - декабрь.
- Дискуссия «Расширение кругозора детей через музей быта» (за и против) – март.
- Анкетирование родителей «Нравственное воспитание в семье»
- Консультации для родителей:
- «Задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (сентябрь)
- «Как играть в народные игры» (ноябрь)
- «Подвижные игры разных народов» (январь)
-«Народные сказки в воспитании ребёнка»
Литература:
1. Целоева Д.М. «Духовно-нравственное воспитание детей 6–10 лет посредством приобщения к национальной культуре (на примере чеченского, ингушского, осетинского и дагестанского народов северного кавказа) // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6.
2. Чомаев К.И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа 1972.С.147
3. Клара Джимиева «Страна сказок».
4. Карачаево-Балкарские пословицы и поговорки.
5. Сказки народов Карачаево-Черкесии.
6. Журнал «Илячин».
7. Нартский эпос.
8. Тамбиев Б., узденов У. фотоальбом «Карачаево-Черкесия. Чарующая красота гор».
Читайте также |
---|
«Румяная матрёшка – душа России»
«Румяная матрёшка – душа России» Своей красочностью и неизменным «секретом» матрёшка привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Эта деревянная...
Педагогический проект «Ветер, ветер, ветерок»
Педагогический проект «Ветер, ветер, ветерок»
Конспект занятия в старшей группе на тему «Путешествие Фиксиков в…
Конспект занятия в старшей группе на тему «Путешествие Фиксиков в бумажную страну» Цель: Формировать у детей знания о бумаге, её свойствах...