Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках»

1. Актуальность проекта

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах РФ: «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», данная проблема также отражена в Концепции модернизации образования.

В современном обществе эта проблема приобретает особую актуальность, потому что в настоящее время целостность народной культуры, и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и завершая отношением к труду, Земле-Матери, Природе.

Духовно-нравственное воспитание –это формирование ценностного отношения к жизни, гармоничное развитие личности, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности, добре и зле, других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. “Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей» - писал Сухомлинский В. В воспитании современных детей появились негативные тенденции: во многих семьях материальные ценности возвышаются над духовными, в развитии детей происходит смещение в сторону ранней интеллектуализации. Смартфоны вытеснили из жизни малышей книжки, живое общение с родителями сверстниками. А герои мультфильмов не всегда отличаются нравственностью и духовностью. Упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие, без которых все накопленные знания и материальные блага окажутся бесполезными.

Важную роль в формировании нравственных представлений играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д.) 

Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой.

Народы Северного Кавказа всегда отличались своими обычаями, традициями и историей.

Цель, задачи проекта

Цель: разработать и апробировать модель воспитания старших дошкольников через приобщение к культуре горских народов КЧР, направленную на развитие духовно-нравственных качеств дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи реализации проекта:

- интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;

- формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры родного края;

- обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- воспитание интереса и любви к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;

- формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;

- создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Задачи проектируемого процесса для родителей:

1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами КЧР.

2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам горских народов КЧР.

3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями горских народов КЧР.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, укрепление народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях.
  • Укрепление образовательного поля «ребенок – семья - учреждение – общество».
  • Дети знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. 
  •  Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, народным традициям. Пополнение музея ДОУ «Культура и быт народов КЧР» новыми экспонатами.
  1. Вид проекта: познавательно-творческий.
  2. По составу участников: групповой.
  3. По срокам реализации: долгосрочный.
  4. Состав участников: воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию, дошкольники и их родители.
  5. Формы и методы работы:
  • видеопрезентации, экскурсии;
  • дидактические, сюжетно-ролевые игры;
  • чтение произведений устного народного творчества, писателей и поэтов КЧР;
  • беседы;
  • развлечения;
  • театрализованная деятельность;
  • просвещение родителей.

Этапы реализации проекта:

I Этап – Организационно- подготовительный

Задачи:

  1. Изучение литературы.
  2. Определение направлений работы, выбор, методов и форм его реализации.
  3. Разработка проекта.
  4. Знакомство родительского сообщества со значением реализации данного проекта в деятельности дошкольного учреждения;

Ожидаемый результат I этапа

Обеспечение мотивационной, информационной и организационной готовности участников проекта;

Составление плана проекта.

II Этап – Информационно- преобразующий

Задачи:

  1. Организация целенаправленной системы педагогической деятельности в ходе реализации регионального компонента;
  2. Привлечение родительского сообщества к реализации проекта;
  3. Создание благоприятных условий для всестороннего и целостного педагогического процесса.
  4. Апробация успешных педагогических практик, через мастер-классы, педсоветы, семинары-практикумы, открытые мероприятия, обмен педагогическим опытом, обсуждение реализованных мероприятий.

Ожидаемый результат II этапа

  • Успешная реализация разработанного плана в деятельность дошкольного учреждения;
  • Оснащение и пополнение материально-технической базы, методического обеспечения ДОУ, пополнение музея ДОУ экспонатами.

III Этап – Информационно-аналитический

Задачи:

  1. Сбор аналитического материала.
  2. Оформление и трансляция опыта работы.
  3. Обновление педагогического процесса в результате использования методических разработок.
  4. Повышение уровня педагогического мастерства воспитателей, имиджа дошкольного учреждения.

Ожидаемый результат III этапа

  • Накопление библиотеки культурных практик по реализации регионального компонента в педагогическом процессе.
  • Установка эмоционально-положительного климата и сотрудничества всех участников образовательного процесса.

Предполагаемый результат

Реализация проекта позволит активизировать потребность педагогов в приобретении и накоплении нового передового педагогического опыта в реализации регионального компонента.

Планируемые результаты:

  • формирование патриотизма и гражданственности;
  • формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
  • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
  • понимание своих национальных особенностей;
  • формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
  • уважение к представителям других национальностей;
  • формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;
  • воспитание уважительного отношения к труду;
  • повышение компетентности родителей в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников;
  • обогащение игровой и театральной деятельности, накопление разнообразия целевых и познавательных мероприятий, литературных викторин и виртуальных путешествий идругихформ работы своспитанниками.

Критерии оценки результатов проекта

Воспитанники, участвующие, в реализации проекта достигнут следующих целевых ориентиров:

  • осознание ценности истории родного края, ценности быть патриотом, любить край, в котором живешь, иметь интерес к тому, что тебя непосредственно окружает (от природы до творения рук человека), любить и желать сберечь и преумножить все это;
  • умение эмоционально откликаться на художественные, музыкальные и литературные произведения, выражая отношение к ним в чувствах, настроениях, продуктах детского творчества;

-способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и обогащению словаря;

  • владение рядом компетенций (региональной, патриотической, нравственно-эстетической и т.д.).

Весь накопленный и разработанный материал будет представлен в виде программы, картотеки тематических материалов, создание электронных презентаций в ходе работы.

Ресурсное обеспечение программы

Информационное обеспечение–это прежде всего, современная методическая, научно-публицистическая и художественная литература по теме народных традиций и нематериальной культуры.

Материально-техническое обеспечение:

компьютеры и ноутбуки с прямым доступом к сети Интернет, мультимедийная установка, музыкальный центр, ламинатор, принтер, сканер, наглядно-дидактические пособия, картотеки дидактических игр, многофункциональное дидактическое пособие «Познавай. Любуйся. Изучай», разработанное воспитателями ДОУ.

Разработан сборник бесед краеведческого цикла – «Наша дружная семья», «Государственная символика КЧР», «Обычаи и традиции горских народов КЧР».

Педагогами собраны и составлены фотоальбомы:

«Костюмы горцев КЧР»,

«Национальные музыкальные инструменты»,

«Сказки народов КЧР»,

«Народная музыка» т.д.

Во всех возрастных группах расположены уголки природы,

экспериментирования, патриотического воспитания,

мини-музей ДОУ «Быт и культура народов КЧР» пополнился новыми экспонатами.

План мероприятий по приобщению воспитанников и их родителей к народному искусству и нематериальному культурному наследию России

Срок/ тема месяца Познавательная деятельность Игровая деятельность Художественно-эстетическое развитие Коммуникативная и музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора
сентябрь Изучение литературы.
Разработка проекта.
Октябрь
«Мой любимый уголок большой России»
Беседа «Моя Родина-мой Кавказ».
Виртуальная экскурсия по достопримечатель-ностям республики.
 Просмотр альбома «Чудесные уголки России .Карачаево-Черкесия. Чарующая красота гор» Б. Тамбиев, У.Узденов
Достопримечательность села-Шоанинский храм.
Д/и «Составь свой пейзаж»,
Черкесская народная игра «Жмурки-носильщики»
Творческие работы «Мой край родной»
Рассматривание картин художников
А .Биджиева
Р. Маршанкулова
С .Велиевой
М. Бостанова
Разучивание пословиц и поговорок о Родине, любви к Родине.
Чтение рассказа Н.Сладкова «В горах».
Стихотворений К. Хетагурова
Ноябрь
«Карачаево-Черкесия –очаг одной большой семьи»
Просмотр видеофильма о горских народах КЧР. Одежда, жилище, предметы быта.
Экскурсии в школьный музей и музей Дома культуры села Коста Хетагурова .
Игра «Одень куклу в национальный костюм»
Речевая игра «Подбери слово»
Карачаевская народная подвижная игра «Волки и овцы»
Конструктивная деятельность «Родовая башня»


Рассматривание фотоальбома «Национальная одежда горцев»
Раскраска «Горский костюм»
Горский танец «Лезгинка»
Чтение стихотворения «Здесь живут пять братьев-горцев»;
«Крепки, величавы горы Кавказа».
Черкесская народная сказка «Не жди добра в ответ на зло»
Посещение мини-музея ДОУ
Декабрь
Адаты-законы гор.
«Куда не заглянет гость-туда не заглянет добро»
Знакомство дошкольников с обычаем гостеприимства у горцев. Сюжетно-ролевая игра «У нас гости»,
«Мы в гостях».
Художественное творчество
«Комната для гостя».
«Подарок гостю».
Чтение пословиц и поговорок , раскрывающих суть обычая.
Ногайская народная сказка «О мужестве и гордыне»
Музыкальный досуг «Гитче той»
Январь «Не любящий народ свой не полюбит и другой» Известные люди Карачаево-Черкессии: , писатели, поэты, художники, ученые.
Просмотр фотоальбома.
Карачаевская народная игра
«Къол таш»
Ногайская народная игра
«Белый тополь, зелёный тополь»,
«Совушка»
Конкурс рисунков «Кем я стану когда вырасту» Составление рассказа по рисункам на тему «Хорошие и плохие поступки»;
«На кого я хочу быть похожим».
Пословицы о верности Родине .
Февраль
«Предатель хуже врага»
Беседа «Счастье человека –на его Родине».
Презентация «Земляки-герои-защитники Родины»
Карачевскике народные игры «Камешки»
«Под буркой»
Гимн КЧР
Нартская песня «О сыновьях Давида»
Творчество композиторов КЧР
Пословицы, поговорки о смелости,
Чтение нартского эпоса «Урузмаг»
Осетинской сказки рассказа «Асланбек и Боба»
Абазинская народная сказка «Сын Айныжа»
Март
«Признание авторитета старших-фундамент горской семьи»
Беседы «Почитание старших-священный долг»,
«Уважение к женщине, к матери у горцев»
Просмотр отрывков художественных фильмов: «Фатима»,
«Раненые камни»,
«Черный сундук»
Д/и «Хорошие и плохие поступки», Сюжетно-ролевая игра «Горская семья за столом» Театрализованная деятельность карачаевская народная сказка «Намыс»
Сценка по мотивам осетинской народной сказки «Мудрый гусёнок» ( о маме)
Песня «Анам» Б. Кечеруковой
Составление предложений по картине.
Чтение карачаевской народной сказки «Бедняк»
Чтение осетинских народных сказок «Миска молока»
Апрель
«Хочешь есть-заботься об обеде, и трудись покрепче, коли беден».
Беседа об основных занятиях горцев, традиционной еде, праздниках.
Просмотр старинных фотографий
Д/и «Продукты предков и наши»,
«Продукты вредные и полезные»,
Экспериментальная деятельность «Газированные напитки: польза или вред?».
Театрализованная деятельность «Праздник Навруз» Чтение пословиц о труде, честности
Рассматривание иллюстраций «Труд горцев»
Черкесская народная сказка «Трудовые деньги»
Май
«Кавказ един, народ любой не может быть для нас чужой»
Презентация «Односельчанин-основоположник осетинской литературы, поэт-просветитель К.Л.Хетагуров»
Жизнь и творчество.
Экскурсия к памятникам поэта в селе Коста Хетагурова.
Народная осетинская игра-драматизация по произведению К.Хетагурова «Птичка» и др. Рассматривание картин К.Хетагурова
«Горянка, идущая за водой»;
«Тебердинское ущелье»;
«Ущелье Аман-Ауз».
Произведения К. Хетагурова
«Киска»;
«Школьник»;
«Шалун»;
«Мать сирот».
июнь Развлечение
«Дружно мы живем в нашем краю родном»

Мероприятия с родителями дошкольников:

  1. Родительское собрание на тему «Формирование чувств национального достоинства» - октябрь.
  2. Беседа за круглым столом на тему: «Роль семьи в приобщении детей к культуре и традициям своего народа» - декабрь.
  3. Дискуссия «Расширение кругозора детей через музей быта» (за и против) – март.
  4. Анкетирование родителей «Нравственное воспитание в семье»
  5. Консультации для родителей:

- «Задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (сентябрь)

- «Как играть в народные игры» (ноябрь)

- «Подвижные игры разных народов» (январь)

-«Народные сказки в воспитании ребёнка»

 

Литература:

1. Целоева Д.М. «Духовно-нравственное воспитание детей 6–10 лет посредством приобщения к национальной культуре (на примере чеченского, ингушского, осетинского и дагестанского народов северного кавказа) // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6.

2. Чомаев К.И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа 1972.С.147

3. Клара Джимиева «Страна сказок».

4. Карачаево-Балкарские пословицы и поговорки.

5. Сказки народов Карачаево-Черкесии.

6. Журнал «Илячин».

7. Нартский эпос.

8. Тамбиев Б., узденов У. фотоальбом «Карачаево-Черкесия. Чарующая красота гор».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Румяная матрёшка – душа России»

«Румяная матрёшка – душа России» Своей красочностью и неизменным «секретом» матрёшка привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Эта деревянная...

Педагогический проект «Ветер, ветер, ветерок»

Педагогический проект «Ветер, ветер, ветерок»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Путешествие Фиксиков в…

Конспект занятия в старшей группе на тему «Путешествие Фиксиков в бумажную страну» Цель: Формировать у детей знания о бумаге, её свойствах...

Читайте также

Рекомендации для педагогов по созданию мультфильмов

Рекомендации для педагогов по созданию мультфильмов Мультипликация, анимация - вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных...

Конспект образовательной деятельности «Мойдодыр в гостях у ребят»

Конспект образовательной деятельности «Мойдодыр в гостях у ребят»

Использование современных технологий в игре на детских музыкальных инструментах

Использование современных технологий в игре на детских музыкальных инструментах Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. В.А. Сухомлинский. Одна...