Конспект занятия по развитию речи
Тема: Составление описательных рассказов по теме «Дары осени»

Цель: закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, признаках овощей и фруктов.

Задачи:

Образовательные:

  1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, закрепить представление об овощах и фруктах.
  2. Формировать умение составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу.

Развивающие:

  1. Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
  2. Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.
  3. Развивать связную речь у детей, совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными, употребление глаголов).

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
  2. Способствовать формированию коммуникативных навыков, зрительного внимания и восприятия через тактильные ощущения.
  3. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности,

самостоятельности, ответственности, умение выслушивать ответы сверстников.

Материал: Коробка посылочная, корзины, муляжи овощей и фруктов, мнемотаблицы: «Признаки осени», «Овощи и фрукты».

Предварительная работа: прогулки и экскурсии в парк, на огород; рассматривание иллюстраций, муляжей фруктов и овощей, дидактические игры: «Угадай на ощупь», «Третий лишний», «Верши-корешки», «Узнай по описанию» и др.

 

Ход занятия

Вводная часть

Педагог: Ребята, чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вам необходимо отгадать загадку:

Вот художник так художник

Все вокруг позолотил.

Даже самый лучший дождик эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просит.

Кто художник этот? (осень)

Педагог: посмотрите на схему (мнемотаблицу), что происходит осенью.

(дети называют явления и признаки осени по мнемотаблице)

Дети: осенью желтеют и опадают листья.

Часто идут дожди, дует сильный ветер.

Птицы улетают в теплые края.

В лесу люди собирают грибы.

В огородах убирают овощи.

В садах собирают фрукты.

Основная часть

(раздаётся стук)

Педагог: ой, ребята, вы слышите звук? Кажется это стук. Нам принесли посылку. Что же в ней и кто нам её отправил? Всё удивительно и таинственно…

- Ребята, сегодня мы говорим о времени года- осень.

Педагог (читает стихотворение):

Осень скверы украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах, и в огороде,

И в лесу, и у воды.

Приготовила природа

Всевозможные плоды.

На полях идёт уборка -

Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зёрна в норку,

Чтобы был зимой обед.

Сушат белочки коренья,

Запасают пчёлы мёд.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладёт.

Уродился урожай -

Собирай дары природы!

В холод, в стужу, в непогоду

Пригодится урожай!

Педагог: Вы уже догадались, что в посылке?

Дети: Дары осени

Педагог: да, посылка из деревни «Простоквашино». Тут письмо с просьбой:

разобрать и описать, что это за овощи и фрукты и как их сохранить, чтобы кушать зимой?

Пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот» (фрукты)

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить,

Груши будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот

Угостим честной народ.

Педагог: Ребята, предлагаю поиграть в игру «В саду или в огороде?»

Дидактическая игра «В саду или в огороде?»

Педагог: Ребята, а где растут овощи?

Дети: Овощи растут в огороде на грядке.

Педагог: А где растут фрукты?

Дети: Фрукты растут в саду на деревьях.

Педагог: Сейчас вам нужно будет разобрать овощи и фрукты.

(дети разбирают овощи и фрукты по 2 корзинкам)

Дидактическая игра «Назови сок, салат, суп»

Сейчас я буду называть овощ или фрукт, а вы будете говорить какой суп, салат или сок из него можно будет приготовить.

Морковь – морковный сок

Капуста – капустные пироги, щи, борщ

Свёкла – винегрет

Яблоко – яблочный сок

Груша – грушевый пирог, грушевый сок

Горох – гороховый суп

Педагог: отлично справились с заданием! Теперь разомнемся.

Физкультминутка «Урожай»

В огород пойдем, урожай соберем

Мы морковки натаскаем,

И картошки накопаем,

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный,

Зелени нарвем немножко,

И вернемся по дорожке.

Педагог: ну вот, славно потрудились в огороде!

Давайте вернемся на свои места и по очереди расскажем об овощах и

фруктах. А поможет нам в этом мнемотаблица.

(дети составляют описательные рассказы об овощах и фруктах с помощью мнемотаблицы)

Дети: Капуста – это овощ, она растет в огороде на грядке, капуста круглая и зеленая, из капусты можно сварить щи, приготовить салат

Яблоко – это фрукт, оно растет в саду, яблоко круглое, оно может быть зеленым, красным, желтым и из яблока можно сделать яблочный сок и т.д.

Итог занятия

Педагог: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вам оно понравилось? (ответы детей). И мне понравилось, как вы отвечали на вопросы, играли в игры, описывали овощи и фрукты. Вы большие молодцы!

Угощайтесь яблочками из посылки.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квантум химия для дошкольников

Квантум химия для дошкольников

Дидактическая игра «Буквы и слова»

Дидактическая игра «Буквы и слова» Данная дидактическая игра способствует оперативному мышлению, обогащению словарного запаса у старших дошкольников, умению отличать согласные и...

Дидактическая игра «Предметы рукотворного и природного мира»

Дидактическая игра «Предметы рукотворного и природного мира» Аннотация:Дидактическая игра «Предметы рукотворного и природного мира» будет интересна и познавательна для детей среднего...

Читайте также

Адаптация ребенка в детском саду

Адаптация ребенка в детском саду Почти у каждого ребенка наступает новый период жизни-детский сад. Дети индивидуальны и каждый ребенок этот период...

Конспект по ФЭМП для подготовительной группы

Конспект по ФЭМП для подготовительной группы Образовательная область: познавательное развитие ФЭМП. Вид деятельности: познавательно-исследовательская. Форма проведения: игра-путешествие. Цель: закрепить знания, умения и навыки детей...

Конспект НОД по ФЭМП «Аквариумные рыбы. Животный мир океанов» для…

Конспект НОД по ФЭМП «Аквариумные рыбы. Животный мир океанов» для подготовительной группы Цель: Развитие математических представлений. Задачи: Совершенствовать навыки измерения жидкости с...