Конспект НОД по ФЭМП «Аквариумные рыбы. Животный мир океанов» для подготовительной группы

Цель: Развитие математических представлений.

Задачи:

Совершенствовать навыки измерения жидкости с помощью условной мерки. Знакомить детей с новым измерительным прибором – весы. Совершенствовать навыки измерения длины с помощью линейки. Продолжать учить детей соотносить число с обозначенным им количеством предметов. Совершенствовать навыки количественного счета в пределах 20. Развивать общую и мелкую моторику. Учить ориентироваться на плоскости. Совершенствовать навыки распознавания геометрических фигур. Развивать глазомер.

Словарная работа:

Закрепление в речи прилагательных: легче, тяжелее, короче, длиннее. Закрепление в речи названий геометрических фигур: круг, прямоугольник, пятиугольник, треугольник, квадрат, овал. Закрепление названий морских обитателей, аквариумных рыбок, водорослей.

Предварительная работа:

Просмотр иллюстраций с изображениями обитателей аквариумов, пресноводных водоемов, океана. Разучивание пальчиковой гимнастики «Налим».

Оборудование:

Магнитная доска, два аквариума разной формы, контейнер с камнями, чашечные весы, линейки по числу детей, салфетки., 2 обруча, маркеры по числу детей, 2 банки.

 

Ход:

Упражнение «Сравни аквариумы»

В: Дети у меня для вас сюрприз. Давайте посмотрим!?

В: Это кто?

Д: Рыбки (Меченосцы)

В: Кто это?

Д: Лягушки.

В: Где они обитают?

Д: В воде, в море, в океане, в реке.

В: Что еще кроме воды нужно, чтобы жизнь наших морских животных была комфортной?

Д: Воздух, растения, грунт.

В: Как вы думаете, наши рыбки и лягушки могут долго прожить в банках?

Д: Нет!

В: Что мы можем сделать? Где они могут жить?

Д: В аквариуме!

В: ДА, правильно.

В: У нас есть два аквариума, и мы создадим условия для жизни рыбок и лягушек.

В: Сначала сравните эти аквариумы? Какой они формы?

Д: Круглый и прямоугольный.

В: Как вы думаете какой аквариум больше, какой меньше?

Д: Круглый больше. Прямоугольный больше. Круглый меньше.

В: Как мы можем померить и узнать точно какой аквариум больше, а какой меньше?

Д: Налить воды в аквариумы.

В: Хорошо. Наливать воду мы будем с помощью мерки.

В: Меркой у нас будет БАНКА.

В: Лёва будет наливать воду в прямоугольный аквариум.

В: Настя будет наливать воду в круглый.

В: Воду выливаете и на столе откладываете одну палочку. Потом сравним.

У кого получится больше палочек, значит этот аквариум больше.

В: Воду мы наливаем до линии, которая нарисована на аквариумах (полоска на стекле).

(Дети наливают воду и откладывают палочки.)

В: Налили. Справились. Молодцы!

В: Давайте теперь посмотрим. Какой аквариум больше?

В: У Лёвы сколько палочек на столе?

Д: 8 палочек

В: У Насти сколько?

Д: 6 палочек.

В: У кого больше? Почему?

Д: У Лёвы. Потому что, 8 больше 6. Значит прямоугольный аквариум больше, чем круглый.

В: Хорошо.

Упражнение «Морские камешки»

В: Воду в аквариумы мы с вами налили. Что еще нужно нашим рыбкам и лягушкам?

Д: Грунт!

В: Правильно. Сейчас мы с вами будем готовить камешки.

В: Нам надо положить в аквариумы одинаковое количество камней. Как нам это сделать?

Д: Посчитать!

В: Можно посчитать. Но сегодня мы с вами будем камни взвешивать на весах.

В: Как нам проверить одинаковое ли количество камней в этих горках?

Д: Надо сложить камни на чаши весов. Если чаши уравновесятся, то камней одинаковое количество.

В: Взвесьте камни.

(Дети выполняют взвешивание.)

В: Что у вас получилось?

Д: На 1-ой чаше камней больше, чем на 2-ой чаше. Потому что, 1-я чаша опустилась ниже, чем 2-я чаша.

В: Что же нужно сделать?

Д: Надо убрать или доложить камни.

В: Убирайте или добавляйте.

Д: Теперь чаши весов находятся на одинаковой высоте. Значит, количество камней в 1-ой и 2- ой чашах одинаковое.

В: Молодцы. Справились!

В: Теперь давайте положим камешки в аквариумы.

- Первая чаша в круглый аквариум.

- Вторая чаша в прямоугольный аквариум.

(Дети засыпают камни в аквариумы)

Упражнение «Водоросли для аквариума»

На столе стоит поднос с водорослями, лежат салфетки и линейки на каждого ребенка.

В: Теперь мы с вами подойдем к другому столу. Что у нас здесь?

Д: Водоросли.

В: Вы, заметили, что они все разной длины? И сейчас мы с вами будем измерять длину водорослей! А как можно измерить длину? Чем можно измерить?

Д: Меркой, линейкой.

В: Правильно. Но сегодня, мы с вами, будем измерять, с помощью линейки.

В: Сейчас каждый подходит к столу. Потом берет одно растение. Кладет растение на салфетку. Дети, кто из вас расскажет, как правильно измерять с помощью линейки.

Д: Берем линейку и прикладываем, так, чтобы нулевая отметка находилась у самого корня, тогда верхушка растения будет находится у метки, которая покажет длину водоросли.

В: Когда вы измерили свое растение, то на стол положите карточку с цифрой, которая соответствует длине вашего растения.

Д: Длина моего растения 18 см.

Д: Мое растение имеет длину 14 см.

Д: Длина моего растения 17 см.

Д: Длина моего растения 16 см.

Д: Длина моего растения 12 см.

Д: Мое растение имеет длину 11 см.

Д: Мое растение имеет длину 19 см.

Д: Мое растение имеет длину 15 см.

В: Молодцы! Правильно измерили водоросли!

В: Скажите у кого растение длиннее или короче, и почему?

Д: У Вани 18 см, а у Маши 11 см.

Д: 18 см больше, чем 11см, поэтому растение Вани длиннее, чем у Маши.

Д: У Лёвы 15 см, а у Лизы 12 см.

Д: 15 см больше, чем 12 см. Значит У Лизы растение короче, а у Лёвы длиннее.

Д: У Насти 17 см, а у Артема 14 см.

Д: 14 см меньше, чем 17 см. Значит, у Насти растение длиннее, а у Артема короче.

Д: У Дианы 16 см, а у Макара 19 см.

Д: 17 см меньше, чем 19 см. Значит, у Макара растение длиннее, чем у Дианы. А у Дианы короче.

В: Хорошо. У кого водоросли длиннее опускаете их в прямоугольный аквариум, а у кого короче в круглый.

(Дети опускают водоросли в аквариумы.)

Игра «Пестрых рыбок стайки»

На ковре лежат два обруча. В одном карточки с цифрами, в другом карточки с рыбками.

В: Сейчас мы с вами поиграем! Посмотрите в одном обруче лежат карточки с цифрами, а в другом карточки на которых нарисованы рыбки.

В: Вы выберите карточку с цифрой. А в другом карточку со стайкой рыбок, которая соответствует вашей цифре.

В: Число должно совпадать с числом рыбок на карточке.

В: Потом расскажите, что вы сделали?

В: Выбрали? Давайте посмотрим? Настя, что ты сделала?

Д: У меня цифра 8, я выбрала карточку, на которой 8 рыбок (меченосцев).

Д: Лёва, у меня цифра 12, я выбрал карточку, на которой 12 рыбок (неонов).

Д: Маша, у меня цифра 9, я выбрала карточку, на которой 9 рыбок (барбусов).

Д: Макар, у меня цифра 7, я выбрал карточку, на которой 7 золотых рыбок.

Д: Артем, у меня цифра 11, я выбрал карточку, на которой 11 рыбок (гурами).

Д: Лиза, у меня цифра 6, я выбрала карточку, на которой 6 рыбок (скалярий).

Д: Диана, у меня цифра 5, я выбрала карточку, на которой 5 рыбок (сомиков).

Д: Ваня, у меня цифра 10, я выбрал карточку, на которой 10 рыбок (гуппи).

В: Справились! МОЛОДЦЫ!

Пальчиковая гимнастика «НАЛИМ»

В: Сейчас немного отдохнем!

(Воспитатель приглашает детей в центр группового помещения и делает с ними пальчиковую гимнастику.)

ВСЕ ВМЕСТЕ:

Жил да был один налим

(Дети складывают ладони, имитируют движения плывущей рыбки.)

Два ерша дружили с ним

(Разъединяют ладони, имитируют движения двух плывущих рыбок.)

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки

(Взмахивают сложенными накрест ладонями.)

И учили их считать: Раз, два, три, четыре, пять.

(Сжимают и разжимают кулаки. Загибают пальцы на обеих руках, начиная с большого

Лабиринт «Помоги крабу»

В: Отдохнули, и снова будем с вами помогать нашим морским друзьям.

В: Давайте подойдем к столу и посмотрим, кто просит нашей помощи?

В: Присаживайтесь. Я вам сейчас раздам карточки, на них нарисован лабиринт. И мы поможем крабу добраться до своей ракушки.

В: Проложите путь от краба до ракушки маркером.

(Дети выполняют. Воспитатель проверяет все ли правильно справились.)

В: Ребята, вы все просто молодцы! Отлично! Все крабы в своих домиках!

Упражнение «В океане»

В: Теперь мы с вами отравляемся к жителям океана. Посмотрите, кто у нас здесь плавает?

В: Каких животных, вы видите?

Д: Акула, дельфин, медуза, рыба- ёж, рыба-коробочка, морская звезда, краб и т.д.

В: Хорошо. Названия животных вы вспомнили. Теперь посмотрите внимательно и скажите: На какую геометрическую фигуру они похожи и на какие геометрические фигуры похожи части их тел.

Д: Акула имеет форму овала, плавники треугольники. Глаза круглые.

Д: Дельфин. Туловище – овал, плавники – треугольники, глаза круглые.

Д: Морская звезда. Многоугольник или пятиугольник. Её лучи (руки) похожи на треугольники.

Д: Черепаха. Туловище – овал, плавники – треугольники.

Д: Рыба – Ёж. Туловище круг. Глаза круглые.
Д: Скат. Туловище- ромб.

Д: Рыба – коробочка, Квадрат. Глаза круглые.

В: Очень хорошо!

В: Теперь мы с вами можем запустить наших рыбок и лягушек в аквариумы. Рыбок мы запустим в круглый аквариум, а лягушек в прямоугольный аквариум.

В: Полюбуемся на наших рыбок и лягушек.

В: Вам было интересно помогать нашим животным?

Д: ДА. Интересно!

В: Чему вы научились сегодня!

Д: Научились мерить аквариумы, измерять водоросли, взвешивать камешки на весах, считать рыбок в стайках, помогать крабу.

В: Вы сегодня постарались! Играли и работали дружно! Вы меня очень порадовали! Молодцы! Спасибо, ВАМ!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов «Мы играем в экономику»

Мастер-класс для педагогов «Мы играем в экономику» Цель: Воспитывать правильное осознанное отношение педагогов к вопросу изучения экономики в дошкольном возрасте. Сформировать...

Решение экологической проблемы через проектную деятельность: «Вторая жизнь упаковки», для…

Решение экологической проблемы через проектную деятельность: «Вторая жизнь упаковки», для дошкольников В настоящее время стало модным говорить об экологии и новых способах использования...

Доклад на тему: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании…

Доклад на тему: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников» «Здоровье – это главное жизненное благо». Януш Корчак. В современном...

Читайте также

Конспект непрерывной образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Владивосток –…

Конспект непрерывной образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Владивосток – город моряков и рыбаков» Цель: Знакомство с Владивостоком - городом моряков и рыбаков. Дать...

Сценарий мероприятия, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда для детей старшего…

Сценарий мероприятия, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Страницы памяти Ленинграда» Цель: - расширить представление...

Нет ничего краше Родины нашей!

Нет ничего краше Родины нашей! Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей о России как о родной стране. Формировать уважительное отношение к государственному...