Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Посиделки на день святого Николая»

Цель: Знакомить детей с духовно-нравственными традициями русского народа на примере дня Святого Николая.

Задачи:

Образовательные:

Расширять кругозор посредством приобщения к искусству и национальной культуре. Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на произведения музыкального фольклора. Учить играть на детских музыкальных инструментах в ансамбле. Вырабатывать умение самостоятельно исполнять песни и пляски.

Развивающие:

Обогащать память детей, интеллектуальные возможности, их творческую активность, фантазию, воображение, инициативность, производительность. Формировать художественный вкус.

Воспитательные:

Способствовать развитию ребенка, прививая ему любовь, уважение к своей нации, душевную чуткость и восприимчивость к окружающим. Развивать потребность совершать добрые дела и поступки, формировать нравственное чувство.

Материалы и пособия:

Украшение зала в стиле русской избы. В оформлении использованы вышитые полотенца, изделия из дерева, сушки. Готовая выпечка, соленое тесто для лепки пряников. Детские музыкальные инструменты для ансамбля ложкарей. Магнитофон, аудиозаписи.

Подготовительная работа:

Посещение храма, рассматривание икон, заучивание стихов, пословиц, лепка из теста, разучивание русских народных игр, песен хороводов.

Словарная работа:

Посиделки, «красное место, тонкопряха».

Ребята, давайте с вами посидим рядком, да поговорим ладком.

Представим себе, что мы с вами очутились в далеком прошлом русского народа. Сидим в деревне, в большой русской избе. Какое сейчас время года? Зимним вечером можно отдохнуть. В народном календаре зима – самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай убран, наступает время развлечений. Кто мне скажет, какие были развлечения в деревне?

Ответы детей: устраивали вечерники, праздновали Новый Год, Рождество. Вечерами в избах парни и девчата устраивали посиделки. Ходили друг к другу в гости.

У нас сегодня тоже гости.

Алена: - красному гостю – красное место.

Егор: - гость на гость хозяину радость.

Ксюша: как у нас семья большая да веселая, а ну ложкари, позабавьте нас задорной музыкой.

Давайте еще вспомним пословицы о гостеприимстве добре.

Лиза Е.: - много гостей много и новостей.

Вика О.: - для доброго гостя и ворота настежь.

Глеб: - худо тому, кто добра не делает никому.

Ира: - доброе дело два века живет.

Маша: - с миру по нитке – голому рубашка.

София: - гость доволен – и хозяин рад.

Максим: - добра желаешь, добро и делай.

Настя: - живи для людей, поживут и люди для тебя.

Ваня: - как аукнуться, так и откликнется.

Егор: - когда сделаешь доброе дело, не хвались, не труби о нем всюду.

Ксюша: - хозяин весел - и гости рады.

Старайтесь и вы дети быть такими же добрыми и гостеприимными.

Егор: - А ну, девицы – красавицы, душеньки – подруженьки, заводи хоровод, весели честной народ!

Хоровод девочек.

Ребята, а кроме развлечений на посиделках, чем еще занимались?

Ответ детей: вязали теплые носочки, плели кружево, делали деревянные ложки.

Алеша: - а чтобы дело спорилось, пели песни.

София: - где песня льется, там легче живется.

Песня 6 Дуня – тонкопряха.

Красны девицы на молодцев заглядывались, а добры молодцы невест себе присматривали.

Лиза Е: - выходи играть ребята, выходи играть девчата! Лента яркая атлас, кто водящий в этот раз?

Ира: - «вышел Ваня погулять!»

Посмотрите, как вы думаете, что общего между подушкой и валенком?

Ответы детей….

Никто не догадался. Давайте зажжем свечу, и я вам расскажу одну историю.

Очень давно жил мальчик звали его Николка. Он рос добрым, приветливы, нив чем не нуждался. Однажды он решил поделиться своим богатством с бедными. Он разносил подарки бедным детям, но не для того чтобы его похвалили, потому что ему хотелось сделать добро для других. Когда вырос – стал священником. Прошло много времени, но и сегодня, дети просят, чтобы он помог им вырасти добрыми и послушными. Послушным детям он кладет подарки в валенок или под подушку, а непослушным прутик, чтобы они подумали о своем поведении. Какого числа празднуют Николу зимнего? (19 декабря) – правильно. Николай Чудотворец – на иконе. Посмотрите на икону, правой рукой он благословляет, а в левой держит святую книгу. Николай Чудотворец ночью 19 декабря спускается на землю и смотрит, нужна ли кому помощь? А если прислушаться, то можно услышать серебряные звоночки, которые оповещают прибытие святого Николая.

Послушаем стихотворение «Колокольчики»

Алеша Л. Сел на сани Николай…

Еще одно стихотворение «В добрый час Николай»

Ваня Н.: Кто душой Николая любит,

Кто крепко с Николаем дружит,

Тому святой Николай помогает….!

А посмотрите какой у меня есть колокольчик. Давайте встанем в круг и расскажем о своих добрых делах. (игра в кругу).

Молодцы много добрых дел вы делаете. Я думаю, святой Николай был бы доволен. А ведь по погоде на зимнего Николу судили о предстоящей зиме и о будущем лете.

Кристина Куча: на Николу зимнего первые морозы, разукрасят инеем ветки на берёзе…

Лиза П.: НА Николу иней урожай сильный

Матвей: на Николу крепись – хоть разопнись, после Николы живи не тужи.

Глеб: хвали зиму после Николина дня.

На гуляниях в Николин день затевались веселые игры.

Поиграем: «Дрёма» - игра.

Егор: вот спасибо – чуть сами с Дрёмой не заснули.

Ксюша: а мы вас игрой развеселим, нет лучше игры, чем переглядушки. Мы на лавочке сидим, весело играть хотим.

Игра «Лавочка».

На лавочке, на берёзовой,

Мы дружно все сидим

На тебя дружок глядим.

Раз, два, три беги.

Молодцы повеселились, пора и за работу приниматься. Делу время, а потехе час.

На Николу пекли пряники «Николайчики». Я предлагаю вам слепить «Николайчики» из соленого теста.

Работа детей.

Над селом дымки плывут

Пряники в домах пекут

Всех гостей вы угостите,

Песенку им подарите!

Песня «Николай ты святой»

«Целый вечер нынче у окна сижу, потому что в гости Николая жду…»

Угощаем детей шоколадными пряниками.

Вика О.: ЧЕМ БОГАТЫ – ТЕМ И РАДЫ.

Богдан: гость доволен хозяин рад.

Лера С.: милости просим побывать у нас еще раз.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий новогоднего утренника «В гостях у елочки»

Сценарий новогоднего утренника 1 мл группа «В гостях у елочки» Участники: - Дети, Ведущая, Снегурочка, Игрушки (Заяц, Лиса, Дед Мороз). Атрибуты: - Колокольчик (коробка)...

Детские сказки дома и в детском саду

Детские сказки дома и в детском саду С самых первых лет жизни человек знакомится со сказками. И тогда же, в детстве...

Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у кролика» для…

Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у кролика» для средней группы Цель: формировать представление о домашнем животном кролике и его...

Читайте также

Непосредственно-организованная образовательная деятельность – окружающий мир. Тема «Волшебница вода»

Непосредственно-организованная образовательная деятельность – окружающий мир Тема «Волшебница вода» Подготовительная к школе группа Образовательная область: познавательное развитие. Программные задачи. Уточнять и расширять знания...

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В…

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В гости к бабушке» Цель: Расширять представление детей о домашних животных. Задачи: Закрепить...

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна»

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна» Цель: ознакомить педагогов с техникой создания панно с эффектом 3D. Задачи: - создание условий для самореализации и...