Интегрированное занятие в старшей группе: «Вот так из года в год проходит времени круговорот»

Программное содержание:

1. Сформировать у детей обобщенное представление о временах года.

2. Уточнить и расширить представление детей о весне, побуждать связно и последовательно излагать признаки наступления весны в живой и неживой природе.

3. Обобщить представления, полученные на занятиях, прогулках и в повседневной жизни:

- называть последовательно дни недели;

- определять, какой день недели на текущий момент, какой день недели был вчера, какой будет завтра;

- уточнить названия зимних, весенних, летних и осенних месяцев.

4. Закреплять умение читать стихи выразительно, передавая интонации вопроса, удивления, восхищения.

Материал к занятию:

- загадки и стихи о временах года;

- сюжетные картинки по всем временам года, схемы- карточки о весне;

- календари (карманные, настольные, настенные);

- названия месяцев для создания календаря «Круглый год», набор цифр для уточнения последовательности месяцев в году;

- иллюстрации картин по временам года для создания выставки;

- набор лепестков в количестве 7 (по цветам радуги) для проведения аппликации «Радужная неделька».

 

Ход занятия:

Ребята, сегодня нам предстоит увлекательное путешествие. А начнем мы его со сказки-загадки. Послушайте ее внимательно.

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы: повеял холод, пошел снег, закружили метели… (зима); Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка птиц: снег стал таить, побежали ручейки, появились первоцветы… (весна); Махнул старик-годовик третий раз - и полетела третья тройка: стало жарко, душно, кругом цветов видимо-невидимо… (лето); Махнул старик-годовик четвертый раз и полетели еще три птицы: подул холодный ветер, посыпался частый дождь из листьев: желтых, красных, оранжевых… (осень).

Ребята, вы внимательно слушали сказку? Скажите, о чем идет речь в этой сказке-загадке? (Ответы: о временах года.)

А какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень.)

А что это за птицы, которые вылетали из рукавов? (Месяцы.)

А почему каждый раз у старика вылетало по три птицы? (В каждом времени года по три месяца.)

Все правильно, ребята. В году у нас 12 месяцев, 4 времени года, а в каждом времени года по три месяца. Попробуем вспомнить и назвать зимние месяца? (декабрь, январь, февраль). Весенние? (март, апрель, май) Летние? (июнь, июль, август) Осенние? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

На доске выставляются карточки по всем временам года, и воспитатель предлагает детям дать краткую характеристику по каждому времени года (дети выполняют задание).

Воспитатель раздает каждому ребенку (или одну на двоих) картинки по временам года и дети должны сказать не только, какое время года, но и попробовать обосновать…

В: Я сейчас прочитаю отрывки стихотворений, а вы должны угадать, о каком времени года идет речь, и те, у кого на карточках отражено данное время года, покажите и назовите его… Почему вы так думаете?

Под голубыми небесами великолепными коврами

Блестя на солнце снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит… (А.С. Пушкин.)

Бежит тропинка через луг, ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь – цветы вокруг, да по колено травы (И. Суриков.)

Ласточки пропали, а вчера зарей все грачи летали

Да как сеть мелькали вон над той горой.

С вечера все спится, на дворе темно.

Лист сухой валится, ночью ветер злится,

Да стучит в окно.

Отшумела злая вьюга, стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга, капли падают звеня.

Солнце землю нагревая, гонит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая и ручьями слезы льет.

Дети выполняют задание, и воспитатель благодарит (хвалит) ребят. А теперь предлагается детям отгадать загадки и сказать, когда это бывает? В какое время года?

Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь (снег)

Без досок, без топоров через речку мост готов.

Мост как синее стекло! Скользко, весело, светло! (лед).

Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются (лыжи) Когда это бывает? (Зимой)

Крашенное коромысло через реку повисло… (радуга)

Светит, сверкает, всех согревает… (солнце)

Раскаленная стрела дуб свалила у села… (молния) Когда это бывает? (летом)

Сели детки на карниз, а растут все время вниз (сосульки)

На ветках плотные комочки. В них дремлют клейкие листочки… (почки) Когда это бывает? (весной)

Стало хмуро за окном. Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а с наружи появились всюду… (лужи)

Листья в воздухе кружатся, тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья в сад. Это просто… (листопад)

Холода их напугали. К теплым странам улетают.

Петь не могут, веселиться. Кто собрался в стайки? (птицы)

Как правильно сказать? Как одним словом можно назвать тех птиц, которые улетают? (перелетные)

Когда это бывает? (осенью)

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились.

А какое сейчас время года? (весна)

Какой месяц? (апрель)

Это первый, второй или третий месяц весны? (второй)

Как назывался первый месяц весны? (март)

А какой будет третий месяц? (май)

Приглашаем вас более подробно остановиться и рассказать о таком замечательном времени года, как весна…

Перед тем, как наступила весна, какое время года было и прошло? (зима)

Правильно. Попробуем вспомнить, что происходило… Какие первые признаки прихода весны мы замечали, как постепенно будет меняться природа вокруг нас…

На магнитной доске выложены карточки по весне и дети рассказывают: день становится длиннее, ночь короче; солнышко все чаще согревает нашу землю и начинает таить снег, с крыш свисают сосульки; появляются первые проталинки; вначале весны еще бывают осадки в виде снега, но чаще идет дождь;

распускаются первоцветы: подснежники, чуть позже мать-мачеха, одуванчики; на деревьях набухают почки и постепенно распускаются листочки; просыпаются насекомые (первыми можно увидеть бабочек, пчел и божьих коровок); из теплых стран возвращаются перелетные птицы (грачи, скворцы…) Просыпаются медведи… В конце весны у птиц появляются птенчики… у зверей появляется потомство (детеныши)… (можно спросить у детей названия детенышей или закрепить данный материал на последующих занятиях); На полях и огородах начинаются посевные работы (люди сажают овощи, зелень и другие культуры…).

Воспитатель благодарит детей и спрашивает: А что нам с вами помогает знать, какое время года? Какой месяц сейчас наступил… какой уже прошел… какой будет следующий… (календарь).

Мы уже начали знакомство с календарями и знаем, как некоторые из них называются (показывает и просит дать правильное название: карманный, настенный, настольный. Если дети затрудняются, помогает вспомнить… знакомит с перекладным).

Сегодня мы предлагаем вам сделать календарь под названием: «12 месяцев». Условно выберем с вами 4 основных цвета для каждого времени года: белый – это зима, зеленый – весна, красный – лето и желтый – осень (спрашивает, почему выбираем данные цвета?).

Перед тем, как делать календарь, воспитатель предлагает детям сделать небольшой перерыв и подвигаться… (проводиться зарядка под музыку «Солнышко лучистое»).

Далее дети совместно с воспитателями делают круглый календарь, на который прикрепляют названия месяцев и в конце - число, соответствующее очередности каждого месяца по порядку.

Далее воспитатель обращает внимание детей на настенный календарь в группе и объясняет, что в каждом месяце определенное количество дней, которые складываются в недельки… (Дети называют последовательно дни недели, проводится физкультминутка.)

Далее воспитатель предлагает детям вспомнить небольшой стишок, который помогает запомнить цвета радуги:

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (первая буква каждого слова обозначает определенную последовательность цветов радуги: каждый - красный, охотник - оранжевый, желает - желтый, знать - зеленый, где - голубой, сидит - синий, фазан - фиолетовый).

Воспитатель предлагает детям дни недели выложить как цветик-семицветик, объясняя, что дней недели 7 и цветов радуги тоже 7 (выкладывается на магнитной доске цветок с семью лепестками и после окончания задаются вопросы о том, какой лепесток относиться к определенному дню недели).

Далее проводится аппликация «Радужная неделька» (дети самостоятельно приклеивают цветик-семицветик).

Ну вот и подходит к концу наше путешествие по временам года.

Мы приглашаем вас на выставку, которая называется: «Круглый год». Здесь представлены картины по всем временам года.

Вы с некоторыми из них знакомы. Предлагаем вам вспомнить стихи про разные времена года, прочитать для гостей. Если вы читаете стихотворение про зиму, подойдите, пожалуйста, к картине, на которой изображена зима и т.д. (Дети читают стихи и прощаются с гостями.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экспериментальная работа в старшем дошкольном возрасте

Экспериментальная работа в старшем дошкольном возрасте Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на...

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста Формирование представлений у дошкольников о мире профессий – это важный этап в профессиональном самоопределении их...

Формы и методы работы со сказками

Формы и методы работы со сказками "Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были...

Читайте также

План работы изостудии «Пластилиновая страна» по художественному творчеству для детей…

План работы изостудии «Пластилиновая страна» по художественному творчеству для детей 4-5 лет Количество занятий в неделю Первый год обучения – 1 занятие в...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по теме:…

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по теме: «В гости к колобку» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познание», «Художественно-...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области – познавательное развитие…

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области – познавательное развитие (Формированию элементарных математических представлений)на тему: «Путешествие в страну Математики» Цель занятия: Развитие интереса к предмету...