Интегрированное занятие в старшей группе: «Вот так из года в год проходит времени круговорот»

Программное содержание:

1. Сформировать у детей обобщенное представление о временах года.

2. Уточнить и расширить представление детей о весне, побуждать связно и последовательно излагать признаки наступления весны в живой и неживой природе.

3. Обобщить представления, полученные на занятиях, прогулках и в повседневной жизни:

- называть последовательно дни недели;

- определять, какой день недели на текущий момент, какой день недели был вчера, какой будет завтра;

- уточнить названия зимних, весенних, летних и осенних месяцев.

4. Закреплять умение читать стихи выразительно, передавая интонации вопроса, удивления, восхищения.

Материал к занятию:

- загадки и стихи о временах года;

- сюжетные картинки по всем временам года, схемы- карточки о весне;

- календари (карманные, настольные, настенные);

- названия месяцев для создания календаря «Круглый год», набор цифр для уточнения последовательности месяцев в году;

- иллюстрации картин по временам года для создания выставки;

- набор лепестков в количестве 7 (по цветам радуги) для проведения аппликации «Радужная неделька».

 

Ход занятия:

Ребята, сегодня нам предстоит увлекательное путешествие. А начнем мы его со сказки-загадки. Послушайте ее внимательно.

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы: повеял холод, пошел снег, закружили метели… (зима); Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка птиц: снег стал таить, побежали ручейки, появились первоцветы… (весна); Махнул старик-годовик третий раз - и полетела третья тройка: стало жарко, душно, кругом цветов видимо-невидимо… (лето); Махнул старик-годовик четвертый раз и полетели еще три птицы: подул холодный ветер, посыпался частый дождь из листьев: желтых, красных, оранжевых… (осень).

Ребята, вы внимательно слушали сказку? Скажите, о чем идет речь в этой сказке-загадке? (Ответы: о временах года.)

А какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень.)

А что это за птицы, которые вылетали из рукавов? (Месяцы.)

А почему каждый раз у старика вылетало по три птицы? (В каждом времени года по три месяца.)

Все правильно, ребята. В году у нас 12 месяцев, 4 времени года, а в каждом времени года по три месяца. Попробуем вспомнить и назвать зимние месяца? (декабрь, январь, февраль). Весенние? (март, апрель, май) Летние? (июнь, июль, август) Осенние? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

На доске выставляются карточки по всем временам года, и воспитатель предлагает детям дать краткую характеристику по каждому времени года (дети выполняют задание).

Воспитатель раздает каждому ребенку (или одну на двоих) картинки по временам года и дети должны сказать не только, какое время года, но и попробовать обосновать…

В: Я сейчас прочитаю отрывки стихотворений, а вы должны угадать, о каком времени года идет речь, и те, у кого на карточках отражено данное время года, покажите и назовите его… Почему вы так думаете?

Под голубыми небесами великолепными коврами

Блестя на солнце снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит… (А.С. Пушкин.)

Бежит тропинка через луг, ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь – цветы вокруг, да по колено травы (И. Суриков.)

Ласточки пропали, а вчера зарей все грачи летали

Да как сеть мелькали вон над той горой.

С вечера все спится, на дворе темно.

Лист сухой валится, ночью ветер злится,

Да стучит в окно.

Отшумела злая вьюга, стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга, капли падают звеня.

Солнце землю нагревая, гонит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая и ручьями слезы льет.

Дети выполняют задание, и воспитатель благодарит (хвалит) ребят. А теперь предлагается детям отгадать загадки и сказать, когда это бывает? В какое время года?

Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь (снег)

Без досок, без топоров через речку мост готов.

Мост как синее стекло! Скользко, весело, светло! (лед).

Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются (лыжи) Когда это бывает? (Зимой)

Крашенное коромысло через реку повисло… (радуга)

Светит, сверкает, всех согревает… (солнце)

Раскаленная стрела дуб свалила у села… (молния) Когда это бывает? (летом)

Сели детки на карниз, а растут все время вниз (сосульки)

На ветках плотные комочки. В них дремлют клейкие листочки… (почки) Когда это бывает? (весной)

Стало хмуро за окном. Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а с наружи появились всюду… (лужи)

Листья в воздухе кружатся, тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья в сад. Это просто… (листопад)

Холода их напугали. К теплым странам улетают.

Петь не могут, веселиться. Кто собрался в стайки? (птицы)

Как правильно сказать? Как одним словом можно назвать тех птиц, которые улетают? (перелетные)

Когда это бывает? (осенью)

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились.

А какое сейчас время года? (весна)

Какой месяц? (апрель)

Это первый, второй или третий месяц весны? (второй)

Как назывался первый месяц весны? (март)

А какой будет третий месяц? (май)

Приглашаем вас более подробно остановиться и рассказать о таком замечательном времени года, как весна…

Перед тем, как наступила весна, какое время года было и прошло? (зима)

Правильно. Попробуем вспомнить, что происходило… Какие первые признаки прихода весны мы замечали, как постепенно будет меняться природа вокруг нас…

На магнитной доске выложены карточки по весне и дети рассказывают: день становится длиннее, ночь короче; солнышко все чаще согревает нашу землю и начинает таить снег, с крыш свисают сосульки; появляются первые проталинки; вначале весны еще бывают осадки в виде снега, но чаще идет дождь;

распускаются первоцветы: подснежники, чуть позже мать-мачеха, одуванчики; на деревьях набухают почки и постепенно распускаются листочки; просыпаются насекомые (первыми можно увидеть бабочек, пчел и божьих коровок); из теплых стран возвращаются перелетные птицы (грачи, скворцы…) Просыпаются медведи… В конце весны у птиц появляются птенчики… у зверей появляется потомство (детеныши)… (можно спросить у детей названия детенышей или закрепить данный материал на последующих занятиях); На полях и огородах начинаются посевные работы (люди сажают овощи, зелень и другие культуры…).

Воспитатель благодарит детей и спрашивает: А что нам с вами помогает знать, какое время года? Какой месяц сейчас наступил… какой уже прошел… какой будет следующий… (календарь).

Мы уже начали знакомство с календарями и знаем, как некоторые из них называются (показывает и просит дать правильное название: карманный, настенный, настольный. Если дети затрудняются, помогает вспомнить… знакомит с перекладным).

Сегодня мы предлагаем вам сделать календарь под названием: «12 месяцев». Условно выберем с вами 4 основных цвета для каждого времени года: белый – это зима, зеленый – весна, красный – лето и желтый – осень (спрашивает, почему выбираем данные цвета?).

Перед тем, как делать календарь, воспитатель предлагает детям сделать небольшой перерыв и подвигаться… (проводиться зарядка под музыку «Солнышко лучистое»).

Далее дети совместно с воспитателями делают круглый календарь, на который прикрепляют названия месяцев и в конце - число, соответствующее очередности каждого месяца по порядку.

Далее воспитатель обращает внимание детей на настенный календарь в группе и объясняет, что в каждом месяце определенное количество дней, которые складываются в недельки… (Дети называют последовательно дни недели, проводится физкультминутка.)

Далее воспитатель предлагает детям вспомнить небольшой стишок, который помогает запомнить цвета радуги:

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (первая буква каждого слова обозначает определенную последовательность цветов радуги: каждый - красный, охотник - оранжевый, желает - желтый, знать - зеленый, где - голубой, сидит - синий, фазан - фиолетовый).

Воспитатель предлагает детям дни недели выложить как цветик-семицветик, объясняя, что дней недели 7 и цветов радуги тоже 7 (выкладывается на магнитной доске цветок с семью лепестками и после окончания задаются вопросы о том, какой лепесток относиться к определенному дню недели).

Далее проводится аппликация «Радужная неделька» (дети самостоятельно приклеивают цветик-семицветик).

Ну вот и подходит к концу наше путешествие по временам года.

Мы приглашаем вас на выставку, которая называется: «Круглый год». Здесь представлены картины по всем временам года.

Вы с некоторыми из них знакомы. Предлагаем вам вспомнить стихи про разные времена года, прочитать для гостей. Если вы читаете стихотворение про зиму, подойдите, пожалуйста, к картине, на которой изображена зима и т.д. (Дети читают стихи и прощаются с гостями.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и рисованию в подготовительной…

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и рисованию в подготовительной группе Тема: «Времена года» Цель занятия: Закрепить знание детей о временах года...

Комплексно-тематическое планирование «В мире волшебной бумаги»

Комплексно-тематическое планирование «В мире волшебной бумаги» Для воспитанников пятого года жизни Направление моей педагогической деятельности – художественно-эстетическое развитие. Тема самообразования: «Развитие творческого потенциала...

Обобщение педагогического опыта по теме «Технология проектной деятельности с использованием…

Обобщение педагогического опыта по теме «Технология проектной деятельности с использованием метода сказкотерапии для развития речи и личности ребёнка» Опыт работы показывает...

Читайте также

Игра, как средство воспитания этики общения у дошкольников

Игра, как средство воспитания этики общения у дошкольников Особое значение игры, и прежде всего игры сюжетно-ролевой, творческой, состоит в том, что...

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по…

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Анализ литературного произведения» Цель: формировать умения анализировать литературное произведение через усвоение...

Лепбук «Наш театр»

Лепбук «Наш театр» У детей всегда поднимается настроение, когда они смотрят кукольный театр в детском саду. Наибольший восторг у них вызывает...