План-конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Осторожно, микроб!»

В данном НОД используется авторское дидактическое пособие для организации самостоятельной опытно - экспериментальной деятельности детей "УНИКУБ".

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное», «Художественное эстетическое».

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная.

Формы организации: фронтальная, подгрупповая.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация иллюстраций, наблюдение, моделирование, исследование.

Цель: формирование у детей простейших представлений о микроорганизмах и способах защиты от них.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей с микроорганизмами и их свойствами (растут, размножаются, питаются, дышат);
  • сформировать представление о том, что микроорганизмы могут быть полезными и вредными;
  • познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями и способами защиты от них;

Развивающие:

  • развивать интерес к познанию мира и к процессам, происходящим в организме человека;
  • развивать познавательные и поисково-исследовательские способности детей;
  • развивать коммуникативные навыки, умение принимать участие в групповой беседе, отстаивать свою точку зрения;

Воспитывающие:

  • воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье;
  • воспитывать бережное и внимательное отношение к своему организму.

Материал: Уникуб «Осторожно, микроб!», содержащий картинки

«Виды бактерий», «Полезные микробы», «Где живёт микроб», «Правила личной гигиены», дидактические игры «Посчитай микроба», «Где живёт микроб», «Собери микроба», «Кроссворд», экспериментальные карты опытов и оборудование для опытов: микроскоп, предметное стекло, пипетка и талая вода (снег); кусочек хлеба, полиэтиленовый пакет, тарелка; мука, мыло; пульверизатор, вода; зеркало, ватно – марлевая повязка. Дневники отчетов, фломастеры, коктейльные трубочки, краски «гуашь».

Планируемые результаты:

  • имеет чёткие, осознанные начальные представления о показателях здоровья и факторах риска;
  • знает правила ЗОЖ, любит экспериментировать, в процессе экспериментирования проявляет яркие познавательные чувства;
  • проявляет разнообразные познавательные интересы, при восприятии нового пытается понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи;
  • самостоятельно получает информацию из наблюдений, рассказов, развёрнуто отражает в речи впечатления, выводы;
  • активно и доброжелательно взаимодействует с педагогами и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

 

Ход занятия:

1. Организационный этап (в кругу, дети сидят на полу на подушке-подружке)

- Здравствуйте, ребята! Открою вам секрет, что слово «здравствуй» означает пожелание здоровья – «будь здоров!». Значит, вы пожелали всем здоровья. В ответ Вам тоже прозвучало пожелание здоровья.

- Ребята, сегодня наш умный помощник - уникуб приготовил для нас интересные опыты, но прежде давайте посмотрим на рисунки, расположенные на уникубе.

1

2. Основной этап.

Игра – рассуждалка.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки, расположенные на уникубе. Картинки с моделированными ситуациями: ребёнок пьёт грязную воду, ребёнок ест мороженое вместе с собакой, один человек чихает на другого.

Воспитатель на примере первого случая моделирует ситуацию, спрашивает у детей последствия ситуации и просит смоделировать правильное действие (подкрепляется картинкой).

- Давайте порассуждаем, как это может произойти. Например, один мальчик так хотел пить, что выпил воду из-под крана. Что может произойти? Чем опасна некипячёная вода? Что произойдёт с мальчиком? Какую воду нужно употреблять?

- Ребята, а что же это за существа-микробы? А можно ли их увидеть? И как? 

- Да, чтобы как можно больше узнать о микробах, их надо рассмотреть, а с помощью чего их можно рассмотреть? (Воспитатель достает из уникуба микроскоп и показывает детям).

2

Познавательный рассказ

- Бактерии — очень маленькие живые существа. Увидеть обычным глазом их нельзя, но можно рассмотреть в микроскоп. Бактерии бывают разной формы. И по форме их разделяют на шаровидные, палочковидные и извитые (воспитатель показывает картинки). Как вы думаете, все бактерии вредны для человека?

3

- Есть и полезные бактерии, которые необходимы для нас с вами. Существуют особые, пищевые бактерии, которые нужны, чтобы получить из молока сметану или кефир. (Показ картинок.) Некоторые бактерии «участвуют» в производстве лекарств. Вот, например, пробиотики – живые микроорганизмы – бифидобактерии и лактобактерии. Они помогают привести в порядок наше пищеварение. (Картинки.)

- А где же живут бактерии, как вы думаете? Оказывается, бактерии повсюду: в воздухе, которым мы дышим- особенно много бактерий скапливается там, где плохо проветривается; в земле; в грязной воде; в пище, которую мы едим. Очень много бактерий на грязных овощах и фруктах. Бактерии даже находятся на одежде, особенно грязной! На любых предметах, до которых мы дотрагиваемся, можно найти бактерии. Очень много бактерий скапливается в местах общественного пользования: в транспорте, на ручках дверей, на поручнях. Много бактерий на грязной коже. Что может с нами произойти, если бактерии проникнут в организм? Да, мы можем заболеть. Такие бактерии называются болезнетворными микробами (картинки).

4

- Микробы, ребята, не просто живут и питаются, они еще могут и размножаться, то есть один микроб производит множество таких же микробов. Как вы думаете, где активнее всего будут размножаться микробы?

В организме человека. Мы с вами, оказывается, идеальный дом для микробов. Для микробов там много еды, влаги, тепла. Они очень хорошо чувствуют себя в организме человека.

- Ребята, а как в наш организм попадают микробы? (Ответы детей.)

Наибольшее скопление микробов у нас на руках, так как они грязнятся у нас больше всего. С рук микробы попадают на лицо, глаза, губы, затем в рот, таким образом вызывая различные заболевания.

5

- Ребята, чтобы быть здоровыми, сильными, ловкими, что нужно делать? (Гимнастику.)

Физкультминутка с элементами точечного массажа.

Чтобы нам не болеть и не простужаться
Мы зарядкой с тобой будем заниматься. Чтобы горло не болело –
Мы погладим его смело.
Чтоб не кашлять, не чихать –
Будем носик растирать.
Лоб мы тоже разотрем –
Ладошку, сделав козырьком.
Вилку пальчиками сделай –
Массируй ушки ты умело.
Знаем, знаем да, да, да –
Нам простуда не страшна!

(ходьба на месте)

 

(гладят)
(растирают крылья носа)
(рука ладошкой вниз приставляется ко лбу)

(растирают пальцами мочки ушей)
(хлопают в ладоши)

- Ребята, давайте, исследуем, как микробы попадают в наши организмы и что с ними происходит? Приглашаю Вас заглянуть в уникуб и посмотреть, что он нам приготовил.

6

- Работу выполнять будете в подгруппах, каждая из которых выполняет своё исследование по экспериментальной карте. Итоги исследования фиксируйте в дневниках отчёта и затем поделитесь результатами с другими ребятами. Не забывайте про технику безопасности.

Практическая экспериментальная деятельность детей.

Опыт 1 «Микробы в воде».

Цель: увидеть микробы с помощью микроскопа.

Ход эксперимента: Капельку талой снеговой воды, с помощью пипетки, поместить на стёклышко под микроскоп. Зарисовать в дневник отчета увиденное в микроскоп и сделать вывод.

7

8

- Чтобы увидеть наглядно, как растут и размножаются микробы, можно провести опыт с кусочком хлеба. Наблюдаем, как плесень может расти.

Опыт 2 «Плесень».

Цель: с помощью кусочка хлеба получить плесень.

Ход эксперимента: Кусок хлеба поместить в полиэтиленовый пакет. Через пять дней он покроется плесенью. Если кусочек оставить лежать в пакете еще на несколько дней, то увидим, что плесени станет в два раза больше. Вскоре весь кусочек покроется густой «меховой шапкой». Затем плесень перенести на предметное стекло под микроскоп.

Зарисовать в дневник отчета увиденное в микроскоп и сделать вывод.

Как же микробы попадают в наш организм? Один из самых лёгких способов попадания микробов в наш организм – наши грязные руки.

9

10

Опыт 3 «Передай микроб».

Цель: увидеть, как микробы передаются от человека к человеку.

Ход эксперимента: Чтобы представить на руках человека микробы, которые мы не можем увидеть, посыпаем руки мукой и пожать руку ребенку. После этого попросить детей посмотреть на свои ладошки и обнаружить на них микробы. Подвести к выводу, что таким образом и передаются невидимые глазу микробы. И передаются они не только от человека к человеку, но и при соприкосновении с загрязненными предметами.

- Ребята, как вы думаете, чего больше всего боятся микробы? 

11

12

Опыт 4 «Враг микробов - мыло».

Цель: наглядно показать, как мыло справляется с микробами.

Ход эксперимента: Предложить детям вымыть руки с мылом и проверить, осталась ли мука на ладонях. Если остались, то меньше ли их стало?

13

Опыт 5 «Чих».

Цель: наглядно увидеть распространение микробов.

Ход эксперимента: с помощью пульверизатора (распыляя воду) «демонстрирую», что микробы при кашле и чихании распространяются по помещению и заражают детей. Чтобы этого не происходило, нужно прикрывать рот рукой или пользоваться носовым платком.

- Но от вредных микробов можно защититься. Как? Для этого проведем опыт.

14

Опыт 6 «Опыт с зеркалом».

Цель: наглядно увидеть распространение микробов и как от них защититься.

Ход эксперимента: взять зеркало и подышать на него – оно «запотело», вывод? Тогда одеть ватно – марлевую повязку и еще раз подышать на зеркало, оно осталось чистым. Значит, повязка (маска) защищает от микробов. В помещении, где находятся люди, скапливается много микробов, поэтому нужно проветривать помещение, как можно больше времени проводить на свежем воздухе.

15

3. Заключительная часть (рефлексия).

Воспитатель предлагает ребятам поделиться результатами эксперимента по плану:

Что я хотел узнать …

Какой я провёл опыт …

Что у меня получилось …

Я узнал, что…

- Ребята, я надеюсь, что полученные знания вам пригодятся. И теперь я предлагаю вам вымыть руки и сделать вывод, что соблюдение правил гигиены защитит наше здоровье.

В свободное время уникуб предлагает ребятам выполнить дидактические игры, которые меняются в зависимости темы:

  • Разгадай кроссворд (многоразовый, заполняется специальным фломастером и стирается).

16

  • «Посчитай микроба» (многоразовые карточки на соотношение количества и числа).

17

18

  • «Моем руки правильно» (многоразовая карточка на правильную последовательность).

19

  • «Собери микроба» - разрезанная картинка микроба.

20

  • «Где живет микроб» (картинки с моделированными ситуациями, задача ребенка определить, на какой картинке поселиться микроб - прищепка).

21

  • Рисование микробов в нетрадиционной технике.

22



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Парциальная программа «Театральная деятельность – как средство развития речи детей…

Парциальная программа «Театральная деятельность – как средство развития речи детей младшего возраста» Актуальность. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка...

Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической…

Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической направленности Проблема морально-нравственного воспитания детей все больше обостряется в современном обществе...

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего…

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день...

Читайте также

Проект «Будь здоров, малыш!» в первой младшей группе

Проект «Будь здоров, малыш!» в первой младшей группе Продолжительность проекта: краткосрочный с 30.01-06.02 (1 неделя). Тип проекта: познавательно-игровой. Участники проекта: воспитатели, дети первой...

«Зимние забавы»

«Зимние забавы» Какое же чудесное время года-Зима! Сколько можно придумать разных развлечений! Дети и родители Детского сада № 236 г. Омска...

Многофункциональное дидактическое пособие бизиборд «Малышок»

Многофункциональное дидактическое пособие бизиборд «Малышок» Наши дети растут и очень быстро познают окружающий мир. Их маленьким ручкам всё хочется потрогать, покрутить...