План-конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Осторожно, микроб!»
В данном НОД используется авторское дидактическое пособие для организации самостоятельной опытно - экспериментальной деятельности детей "УНИКУБ".
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное», «Художественное эстетическое».
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Формы организации: фронтальная, подгрупповая.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация иллюстраций, наблюдение, моделирование, исследование.
Цель: формирование у детей простейших представлений о микроорганизмах и способах защиты от них.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с микроорганизмами и их свойствами (растут, размножаются, питаются, дышат);
- сформировать представление о том, что микроорганизмы могут быть полезными и вредными;
- познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями и способами защиты от них;
Развивающие:
- развивать интерес к познанию мира и к процессам, происходящим в организме человека;
- развивать познавательные и поисково-исследовательские способности детей;
- развивать коммуникативные навыки, умение принимать участие в групповой беседе, отстаивать свою точку зрения;
Воспитывающие:
- воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье;
- воспитывать бережное и внимательное отношение к своему организму.
Материал: Уникуб «Осторожно, микроб!», содержащий картинки
«Виды бактерий», «Полезные микробы», «Где живёт микроб», «Правила личной гигиены», дидактические игры «Посчитай микроба», «Где живёт микроб», «Собери микроба», «Кроссворд», экспериментальные карты опытов и оборудование для опытов: микроскоп, предметное стекло, пипетка и талая вода (снег); кусочек хлеба, полиэтиленовый пакет, тарелка; мука, мыло; пульверизатор, вода; зеркало, ватно – марлевая повязка. Дневники отчетов, фломастеры, коктейльные трубочки, краски «гуашь».
Планируемые результаты:
- имеет чёткие, осознанные начальные представления о показателях здоровья и факторах риска;
- знает правила ЗОЖ, любит экспериментировать, в процессе экспериментирования проявляет яркие познавательные чувства;
- проявляет разнообразные познавательные интересы, при восприятии нового пытается понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи;
- самостоятельно получает информацию из наблюдений, рассказов, развёрнуто отражает в речи впечатления, выводы;
- активно и доброжелательно взаимодействует с педагогами и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Ход занятия:
1. Организационный этап (в кругу, дети сидят на полу на подушке-подружке)
- Здравствуйте, ребята! Открою вам секрет, что слово «здравствуй» означает пожелание здоровья – «будь здоров!». Значит, вы пожелали всем здоровья. В ответ Вам тоже прозвучало пожелание здоровья.
- Ребята, сегодня наш умный помощник - уникуб приготовил для нас интересные опыты, но прежде давайте посмотрим на рисунки, расположенные на уникубе.
2. Основной этап.
Игра – рассуждалка.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки, расположенные на уникубе. Картинки с моделированными ситуациями: ребёнок пьёт грязную воду, ребёнок ест мороженое вместе с собакой, один человек чихает на другого.
Воспитатель на примере первого случая моделирует ситуацию, спрашивает у детей последствия ситуации и просит смоделировать правильное действие (подкрепляется картинкой).
- Давайте порассуждаем, как это может произойти. Например, один мальчик так хотел пить, что выпил воду из-под крана. Что может произойти? Чем опасна некипячёная вода? Что произойдёт с мальчиком? Какую воду нужно употреблять?
- Ребята, а что же это за существа-микробы? А можно ли их увидеть? И как?
- Да, чтобы как можно больше узнать о микробах, их надо рассмотреть, а с помощью чего их можно рассмотреть? (Воспитатель достает из уникуба микроскоп и показывает детям).
Познавательный рассказ
- Бактерии — очень маленькие живые существа. Увидеть обычным глазом их нельзя, но можно рассмотреть в микроскоп. Бактерии бывают разной формы. И по форме их разделяют на шаровидные, палочковидные и извитые (воспитатель показывает картинки). Как вы думаете, все бактерии вредны для человека?
- Есть и полезные бактерии, которые необходимы для нас с вами. Существуют особые, пищевые бактерии, которые нужны, чтобы получить из молока сметану или кефир. (Показ картинок.) Некоторые бактерии «участвуют» в производстве лекарств. Вот, например, пробиотики – живые микроорганизмы – бифидобактерии и лактобактерии. Они помогают привести в порядок наше пищеварение. (Картинки.)
- А где же живут бактерии, как вы думаете? Оказывается, бактерии повсюду: в воздухе, которым мы дышим- особенно много бактерий скапливается там, где плохо проветривается; в земле; в грязной воде; в пище, которую мы едим. Очень много бактерий на грязных овощах и фруктах. Бактерии даже находятся на одежде, особенно грязной! На любых предметах, до которых мы дотрагиваемся, можно найти бактерии. Очень много бактерий скапливается в местах общественного пользования: в транспорте, на ручках дверей, на поручнях. Много бактерий на грязной коже. Что может с нами произойти, если бактерии проникнут в организм? Да, мы можем заболеть. Такие бактерии называются болезнетворными микробами (картинки).
- Микробы, ребята, не просто живут и питаются, они еще могут и размножаться, то есть один микроб производит множество таких же микробов. Как вы думаете, где активнее всего будут размножаться микробы?
В организме человека. Мы с вами, оказывается, идеальный дом для микробов. Для микробов там много еды, влаги, тепла. Они очень хорошо чувствуют себя в организме человека.
- Ребята, а как в наш организм попадают микробы? (Ответы детей.)
Наибольшее скопление микробов у нас на руках, так как они грязнятся у нас больше всего. С рук микробы попадают на лицо, глаза, губы, затем в рот, таким образом вызывая различные заболевания.
- Ребята, чтобы быть здоровыми, сильными, ловкими, что нужно делать? (Гимнастику.)
Физкультминутка с элементами точечного массажа.
Чтобы нам не болеть и не простужаться Мы зарядкой с тобой будем заниматься. Чтобы горло не болело – Мы погладим его смело. Чтоб не кашлять, не чихать – Будем носик растирать. Лоб мы тоже разотрем – Ладошку, сделав козырьком. Вилку пальчиками сделай – Массируй ушки ты умело. Знаем, знаем да, да, да – Нам простуда не страшна! |
(ходьба на месте)
(гладят) (растирают пальцами мочки ушей) |
- Ребята, давайте, исследуем, как микробы попадают в наши организмы и что с ними происходит? Приглашаю Вас заглянуть в уникуб и посмотреть, что он нам приготовил.
- Работу выполнять будете в подгруппах, каждая из которых выполняет своё исследование по экспериментальной карте. Итоги исследования фиксируйте в дневниках отчёта и затем поделитесь результатами с другими ребятами. Не забывайте про технику безопасности.
Практическая экспериментальная деятельность детей.
Опыт 1 «Микробы в воде».
Цель: увидеть микробы с помощью микроскопа.
Ход эксперимента: Капельку талой снеговой воды, с помощью пипетки, поместить на стёклышко под микроскоп. Зарисовать в дневник отчета увиденное в микроскоп и сделать вывод.
- Чтобы увидеть наглядно, как растут и размножаются микробы, можно провести опыт с кусочком хлеба. Наблюдаем, как плесень может расти.
Опыт 2 «Плесень».
Цель: с помощью кусочка хлеба получить плесень.
Ход эксперимента: Кусок хлеба поместить в полиэтиленовый пакет. Через пять дней он покроется плесенью. Если кусочек оставить лежать в пакете еще на несколько дней, то увидим, что плесени станет в два раза больше. Вскоре весь кусочек покроется густой «меховой шапкой». Затем плесень перенести на предметное стекло под микроскоп.
Зарисовать в дневник отчета увиденное в микроскоп и сделать вывод.
Как же микробы попадают в наш организм? Один из самых лёгких способов попадания микробов в наш организм – наши грязные руки.
Опыт 3 «Передай микроб».
Цель: увидеть, как микробы передаются от человека к человеку.
Ход эксперимента: Чтобы представить на руках человека микробы, которые мы не можем увидеть, посыпаем руки мукой и пожать руку ребенку. После этого попросить детей посмотреть на свои ладошки и обнаружить на них микробы. Подвести к выводу, что таким образом и передаются невидимые глазу микробы. И передаются они не только от человека к человеку, но и при соприкосновении с загрязненными предметами.
- Ребята, как вы думаете, чего больше всего боятся микробы?
Опыт 4 «Враг микробов - мыло».
Цель: наглядно показать, как мыло справляется с микробами.
Ход эксперимента: Предложить детям вымыть руки с мылом и проверить, осталась ли мука на ладонях. Если остались, то меньше ли их стало?
Опыт 5 «Чих».
Цель: наглядно увидеть распространение микробов.
Ход эксперимента: с помощью пульверизатора (распыляя воду) «демонстрирую», что микробы при кашле и чихании распространяются по помещению и заражают детей. Чтобы этого не происходило, нужно прикрывать рот рукой или пользоваться носовым платком.
- Но от вредных микробов можно защититься. Как? Для этого проведем опыт.
Опыт 6 «Опыт с зеркалом».
Цель: наглядно увидеть распространение микробов и как от них защититься.
Ход эксперимента: взять зеркало и подышать на него – оно «запотело», вывод? Тогда одеть ватно – марлевую повязку и еще раз подышать на зеркало, оно осталось чистым. Значит, повязка (маска) защищает от микробов. В помещении, где находятся люди, скапливается много микробов, поэтому нужно проветривать помещение, как можно больше времени проводить на свежем воздухе.
3. Заключительная часть (рефлексия).
Воспитатель предлагает ребятам поделиться результатами эксперимента по плану:
Что я хотел узнать …
Какой я провёл опыт …
Что у меня получилось …
Я узнал, что…
- Ребята, я надеюсь, что полученные знания вам пригодятся. И теперь я предлагаю вам вымыть руки и сделать вывод, что соблюдение правил гигиены защитит наше здоровье.
В свободное время уникуб предлагает ребятам выполнить дидактические игры, которые меняются в зависимости темы:
- Разгадай кроссворд (многоразовый, заполняется специальным фломастером и стирается).
- «Посчитай микроба» (многоразовые карточки на соотношение количества и числа).
- «Моем руки правильно» (многоразовая карточка на правильную последовательность).
- «Собери микроба» - разрезанная картинка микроба.
- «Где живет микроб» (картинки с моделированными ситуациями, задача ребенка определить, на какой картинке поселиться микроб - прищепка).
- Рисование микробов в нетрадиционной технике.
Читайте также |
---|
Парциальная программа «Театральная деятельность – как средство развития речи детей…
Парциальная программа «Театральная деятельность – как средство развития речи детей младшего возраста» Актуальность. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка...
Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической…
Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической направленности Проблема морально-нравственного воспитания детей все больше обостряется в современном обществе...
Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего…
Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день...