Парциальная программа «Театральная деятельность – как средство развития речи детей младшего возраста»

Актуальность.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д. Поэтому, считаю, что проектная деятельность с детьми по внедрению в образовательный процесс театрализованной деятельности приведет к значительному развитию речевых навыков детей младшего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.

В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй, что очень важно в этом возрасте. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребёнка и повышает уровень познавательных и коммуникативных и творческих способностей у детей.

Теоретическое обоснование.

По мнению исследователя Д. Б. Эльконина младший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического и речевого развития. Развитие речи возможно только в тесной связи со взрослым. Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные формы и виды.

В ФГОС выделена образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития многих видов детской деятельности: общения, познания, исследования и т. д. В этой связи развитие речи ребёнка раннего и младшего возраста становится одной из главных и актуальных проблем в деятельности.

В исследованиях У. В. Ульенкова отмечено, что развитие речи ребенка связано с постепенным овладением языка.

М. М. Кольцова установила, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики рук. По мнению исследователей (Т. Н. Дороновой, А. И. Бурениной, Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович, Э. Г. Чуриловой, М. Д. Маханевой и др. ), театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.

Поэтому, считаю, что театрализованная деятельность является в дошкольных образовательных учреждениях приоритетной деятельностью, поскольку она, во-первых, приближена к игре, которая, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте; во-вторых, в ней ребенок имеет пространство свободы самовыражения, сотворения своего образа самыми доступными для него способами — движение, мимика, интонация, жесты, поза; в-третьих, литературные произведения знакомят ребенка с накопленным опытом коммуникаций, взаимодействий, поведения, а театрализованная деятельность преобразует этот опыт, который становится индивидуальным, социокультурным.

Рассмотрев, роль одной из самых привлекательных форм деятельности дошкольников – театрализованной деятельности, учитывая актуальность выбранной темы, проанализировав методическую литературу, программные требования, а также требования, выдвигаемые современным обществом, мной были сформулированы цель и задачи работы.

Цель программы: Развитие речевых навыков детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

Знакомить детей с малыми фольклорными формами: потешками, сказками, стихами. Развивать интерес к их обыгрыванию.

Развитие слухового внимания, понимание речи, звукоподражание, активизация словаря.

Стимулировать ребёнка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых произведений.

Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

Демонстрировать родителям знания и умения детей, приобретённых в ходе реализации проекта.

Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.

 Участники программы: дети 2 младшей группы, воспитатель, родители.

Сроки реализации программы: с сентября 2021года — май 2022 года.

По доминирующей деятельности: игровой, коммуникативный

По количеству участников: групповой.

Характер контактов: среди детей одной группы.

По продолжительности: долгосрочный.

Заявитель: дети (2 младшая группа).

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы.

В основу на истинных ценностях мировой и национальной культуры. программы заложены следующие принципы:

1. Обогащения детского развития средствами различных видов театрального искусства: кукольный, теневой, пальчиковый.

2. Индивидуального подхода к каждому ребенку, при котором он сам становится активным участником в выборе роли, персонажа, музыкальной партии.

3. Содействия сотрудничеству детей и взрослых путем признания ребенка полноценным субъектом отношений.

4. Сотрудничество МБДОУ с семьёй, путем совместного участия в постановках.

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:

1. Системно-деятельностный подход, обеспечивающий возможности детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике, формирующий умение рефлексировать. Данный подход нацелен на формирование развитой личности, помогает раскрепостить детей, развивать у них самостоятельность, творческое мышление.

2. Гуманитарный подход предполагает обращенность к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов; удовлетворение его потребностей, т. е. становление в каждом ребенке субъективности.

3. Культурологический подход рассматривается нами в рамках программы как интегративный метод системной организации целостного образовательного процесса, обеспечивающего формирование личности ребенка как субъекта культуры, как целостной личности, базирующейся

Предполагаемый результат:

Показателями освоения ребенком парциальной программы является следующее:

- ребенок активно участвует в диалоге с взрослыми и сверстниками;

- умеет строить простейший диалог - эмоционально реагирует на песенки и потешки;

- умеет делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе;

- умеет произносить скороговорки в разных темпах;

- умеет произносить скороговорку с разными интонациями;

- запоминает и описывает внешний вид героев сказок;

- знает 5-8 артикуляционных упражнений;

- умеет действовать согласованно;

- может копировать действия взрослого, сверстника: движения, слова

- показывает действием неодушевленные предметы, изображает животных и др. ;

- проявляет интерес к театральным играм, театру.

Механизм оценки получаемых результатов

При анализе результативности работы по данной программе используются следующие методы:

- Информационно - констатирующие: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.

Оценочные: Диагностика проводиться два раза в год: в сентябре, мае воспитателем

Продуктивные: поделки, выступления и любые продукты деятельности.

С родителями на год по театрализованной деятельности запланированы: консультации, наглядная информация, тестирование, изготовление атрибутов, костюмов.

Обязательным условием развития творческих способностей, является самостоятельная деятельность в театрализованных играх. В данной возрастной группе создан центр по театрализованным играм.

Примерное содержание театрального уголка в группе: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, стенд-книжка, теневой театр, пальчиковый театр, театр петрушки, детские костюмы для спектаклей, взрослые костюмы для спектаклей, элементы костюмов для детей и взрослых. Атрибуты для проведения образовательных ситуаций, спектаклей, ширма для кукольного театра, музыкальный центр, видеоаппаратура, декорации к спектаклям, фотоальбом с национальными костюмами и бытом коренных народов ханты и манси.

Содержание парциальной программы.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности младших дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Вначале воспитатель самостоятельно показывает детям спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Читая стихотворные тексты, необходимо подключать по возможности детей к игре, чтобы они активно участвовали в диалоге с педагогом, подыгрывали основной сюжетной линии, имитировали движения, голоса, интонации персонажей игры.

Далее - небольшие упражнения с детьми. Проводятся сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как воспитатель говорил, действовал за него. Самое время предложить малышу поиграть так же. Для упражнений используются высказывания только что выступавших персонажей. (Например, в сказке "Рукавичка" надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предлагаем ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключаются все дети.

Затем предлагаем ребенку игры-имитации: "Покажи, как прыгает зайка"; "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи, как ходит петушок".

Следующий этап - отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).

Только после такой тщательной подготовки можно приступать к совместным инсценировкам.

Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты (это инсценировки и драматизации); каждый ребенок играет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.

Для младших школьников 3-4 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т. е. метод лечения с помощью кукол. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

Настольный театр, пожалуй, самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек. Куклы, предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребенок берет игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под ее руками, и ведет "актрису" по столу в соответствии с сюжетом инсценировки. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребенка совпадала с движениями куклы.

Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, стимулирующий желания ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.

У детей младшего возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок («Этот пальчик-дедушка. . . », «Тили-бом»).

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист» (умение использовать некоторые средства выразительности (мимики, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре).

Третья группа - умение взаимодействовать с другими участниками игры; играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т. д.

Деятельность воспитателя направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно они включаются и процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.

Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят.

Педагог постепенно расширяет игровой опыт за счет освоения разновидностей игры драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок:

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать).

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»).

• Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши. . . »).

• Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель.

• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»).

• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»).

• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка»).

Формы организации театрализованной деятельности:

- игра;

- игра-имитация;

- инсценировка и драматизация;

- объяснение;

- показ;

- личный пример;

- беседы;

- обсуждения;

- просмотр видеофильмов;

- разучивание произведений устного народного творчества.

Формы работы:

- индивидуальная,

- групповая.

Методическое обеспечение парциальной программы.

Л. В. Артемова Театрализованные игры дошкольников.

Р. Сигуткина Рекомендации к организации театрализованных игр //Дошкольное воспитание. – 1988. – № 8. – С. 55 – 58.

Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду.

И. Бодраченко Театр детских рук // Обруч. – 2006. – №3.

Аудиоспектакли «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Кошкин дом».

Аудиозаписи классической музыки для детей.

Перспективное планирование

Сентябрь: Самостоятельная деятельность педагога:

— изучение литературы по данной теме

— составление перспективного плана

— подбор наглядного и практического материала

— социальное партнёрство

— обмен опытом с коллегами.

Сроки ТЕМА ЗАДАЧИ
Октябрь
Настольный театр.
«Репка».
«Курочка Ряба».
«Теремок».
«Колобок».
1. Знакомить детей с разными художественными произведениями по которым показывают сказки.
2. Воспитание умения внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы после просмотра.
Ноябрь
Кукольный театр.
1. Курочка Ряба.
2. Репка.
Театр масок.
1. Курочка Ряба.
2. Репка.
1. Формирование умения переносить знакомые действия с одного объекта на другой, поощрять проявление самостоятельности, активности в игре с игрушками.
Декабрь
Пальчиковый театр.
1. «Семья курочки».
2. «Сорока белобока».
3. «Этот пальчик- дедушка».
4. Кошка и мышка.
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать словарный запас и активизировать речевые функции.
3. Формировать творческие способности и артистические умения.
Январь
Театр на втулках.
«Наши уточки с утра».
«Ранним рано поутру».
«Сидит белка на тележке».
«Петушок, петушок».
1. Развитие активной речи и памяти.
2. Обогащать словарь детей существительными, глаголами, наречиями.
Февраль
Дидактические игры.
«Кто за кем». («Репка». )
Собери сказку. (пазлы)
Назови сказку и их героев.
Кто, кто в теремочке живёт?
1. Приобщение детей к русским народным сказкам.
2. Развитие связной речи, активизация словарного запаса детей.
3. Развитие памяти, восприятия, воображения.
4. Воспитание любви к художественной литературе.
Март
Театр на втулках.
«Кисонька-мурысонька, ты где была?»
«Как у нашего кота».
А. Барто
«Спать пора», «Бычок»,
«Мишка», «Лошадка».
«Мяу, мяу, плачет киска».
«В лесу».
В. Введенский «Мышка».
1. Развивать интерес детей к песенкам потешкам.
2. Учить детей самостоятельно рассказывать потешку, инсценировать ее.
3. Учить внимательно следить за ходом событий.
Апрель
Театр на дисках.
1. Заюшкина избушка.
2. Теремок.
3. Колобок.
4. Волк и семеро козлят.
1. Формировать умения передавать простейшие действия некоторых персонажей, выразительность движений.
2. Формировать умение выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединённых сюжетной канвой.
Май
Театр теней.
1. Колобок.
2. Маша и медведь.
1. Воспитывать желание слушать сказку, сопровождать чтение показом фигурок животных.
2. Формировать умение узнавать и называть животных, птиц.
3. Создавать условия и поощрять проявления самостоятельности, активности в игре с персонажами- игрушками.
 
Работа с родителями.
Знакомство родителей с темой программы на родительском собрании, анкетирование.
Выполнение домашних заданий вместе с детьми по разучиванию потешек.
Чтение потешек, сказок, стихотворений.
Консультация для родителей: «Театрализованная деятельность детей младшего дошкольного возраста».
Показ театральной деятельности на родительском собрании в виде фильма.
 


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Организация речевого развития детей в ДОУ «Клад волшебника» (конспект занятия…

Организация речевого развития детей в ДОУ «Клад волшебника» (Конспект занятия по развитию речи в старшей группе) Цель: Формирование правильной грамматической структуры...

Техническое творчество дошкольников как средство воспитания чувства ответственности за жизнь…

Техническое творчество дошкольников как средство воспитания чувства ответственности за жизнь и здоровье другого Дополнительное образование детей дошкольного возраста создает наилучшие условия...

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках»

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках» 1. Актуальность проекта Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы духовно-нравственного...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «День народного Единства» Цель: Создать условия для знакомство детей с праздником –...

Групповой проект в подготовительной к школе группе «Рябинка» на тему:…

Групповой проект в подготовительной к школе группе «Рябинка» на тему: «Я расту здоровым и счастливым!» Тема проекта: «Я расту здоровым и...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие к…

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие к лесным зверям» Задачи: - связная речь: учить составлять короткий рассказ вместе с...