Дидактическое пособие для организации самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности детей «Уникуб»

23

Актуальность дидактического пособия

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. В этой связи я создала мобильное наглядное пособие уникуб, который позволяет каждому дошкольнику непосредственно участвовать в предметно-практической деятельности по расширению и углублению знаний об окружающем мире, поддерживать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность, проводить опыты и наблюдения.

Цель: Расширить и углубить знания детей об окружающем мире.

Задачи:

  • Образовательные:
  1. Учить устанавливать простые связи между явлениями и предметами.
  2. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы, делать предположения, искать средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
  • Развивающие:
  1. Развивать способность детей к умозаключениям, сравнениям.
  2. Развивать познавательный интерес.
  • Воспитательные:
  1. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, уважение к труду взрослых, взаимопонимание между детьми.

Устройство уникуба, на примере «Осторожно, микроб!»

24

Дидактическое пособие уникуб представляет собой стул-куб на колесиках, на каждой грани которой расположены картинки, схемы, дидактические упражнения и задания, в процессе выполнения которых дошкольники получают определенные знания о свойствах микроорганизмов, полезных и вредных микробов, со способами борьбы и защиты от них. Одна сторона куба посвящена теме исследования. Две стороны выступают в роли помощников, на которых расположены картинки, схемы: виды микробов, плохие и добрые микробы, как передаются микробы, способы борьбы и защиты от них, как правильно мыть руки и чистить зубы.

25

На четвертой стороне располагаются кармашки с дидактическими заданиями:

  • Разгадай кроссворд (многоразовый кроссворд, который заполняется специальным фломастером и после - стирается).

26

27

  • «Посчитай микроба» (многоразовые карточки на соотношение количества и числа, также заполняется и стирается фломастером).

28

Уникуб мобилен, можно передвигать по всей группе при выполнение задании.
29

30

  • «Моем руки правильно» (многоразовая карточка на определение правильной последовательности).

31

  • «Собери микроба» (разрезные картинки микробов)

20

  • «Где живет микроб» (картинки с моделированными ситуациями, задача ребенка определить, на какой картинке поселиться микроб - прищепка).

32

34

Крышка уникуба выступает в роли планшета для просмотра схем и картинок, которые крепятся на магнит.
Внутри уникуба находиться оборудование для исследования, как микробы попадают в наши организмы и что с ними происходит.

35

Вверху на крышке уникуба располагается картинка - правила соблюдения проведение опытов и картотека проведения опытов (схемы).

36

Примеры опытов:

  • «Микробы в воде»

Снег грязный и кушать его нельзя!
37

8

  • «Плесень» Если долго хранить в пакете хлеб, то на нем образуется плесень, такой хлеб уже нельзя употреблять в пищу.

39

  • «Передай микроб».

40

41

42
Невидимые глазу микробы передаются не только от человека к человеку, но и при соприкосновении с загрязненными предметами.

  • «Враг микробов - мыло». Помощник в борьбе с микробами – мыло!

43

  • «Чих».

Микробы при кашле и чихании распространяются по помещению и заражают детей. Чтобы этого не происходило, нужно прикрывать рот рукой или пользоваться носовым платком.

14

  • «Опыт с зеркалом» Повязка (маска) защищает от микробов. В помещении, где находятся люди, скапливается много микробов, поэтому нужно проветривать помещение, как можно больше времени проводить на свежем воздухе.

15

 Содержание уникуба меняется в зависимости от темы, возраста и интересов детей. Например, уникуб «Этот волшебный воздух», «Волшебница вода»

44

45

В процессе экспериментирования с уникубом у детей формируются не только поисковые умения, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивание собственной точки зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.



Новые публикации

Сценарий «Модный этикет – зонтики» Группа младшего дошкольного возраста «Умнички»

Сценарий «Модный этикет – зонтики» Группа младшего дошкольного возраста «Умнички» 1 ведущий: Мода, мода капризная дама! И что только не придумывают люди...

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия…

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия повар» Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие...

Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для…

Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Продолжать закреплять знания правил дорожного движения у...

Читайте также

Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической…

Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Дополнительное образование технической направленности, ориентированное на детей дошкольного возраста, никак...

Интегрированное занятие в группе раннего возраста на тему: «Высокий-низкий»

Интегрированное занятие в группе раннего возраста на тему: «Высокий - низкий» Программное содержание 1. Научить детей различать предметы по высоте. Закрепить представления...

Конспект открытого занятия во второй младшей группе на тему «Драматизация…

Конспект открытого занятия во второй младшей группе на тему «Драматизация сказки К.И. Чуковского «Цыпленок» Цель: Формировать у детей интерес к театральной...

Читайте также

Мастер-класс для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях» Актуальность: В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку...

Музыкально-спортивное развлечение «23 февраля - День защитника Отечества!» для детей…

Музыкально-спортивное развлечение «23 февраля - День защитника Отечества!» для детей подготовительной группы Цель: Создание условий для празднования Дня защитника Отечества. Задачи: Способствовать гармонизацию...

Конспект ОД по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста:…

Конспект ОД по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста: «Научим Буратино финансовой грамотности» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста...





В блогах

Воспитание здорового ребенка – главная задача семьи и дошкольного учреждения.

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность». В.А...

«Занимательный ларец» или как с интересом учить математику.

«Занимательный ларец» или как с интересом учить математику. За последние десятилетия в нашей жизни, в общественном устройстве и в сознании людей произошли большие изменения. Это касается всех сфер человеческой деятельности, и в частности раннего развития детей дошкольного возраста. Известно, что...

Скоро в школу.

 Готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье. Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Об интеллектуальной зрелости говорит способность ребенка концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и...

Мастер-класс для педагогов.

Структурное подразделение детский сад «Тополек» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Пчелка» с. Александров –Гай Саратовской области       Мастер-класс для педагогов           Воспитатель: Кайшибекова Л.Г.                ...