Дидактическое пособие для организации самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности детей «Уникуб»

23

Актуальность дидактического пособия

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. В этой связи я создала мобильное наглядное пособие уникуб, который позволяет каждому дошкольнику непосредственно участвовать в предметно-практической деятельности по расширению и углублению знаний об окружающем мире, поддерживать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность, проводить опыты и наблюдения.

Цель: Расширить и углубить знания детей об окружающем мире.

Задачи:

  • Образовательные:
  1. Учить устанавливать простые связи между явлениями и предметами.
  2. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы, делать предположения, искать средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
  • Развивающие:
  1. Развивать способность детей к умозаключениям, сравнениям.
  2. Развивать познавательный интерес.
  • Воспитательные:
  1. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, уважение к труду взрослых, взаимопонимание между детьми.

Устройство уникуба, на примере «Осторожно, микроб!»

24

Дидактическое пособие уникуб представляет собой стул-куб на колесиках, на каждой грани которой расположены картинки, схемы, дидактические упражнения и задания, в процессе выполнения которых дошкольники получают определенные знания о свойствах микроорганизмов, полезных и вредных микробов, со способами борьбы и защиты от них. Одна сторона куба посвящена теме исследования. Две стороны выступают в роли помощников, на которых расположены картинки, схемы: виды микробов, плохие и добрые микробы, как передаются микробы, способы борьбы и защиты от них, как правильно мыть руки и чистить зубы.

25

На четвертой стороне располагаются кармашки с дидактическими заданиями:

  • Разгадай кроссворд (многоразовый кроссворд, который заполняется специальным фломастером и после - стирается).

26

27

  • «Посчитай микроба» (многоразовые карточки на соотношение количества и числа, также заполняется и стирается фломастером).

28

Уникуб мобилен, можно передвигать по всей группе при выполнение задании.
29

30

  • «Моем руки правильно» (многоразовая карточка на определение правильной последовательности).

31

  • «Собери микроба» (разрезные картинки микробов)

20

  • «Где живет микроб» (картинки с моделированными ситуациями, задача ребенка определить, на какой картинке поселиться микроб - прищепка).

32

34

Крышка уникуба выступает в роли планшета для просмотра схем и картинок, которые крепятся на магнит.
Внутри уникуба находиться оборудование для исследования, как микробы попадают в наши организмы и что с ними происходит.

35

Вверху на крышке уникуба располагается картинка - правила соблюдения проведение опытов и картотека проведения опытов (схемы).

36

Примеры опытов:

  • «Микробы в воде»

Снег грязный и кушать его нельзя!
37

8

  • «Плесень» Если долго хранить в пакете хлеб, то на нем образуется плесень, такой хлеб уже нельзя употреблять в пищу.

39

  • «Передай микроб».

40

41

42
Невидимые глазу микробы передаются не только от человека к человеку, но и при соприкосновении с загрязненными предметами.

  • «Враг микробов - мыло». Помощник в борьбе с микробами – мыло!

43

  • «Чих».

Микробы при кашле и чихании распространяются по помещению и заражают детей. Чтобы этого не происходило, нужно прикрывать рот рукой или пользоваться носовым платком.

14

  • «Опыт с зеркалом» Повязка (маска) защищает от микробов. В помещении, где находятся люди, скапливается много микробов, поэтому нужно проветривать помещение, как можно больше времени проводить на свежем воздухе.

15

 Содержание уникуба меняется в зависимости от темы, возраста и интересов детей. Например, уникуб «Этот волшебный воздух», «Волшебница вода»

44

45

В процессе экспериментирования с уникубом у детей формируются не только поисковые умения, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивание собственной точки зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.



Новые публикации

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД»…

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы, ягоды». (Подготовительная группа 05)

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Овощи и фрукты – нужные продукты»

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы. Тема: «Большое космическое…

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы Тема: «Большое космическое путешествие» Цель: - доставить детям радость и удовольствие от игр и...

Читайте также

Непосредственно образовательная деятельность по театрализации для детей старшего дошкольного возраста…

Непосредственно образовательная деятельность по театрализации для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сказочное путешествие» Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная...

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается культура...

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР)…

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы Тип проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный. Реализация проекта «Петушок и его...

Комментарии

  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Здравствуйте! В статье вы не указали список источников, меня интересуют [49] и [50]. Подскажите, что ...

    Подробнее...

     
  • Кристина
    Здравствуйте! А где можно ознакомится с полным проектом ?

    Подробнее...





В блогах

Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад№55 «Радуга» Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»           Разработала воспитатель первой категории Стрельникова Е В     2022 год Цель :...

Мастер – класс для родителей «Как играть в «ЛЕГО» вместе с детьми»

Цель:  повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством ЛЕГО-конструирования и степени их вовлечённости в образовательный процесс. Задачи:  ознакомить родителей с инновационной деятельностью в группе;  расширить и уточнить представления...

Lego-конструирование и робототехника - инновационные технологии в детском саду.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности...

Консультация для родителей

Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду» Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет...