Конспект НОД по экологии «Белоствольная красавица»

Цель: Формирование начало экологической культуры у детей дошкольного возраста; развитие экологической воспитанности и нового экологического мышления.

Задачи:

  • учить детей замечать красоту родной природы;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к ней, через ознакомление с березой, как одним из главных символов России;
  • пробудить интерес к природе через художественно-поэтическое творчество;
  • обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры;
  • приобщать детей к словесному искусству, активизировать и обогащать их словарь;
  • учить изображать березу, развивать познавательный интерес, мышление, творческое воображение и коммуникативные навыки.

Предварительная работа:

Чтение и разучивание стихотворений о берёзке: «Русская березка» А Прокофьев, «Береза» В. Рождественский, «Белая береза» С. Есенин, «Лист зеленеет молодой» Ф И Тютчев, «Осень» Е. Трутневой и др., рассматривание репродукций картин И.И.Левитана «Берёзовая роща»; наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Материалы и оборудование:

Репродукция картины И. Левитана «Березовая роща», «Золотая осень». Картина с изображением берёзы и других деревьев; листья этих деревьев по количеству детей, разрезные листья, видеозапись «Березовая роща», запись пьесы П. Чайковского «Осень» из альбома «Времена года», ноутбук, презентация «Люблю березку русскую».

 

Описание хода НОД:

Воспитатель. Ребята, сегодня мы поговорим с вами о красоте нашей родной природы. О чем именно, вы узнаете, если загадку отгадаете, послушайте?

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

(Ответы детей.)

Правильно наш разговор о березе.

- Ребята, ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас, с самых давних времен вошла в нашу жизнь березка. Поэтому она является символом нашей родины России.

Давайте рассмотрим берёзу (слайд 1).

- Какой ствол у берёзы? (Внизу ствол берёзы темный, а по белой коре рассыпаны темные крапины.)

- А какие листья у берёзы? (листочки треугольной формы с зубчиками на концах).

Весной на кончиках берёзовых ветвей появляются длинные серёжки с семенами (слайд).

- Как можно сказать про березку? Какая она? (Ответы детей)

Правильно, красавицей русских лесов называют берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года.

- У березы кора отличается от коры других деревьев (слайд 3) Чем она необычная? (Ответы детей)

- Для чего березке нужны чёрные полосы? (Черные полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы дерево могло через них дышать.)

- Как называется кора березы? (Береста.)

Берёза, единственное в мире дерево с белой корой. Поэтому еще её называют белоствольной.

Березка хороша в любое время года. Летом ее нежные листочки дают нам прохладу и тень, а осень ее награждает "золотым покрывалом". Зимушка - зима окутывает ее своей белой пеленой и наряжает в красивый наряд.

Всем береза нравится

Ведь она – красавица!

Белый ствол, густая крона

Рассылает всем поклоны

Листья тихо шелестят

Меж собою говорят (слайд).

Игровое упражнение: «Собери картинку»

Цель: учить детей быстро и правильно выкладывать листья деревьев.

23

Воспитатель. Береза - муза поэтов! Словно соревнуясь друг с другом в красоте и яркости изложения, они посвятили ей удивительные строки.

Послушайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил берёзу?

Воспитатель.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

(Е. Трутнева.)

Дети. Осенью (слайды).

Воспитатель.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

(С. Есенин)

Дети. Зимой (слайд 7,8)

Воспитатель

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Дети. Весной (слайд 9,10)

Воспитатель.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

(С. Есенин.)

Дети. Летом (слайды).

Какие вы молодцы!

Динамическая пауза (под музыку Чайковского).

Весенние берёзки просыпаются (поднять руки вверх),

И мило солнцу улыбаются (помахать руками над головой).

Летние косички заплетают (выполнять руками перекрёстные движения перед грудью)

Ветерок серёжками играет (руки перед грудью, потрясти кистями).

Осенние березки листочки осыпают (руки над головой, опустить руки вниз).

Кружась, листочки улетают (покружиться).

А зимние березки от стужи замерзают (обнять себя руками),

Пушистый снег их укрывает (движения руками сверху вниз).

4

Воспитатель. Берёза – самое известное дерево наших лесов.

Дети, а как называется лес, в котором растут одни березы (березняк, берёзовая роща). Правильно, посмотрите – это берёзовая роща (слайд 13)

В березовой роще даже в хмурый день светло от белоствольных красавиц. А в жару под густою кроною тенек да прохлада. Приятно гулять в березовой роще в любую погоду и в любое время года.

Игровое упражнение «Подбери словечко»

Цель: словообразование относительных прилагательных.

Солнце осенью – осеннее солнце; ветер осенью – какой?

(небо, туча, дождь, лес, аллея, погода, пальто, сапоги, солнце, одежда, день, утро, роща, парк.)

А сейчас послушайте стихотворение Александра Прокофьева

Русская берёзка.

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, – но не ломится!

Воспитатель. Поэты восхищались и любовались красотой русской березки. Они воспевали ее в своих произведениях: С. Есенин «Берёза», А. Прокофьев «Русская березка», А. Фет «Гимн березе», И.Токмакова «Береза», Ф.И.Тютчев «Первый лист», Л.Бондаренко

Осенняя береза

В золотом убранстве лес осенний снова,

И наряд сменила милая береза,

Золотом покрылись все её листочки,

На макушке к небу в синеньком платочке…(слайд 14)

С давних пор берёза пользуется на Руси особым почетом и уважением. Связано это не только с тем, что белоствольная лесная красавица стала своеобразным символом весны, света, любви к родине, но и с её многочисленными целебными свойствами. Не случайно березу называют деревом жизни и здоровья (слайд 15)

Еще в древности люди отметили многие полезные свойства березы. Если заварить чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным, и лечит многие болезни человека. А распаренный березовый веник в бане изгоняет болезни, дает бодрость и силу. Древесина берёзы широко используется для изготовления лыж, мебели, мелких резных игрушек, а также получения дегтя.

Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство.

Кора березы (береста) неразрывно связана с русскими народными промыслами. Это красивый, прочный и доступный материал легко поддавался обработке и служит долгие годы. Берёста издавна применялась для изготовления туесков, корзинок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма (берестяная грамота). Великолепно смотрятся изделия из бересты украшенные резьбой (слайд 16,17).

Древние славяне считали березу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. На Троицу, принято украшать дом березовыми ветками с молодыми листочками.

Березу можно назвать - символом русской природы. Она первая заселяет новые места и украшает лес кружевными кронами. Но особенно красив лес, состоящий из одних берез. Когда попадаешь в березовую рощу, то душа согревается от радости, что видишь такую единую красоту берез, которые тебя окружают.

О чём грустишь, берёзовая роща?
Какая дума тяготит твой ум?
Гляжу на свет сквозь крон цветущих толщу,
И в твой зелёный вслушиваюсь шум.

Дети слушают звуки березовой рощи (видеозапись «Березовая роща»)

Рассмотрим картину И. И. Левитана «Березовая роща» (Показ репродукции И.И. Левитана «Березовая роща»)

- Ребята, в каком жанре написана эта картина? (пейзаж).

- Почему Левитан так назвал свою картину – «Берёзовая роща»?

- А как вы думаете, какие краски использовал художник? 

- Как вы считаете, какое время года? Как вы об этом догадались?

- Что вы чувствуете, ощущаете, глядя на репродукцию?

- Какое настроение на ваш взгляд хотел передать художник? (Ответы детей)

5

Воспитатель. Светло и празднично весной около берез. Они нарядились в белые атласные сарафаны: сбросили потрескавшийся за зиму верхний слой бересты, побелели, кора их стала гладкой, шелковистой. На белой бересте четко выделяются темные черточки и полоски-чечевички, через которые береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням. Старые березы – высокие, стволы у них внизу темные, покрытые толстой, грубой, морщинистой корой, а вверху более светлые, серебристо-белые. Едва повеет теплом, как береза окутается легким прозрачным изумрудно-зеленым облачком.

В картине «Берёзовая роща» Левитану удалось передать прихотливое движение и вибрацию света в берёзовом лесу, игру многоцветных солнечных зайчиков на белых стволах берёз и зелени травы и листвы.

Обратите внимание, объединяя деревья в отдельные группы и как бы случайно разбрасывая их в пространстве картины, Левитан делает её необыкновенно живой.

Воспитатель. Ребята, а какое сейчас время года? (Осень)

Осень в гости к нам пришла,

Дождь и ветер принесла.

Ветер дует, задувает,

С веточек листву сдувает.

Листья по ветру кружатся,

И под ноги нам ложатся -

листья березы, клена, осины,

Листики ивы и тополиные,

В воздухе кружат, под ноги летят,

Знают все дети: в лесу……(листопад)

Игра «Листок, найди свое дерево»

67

Золотая осень – очень красивая пора. Осень покрыла своим золотом все вокруг. Подарила она и "золотые кудри березкам" и они сменили свою изумрудную зелень на золото осени. Но их красота не увяла, а наоборот придала им торжественный вид, который их выделяет среди других деревьев.

И эту красоту отобразил великий русский художник Исаак Ильич Левитан в своей картине «Золотая осень». (Выставляется репродукция И.И. Левитана «Золотая осень».)

- Рассмотрите репродукцию картины И.И.Левитана «Золотая осень». Расскажите, что вы чувствуете, глядя на эту картину?

С помощью красок художник может передать время года, своё настроение. Какое настроение вызывает эта картина у вас?

- Посмотрите, каких красок больше использовал художник – теплых или холодных?

-Что изобразил художник на картине близко к нам, на переднем плане? (Березки)

- Расскажите о них. Какие они?

- Прямо ли течет река или меняет свое направление? Почему вода в начале реки темная, а дальше она становится светло-голубой?

- Различается ли цвет неба на переднем и заднем плане?

- Что видно на высоком берегу?

- Почему крестьянские домики такие маленькие?

- Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина?

- Почему она названа «Золотая осень»? В какой период осени лес бывает таким, каким он изображен на картине Левитана?

Воспитатель. Какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своих впечатлениях.

На картине И.И. Левитана «Золотая осень» мы видим зелёный бугристый склон, который заканчивается широкой речкой. Вода в речке настолько прозрачная и чистая, что в ней легко отражаются прибрежные растения и травы. Трава ещё зелёная, только-только начала желтеть. А вот, берёзы, на своих тоненьких ножках, уже принарядилась. Автор постарался изобразить во всей своей красе русский осенний пейзаж в самый разгар золотого сезона.

Хочется вдохнуть свежий воздух багряной осени, пробежаться по золотой листве, а потом, вдруг резко остановиться, и тихонечко прислушиваться к пению птиц в берёзовой роще.

Глядя на картину, создаётся впечатление, что жёлто-рыжие берёзки прямо горят под лучами осеннего солнца.

Умело используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передает настроения, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы.

Ребята, скажите, как нужно относиться к деревьям? Для чего нужны деревья?

(Ответы детей)

Правильно, деревья – это часть живой природы и надо их беречь, не ломать их ветки, не рвать листья. И тогда наша природа отплатит нам добром и на нашей планете всегда будет чистый воздух, и мы тоже будем здоровыми.

Береза – символ красоты и счастья

С тобой прекрасно мне всегда.

Ты добрая, ты нежная, красивая

Белая березонька моя.

Воспитатель. Дети, а вы хотите немного побыть маленькими художниками? (Ответы детей)

Пальчиковая гимнастика «Ветер и листья»

Ветер по лесу летал.

Ветер листики считал.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной.

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

8

Предлагаю вам нарисовать березовую рощу осенью. Звучит музыка П. Чайковского «Осень» из альбома «Времена года». (Продуктивная деятельность детей.)

9





Новые публикации

Презентация образовательного проекта «А из нашего окна...» для детей старшей…

Презентация образовательного проекта «А из нашего окна...» для детей старшей группы Живут в России разные  народы с давних пор. Одним – тайга...

Сценарий совместного мероприятия с педагогами «При солнышке – тепло, при…

Сценарий совместного мероприятия с педагогами «При солнышке – тепло, при матушке добро» Цель: Привлечь педагогов к совместным мероприятиям. Развивать взаимоотношения между педагогами посредством включения...

Образовательное событие с проблемной ситуацией в младшей группе «Орешки для…

Образовательное событие с проблемной ситуацией в младшей группе «Орешки для белочки» Программное содержание: 1. Художественно-эстетическое развитие Вызывать интерес к процессу лепки. Учить отрывать небольшие комочки от...

Читайте также

НОД «Игра-путешествие «Кто живёт на подоконнике. Посадка хлорофитума детками»

НОД «Игра-путешествие «Кто живёт на подоконнике. Посадка хлорофитума детками»   Социально-коммуникативное развитие. Труд детей в природе. Сформировать у детей представление о способе размножения хлорофитума «детками», формировать...

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе. Тема «Транспорт. Дифференциация звуков…

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группеТема «Транспорт. Дифференциация звуков Л и Р» Цели: расширение и закрепление представлений о транспорте; дифференциация звуков...

Сценарий проведения педагогической части общего родительского собрания на тему «Во…

Сценарий проведения педагогической части общего родительского собрания на тему «Во что и как играют наши дети?»   - Как-то одного ученого спросили: «Что вы станете делать, если начнется...


Комментарии

  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отлично, благодарю

    Подробнее...





В блогах

Конструкт организации совместной деятельности воспитателя и детей Тема: «Зимний город" (ООП ДО "Вдохновение")

Конструкт  организации совместной деятельности воспитателя и детей   Тема: «Зимний город (Первоуральск)». Возрастная группа: старшая группа (дети 5-6 лет) Воспитатель: Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей в творческой мастерской. Форма организации: подгрупповая.   Цель: сохранение в ребенке творческого начала...

План самообразования на 2020-2021 учебный год

Тема:  «Развитие связной речи через игру в условиях ФГОС» Цель : Способствовать развитию связной речи с использованием игр. Задачи: Изучение научно – педагогической литературы. Проведение диагностики на начало и конец учебного года. Совершенствовать предметно-развивающую среду, создать условия и комфорт для...

Интегрированное занятие "В гостях у бабушки Арины"

Цель: воспитание нравственной личности ребенка, приобщение его к истокам русской народной культуры через чтение художественной литературы. Задачи: 1. Побуждать эмоционально откликаться на происходящие события в процессе взаимодействия с художественной литературой. 2. Упражнять детей в чтении знакомых потешек, песенок, стихов, договаривании...

игра "Мотыльки"

Для детей от2 до 3лет. Дети изображают мотыльков.Воспитатель поет,дети бегают,помахивая руками,как крыльями. На зеленом на лужку Мотыльки летают И с цветочка на цветок  Весело пархают. Тетя вышла на лужок А в руках у нкй сачок. Берегись-ка ,мотылек, Улетай скорей дружок...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство