Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Березка»

1. Пояснительная записка

В настоящее время в нашем дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к русской традиционной культуре в условиях дополнительного образования, кружковой работе.

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.

Программа кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Березка» ориентирована на воспитание ребенка творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

Малые фольклорные формы - это прекрасный материал, на основе которого у ребенка очень рано начинает обрабатываться понимание текста, приобретается смысловое содержание, развивается речь, музыкально-сенсорные способности, возникает цепь слуховых реакций, накапливается опыт разнообразных движений.

Программа кружка по приобщению детей к истокам
русской народной культуры «Березка» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Уставом МАДОУ № 32 «Звездная колыбель» г. Липецка.

1.1. Цель и задачи Программы

Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством приобщения их к духовным ценностям русского народа, ознакомлению с историей, бытом, традициями и русскими народными промыслами.

Задачи:

  • Познакомить с культурой, бытом и традициями русского народа;
  • Знакомить с различными образцами устного народного творчества, взятыми из литературных, этнографических, исторических источников и адаптированных для детей; прививать нравственные ценности, присущие русскому народу;
  • Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России;
  • Знакомить с народными традициями и праздниками, отражающими характер времён года, сезонные работы, повадки птиц и животных;
  • Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа;
  • Развивать и обогащать словарный запас;
  • Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклору, традициям народа.

При создании Программы были учтены следующие принципы:

  1. Принцип доступности:
  • учет возрастных особенностей детей;
  • адаптированность материала. 
  1. Принцип систематичности и последовательности:
  • постепенная подача материала от простого к сложному;
  • частое повторение пройденного материала. 
  1. Принцип дифференциации:
  • создание предметно-развивающей среды для усвоения материала. 
  1. Принцип интеграции:
  • позволяет использовать данную Программу как часть комплексной программы в дошкольном образовательном учреждении;
  1. Принцип вариативности:
  • дает возможность творчески использовать материал, подбирая методические приемы;
  1. Принцип реалистичности:
  • связь с жизнью.

2. Планируемые результаты освоения Программы

  • Формирование устойчивого интереса у детей к истории и культуре нашего народа (знает основные народные праздники и обычаи с ними связанные, название и назначение предметов русского народного быта, русские народные и музыкально-фольклорные игры, русские народные песни, потешки, заклички, изучаемые в рамках программы).
  • Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов (называет их, узнает материал, из которого сделано изделие, умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов).
  • Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
  • Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.

Диагностические критерии оценки знаний по усвоению программы:

  • Использование в активной речи потешек, частушек, прибауток, пословиц и поговорок, загадок, считалок, дразнилок, образных выражений;
  • Называет орудия труда, посуду, может рассказать, что находится в русской избе;
  • Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными предметами и делать соответствующие умозаключения;
  • Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях;
  • Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках и в драматизации сказок;
  • Знает и называет народные праздники, и умеет объяснять, что это за праздник и когда он бывает;
  • Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры;
  • Знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские);
  • Имеет представление о народных промыслах и ремёслах, может определить росписи (Романовская, Хохломская, Городецкая, Гжельская, Дымковская).
  • Имеет практические навыки в работе с тестом, с тканью, с глиной, изготовлении тряпичных кукол. В украшении головных уборов -тесьмой, бусинками и другими деталями.

Методы оценки результативности программы:

  • Отслеживание результата (наблюдение)
  • Результаты продуктивной деятельности детей.

Индивидуальная работа, для того чтобы:

  • Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
  • Определить возможные перспективные работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
  • Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей. Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества; участие детей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам.

3. Формы и методы организации образовательного процесса

Формы работы с детьми:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • Выставки совместных работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;
  • Дидактические игры;
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • Использование народных игр, в том числе хороводов.
  • Занятие проводится один раз в неделю, во второй половине дня.
  • Продолжительность занятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям развития детей.

В программе используются следующие методы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:

Словесные методы:

  • рассказ, беседа о народных обычаях и традициях;
  • вопросы, разъяснения, заучивание потешек, прибауток, закличек;
  • использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;
  • интеллектуальные и дидактические игры.

Наглядные методы:

  • использование экспонатов, подлинных вещей;
  • просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о русском быте

Практические методы:

  • разучивание русских народных песен и танцев;
  • проведение русских народных игр;
  • использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
  • применение игрушек и изделий народных промыслов в самостоятельной игровой деятельности;
  • представление кукольного театра;
  • инсценировка сказок;
  • самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения.

Особенности построения образовательного процесса по достижению целей и задач программы.

Занятия носят интегрированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач. На занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенного. Во время занятий широко используются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области приобщения детей к истокам русской народной культуры. Игровая оболочка занятий привлекает детей, вызывает у них интерес активность, помогает преодолеть различные затруднения, повышает их самостоятельность. Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребёнку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Занятия традиционные чередуются с развлечениями и игровыми.

Структура занятия:

1. Вводная часть. Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения. Во время вступительной беседы у ребенка создается рабочее настроение, он знакомится с новым учебным материалом и повторяет старый. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями.

2. Основная часть. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

3. Заключительная часть. Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физкультминутка по теме занятия.

Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности. Предполагается и интегрированность, дающая возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.

4. Содержание программы

Образовательный процесс по Дополнительной Образовательной программе
строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, на основе
личностно-ориентированного подхода. В процессе ООД сочетается индивидуальная и групповая работа.

Для реализации программы предлагается интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре русского народа во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • продолжать знакомить с народной культурой прошлого (бытом русских людей);
  • активизировать мыслительную деятельность, через разгадывание загадок, разрешение проблемной ситуации, через анализ пословиц и подбор подходящих пословиц к сказкам

Образовательная область «Речевое развитие»

  • работа по развитию речи;
  • обогащение и активизация словарного запаса

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • приобщать к словесному искусству русского народа через чтение художественной литературы;
  • приобщать к музыкальному искусству через русское народное творчество, знакомство с русскими народными инструментами.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • формировать умение соблюдать отдельные элементы нормы и правила поведения в процессе образовательной деятельности;
  • воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма доброе отношение к окружающим; формировать умение переносить в игру правила безопасного поведения при участии взрослого;
  • формировать безопасное поведение во время занятий.

Образовательная область «Физическое развитие»

  • обогащать двигательный опыт детей;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • использовать здоровье сберегающие технологии

Организация образовательного процесса по направлениям:

  • «Русская изба» - знакомство с историей жилища, как феномена культуры, семейный, бытовой уклад и его связь с интерьером традиционного жилья простого народа.
  • «Фольклор» - знакомство с русским народным творчеством русского народа: мифы, сказания, легенды, игры, песни, предания, загадки, поговорки, заклички, потешки, присказки, знакомство со старинными музыкальными инструментами.
  • «Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство» - знакомство с различными промыслами и ремёслами, со способами изготовления посуды (керамика, деревянные изделия, плетёная посуда), ткачество и вышивка в быту, орнаментальное искусство, изготовление тряпичных кукол, глиняных игрушек
  • «Природа родного края» - знакомство детей с русской природой, её значением в жизни человека и осознание бережного отношения к природе.
  • «Истоки» - знакомство детей с историей родного края, достопримечательностями, со знаменитыми людьми.
Тема занятия
  Сентябрь.
1.
«Введение. Познакомить детей с работой кружка по приобщению детей к русской народной культуре «Березка»
Цель: Познакомить детей с термином «фольклор», с народным календарем, с календарными праздниками, с видами русского прикладного искусства.
2.
«Осень, осень, в гости просим»
Цель: Познакомить детей с малыми формами фольклора, разучить хороводный шаг.
  1. Закличка «Осень, осень в гости просим»
  2. Разучивание хоровода «Как пошли наши подружки»
  3. Игра «Капуста»
  4. Инсценировка народной песни «Тень-тень»
3.
«Знакомство с русским народным инструментом – трещоткой»
Цель: Познакомить с русским народным инструментом трещоткой и техникой игры на нем.
  1. Просмотр видео о русском народном инструменте –трещотка
  2. Разучивание песни «В огороде бел козел» с использование РНИ трещотка
  3. Повторение заклички «Осень, осень в гости просим»
  4. Игра «Огородник».
4.
«Русская матрешка»
Цель: Познакомить детей с историей создания игрушки.
  1. Рассматривание подлинных игрушек и иллюстраций.
  2. Чтение и стихов о русской матрешке.
  3. Слушание произведения Б. Мокроусова «Матрешка».
  4. Рисование русской матрешки, раскрашивание силуэта.
  Октябрь.
1.
«Знакомство с малыми формами фольклора – потешками»
Цель: Познакомить детей с малыми формами фольклора – потешками.
  1. Индивидуальное разучивание потешек.
  2. Разучивание слов к хороводу «На горе-то калина»
  3. Игра «Дед Домовой»
  4. Инсценировка русской народной песни «Тень-тень»
2. «Беседа и знакомство с традициями праздника «Покров» Цель: Познакомить детей с русским праздником «Покров»
  1. Просмотр презентации о празднике Покров.
  2. Шуточная песня «Я капустицу полола»
  3. Хоровод «На горе-то калина»
  4. Игра «Шел козел по лесу»
3.
«Знакомство детей с Липецкой романовской игрушкой»
Цель: Познакомить детей с историей создания романовской игрушки.
1. Рассматривание подлинных игрушек и иллюстраций
4.
Проведение фольклорного праздника «Капустные вечерки».
Цель: Закрепить пройденный материал, создать веселое и жизнерадостное
настроение.
  Ноябрь.
1.
«Баю, баюшки, баю…» Знакомство с жанром фольклора - колыбель- ными»
Цель: Познакомить детей с древнейшим жанром фольклора – колыбельной песней. Знакомство с атрибутом русской избы - с колыбелью.
  1. Слушание и разучивание колыбельных песен
  2. Знакомство с русской колыбелью.
  3. Разучивание песни «Было у матушки двенадцать дочерей».
  4. Игра «Золотые ворота»
2.
«Знакомство с русским народным инструментом – деревянные ложки с бубенцами»
Цель: Познакомить с деревянными ложками как с фольклорным музыкальным инструментом, познакомить с техникой игры на деревянных ложках с бубенцами.
1. Просмотр видео о русском народном инструменте – деревянные ложки с бубенцами.
2. Повторение заклички «Осень, осень в гости просим»
3. Хоровод «Как пошли наши подружки»
4. Игра «Гусеница».
3.
Дымковская игрушка
Цель: Рассказать об истории создания игрушки.
  1. Рассматривание подлинных игрушке и иллюстраций.
  2. Чтение стихов. Разучивание игры с пением «Заинька» в обр. Н. Римского-Корсакова.
  3. Рисование по мотивам дымковской росписи.
4.
Занятие-игра «Русская баня»
Цель: Познакомить детей с традиционной культурой мытья в бане на Руси, «банными» обычаями и приметами.
5.
Проведение праздника «При солнышке тепло, при матушке добро»
Цель: Закрепить пройденный материал, создать веселое и жизнерадостное настроение.
  Декабрь.
1.
«Знакомство с малыми формами фольклора – частушки»
Цель: Познакомить детей с малыми формами фольклора – частушка.
1. Игра на шумовых инструментах – ложки, трещетки.
2. Индивидуальное разучивание частушек
3. Разучивание песни «Посмотрите кто у нас в мастерской».
4. Игра «Ручеек»
2.
«Ой, ты зимушка – зима!»

Цель: Познакомить детей с колядками, подготовка к Коляде.

  1. Разучивание Рождественских колядок.
  2. Хоровод «Ой, ты, зимушка – зима!»
  3. Песня «Вот дали» с использованием шумовых инструментов.
  4. Игра «Жмурки»
3.
«Знакомство с музыкальным инструментом Треугольник»
Цель: Познакомить детей с музыкальным инструментом- треугольник и техникой игры на нем.
  1. Просмотр видео выступления фольклорного оркестра с участием треугольника.
  2. Индивидуальная импровизация на треугольнике
  3. Хоровод «Во саду ли, в огороде».
  4. Игра «Огородник»
4.
«Гжель»
Цель: Знакомство с Гжельским художественным промыслом.
  1. Художественное слово о гжельской игрушке.
  2. Рисование по мотивам гжельской росписи.
  3. Слушание «Незабудковая гжель» муз. Ю. Чичкова сб. «Ромашковая Русь».
  Январь.
1.
«Святки»
Цель: Познакомить детей с праздником «Святки» с его традициями, обычаями и обрядами.
1. Беседа о празднике «Святки» (от Рождества до Крещения)
2. Просмотр презентации «Святки»
3. Разучивание прибаутки «Зайка белый».
4. Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка»
5. Разучивание сюжетной игры «Зайка»
2.
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК «Коляда, отворяй ворота!»
Цель: Закрепить пройденный материал, создать веселое и жизнерадостное настроение. Взаимодействие детей с другими детьми, передача опыта
через детские выступления
3.
«Вологодские кружева»
Цель: Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.
  1. Рассказ об истории создания вологодских кружев.
  2. Создание эскиза вологодских кружев, выставка детских работ.
4.
«Поговорка – цветочек, пословица – ягодка»
Цель: Познакомить детей с пословицами и поговорками.
1. Разучивание пословиц и поговорок про весну
2. Игра «Венок»
3. Игра «Водяной»
4. Хоровод «Земелюшка – чернозем»
  Февраль.
1.
«Пошла млада за водой»
Цель: Познакомить детей с бытом крестьян, труде, связанным с временем года весна. Обогащение словаря словами кринка, коромысло, ухват.
  1. Беседа о приходе весны и о быте крестьян, труде, связанным с этим временем года.
  2. Просмотр презентации
  3. Индивидуальное разучивание песни «Пошла млада за водой»
  4. Игра «Месим тесто»
2.
«Хохлома»
Цель: Познакомить детей с таким видом росписи как хохлома.
  1. Рассказ о создании промысла.
  2. Художественное слово о хохломе.
  3. Музыкально- фольклорная игра «Пряничная доска».
3.
«Масленица пришла!»
Цель: Познакомить детей с русским праздником «Масленица», с его традициями и обрядами.
1. Беседа о празднике «Масленица», о традициях, обрядах.
2. Просмотр видеоряда на тему «Масленица»
3. Слушание песни «Выходила наша Масленица».
4. Разучивание приговорок «Подай, тётенька, блина», «Блин – блиночек».
5. Игра «Карусели»
4.
ПРАЗДНИК «МАСЛЕННИЦА-КРИВОШЕЙКА»
Цель: Закрепить пройденный материал, создать веселое и жизнерадостное настроение.
  Март.
1.
«Городецкая роспись»
Цель: Познакомить детей с городецкой росписью.
  1. Рассказ о городе Городце и городецкой росписи.
  2. Разучивание русской народной песни «Ворон».
  3. Составление узоров из готовых форм.
  4. Рисование по мотивам городецкой росписи.
2.
«Во поле береза стояла»
Цель: Рассказать детям о символике березы в русском фольклоре.
  1. Беседа о березке белоствольной с использованием презентации
  2. Прослушивание и разучивание песни «Во поле береза стояла»
  3. Разучивание шуточной песни «Задумала хозяюшка»
  4. Хороводная игра «У чижика»
  5. Игра «Солнышко-ведрышко»
3.
«Украсим Прасковеи сарафан!»
Цель: Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма.
  1. Прослушивание русских народных песен.
  2. Показ видеоматериалов по русскому народному костюму
  3. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма.
4.
Праздник «Встреча Весны»
Цель: Закрепить пройденный материал, создать веселое и жизнерадостное настроение.
  Апрель.
1.
«Шутку шутить - людей насмешить». «Небылица в лицах, небывальщина»
Цель: Познакомить детей с потешным фольклором.
  1. Составление детьми потешного рассказа.
  2. Загадывание загадок о весенних явлениях.
  3. Знакомство с русскими народными небылицами.
  4. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.
2.
«Волшебный лоскуток»
  1. Знакомство с техникой лоскутного шитья, с историей его возникновения.
  2. Рассказ о «волшебном одеяле».
  3. Практическое занятие по созданию изделий из лоскутков.
3.
«Пасха»
Цель: Познакомить детей с историей праздника «Пасха», традиции и обычаи в русской культуре.
1. Беседа о празднике «Пасха»
2. Презентация по теме
3. Разучивание песни «Пасха»
4. Игра «Бабочки и ласточка»
4.
Интегрированное занятие: «У бабушки в деревне»
Цель: Закрепить пройденный материал, создать веселое и жизнерадостное настроение.
  Май
1.
«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»
Цель: Знакомство с былинами, как с формой русского народного творчества.
  1. О русских богатырях былины.
  2. Рассказ о воинах - защитниках Отечества.
  3. Слушание «Былины о Евпатии Коловрате».
2.
«Троица»
Цель: Познакомить детей с историей возникновения праздника «Троица», рассказать о его традициях и обычаях.
  1. Беседа о празднике «Троица» о традициях, обрядах.
  2. Презентация по теме
  3. Разучивание заклички «Дождик лей, лей, лей»
  4. Игра «Красная горка»
3.
Концерт для родителей
Цель: Показ проделанной работы кружка за год.

Взаимодействие с родителями.

Используются разнообразные формы работы:

  • Индивидуальные консультации по русской народной культуре.
  • Беседы.
  • Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству.
  • Привлечение к изготовлению костюмов.
  • Участие в конкурсах и фольклорных развлечениях, досугах, посвященных народным праздникам.

5. Учебный план

Наименование курса Количество часов Форма промежуточной аттестации
1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры
«Березка»
  Раз в месяц на четвертой недели проводиться итоговое мероприятие на закрепление пройденного материала.
  Итого    

6. Календарно-учебный график на 2021-2022 учебный год

Сведения о Программе Период обучения
Начало реализации Программы 01.09.2021
Окончание реализации Программы 31.05.2022
Форма обучения Очная
Форма занятий групповая
Длительность занятий 25 мин
Продолжительность перемены 10 мин
Сроки промежуточной аттестации на последнем занятии по курсу
Кол-во обучающихся До 20 человек

7. Организационно-педагогические условия

Программа кружка по приобщению детей к истокам
русской народной культуры «Березка» детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 5 до 6 лет. Состав кружка формируется с учётом желания детей. Наполняемость группы на занятиях – до 20 человек.

Работа кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня.

Кадры.

Программу реализует педагог, имеющий, высшее специальное профессиональное образование, систематически повышает уровень квалификации (не реже одного раза в три года).

Материально-техническое обеспечение Программы

Технические
средства
обучения
  1. Музыкальный центр
  2. Ноутбук
  3. Флеш-носители
  4. Музыкальные инструменты (ложки, коробочка, веерные ложки, бубны, свирель, металлофоны, трещетки, треугольник)
Учебно-наглядные пособия
  1. Реальные предметы народного быта и интерьера.
  2. Предметы декоративно – прикладного творчества и народные игрушки.
  3. Сборники произведений устного народного творчества.
  4. Игровые персонажи из фольклорных произведений.
  5. Презентации
  6. Настольные и теневые театры по русским народным сказкамАудиоматериалы и видео материалы с записями русских народных песен, танцев.
  7. Альбомы «Ознакомление с национальным бытом русского народа», «Народные музыкальные инструменты», «Народные промыслы»
  8. Иллюстрации и репродукции.

Методическая литература:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.

2. Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.

3. Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.

4. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва.

Педагогическое общество России, 2005

5. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.

6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.

7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.

8. Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. Москва. Изобразительное искусство, 1997.

9. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990.

10. Алехин А.Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва. 1988.

11. Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975.

12. Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.

13. Рыженков Г.Д. «Народный месяцеслов», Москва

14. Шангина И.И. «Русские традиционные праздники», Санкт-Петербург.

15. Белов Н.В. «Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день» / «Издательство АСТ», 2010

16. Фольклор - музыка - театр: Программы и конспекты занятий для педагогов доп. образования, работающих с дошкольниками: Программно- метод. Пособие / Под ред. С. И. Мерзляковой. - М.: Владос, 1999.

17. «Знакомство детей с русским народным творчеством»/Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н., Санкт – Петербург «ДЕТСТВО– ПРЕСС» 2008.

18. «Дождик, дождик, перестань!» Русское народное детское музыкальное творчество. / Сост. Науменко Г.М. Сов.Композитор, 1988.

19. Кононова Н.Г. «Музыкально – дидактические игры для дошкольников» Москва «Просвещение»1990г.

20. Интернет - ресурсы

8. Приложение

Рабочая программ к дополнительной общеразвивающей программе

художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам

русской народной культуры «Березка»

Содержание:

  1. Планируемые результаты освоения Программы
  2. Содержание Программы
  3. Календарно-тематический план

Планируемые результаты освоения Программы

  • Формирование устойчивого интереса у детей к истории и культуре нашего народа (знает основные народные праздники и обычаи с ними связанные, название и назначение предметов русского народного быта, русские народные и музыкально-фольклорные игры, русские народные песни, потешки, заклички, изучаемые в рамках программы).
  • Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов (называет их, узнает материал, из которого сделано изделие, умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов).
  • Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
  • Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.

Диагностические критерии оценки знаний по усвоению программы:

  • Использование в активной речи потешек, частушек, прибауток, пословиц и поговорок, загадок, считалок, дразнилок, образных выражений;
  • Называет орудия труда, посуду, может рассказать, что находится в русской избе;
  • Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными предметами и делать соответствующие умозаключения;
  • Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях;
  • Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках и в драматизации сказок;
  • Знает и называет народные праздники, и умеет объяснять, что это за праздник и когда он бывает;
  • Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры;
  • Знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские);
  • Имеет представление о народных промыслах и ремёслах, может определить росписи (Романовская, Хохломская, Городецкая, Гжельская, Дымковская).
  • Имеет практические навыки в работе с тестом, с тканью, с глиной, изготовлении тряпичных кукол. В украшении головных уборов -тесьмой, бусинками и другими деталями.

Методы оценки результативности программы:

  • Отслеживание результата (наблюдение)
  • Результаты продуктивной деятельности детей.

Индивидуальная работа, для того чтобы:

  • Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
  • Определить возможные перспективные работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
  • Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей. Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества; участие детей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам.

2. Содержание Программы

Образовательный процесс по Дополнительной Образовательной программе
строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, на основе
личностно-ориентированного подхода. В процессе ООД сочетается индивидуальная и групповая работа.

Для реализации программы предлагается интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре русского народа во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • продолжать знакомить с народной культурой прошлого (бытом русских людей);
  • активизировать мыслительную деятельность, через разгадывание загадок, разрешение проблемной ситуации, через анализ пословиц и подбор подходящих пословиц к сказкам

Образовательная область «Речевое развитие»

  • работа по развитию речи;
  • обогащение и активизация словарного запаса

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • приобщать к словесному искусству русского народа через чтение художественной литературы;
  • приобщать к музыкальному искусству через русское народное творчество, знакомство с русскими народными инструментами.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • формировать умение соблюдать отдельные элементы нормы и правила поведения в процессе образовательной деятельности;
  • воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма доброе отношение к окружающим; формировать умение переносить в игру правила безопасного поведения при участии взрослого;
  • формировать безопасное поведение во время занятий.

Образовательная область «Физическое развитие»

  • обогащать двигательный опыт детей;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • использовать здоровье сберегающие технологии

Организация образовательного процесса по направлениям:

  • «Русская изба» - знакомство с историей жилища, как феномена культуры, семейный, бытовой уклад и его связь с интерьером традиционного жилья простого народа.
  • «Фольклор» - знакомство с русским народным творчеством русского народа: мифы, сказания, легенды, игры, песни, предания, загадки, поговорки, заклички, потешки, присказки, знакомство со старинными музыкальными инструментами.
  • «Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство» - знакомство с различными промыслами и ремёслами, со способами изготовления посуды (керамика, деревянные изделия, плетёная посуда), ткачество и вышивка в быту, орнаментальное искусство, изготовление тряпичных кукол, глиняных игрушек
  • «Природа родного края» - знакомство детей с русской природой, её значением в жизни человека и осознание бережного отношения к природе.
  • «Истоки» - знакомство детей с историей родного края, достопримечательностями, со знаменитыми людьми.
Тема занятия
  Сентябрь.
1.
«Введение. Познакомить детей с работой кружка по приобщению детей к русской народной культуре «Березка»
Цель: Познакомить детей с термином «фольклор», с народным календарем, с календарными праздниками, с видами русского прикладного искусства.
2.
«Осень, осень, в гости просим»
Цель: Познакомить детей с малыми формами фольклора, разучить хороводный шаг.
1.Закличка «Осень, осень в гости просим»
2.Разучивание хоровода «Как пошли наши подружки»
3.Игра «Капуста»
4.Инсценировка народной песни «Тень-тень»
3.
«Знакомство с русским народным инструментом – трещоткой»
Цель: Познакомить с русским народным инструментом трещоткой и техникой игры на нем.
1.Просмотр видео о русском народном инструменте –трещотка
2.Разучивание песни «В огороде бел козел» с использование РНИ трещотка
3.Повторение заклички «Осень, осень в гости просим»
4.Игра «Огородник».
4.
«Русская матрешка»
Цель: Познакомить детей с историей создания игрушки.
1.Рассматривание подлинных игрушек и иллюстраций.
2.Чтение и стихов о русской матрешке.
3.Слушание произведения Б. Мокроусова «Матрешка».
4.Рисование русской матрешки, раскрашивание силуэта.
  Октябрь.
1.
«Знакомство с малыми формами фольклора – потешками»
Цель: Познакомить детей с малыми формами фольклора – потешками.
1.Индивидуальное разучивание потешек.
2.Разучивание слов к хороводу «На горе-то калина»
3.Игра «Дед Домовой»
4.Инсценировка русской народной песни «Тень-тень»
2. «Беседа и знакомство с традициями праздника «Покров» Цель: Познакомить детей с русским праздником «Покров»
1.Просмотр презентации о празднике Покров.
2.Шуточная песня «Я капустицу полола»
3.Хоровод «На горе-то калина»
4.Игра «Шел козел по лесу»
3.
«Знакомство детей с Липецкой романовской игрушкой»
Цель: Познакомить детей с историей создания романовской игрушки.
1. Рассматривание подлинных игрушек и иллюстраций
4.
Проведение фольклорного праздника «Капустные вечерки».
Цель: Закрепить пройденный материал, создать веселое и жизнерадостное
настроение.
  Ноябрь.
1.
«Баю, баюшки, баю…» Знакомство с жанром фольклора - колыбель- ными»
Цель: Познакомить детей с древнейшим жанром фольклора – колыбельной песней. Знакомство с атрибутом русской избы - с колыбелью.
1.Слушание и разучивание колыбельных песен
2.Знакомство с русской колыбелью.
3.Разучивание песни «Было у матушки двенадцать дочерей».
4.Игра «Золотые ворота»
2.
«Знакомство с русским народным инструментом – деревянные ложки с бубенцами»
Цель: Познакомить с деревянными ложками как с фольклорным музыкальным инструментом, познакомить с техникой игры на деревянных ложках с бубенцами.
1. Просмотр видео о русском народном инструменте – деревянные ложки с бубенцами.
2. Повторение заклички «Осень, осень в гости просим»
3. Хоровод «Как пошли наши подружки»
4. Игра «Гусеница».
3.
Дымковская игрушка
Цель: Рассказать об истории создания игрушки.
1.Рассматривание подлинных игрушке и иллюстраций.
2.Чтение стихов. Разучивание игры с пением «Заинька» в обр. Н. Римского-Корсакова.
3.Рисование по мотивам дымковской росписи.
4.
Занятие-игра «Русская баня»
Цель: Познакомить детей с традиционной культурой мытья в бане на Руси, «банными» обычаями и приметами.
5.
Проведение праздника «При солнышке тепло, при матушке добро»
Цель: Закрепить пройденный материал, создать веселое и жизнерадостное настроение.
  Декабрь.
1.
«Знакомство с малыми формами фольклора – частушки»
Цель: Познакомить детей с малыми формами фольклора – частушка.
1. Игра на шумовых инструментах – ложки, трещетки.
2. Индивидуальное разучивание частушек
3. Разучивание песни «Посмотрите кто у нас в мастерской».
4. Игра «Ручеек»
2.
«Ой, ты зимушка – зима!»
Цель: Познакомить детей с колядками, подготовка к Коляде.
1.Разучивание Рождественских колядок.
2.Хоровод «Ой, ты, зимушка – зима!»
3.Песня «Вот дали» с использованием шумовых инструментов.
4.Игра «Жмурки»
3.
«Знакомство с музыкальным инструментом Треугольник»
Цель: Познакомить детей с музыкальным инструментом- треугольник и техникой игры на нем.
1.Просмотр видео выступления фольклорного оркестра с участием треугольника.
2.Индивидуальная импровизация на треугольнике
3.Хоровод «Во саду ли, в огороде».
4.Игра «Огородник»
4.
«Гжель»
Цель: Знакомство с Гжельским художественным промыслом.
1.Художественное слово о гжельской игрушке.
2.Рисование по мотивам гжельской росписи.
3.Слушание «Незабудковая гжель» муз. Ю. Чичкова сб. «Ромашковая Русь».
  Январь.
1.
«Святки»
Цель: Познакомить детей с праздником «Святки» с его традициями, обычаями и обрядами.
1. Беседа о празднике «Святки» (от Рождества до Крещения)
2. Просмотр презентации «Святки»
3. Разучивание прибаутки «Зайка белый».
4. Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка»
5. Разучивание сюжетной игры «Зайка»
2.
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК «Коляда, отворяй ворота!»
Цель: Закрепить пройденный материал, создать веселое и жизнерадостное настроение. Взаимодействие детей с другими детьми, передача опыта
через детские выступления
3.
«Вологодские кружева»
Цель: Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.
1.Рассказ об истории создания вологодских кружев.
2.Создание эскиза вологодских кружев, выставка детских работ.
4.
«Поговорка – цветочек, пословица – ягодка»
Цель: Познакомить детей с пословицами и поговорками.
1. Разучивание пословиц и поговорок про весну
2. Игра «Венок»
3. Игра «Водяной»
4. Хоровод «Земелюшка – чернозем»
  Февраль.
1.
«Пошла млада за водой»
Цель: Познакомить детей с бытом крестьян, труде, связанным с временем года весна. Обогащение словаря словами кринка, коромысло, ухват.
1.Беседа о приходе весны и о быте крестьян, труде, связанным с этим временем года.
2.Просмотр презентации
3.Индивидуальное разучивание песни «Пошла млада за водой»
4.Игра «Месим тесто»
2.
«Хохлома»
Цель: Познакомить детей с таким видом росписи как хохлома.
1.Рассказ о создании промысла.
2.Художественное слово о хохломе.
3.Музыкально- фольклорная игра «Пряничная доска».
3.
«Масленица пришла!»
Цель: Познакомить детей с русским праздником «Масленица», с его традициями и обрядами.
1. Беседа о празднике «Масленица», о традициях, обрядах.
2. Просмотр видеоряда на тему «Масленица»
3. Слушание песни «Выходила наша Масленица».
4. Разучивание приговорок «Подай, тётенька, блина», «Блин – блиночек».
5. Игра «Карусели»
4.
ПРАЗДНИК «МАСЛЕННИЦА-КРИВОШЕЙКА»
Цель: Закрепить пройденный материал, создать веселое и жизнерадостное настроение.
  Март.
1.
«Городецкая роспись»
Цель: Познакомить детей с городецкой росписью.
1.Рассказ о городе Городце и городецкой росписи.
2.Разучивание русской народной песни «Ворон».
3.Составление узоров из готовых форм.
4.Рисование по мотивам городецкой росписи.
2.
«Во поле береза стояла»
Цель: Рассказать детям о символике березы в русском фольклоре.
1.Беседа о березке белоствольной с использованием презентации
2.Прослушивание и разучивание песни «Во поле береза стояла»
3.Разучивание шуточной песни «Задумала хозяюшка»
4.Хороводная игра «У чижика»
5.Игра «Солнышко-ведрышко»
3.
«Украсим Прасковеи сарафан!»
Цель: Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма.
1.Прослушивание русских народных песен.
2.Показ видеоматериалов по русскому народному костюму
3.Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма.
4.
Праздник «Встреча Весны»
Цель: Закрепить пройденный материал, создать веселое и жизнерадостное настроение.
  Апрель.
1.
«Шутку шутить - людей насмешить». «Небылица в лицах, небывальщина»
Цель: Познакомить детей с потешным фольклором.
1. Составление детьми потешного рассказа.
2. Загадывание загадок о весенних явлениях.
3. Знакомство с русскими народными небылицами.
4. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.
2.
«Волшебный лоскуток»
1. Знакомство с техникой лоскутного шитья, с историей его возникновения.
  1. Рассказ о «волшебном одеяле».
  2. Практическое занятие по созданию изделий из лоскутков.
3.
«Пасха»
Цель: Познакомить детей с историей праздника «Пасха», традициями и обычаями в русской культуре.
1. Беседа о празднике «Пасха»
2. Презентация по теме
3. Разучивание песни «Пасха»
4. Игра «Бабочки и ласточка»
4.
Интегрированное занятие: «У бабушки в деревне»
Цель: Закрепить пройденный материал, создать веселое и жизнерадостное настроение.
  Май
1.
«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»
Цель: Знакомство с былинами, как с формой русского народного творчества.
1.О русских богатырях былины.
2.Рассказ о воинах - защитниках Отечества.
3.Слушание «Былины о Евпатии Коловрате».
2.
«Троица»
Цель: Познакомить детей с историей возникновения праздника «Троица», рассказать о его традициях и обычаях.
1.Беседа о празднике «Троица» о традициях, обрядах.
2.Презентация по теме
3.Разучивание заклички «Дождик лей, лей, лей»
4.Игра «Красная горка»
3.
Концерт для родителей
Цель: Показ проделанной работы кружка за год.

Взаимодействие с родителями.

Используются разнообразные формы работы:

  • Индивидуальные консультации по русской народной культуре.
  • Беседы.
  • Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству.
  • Привлечение к изготовлению костюмов.
  • Участие в конкурсах и фольклорных развлечениях, досугах, посвященных народным праздникам.

3. Календарно-тематический план

занятия Тема Дата по плану Дата по факту
  1.  
«Введение. Познакомить детей с работой кружка по приобщению детей к русской народной культуре «Березка»    
  1.  
«Осень, осень, в гости просим»    
  1.  
«Знакомство с русским народным инструментом – трещеткой»    
  1.  
«Русская матрешка»    
  1.  
«Знакомство с малыми формами фольклора – потешками»    
  1.  
«Беседа и знакомство с традициями праздника «Покров»    
  1.  
«Знакомство детей с Липецкой романовской игрушкой»    
  1.  
Проведение фольклорного праздника «Капустные вечерки».    
  1.  
«Баю, баюшки, баю…» Знакомство с жанром фольклора - колыбельными»    
  1.  
«Знакомство с русским народным инструментом – деревянные ложки с бубенцами»    
  1.  
Дымковская игрушка    
  1.  
Занятие-игра «Русская баня»    
  1.  
Проведение праздника «При солнышке тепло,
при матушке добро»
   
  1.  
«Знакомство с малыми формами фольклора – частушки»    
  1.  
«Ой, ты зимушка – зима!»    
  1.  
«Знакомство с музыкальным инструментом
Треугольник»
   
  1.  
«Гжель»    
  1.  
«Святки»    
  1.  
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК «Коляда, отворяй ворота!»    
  1.  
«Поговорка – цветочек, пословица – ягодка»    
  1.  
«Вологодские кружева»    
  1.  
«Пошла млада за водой»    
  1.  
«Хохлома»    
  1.  
ПРАЗДНИК «МАСЛЕННИЦА-КРИВОШЕЙКА»    
  1.  
«Городецкая роспись»    
  1.  
«Во поле береза стояла»    
  1.  
«Украсим Прасковеи сарафан!»    
  1.  
Праздник «Встреча Весны»    
  1.  
«Шутку шутить - людей насмешить».    
  1.  
«Небылица в лицах, небывальщина»    
  1.  
«Волшебный лоскуток»    
  1.  
«Пасха»    
  1.  
Интегрированное занятие: «У бабушки в деревне»    
  1.  
«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»    
  1.  
«Троица»    
  1.  
Концерт для родителей    


Новые публикации

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности Проблема патриотического воспитания становится одной из главных и основополагающих проблем современности. Прививать чувство...

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности Популярность сказок в настоящее время заметно снижена на фоне появления различных мультфильмов...

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по робототехнике с детьми 5-6 лет…

Конспект организованной образовательной деятельности по робототехнике с детьми 5-6 лет на тему:«Знакомство с робототехникой. Основы работы с конструктором «Технолаб» Цель: познакомить...

Дидактическая игра по математике «Рыбалка», для детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра по математике «Рыбалка», для детей старшего дошкольного возраста Цель: закрепление умений совершать арифметические действия в пределах 10. Задачи: 1) Тренировать детей...

Сценарий мероприятия, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда для детей старшего…

Сценарий мероприятия, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Страницы памяти Ленинграда» Цель: - расширить представление...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Весенняя прогулка.

Весенняя прогулка В штанишки ножки: раз и два, Да обе ручки – в рукава! А напоследок – в капюшончик голова! Но кто ответит на вопрос: куда от ветра прятать - нос? Наблюдение за оттепелью и капелью цель прогулки: расширять представление...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  01.06.2022 Тема дня: «Лето – разноцветное!» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Беседа «Вот, оно какое наше лето» - способствовать формированию умения...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  14.06.2022 Тема дня: «Когда солнце хорошо, а когда плохо?» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Рассматривание иллюстраций в книгах «Найди солнышко» Чтение...

В гости к доктору Айболиту

Sample Image

20 июня 2022 года воспитанники группы «Бусинки» Отделения ранней помощи ГКУЗ Специализированный дом ребёнка встретились с Доктором Айболитом и весело отметили праздник Медицинского работника В гости к доктору Айболиту Цель: создать атмосферу радостного, бодрого настроения, вызвать у детей желание...