Конспект НОД с детьми пятого года жизни «Море, я к тебе бегу!»

(Интеграция познавательной, социально-коммуникативной, речевой и художественно-эстетической областей)

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • формирование позитивного отношения к окружающему миру;
  • расширение представлений о Мировом Океане и его обитателях, об особенностях Черноморского бассейна;
  • вовлечение детей в речевое и ролевое взаимодействие, обогащение их словаря, совершенствование их практических навыков и умений;
  • формирование у детей навыков познавательного общения;
  • закрепление умения отгадывать загадки на основе информации, воспринимаемой на слух, отвечать на вопросы, составлять описание объекта с опорой на нейтральные схемы.

Развивающие задачи:

  • развитие познавательной активности и творческой инициативы у детей среднего дошкольного возраста в рамках морской тематики;
  • развитие слухового, зрительного внимания, словесно-логического мышления, памяти, мелкой моторики;
  • развитие связной речи;
  • развитие умения пользоваться вариативными нейтральными схемами при создании выразительного изобразительного образа;
  • развитие интереса к изобразительной деятельности через восприятие и познание красоты Мирового Океана, создание собственных художественных образов, наработку практических навыков при рисовании гуашью.

Воспитательные задачи:

  • воспитание у детей положительного отношения ко всем без исключения видам живых существ, нравственных качеств, побуждающих их соблюдать экологические нормы как в Природе, так и в обществе;
  • воспитание умения работать в коллективе, умения высказывать своё мнение, выполнять правила общей игры, самостоятельно делать выбор.

Оборудование и материалы:

  • Фонограмма: морской прибой («шум моря»); загадка о рыбах; обращение Нептуна к детям.
  • Большая морская раковина.
  • Охранная грамота принцессы Ариель.
  • Корона принцессы Ариель.
  • Папка или коробка для Дид./игры «Что общего у всех рыб?» в виде створок ракушки.
  • Одиннадцать карточек для Дид./игры «Что общего у всех рыб?».
  • Картина морского дна.
  • Нейтральные вариативные схемы – образцы рисунков на теле, формы плавников и хвостов у рыб.
  • Загрунтованные белой полимерной краской морские камушки – окатыши разной формы (количество детей + 5 для создания ситуации выбора).
  • Изобразительные материалы (можно использовать гуашь или фломастеры) и соответствующее оборудование.

Предварительная работа:

  • Рассматривание фото и видио изображений рыб и других морских обитателей.
  • Беседы с детьми о роли воды в природе, о мире морей и океанов, об обитателях морских глубин.
  • Чтение книг на морскую тематику, рассматривание иллюстраций: «В холодном море», «В тёплом море» С.Сахарного; «Морские сказки» С.Сахарного; «На воде» А.Геращенко; «Что ты знаешь о рыбах?» Киев «Веселка»1990г.; «Кто в море живёт» Рассказы «Малыш» 1980г.; «Рыбачий кораблик» Г.Снегирёв; «На поиски кита. Удивительное путешествие по морю» 2017 г. и др.
  • Загадывание и разучивание загадок о море и его обитателях.
  • Разучивание с детьми потешной зарядки «Морская зарядка» (Субботина Е.А. Потешки для зарядки - М.: Суфлёр; Ростов н/Д: Феникс,2013.-125,с:ил.-(Мир вашего ребёнка).
  • Домашнее задание детям: наблюдение за аквариумом, как за ним ухаживают; вместе с родителями: прогулки к морю, наблюдение за морем, посещение городского «Аквариума».
  • Рассматривание морских камушков, ракушек, книг и журналов о море и морских обитателях.
  • Работа с раскрасками на морскую тематику.
  • Рисование морских обитателей: осьминогов, медуз, рыб, морских звёзд, актиний, черепах.
  • Складывание фигурок рыбок из различных геометрических фигур.
  • Объёмная и рельефная лепка «Рыбка», «Наш аквариум» (коллективная работа).
  • Нетрадиционное рисование «Мои любимые рыбки» (восковые мелки и акварель).
  • Дид./игра «Хорошо – плохо» (Почему рыбкой хорошо быть или плохо.)
  • Дид./игра «Какое оно это море?».
  • Дид./игра «Кто в море живёт?».
  • Дид./игра «Плавает или тонет?».
  • Дид./игра «На чём можно отправиться в морское путешествие?» (виды водного транспорта).
  • Дид./игра «Что общего у всех рыб?».
  • Дид./упр. «Нарисуем море голосом».
  • Дид./игра «Какие рыбы в море живут?».
  • Дыхательная гимнастика «Пузырьки».
  • Опыт – эксперимент «Тонет – не тонет».
  • Опыт – эксперимент «Какая вода на вкус?» (пресная, солёная).
  • Игра – эксперимент «Растворится _ не растворится».
  • Рисование – экспериментирование с отпечатками ладошек «Крошки – осьминожки».
  • Коллективная объёмная аппликация «Весёлые осьминожки».
  • Полуобъёмная аппликация в технике «бумажная пластика» из гофрированной бумаги «Рыбка».
  • Пальчиковая игра «Что могут рыбки?».
  • Разучивание логоритмического упражнения «Море очень широко…».
  • Разучивание песни «Рыбки» (Муз. Н.Елисеева, пер. с франц. Н.Чернет, С.Гиппиус.)

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности:

  • игровой метод;
  • беседа;
  • проблемное общение;
  • использование метода моделирования;
  • интригующее начало;
  • метод двигательной активности;
  • нетрадиционная продуктивная деятельность;
  • вариативность образцов;
  • художественное слово.

 

Ход занятия:

Дети проходят в игровую комнату, здороваются с гостями и рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом на ковре.

В-ль: - Сегодня нас ждёт что-то очень интересное!

Звучит фонограмма морского прибоя.

В-ль: - Что это за звуки?

- Чья это песня?

- Верно, это шум моря! А мы ведь с вами живём на берегу прекрасного моря!

- Как оно называется? (Чёрным.)

- Ребята, какое оно это море?

Проводится Дид./игра «Какое оно это море?» (Красивое, шумящее, бескрайнее, солёное, прозрачное, синее, таинственное, волшебное, глубокое, спокойное, штормящее, тёплое и т.д.)

Физкультминутка по тексту загадки о море:

Шириною - широко,

Глубиною – глубоко,

День и ночь

О берег бьётся.

Из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна

И горька и солона.

В-ль: - Море бывает разным,

Чёрным бывает и Красным!

- Интересно, почему наше море называют «Чёрным»?

- А ещё море всегда манит нас к себе. Нам так и хочется прийти к нему!

Море,

Я к тебе бегу!

Я уже на берегу!

Я бегу к твоей волне.

А волна

Бежит ко мне! ( Эвелина Мошковская)

В-ль: - Давайте отправимся к морю, но для этого нужно знать, кто живёт в море. А в этом нам поможет таинственная РАКОВИНА.

- Кто знает, в чём её тайна?

Волшебная РАКОВИНА,

нам подскажи, кто в море живёт?

Проводится Дид./игра «Кто в море живёт?» (Дети передают раковину из рук в руки и называют морских обитателей: рыбы, дельфины, крабы, креветки, медузы, кальмары, осьминоги, морские звёзды, плангтон, малюски, змеи, актинии, морские ежи, черви, черепахи, кораллы, киты, тюлени, моржи, раки – лангусты и др.)

В-ль: -Рыбы, медузы, киты, крабы – кто это? Это морские животные.

- А какие растения в море живут? (Водоросли.)

- Какую пользу приносят водоросли? (Водоросли помогают дышать всем морским животным, обогащают воздух кислородом. Водоросли – это «лёгкие» планеты Земля.)

- Ой, ребята, Раковина спрашивает: «Можете ли вы, нарисовать своим голосом картину моря? Каким наше море бывает?

Проводится Дид./упражнение «Нарисуем море голосом»:

  1. Спокойное: вдох носом – на выдохе тихо – (ш - ш - ш).
  2. Когда налетел небольшой ветер – морской бриз, море начинает волноваться: вдох – на выдохе громче (ш - ш – ш!).
  3. Ветер усилился! Огромные волны поднялись в море! Море штормит: вдох – на выдохе (Ш! – Ш! – Ш!).
  4. Вдалеке показались чайки. Они далеко, высоко летят: вдох – на выдохе тихо (а - а - а).
  5. Вот они летят в нашу сторону. Мы видим, что чайки – большие птицы – (А! - А!- А!).

- А ещё Раковина хочет загадать вам загадку! (Звучит фонограмма.)

Чешуя блестит, как искры,

Плавники взлетают быстро,

Влево, вправо, вниз и вверх –

По воде беззвучный смех.

- Про кого эта загадка? (О рыбах.)

- Вы хотите увидеть этих обитателей моря? Тогда нужно отправиться на дно морское!

- Только как мы это сможем сделать? (Ответы детей.)

- Тогда отправляемся в путь!

Проводится Физкультминутка в виде логоритмического упражнения:

Море очень широко,

Море очень глубоко!

Мы плывём на дно морское,

Чтоб увидеть чудеса!

Можно встретить здесь дельфинов,

Много кораблей старинных,

Рыбок маленьких, больших!

А когда всплывём на сушу,

Всем расскажем мы о них!

- Не успели мы опуститься на дно морское, а нам дочь Морского Царя Ариель передала охранную грамоту: «Если вы верно расскажите о тайнах рыб, то благополучно вернётесь домой, в свой детский сад!»

- Расскажите о рыбах!Что у них общего?

Проводится Дид./игра «Что общего у всех рыб?»

Из папки в виде створок ракушки девочка – Принцесса Ариель (надета корона на голове) раздаёт каждому из играющих по карте.
Дети по картам рассказывают об общих особенностях рыб.

  1. Рыбы живут в воде.
  2. У рыб есть туловище и голова, но нет шеи.
  3. Рыбы дышат воздухом растворённым в воде, с помощью жабр.
  4. Тело рыб покрыто чешуёй. (Зачем рыбам чешуя?)
  5. Рыбы бывают разной формы, окраски, с разными рисунками на теле.
  6. У всех рыб есть центральная кость – позвоночник.
  7. У рыб есть разные плавники: на спине – спинной, по бокам – боковые, на животе – брюшке – брюшные, хвостовой плавник.(Зачем нужен рыбе хвост?)
  8. У рыб большие глаза. (Для чего рыбам большие глаза?)
  9. Рыбы появляются из икринок.

10.Рыбы питаются водорослями, плангтоном, креветками, червяками, другими рыбами и морскими животными.

11.Чем интересны нам рыбы?

В-ль: - Вот и открылась нам морская глубина! Но что-то здесь всё пустынно и безжизненно! (Воспитатель демонстрирует нарисованное заранее морское дно с камнями и водорослями.)

Звучит фонограмма.

Раковина: - Рад, что вы многое уже знаете о море, но я – Царь Морей – НЕПТУН, хочу посмотреть какие фантазёры ко мне в гости пожаловали! Станьте тоже волшебниками и художниками – расколдуйте, оживите мои морские камушки, превратите их в красивых рыбок! Ха –ха –ха!

В-ль: - Вы согласны? Тогда проходите и выбирайте тот камушек - окатыш, который нравится!

- Камушки одинаковые? Нет! Все разной формы.

- Ваша задача их оживить – в рыб превратить!

- Вспоминайте, что есть у любой рыбы, и помните, что узор на теле, форма плавников также могут быть разными! (На доске вывешиваются вариативные нейтральные образцы – схемы узоров на теле, формы плавников и хвостов у рыб.)

- Чем мы сегодня будем рисовать?

- Работу начинаем с прорисовки жаберной щели, глаз, а затем рта. Глаза для выразительности оставляем белыми или делаем светлыми, а зрачки – чёрными.

- Но чтобы справиться с заданием Нептуна, я предлагаю Вам поиграть в рыбок.

В виде разминки с детьми проводится Пальчиковая игра «Что могут рыбки?» (Голова рыбки – основание ладони. Фломастером заранее рисуется на ладони каждого ребёнка жабры, рыбий глаз, нос. Хвостик – это пальчики. Они расслаблены и легко извиваются. Рыбка может плавать в разные стороны, отступать назад, разворачиваться, присоединяться к стае, спасаться от большой хищной рыбы, плыть к кормушке и т.д.)

Дети приступают к работе за столами. Готовых рыб раскладывают на картинке – заготовке с изображением морского дна.

В-ль: - Ребята, посмотрите, каким красивым и весёлым стало наше море!

- Смогли мы решить задачу Царя Морского? У нас всё получилось! Почему? Мы смогли расколдовать наших рыбок, потому что узнали некоторые тайны рыб!

- Пора возвращаться домой в наш детский сад! Всплываем вместе с пузырьками!

Выполняется Дыхательная гимнастика «Пузырьки»:

- Набираем воздух через нос, а выдыхаем через рот тонкой струйкой.

- Следите, чтобы щёки не надувались. (Повтор 2-3 раза.)

- Всплываем!!!

Воспитатель подводит итог, задавая вопросы детям:

- Что ты узнал?

- Чему научился?

- Что понравилось?

- Что удивило?

- У нас всё получилось!!! Молодцы!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер класс для педагогов «Если мы сохраним природу, то все…

Мастер класс для педагогов «Если мы сохраним природу, то все вокруг можно созерцать не по картинкам, а наяву» Здравствуйте уважаемые коллеги...

Опыт работы по патриотическому воспитанию в музыкальной деятельности ДОУ Тема…

Опыт работы по патриотическому воспитанию в музыкальной деятельности ДОУТема «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности» «Музыкальное воспитание −это не...

Музыкальное занятие в подготовительной группе с применением технологии ТРИЗ

Музыкальное занятие в подготовительной группе с применением технологии ТРИЗ Цель: - активизировать интерес детей к классической музыке и музыкальной культуре; обогащать музыкальные впечатления...

Читайте также

Физкультурное занятие с элементами хат-ха йоги «В здоровом теле –…

Физкультурное занятие с элементами хат-ха йоги «В здоровом теле – здоровый дух» Цели. 1. Укрепление физического и психического здоровья детей, а именно...

Сценарий новогоднего праздника в подготовительной группе «Снежная королева»

Сценарий новогоднего праздника в подготовительной группе «Снежная королева»

Рабочая программа по основам православной культуры в средней группе

Рабочая программа по основам православной культурыв средней группе Пояснительная записка На протяжении всей истории человечества главным и определяющим в устроении любого общества...