Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе
Тема: «Башкирская юрта»
Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Программные задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с особенностями быта башкир, с юртой (ее устройством, особенностями интерьера, со спецификой оформления);
- закрепить знания об особенностях башкирского орнамента, его цветового решения, композиционного оформления юрты.
Развивающие:
развивать образное восприятие, познавательный интерес детей, чувство композиции, инициативу, самостоятельность в условиях выполнения творческих заданий.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к традициям башкирского народа, к башкирскому народному творчеству, уважение к традициям других народов;
- воспитывать любовь к родному краю.
Активизация словаря: башкиры, юрта, войлок, купол, очаг.
Предварительная работа:
рассматривание альбома «Культура башкирского народа», беседа о жизни коренных жителей – башкир, об их быте, основных занятиях.
Демонстрационный материал: изображения внешнего строения и внутреннего убранства юрты, вариативные образцы башкирского орнамента, башкирская народная музыка.
Материалы: акварельные краски, кисточки, салфетки, непроливайки, шаблоны юрты - заготовки для украшения башкирским орнаментом.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, как называется наша республика? (Ответ детей.)
- Послушайте отрывок стихотворения Г. Молодцова:
Башкирия, моя земля и небо,
Моя любовь, мой соловьиный край!..
Мне жаль того, кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того, кому не пел курай.
- А мы, ребята, счастливые люди, мы живем в этом чудесном краю, в республике Башкортостан.
- В нашей республике живут представители разных народов. Скажите, люди каких национальностей населяют ее? (Ответы детей.)
- Коренные жители республики Башкортостан – башкиры. Издавна башкиры занимались скотоводством (разведением скота). Табуны лошадей, стада овец выедали и вытаптывали траву, поэтому приходилось часто перегонять стада на новое, более богатое травой место (кочевать). В связи с этим башкирам необходимо было жилище, которое легко было разобрать, перевезти и собрать на новом месте. Скажите, как называлось жилище кочевых башкир? (Ответы детей.)
- Юрта согревала людей в морозные зимние дни и ночи, укрывала от ливневых дождей, спасала от летнего зноя и пронизывающих ветров. Из каких разборных частей состояла юрта? (Ответы детей.)
Дети рассматривают изображения строения юрты.
- Чем она покрывалась? (Ответы детей.)
Дети рассматривают изображения внутреннего убранства юрты.
- Что было внутри юрты? (Ответы детей.)
Звучит башкирская музыка.
Входит башкирская красавица Айгуль.
Воспитатель:
-Посмотрите, дети, к нам в гости пришла башкирская красавица Айгуль. Какой красивый праздничный наряд надела Айгуль! Я думаю, это неспроста…
Айгуль:
- Здравствуйте, ребята! (Здоровается на башкирском языке.) А вы знаете, какой праздник будет 11 октября?
Дети:
- День Республики Башкортостан.
Айгуль:
- Этот праздник будет отмечать весь башкирский народ. Люди будут петь любимые песни, плясать, играть. Я предлагаю вам поиграть в башкирскую народную игру «Юрта».
Айгуль и дети играют в башкирскую музыкально - подвижную игру «Юрта».
Айгуль:
- Ребята, мы с моими друзьями пригласили на праздник много гостей, да вот только юрты наши какие - то скучные, не нарядные. Помогите нам, пожалуйста, украсить наши юрты.
Воспитатель:
- Не переживай, Айгуль, дети с огромным удовольствием помогут вам украсить юрты башкирским народным орнаментом.
Дети рассматривают башкирский народный орнамент.
Воспитатель:
- Скажите, какие цвета используют в башкирском узоре? (Ответы детей.)
- Какие элементы башкирского орнамента вы будете использовать для украшения юрты? (Ответы детей.)
Дети рассаживаются за столы, под звуки спокойной башкирской музыки украшают белые шаблоны юрт узором, используя акварельные краски и кисточки.
Айгуль:
- Какие вы молодцы, ребята, какие нарядными и праздничными стали теперь наши юрты! Они очень понравятся моим друзьям. Спасибо вам за помощь. А мне пора уходить. До свидания, ребята. (Прощается на башкирском языке.)
Воспитатель:
- Ребята, вы хорошо потрудились. Вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось делать больше всего? А что вам показалось трудным? Благодарю вас, дети, за хорошую работу.
Читайте также |
---|
Сценарий квест-игры «Школа будущих солдат»
Сценарий квест-игры «Школа будущих солдат» (5-6 лет) Цель: Расширять и систематизировать знания детей о службе в Армии. Обогащать знания о военных профессиях. Закрепить умение...
«Мама – терапия» по методике Драпкина Б.З.
«Мама – терапия» по методике Драпкина Б.З. Методика «Мама – терапия» применяется родителями, когда ребенок спит. Через 20-30 мин. после того...
Конспект физкультурного досуга в области: «Физическое развитие». Тема: Крошка Енот…
Конспект физкультурного досуга в области: «Физическое развитие». Тема: Крошка Енот и финансовая безграмотность» Возраст: 6-7лет Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей...