Рождественские колядки

Для детей старшего дошкольного возраста

Цель: приобщать детей к традициям праздников русского народа.

Задачи:

  1. Познакомить с традициями праздника Рождество и Святки.
  2. Дать представление детям о праздновании русского народного праздника – Святки.
  3. Знакомить детей с устным творчеством русского народа.
  4. Развивать творческие способности детей через игру на музыкальных инструментах, пении колядок.
  5. Пополнять словарный запас, активизировать речь детей.

Предварительная работа с взрослыми:

  1. Распределение и разучивание слов героев развлечения, игровых моментов.
  2. Репетиция развлечения.
  3. Изготовление необходимого реквизита к гаданиям.

Подбор музыки: на протяжении праздника используется весёлая, танцевальная музыка оркестра русских народных инструментов, записанная на носители: аудиокассета или СD диск, ил МР3, для фонового звучания; также используется музыка в звучании народного инструмента баян (или балалайка) – «Пойду ль я», «Частушки».

Оформление зала: зал оформляется в русских традициях: выставляется русская печь, сундук, стол, скамейки, самовар. Стол сервируется чашками, блюдцами, ложками, сахарницей, вазой под мёд, всем тем, что необходимо для чаепития.

Пол выстилается половиками и коврами ручной вязки.

За фон дома можно использовать декорации выполненные из ДВП (или ДСП) в форме раскладной ширмы и расписанные под русскую избу с окном.

Подбор костюмов и реквизита:

Баба – кофта, юбка, платок, на ногах лапти или тапки;

Дед – косоворотка, штаны, кушак, жилет, шапка – ушанка;

Колядовщики – шапочки зверей: петух, кошка, мышка, поросёнок, гусь, коза, медведь;

ведущая – Хозяйка – блуза, русский сарафан, кокошник, бусы.

Оборудование: музыкальный центр, с читающим устройством МР3; музыкальный инструмент баян или балалайка, набор шумовых музыкальных инструментов по количеству Колядовщиков.

Оформление зала: зал празднично украшен, у центральной стены стоит русская изба: русская печь, стол, скамейки, сундук, в котором лежит зеркало для гадания Бабки, приготовлены заранее детские валенки для гадания, они накрыты покрывалом…

Звучит русская народная музыка (весёлая, плясовая).
В зал собираются дети. В зале их встречает ведущая – Хозяйка в русском сарафане.
Ведущая: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте!
Ведущая: Вот и наступил Новый год и первый месяц в году – январь.
Январь – самый холодный, самый суровый месяц.
Об этом замечательном месяце писали русские поэты стихи, вот послушайте.
(выходит ребёнок – чтец)
Ребёнок: Самуил Яковлевич Маршак
«Январь»
Открываем календарь
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу во дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идёт столбом.
Ведущая: Видите, и в нашем доме печь топится, но прежде, чем заглянуть в дом на огонёк, давайте вспомним пословицы и поговорки о зиме, а какие не знаем – выучим.
  • Январь – году начало, зиме – середина.
  • Зима не лето – в шубу одета.
  • В зимний холод каждый молод.
  • Мороз не велик, да стоять не велит.
Молодцы. Ну, что ж, заглянем в гости в дом.
Звучит русская народная музыка.
В дом заходят Дед и Баба, садятся на скамейку за стол, на котором стоит самовар.
Баба: Ох, погляди-ка, Дед, сколько ребятишек к нам пожаловало? Видимо – невидимо! Здравствуйте, ребятки!
Дети: Здравствуйте!
Баба: Ох, и весёлые же они! А помнишь, Дед, как раньше-то было весело? Ходили мы по избам, колядки пели, хозяев величали, Святки справляли?
Дед: А помнишь, Баба, сколько при колядовании ряженых было?
Баба: Ой, Дед! А помнишь, как гадали-то, бывало, судьбу свою хотели узнать? В зеркало, в блюдце, в чашку глядели. А песни какие пели!
Дед и Баба: (поют):
Ой, Овсень, Овсень,
Во боре, на дворе,
Сосенки стояли,
Зелены, кудрявы…
Дед: Хватит молодость вспоминать, можно и в старости погулять!
Баба: Пойду, поставлю тесто. Ребятишек подчивать чем-то надо, а вдруг ещё заглянут гости, напеку – ка я блинов.
Дед: Верно, Баба. «Не красна изба углами, а красна пирогами».
Баба уходит, Дед сидит на скамейке.
Слышится шум, пение.

В зал заходят дети со звездой на шесте. Поют Колядку:
Уж и ходим мы,
Уж и бродим мы
По проулочкам, закоулочкам.
Уж и ищем мы,
Уж и ищем мы,
Где Бабы с Дедой двор.
Дед: Здесь, здесь Баба с Дедкою живут. Проходите, гости дорогие!
Бабка, к нам гости пожаловали!
В избу заходит Бабка с блинами.
1 ряженый: Здравствуй, хозяин с хозяюшкой!
С Рождеством Христовым!
2 ряженый: Позволь-ка, хозяин, под окошком встать,
Коляду покликать!
Колядовщики: Уж как наша Коляда
Не велика, не мала.
Она в двери не влезет,
Нам в окошко шлёт,
Через улицу метёт,
Через тын подаёт!

Все Колядовщики делятся на две колонны, начинают «ходить друг к другу поочерёдно в гости». Когда одна колонна начинает двигаться вперёд, другая начинает немного отступать назад.

Все Колядовщики исполняют Коляду - Маляду.

1 колонна
Колядовщиков:
Ой, Коляда, ой, Маляда.
Ты где была?
2 колонна
Колядовщиков:
Коней пасла.
1 колонна
Колядовщиков:
А где кони?
2 колонна
Колядовщиков:
За ворота ушли?
1 колонна
Колядовщиков:
А где врата?
2 колонна
Колядовщиков:
Вода унесла.
1 колонна
Колядовщиков:
А где вода?
2 колонна
Колядовщиков:
Быки выпили.
1 колонна
Колядовщиков:
А где быки?
2 колонна
Колядовщиков:
Во тростник ушли.
1 колонна
Колядовщиков:
А где тростник?
2 колонна
Колядовщиков:
Черви выточили.
1 колонна
Колядовщиков:
А где черви?
2 колонна
Колядовщиков:
Гуси выклевали.
1 колонна
Колядовщиков:
А где гуси?
2 колонна
Колядовщиков:
Девки выловили.
1 колонна
Колядовщков:
А где девки?
2 колонна
Колядовщиков:
Замужья ушли.
1 колонна
Колядовщиков:
А где мужья?
2 колонна
Колядовщиков:
На печи спят, на боку лежат!..
(Все Колядовщики смеются.)
Колядовщики: Мы ходили, мы ходили
По святой Руси.
Поздравляли, величали.
Добра, счастья всем желали.
Коляда! Коляда!
Накануне Рождества!
Бабушка, добренька,
Пирожка бы сдобненька!
Не режь, не ломай,
Поскорей подавай!
Двоим, троим,
Мы давно все тут стоим.
Печка-то топится,
Пирожка-то хочется!
Звучит русская народная музыка (на баяне)
Все Колядовщики подыгрывают на шумовых музыкальных инструментах.
Дед: Мало, мало, Колядовщики, хозяев величали!
Баба: Повеселите нас ещё!
Колядовщики: Тогда слушайте по порядку наши зимние загадки.
Баба: Хорошо, загадывайте свои загадки – мы станем их разгадывать, а если не сможем разгадать, то ребята нам помогут.
(обращается к ребятам): Поможете мне с Дедом разгадать загадки?
Дети: Да.
Баба: Загадываёте вашу первую загадку.
Колядовщики:
  1. Не огонь, а жжёт.
Мороз
  1. На дворе горой, а в избе водой.
Лёд
  1. Погляжу на поляну:
Лежит беляна.
Всю зиму смирно лежит,
А весной убежит.
Снег
  1. Тох-торорох,
Рассыпался горох,
А как стало рассветать,
Нечего собирать.
Звёзды на небе
Дед: Славные загадки загадали, смекалистые. А теперь спойте для всех нас частушки.
Звучит музыка.
Дети – Колядовщики поют частушки.
3 ряженый: Полно Коляду томить,
Пора подарить.
Колядовщики: Коляда! Коляда!
Ты подай пирога
Или хлеба ломтину,
Или денег с полтину!
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Или индюшку,
Или сена клок,
Или вилы в бок!
Дед: Тары-бары! Тары-бары!
Приглашаем к самовару!
Баба: Испокон веков на Руси есть обычай старинный: гостей встречать у самовара. Всех сегодня угощаю горячим русским чаем.
Кладёт в мешок Колядовщиков угощение.
Дед: Усаживайтесь на сундук, на лавки. Будьте нашими гостями.
Баба: А давай-ка, Дед, погадаем нашим гостям, чай, Святки на дворе.
Дед: Нынче валенки ребяткам подшивал, да судьбу в них спрятал. Кому что из валенка достанется – у того в будущем такая жизнь и будет!
  • Дед убирает покрывало с заранее приготовленных валенок.
Дед: Подходи по одному, да гадай свою судьбу!
Гадание «Валенок»
Дети по очереди подходят к валенкам и достают из них карточки.
Карточки:
* рыбка золотая – исполнится заветная мечта;
* монетка – богатым быть;
* ленточка – дорога дальняя, путешествие;
* хлеб – сытым быть;
* конфета – сладкая жизнь
* бубенцы – хорошие новости
Баба: Я же вам гадание с зеркалом предложу. Где же моё волшебное зеркало, в которое посмотришь и увидишь жениха или невесту свою.
Подходит к сундуку, сгоняет Колядовщиков и достаёт из сундука зеркало.
Колядовщики присаживаются на сундук.
Кто желает увидеть в моём зеркале свою невесту или жениха?
Гадание «Зеркало»
Баба подходит к желающим с зеркалом.
Лица для девочек:
* волк
* Шрэк
* Крокодил Гена
* Чебурашка
* поросёнок
Лица для мальчиков:
* лягушка
* Баба Яга
* Фиона
* золотая Рыбка
* Нюша
Баба: Ну, что ж, все судьбу свою узнали.
Коляда пришла,
Всем веселья принесла.
Не сидите, не скучайте,
В хоровод скорей вставайте.
Звучит русская народная музыка.
Все участники развлечения танцуют в хороводе.
По окончании музыки присаживаются на свои места, Колядовщики остаются стоять в центре зала.
Колядовщики: Спасибо за угощение, спасибо за веселье.
Дай вам, Господи, всего-то всего:
Одна-то бы корова
По ведру доила.
Одна-то бы кобыла
По два воза возила.
Спасибо этому дому,
Пойдём к другому!

Колядовщики уходят.

Ведущая: Вот и закончились наши Святочные посиделки.
Будьте здоровы,
Счастливы будьте.
Живите без бед –
Много – много лет!
До свидания!
Звучит русская народная музыка.
Все дети выходят из зала.
  • Колядовщики уходят в группу, где проходит чаепитие.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников

Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников

Основывание нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников

Основывание нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача...

Сценарий «Самый лучший выпускной»

Сценарий «Самый лучший выпускной» №1. Под музыку в зал входят воспитатели. Ведущая: «Здравствуйте, уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки, гости! Вчера в нашем...

Читайте также

Экскурсия в библиотеку

Экскурсия в библиотеку Современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми и просмотром телепередач и всё реже читают книги. На...

Праздник-развлечение ко «Дню защиты детей» «Бабка Ёжка в гостях у…

Праздник-развлечение ко «Дню защиты детей» «Бабка Ёжка в гостях у детей» Цель: создать праздничное настроение у детей, закрепить знания полученные в...

Краткосрочный педагогический проект «Что мы знаем о лете»

Краткосрочный педагогический проект «Что мы знаем о лете»