Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе
«Страна занимательной математики»

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры.

1. Обучающие задачи: 

  1. продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»;
  2. закреплять умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ;
  3. закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 10;
  4. упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10;
  5. продолжать учить составлять простые арифметические задачи;
  6. закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки «>», «<», «=»;
  7. совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
  8. закреплять знания детей о геометрических фигурах, учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры.

2. Развивающие задачи:

  1. развивать внимание;
  2. развивать логическое мышление, сообразительность, воображение;
  3. развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.

3. Воспитательные задачи:

1. воспитывать у детей самоконтроль и самостоятельность при выполнении заданий;

2. воспитывать усидчивость, умение слушать. воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма.

Методические приемы:

  • игровой (использование сюрпризных моментов);
  • наглядный (использование иллюстрации);
  • словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
  • поощрение, анализ занятия.

4. Дидактический наглядный материал.

Демонстрационный материал. Кукла Фея, мяч, плоскостные геометрические фигуры, карточки с цифрами, арифметическими знаками «>», «<», «=», панно «Ваза», 3 ромашки, 5 васильков, бабочки с вопросами, человечки из геометрических фигур.

Раздаточный материал. Листок бумаги в клетку, карандаши, карточки с геометрическими фигурами.

5. Предварительная работа. Подготовить раздаточный материал, демонстрационный материал.

 

Ход занятия:

1 часть

Воспитатель: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Крепко за руки возьмемся и друг другу искренне улыбнемся. Замечательно! Теперь, благодаря вашим улыбкам, наш день обязательно будет хорошим, принесёт нам много нового и интересного.

Воспитатель: - Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь. Молодцы!

- А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте их подружим.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

1,2,3,4,5 начинаем счёт опять.

5,4,3,2,1 дружно мы в кругу стоим!

Встали ровненько ребята,

Слушайте внимательно

Вы к занятию готовы?

Дети: Да!

Здравствуй, математика!

Воспитатель: Как вы считаете, математика предмет – интересный или нет?

- Почему вы так считаете?

Ответы детей.

Воспитатель: К нам в гости прилетела фея математики. Она приглашает вас отправиться в страну занимательной математики. Закрываем глаза. Фея взмахнет своей волшебной палочкой: «Раз, два, три, с феей лети!»

Воспитатель: Вот мы и в стране занимательной математики. Посмотрите, что приготовила для нас фея – мяч. (Дети стоят полукругом. Игровое упражнение «Назови число».)

Воспитатель: Вставайте в полукруг. Я бросаю мяч и даю задание, а вы отвечаете и передаете мяч назад.

- Назови предыдущее число числа 5.

- Назови последующее число числа 6.

- Назови число, равное числу 8.

- Какое число пропущено между числами 7 и 9?

- Назови число, большее на 1 числа 4.

- Назови число, меньшее на 1 числа 10.

- Какое число пропущено между числами 3 и 5?

- А теперь передаём мяч друг другу по очереди и называем цифры по порядку от 1 до10;

- Сейчас наоборот от 10 до 1;

2. Основная часть

Воспитатель: Молодцы! Справились с первым заданием.

- Посмотрите, на волшебной доске расположены карточки с цифрами: 3 и 4, 5 и 4, 7 и 7, 5 и 5, 7 и 8, 9 и 8, 6 и 6, 1 и 2. Еще здесь лежат карточки со знаками «>», «<», «=».

Птичка клювик повернула

Там, где больше вкусного,

А где меньше – отвернулась,

Ничего не скушала.

- Открытый клювик показывает на большее число, а уголочек – на меньшее число. Ребятки, предлагаю вам по очереди расставить знаки между числами, прочитать запись и обосновать свой выбор.

Дети: Три меньше четырех на один.

- Пять больше четырех на один.

- Семь равно семи.

- Пять равно пяти.

- Семь меньше восьми на один.

- Девять больше восьми на один.

- Шесть равно шести.

- Один меньше двух на один.

Воспитатель: Фея говорит, что вы молодцы!

- Фея просит вас закрыть глаза… Ой, посмотрите, какие забавные человечки живут в стране занимательной математики. Что в них необычного?

Дети: Человечки состоят из геометрических фигур.

Воспитатель: Какие геометрические фигуры вы видите? Сколько их?

Ответы детей.

Воспитатель: Человечки – озорники, разбросали геометрические фигуры по полу. Давайте поможем Фее навести порядок и соберем эти фигуры. По моей команде «Раз, два, три, за фигурами беги!»

Дети: Да, соберем!

Воспитатель: Молодцы! Давайте прикрепим их на доску. По очереди прикрепляйте, называйте свою фигуру. Сосчитайте, сколько углов и сторон у каждой из них.

Дети: - У квадрата 4 угла и 4 стороны.

- У прямоугольника 4 угла и 4 стороны.

- У треугольника 3 угла и 3 стороны.

- У трапеции 4 угла и 4 стороны.

- У круга нет углов.

Воспитатель: Фея предлагает вам подойти к столам. Посмотрите, на столах лежат лист бумаги и карандаши. Садитесь, давайте посмотрим, что это.

Дети: На листах бумаги изображены геометрические фигуры.

Воспитатель: Задание – надо закрасить четырехугольники зеленым цветом, круги синим, а остальные фигуры любым другим цветом. Приступайте.

- Сколько фигур закрашено одним цветом? Какой они формы?

Дети: Две фигуры. Одна квадратной формы, другая квадратной.

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием очень быстро. А пока вы выполняли задание Феи, она принесла для вас вазу с цветами.

(Игровое упражнение «Составим задачу»).

Воспитатель: А теперь вы должны сосредоточиться и быть очень внимательными. Мы с вами будем составлять и решать задачи.

- Давайте вспомним, из чего состоит задача.

Дети: Задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.

УСЛОВИЕ (то, что известно в задаче).

ВОПРОС (то, что нужно найти).

РЕШЕНИЕ (то, что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос).

ОТВЕТ (результат от ответа на поставленный вопрос).

Воспитатель: Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить?

Дети: Надо поставить знак «+».

Воспитатель: Как называется арифметическое действие со знаком «+»?

Дети: Арифметическое действие со знаком «+» называется «сложение».

Воспитатель: А если в вопросе есть слово, «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить?

Дети: Надо поставить знак «-».

Воспитатель: Как называется арифметическое действие со знаком «-»?

Дети: Арифметическое действие со знаком «-» называется «вычитание».

Воспитатель: Молодцы!

- В вазе стоят 3 ромашки и 5 васильков. Предлагаю вам составить задачу на сложение: «В вазе стояли три ромашки и пять васильков. Сколько всего цветов стояло в вазе?»

(Дети рисуют на доске модель решения задачи.)

Воспитатель: Как мы составили букет цветов?

Дети: Мы взяли три ромашки и пять васильков, соединили их вместе, и у нас получился букет цветов.

Воспитатель: С помощью какого арифметического действия будем решать задачу?

Дети: Задачу будем решать с помощью арифметического действия – сложение.

(Дети повторяют задачу еще раз, записывают ее решение с помощью цифр и арифметических знаков и отвечают на вопрос.)

Воспитатель: Предлагаю решить задачу на вычитание. В вазе стояло восемь цветов, пять васильков переставили в другую вазу. Сколько ромашек осталось в вазе? С помощью какого арифметического действия будем решать задачу?

Дети: Задачу будем решать с помощью арифметического действия – вычитание.

(Дети повторяют задачу еще раз, записывают ее решение с помощью цифр и арифметических знаков и отвечают на вопрос.)

Воспитатель: Посмотрите, ребятки! На наши цветы прилетели бабочки. Это Фея приготовила для вас новое задание.

(воспитатель читает вопросы на бабочках, дети отвечают).

- Сколько времён года?

Дети: 4 времени года.

Воспитатель: Сколько месяцев у каждого времени года?

Дети: У каждого времени года 3 месяца.

Воспитатель: Сколько месяцев в году?

Дети: В году 12 месяцев.

Воспитатель: Сколько недель в каждом месяце?

Дети: В каждом месяце 4 недели.

Воспитатель: Сколько дней в неделе?

Дети: В неделе 7 дней.

Воспитатель: Какой сегодня день недели?

Сегодня вторник.

Воспитатель: А вы знаете, что жители страны занимательной математики каждый день заняты определенным делом. Повторяйте за Феей и за мной.

Физкультминутка: «Вспомним названия дней недели».

В понедельник мы купались, (изображают плавание)

А во вторник рисовали, (изображают рисование)

В среду долго умывались, (умывание)

А в четверг в футбол играли. (бег на месте)

В пятницу мы прыгали, бегали, (прыгают)

Очень долго танцевали, (кружатся на месте)

А в субботу, воскресенье целый день мы отдыхали (хлопают в ладоши).

Воспитатель: Фея снова приглашает вас пройти к столам и сесть на свои места. Новое задание. Хотите узнать, кто охраняет жителей страны занимательной математики?

Дети: Хотим узнать!

Воспитатель: Чтобы узнать ответ, необходимо выполнить следующее задание. Мы с вами будем рисовать по клеточкам под мою диктовку.

- Ребята, у каждого на листочке в клеточку стоит красная точка. От этой точки мы будем работать дальше:

1) 1 клетку вправо,

2) 3 клетки вниз,

3) 3 клетки вправо,

4) 2 клетки вверх,

5) 2 клетки вправо,

6) 1 клетку вниз,

7) 1 клетку влево,

8) 3 клетки вниз,

9) 6 клеток влево,

10) 1 клетку вверх,

11) 1 клетку вправо,

12) 2 клетки вверх,

13) 1 клетку влево,

14) 1 клетка вверх,

15) 1 клетку вправо,

16) 1 клетку вверх/

Воспитатель: Кто ребята у вас получился? Кто же охраняет страну?

Дети: Собачка.

Воспитатель: Правильно! Что делает собачка?

Дети: Собачка лежит.

3 часть. Подведение итогов.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Молодцы, все задания выполнили правильно! Кто ответит мне на вопрос: математика предмет – интересный или нет?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, какое задание больше всего вам понравилось?

- Какое было самым легким?

- Какое трудное?

- Кто считает, что он занимался хорошо?

Ответы детей.

Воспитатель: Мне понравилось, что вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными. Давайте поблагодарим Фею страны занимательной математики за увлекательную прогулку.

Дети: Спасибо!

Воспитатель: Вставайте в круг, беритесь за руки, закрывайте глаза. Сейчас Фея взмахнет своей волшебной палочкой… «Раз, два, три, в садик «Улыбка» обратно вернись…

- Вот мы и вернулись.

Воспитатель: А сейчас покажите, какое у вас настроение.

Ответы детей.

Воспитатель: У меня тоже хорошее настроение от того, что вы много знаете и такие молодцы!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Гармоничное развитие детей младшего возраста с помощью игрового массажа

Гармоничное развитие детей младшего возраста с помощью игрового массажа Одной из приоритетных задач ФГОС: укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного...

Конспект многосюжетной игры «Маша с мамой идут в больницу»

Конспект многосюжетной игры «Маша с мамой идут в больницу» Цель руководства игрой: Обогащение игрового опыта у детей, воплощение сюжетных образов в...

Лэпбук «Развивайка» как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста

Лэпбук «Развивайка» как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста В 2014 году на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный...

Читайте также

Использование современных технологий в игре на детских музыкальных инструментах

Использование современных технологий в игре на детских музыкальных инструментах Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. В.А. Сухомлинский. Одна...

Развитие у ребенка самостоятельности

Развитие у ребенка самостоятельности Скажи мне – и я забуду, Учи меня - и я, наверное, запомню, Дай мне сделать – и я...

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор»

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор» Цель: - закрепить умения называть знакомые дорожные знаки, сигналы светофора, а так же...