Лэпбук «Развивайка» как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста

В 2014 году на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

В п.2.6. его указывается, что стандарт направлен на решение задачи «…создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными … особенностями». Содержание программы дошкольного образовательного учреждения, составленной в соответствии с ФГОС ДО, должно быть направлено на «…создание развивающей образовательной среды», «…должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности».

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования, утвержденной в 2022 году и разработанной на основе ФГОС ДО, среди задач образовательной деятельности от 3 до 4 лет (младший дошкольный возраст) в области познавательного развития определены задачи «формирования представлений о сенсорных эталонах цвета и формы,… развития умения непосредственного попарного сравнения предметов по форме». Кроме этого, в содержании образовательной деятельности в этот период указано, что «педагог развивает у детей осязательно-двигательные действия: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами; расширяет представления ребенка о различных цветах, знакомит с оттенками и закрепляет слова, обозначающие цвет».

Таким образом, содержание стандарта и федеральной образовательной программы подтверждает важность сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста.

Как показала практика, сенсомоторное развитие не только является основой общего умственного развития ребенка, но и имеет, в значительной степени, прикладное значение, поскольку полноценное восприятие внешних свойств предметов и развитие мелкой моторики рук необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов деятельности.

Важным условием реализации основной образовательной программы дошкольного образования, составленной в соответствии с ФОП, является развивающая предметно-пространственная среда(далее - РППС), обеспечивающая максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.

Она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям детей и содержанию Программы. Для группы детей младшего дошкольного возраста РППС должна, в частности, содержать направление, способствующее сенсомоторному развитию.

Для выявления соответствия требованиям РППС группы детей младшего дошкольного возраста МАДОУ «Култаевский детский сад «Колокольчик» был проведен ее анализ, помещенный в Приложение 1 выпускной квалификационной работы.

В результате анализа оснащения РППС группы младшего дошкольного возраста на предмет соответствия ФГОС ДОбыло выявлено, что РППС группы в целом соответствует требованиям, но может быть пополненапособиями для сенсомоторного развития.

От заведующего МАДОУ «Култаевский детский сад «Колокольчик» Курочкиной Ольги Юрьевны было получено ходатайство на создание и апробацию лэпбука для сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста группы №6 «Затейники».Ходатайство помещено в приложение 2 работы. Исходя из вышеизложенного, было принято решение разработать дидактическое пособие, отвечающее современным требованиям развивающей предметно-пространственной среды группы, а также учитывающее интересы и потребности детей младшего дошкольного возраста, и определена тема выпускной квалификационной работы: «Лэпбук «Развивайка» как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста».

Цель: создание лэпбука «Развивайка» как средства сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста.

Выпускная квалификационная работа носит проектный характер и имеет соответствующую структуру: пояснительную записку, в которой обозначена актуальность и теоретическое обоснование использования лэпбукадля работы с детьми младшего дошкольного возраста, а также план реализации проекта по созданию лэпбука. Практическая часть представлена готовым лэпбукоми информационной картой проекта.

Дадим теоретическое обоснование выбранной темы.Детство является наиболее благоприятным периодом для накопления представлений об окружающем мире и основой для закладывания интеллекта маленького человека. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек, предметов домашнего обихода. И конечно каждый ребенок, так или иначе, воспринимает это. Но, без разумного педагогического руководства взрослых восприятие может оказаться поверхностным, неполноценным.

Кандидат биологических наук Юрий Александрович Силкин отмечает, что сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников и составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. Особенно актуальным этот вопрос является в раннем и младшем дошкольном возрасте. Говоря о развитии мелкой моторики ребенка, стоит отметить, что роль и участие движения в возникновении ощущений и восприятий в этот период очень важна. Русский ученый-физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности Иван Петрович Павлов выразил это простыми словами: «Глаз учит руку, рука – учит» глаз». Кроме этого, на четвертом году жизни ребенок начинает осваивать сенсорные эталоны: величину, длину, форму, цвет, вкус, структуру поверхности и многое другое.

Таким образом, сенсомоторное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.

Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал для сенсомоторного развития мелкой дает малышам сама жизнь. Это происходит через шнурование ботинок, застегивание пуговиц, липучек и кнопочек при одевании, закручивание крышек на бутылках и банках и многое другое. Некоторые из этих объектов развивают координацию движений, другие развивают глазомер, третьи учат различать цвета и форму.Собранные в единое целое, они могут максимально способствовать сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста.

Одним из средств, учитывающих возрастные особенности и испецифику образовательных интересов младших дошкольников, является многофункциональное пособие Лэпбук.

Лэпбук (lap – колени, book – книга), дословно – наколенная папка, впервые введен в 2006 году мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство.

Играя в лэпбук, ребенок не только будет учиться расстегивать, складывать и доставать, различать предметы и т.д., но еще слаженная и умелая работа пальчиков малыша поможет развиться речи и интеллекту, окажет положительное воздействие на весь организм в целом. На лэпбуке можно разместить предметы с застежками (с пуговицей, липучкой, с кнопкой, с прищепками), мелкие мягкие игрушки, элементы из ткани разных фактур.

В результате анализа информации сети Интернет были выделены этапы создания лэпбука, которые представлены в таблице 1 на странице 10 работы. Все указанные действия стали планом работы по реализации проекта.

Их условно можно поделить на 3 части: подготовительную, основную и заключительную. На подготовительном этапе был проанализирован содержательный раздел программы «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы для детей 3-4 лет (Приложение 4), определена тема, количество зон лэпбука, функции каждой из них, разработан эскиз, определены материалы. На основном этапе реализации проекта был изготовлен лэпбук «Развивайка». В период преддипломной практики с помощью лепбука была организована образовательная деятельность. Конспекты занятий с использованием лэпбука помещены в приложение 7. Всего было проведено 3 занятия с детьми младшего дошкольного возраста.

Центральную часть лэпбукаможно использовать для проведения игры «Помоги белочке собрать шишки». Педагог предлагает ребятам помочь белочке собрать шишки разных цветов в корзинки. Ребенок должен соотнести шишки и корзины по цвету.При этом педагог спрашивает ребенка, в какого цвета корзинку тот кладет шишку и почему. Также в центральной части лепбука имеются съемные деталисолнца и белочки, которые перед началом игры ребенок должен расположить на лэпбуке. Фиксируются эти детали с помощью липучек. Также с помощью лэпбукаможно организовать игру «Забавные гусеницы», в ходе которой ребенок должен собрать гусеницу из отдельных деталей по цвету. При этом соединение этих деталей происходит с помощь пуговиц. Прищепки можно использовать, если предложить ребенку дополнить недостающими деталями изображения кактуса, осьминога, тучки, морковки. Также с помощью лэпбука в период преддипломной практики были организованы такие игры как «Домики для геометрических фигур», «Помоги собрать шишки белочке», «Веселые прищепки». Перечень игр с указанием образовательной задачи и игровых действий помещены в приложение 5.

26апреля 2023 г. с лэпбук был представлен на родительском собрании, на котором актуализировалась информация о том, что такое сенсомоторное развитиеи почему оно важно в младшем дошкольном возрасте. А также были продемонстрированы некоторые игры с использованием лэпбука. Текст выступления на собрании и фотоотчет о нем помещены в приложение 3.

На заключительном этапе подведены итоги реализации проекта.

На пособие лэпбук имеется отзыв воспитателя Каменских Людмилы Николаевны, в котором она отмечает, что данный развивающий лэпбукспособствует раскрытию индивидуальных способностей, развитиюсенсорики и моторики, умения различать цвета, формы геометрических фигур, ощущать разный материал. Хорошее дополнение на различные виды деятельности и для сенсомоторного развития.

Таким образом, задачи работы решены, цель достигнута.

Практическая значимость работы заключается в том, что она может быть полезна студентам, обучающимся по специальности «Дошкольное образование», педагогам и воспитателям групп младшего возраста и родителям детей младшего возраста.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическая разработка конкурса чтецов среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций…

Методическая разработка конкурса чтецов среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций Серовского городского округа «Поэтическая радуга» Положение о конкурсе чтецов среди воспитанников...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию в нетрадиционной технике в…

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию в нетрадиционной технике в старшей группе «Лиса – рыжая краса» Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной...

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе…

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе жизни «Айболит спешит на помощь» Цель: 1. Уточнить и расширить знания детей...

Читайте также

«Островок Детства»

«Островок Детства» Как же здорово быть детьми! И как же здорово когда у тебя есть мама и папа! Ребенок ждет с...

Развлечение с детьми первой младшей группы «Кто в теремочке живет?»

Развлечение с детьми первой младшей группы «Кто в теремочке живет?»

Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних...