Использование современных технологий в игре на детских музыкальных инструментах

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а

прежде всего воспитание человека.

В.А. Сухомлинский.

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, в дошкольном воспитании необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

В этих изменяющихся условиях, деятельность музыкального руководителя детского сада должна ориентироваться на современные образовательные технологии, такие как:

- здоровьесберегающие технологии;

- информационно-коммуникационные технологии;

- игровые технологии.

Музыкальная деятельность в детском саду включает в себя не только восприятие музыки, а также исполнительство - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.

С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность - умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что в свою очередь, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Игра на музыкальных инструментах - один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Выдающиеся музыканты-просветители Б. Асафьев, Б. Яворский, австрийский композитор и педагог Карл Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности и детского оркестра как основы элементарного музицирования и развития музыкальности у всех детей.

Как показывает практика, игра на музыкальных инструментах – одна из интереснейших для детей форм музыкальной деятельности. Желание детей играть и петь в ансамбле настолько сильны, что дети даже не замечают большой учебной работы.

Это позволяет педагогу решить следующие задачи:

- развитие интереса к музыкальным занятиям;

- развитие музыкальности детей;

- развитие ритмического и тембрового слуха, чувства ансамбля;

- приобретение навыков игры на простейших инструментах;

- освоение элементов музыкальной грамоты;

- развитие координации простейших движений при игре на детских музыкальных инструментах.

При обучении детей в игре на музыкальных инструментах я чаще всего применяю игровую технологию.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях происходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

игровая деятельность подчиняется правилам игры;

музыкальный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Например: Речевая игра «Кукушка» (текст Н.Алтухова).

Я считать могу,

Никогда не лгу.

Сидя на суку:

Ку-ку, ку-ку, ку-ку.

1 вариант: Дети стоят в кругу, педагог читает текст и на слоги «ку-ку» ударяет по ксилофону /повторить вместе с детьми/.

2 вариант: То же, но на слова «ку-ку» педагог играет на ксилофоне Б3.

/Дети хлопают в ладоши /.

3 вариант: То же, но хлопать в ладоши и не произносить слоги «ку-ку».

4 вариант: То же, но не хлопать на слоги «ку-ку», а слушать звучание ксилофона.

5 вариант: Предлагается слоги «ку-ку» повторить 3 раза, а педагог к конце прочтения проигрывает слоги столько раз, сколько захочет. Дети должны сосчитать сколько раз прокуковала кукушка.

Ритмический оркестр « Бабочки»

Дети делятся на три подгруппы:

1 – металлофоны (дождь).

2 – румбы (воробъи).

3 – бубенцы (бабочки).

Педагог:

- Итак…. Пришла прекрасная весна и вместо снега с неба падают теплые капельки дождя /1 группа детей играет на металлофонах 5-3-1 ступени/.

- На деревьях щебечут маленькие птички: «Чик-чи-рик,чик-чи-рик!»

/2 группа играет по три удара на румбе/.

- Посмотрите, к нам прилетели красивые майские бабочки. Они легко летают и весело кружатся. /3 группа детей легко бегают с бубенцами/.

Педагог заканчивает игру:

  • Жестом усаживает «бабочек».
  • Жестом замолкают «птицы».
  • По жесту руки «капли дождя» становятся все реже и останавливаются.

Координационно – подвижные игры дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

Одна из разновидностей этих игр – коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга.

Во время выполнения этих игр я использую различные музыкальные инструменты, которые задают ритм и украшают движение.

Например: Коммуникативная игра «Часы» (текст: С.Маршак).

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

И все же с места не сойдем,

Мы бьем исправно

Каждый час,

Но вы, друзья, не бойтесь нас!

  • Показать хлопками движения минутных стрелок, /педагог озвучивает показ ударами по ксилофону/.
  • Показать хлопками движения секундных стрелок, / педагог озвучивает показ ударами по металлофону/.
  • Показать движения стрелок шагами.
  • Дети- «минутки» играют на ксилофонах, а дети- « секундочки» играют на металлофонах.
  • Закончить игру боем часов - /удары по большой тарелке/.
  • Посчитать сколько часов пробили часы.

Образовательная деятельность в формате Квест-технологии становится отличной возможностью для педагога увлекательно и оригинально организовать обучение и развитие детей старшего дошкольного возраста.

Квест - это поиск приключений, задание в форме путешествия к определенной цели, в котором необходимо что-то разыскать: предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше.

Например: Детям предлагается совершить путешествие в музыкальный город. Но, чтобы попасть туда, необходимо разгадать кроссворд о музыкальных инструментах. Предлагаю такие задания, как определить местонахождение данного инструмента, определить тембры музыкальных инструментов и их героев. Дети продолжают путешествие, выполнив предложенные задания:

помочь героям сыграть нужную мелодию или ритмическое сопровождение.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование здоровьесберегающих технологий.

Одним из направлений в моей работе является применение музыкатерапии.

Оздоровительная музыкатерапия используется для активизации резервных возможностей человека, снятия нервного перенапряжения и утомления, повышения иммунитета, для повышения работоспособности, социальной адаптации, развития психических и интеллектуальных способностей, общего оздоровления.
Инструментальная музыкотерапия – коррекция эмоционального состояния с помощью игры на музыкальных инструментах.

Например: Творческая игра «Твое настроение».

Ребенку предлагаю показать, как он будет играть на барабане, металлофоне, бубне, если ему грустно, весело, страшно, и др.

Чтобы нейтрализовать у ребенка страх, тревогу, неуверенность, предлагаю послушать произведения А. Рубинштейна, И. Штрауса, Ф. Шопена. Успокоиться поможет музыка Л. Бетховена, И. Брамса, Ф. Шуберта.

Повысить настроение поможет музыка П. Чайковского, С. Рахманинова.

Для концентрации внимания использую произведения Мендельсона, Дебюсси, Чайковского.

 Также, включаю в свою работу с детьми Сказкотерапию.

Сказка, как образное отражение мира требует от ребенка особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного слова, понимания внутренних психологических мотивов поведения сказочных героев. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняя сказки или придумывая творческие рассказы.

Наиболее часто использую информационно- коммуникационную технологию.

Для того, чтобы облегчить процесс исполнения детьми того или иного музыкального произведения, вовремя вступить нужному инструменту, создаю специальный видеоряд, где на экране изображен тот музыкальный инструмент, который должен играть в данный момент.

Созданные презентации, слай-шоу помогают сконцентрировать внимание детей, что стимулирует познавательный процесс.

Во время озвучивания сказок, на экране появляются герои, играющие на музыкальных инструментах.

При использовании музыкально-дидактических игр для формирования у детей музыкальных способностей заимствую из интернета и создаю игры-презентации. Тембровый слух очень хорошо помогают развить такие игры, как «Узнай звуки»; «Попугай повторяй». Дети очень любят игры на развитие ритмического восприятия «Львенок и ритмы»; «Овощные ритмы»; «Гусеница».

Предлагаю детям посмотреть мультипликационные зарисовки, где показано строение музыкальных инструментов и их звучание.

Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению. При обучении игре на детских музыкальных инструментах также использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомлю с профессией дирижёра.

Игра на музыкальных инструментах является важным средством для активизации музыкальной памяти и фантазии, для развития творческого воображения и творческой деятельности детей дошкольников.

Процесс этот бесконечен, как бесконечно и безгранично все музыкальное творчество. Важно его начать, дать ребенку почувствовать, что волшебный мир музыки может принести ему радость, стать понятным и близким. Познание Мира через звук, когда вокруг тебя Музыка и когда ты сам творишь Музыку, - что может быть увлекательнее и прекраснее!

Список литературы.

1. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. - М., 1990.

2. Конкевич С.В. Элементарное музицирование как средство творческого развития дошкольников. - М., 2003.

3. Тютюнникова Т.Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками». - М.,2000.

4. Тарасова К., Рубан Т. Основа системы музыкального воспитания. /Дошкольное воспитание. №11.,/ 2001.

5. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., 1976.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация для педагогов «Наставничество. Методическое сопровождение молодых специалистов в…

Консультация для педагогов «Наставничество. Методическое сопровождение молодых специалистов в детском саду» В современных условиях сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального...

Сценарий праздничного мероприятия, посвящённого Дню Победы с использованием ИКТ «Мы…

Сценарий праздничного мероприятия, посвящённого Дню Победы с использованием ИКТ «Мы этой памяти верны!» Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Цель: расширить представление детей о героическом подвиге нашей страны в...

Перспективный план проекта «Шаг навстречу к космосу!»

Перспективный план проекта «Шаг навстречу к космосу!»

Читайте также

Авторское дидактическое пособие «От А до Я»

Авторское дидактическое пособие «От А до Я» Дидактическое пособие предназначено для групповых и индивидуальных занятий с детьми с 3 до 7...

Развитие познавательной активности и сенсорного опыта у детей раннего возраста…

Развитие познавательной активности и сенсорного опыта у детей раннего возраста посредством «Хеппенинга» и «Сенсорных коробочек» Проблема. И перед родителями, и перед...

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика» (Базовый уровень технической направленности) 1 модуль Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика» представляет собой курс в области новых...