Занятие по ФЭМП в старшей группе по теме: «Знакомство с числом и цифрой 9»

Цель: знакомство с числом и цифрой 9.

Задачи:

- закреплять умение считать до 9;

- закреплять умение устного счета в пределах 5;

- закреплять умение соотносить количество с соответствующим числом;

- закреплять пространственные отношения «над-под»;

- актуализировать знания детей о геометрических фигурах;

- закреплять умение сравнивать предметы по высоте и раскладывать их в убывающем порядке;

- тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;

- развивать внимание, память, речь через выполнение различных заданий;

- воспитывать умение работать самостоятельно, в парах, по подгруппам;

- воспитывать интерес к математическим заданиям, умение доводить начатое дело до конца;

Материал:

Игрушка бельчонка, корзина с грибами (4 гриба с заданиями, 9 грибов различных по высоте, 9 грибов различных по высоте с листьями на шляпках и травкой (усложненный материал); раздаточный материал: елочки, грибочки; математическая лестница, наглядный материал: елочки и грибы; карточки-смайлики, изображенные на цветном картоне в виде геометрических фигур: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат; карточки с числовым рядом от 1 до 9.

 

Ход занятия:

(Дети садятся на стульчики полукругом.)

-Ребята, к нам сегодня пришли на занятие гости, давайте поздороваемся с ними. Это еще не все гости. К нам пришел еще один лесной гость, вот он.

- Здравствуйте, ребята! Я бельчонок, а зовут меня Пушистик. Я очень долго собирался к вам в гости и, вот, я, наконец, до вас добрался. Я этому очень рад. Поэтому у меня сегодня очень радостное и веселое настроение. Свое настроение я бы обозначил вот таким смайликом: радостным.

- Ребята, а у кого какое настроение? Каким бы смайликом вы обозначили свое настроение? (По желанию дети показывают свое настроение с помощью смайликов и объясняют свой выбор.)

- Ребята, а у кого такое настроение? (Грустный смайлик.) Я очень рад, что у вас хорошее настроение, а у кого грустное, мы надеемся, что после нашего занятия оно поднимется.

- К вам в гости я пришел не с пустыми лапками. У меня есть целая корзина сушеных грибов. Эти грибочки не простые, на них указаны различные задания для вас и мне очень бы хотелось с вами эти задания выполнить.

1 грибочек (устный счет).

(Дети стоят в кругу рядом с воспитателем.)

Я буду читать вам стихи-задачки, а вы должны дать на них ответ.

  1. Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел:

Два - под березой,

Один - у осины.

Сколько их будет

В плетеной корзине?

  1. Три ромашки-желтоглазки,

Два веселых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете?

  1. Четыре сороки пришли на уроки

Одна из сорок не знала урок

Сколько прилежно трудилось сорок?

- Молодцы. Сложно было?

Физкультминутка

Только в лес мы вошли

Появились комары.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Снова дальше мы идем

Перед нами водоем

Прыгать мы уже умеем

Раз-два, раз-два

Позади теперь вода!

2 грибочек. (новый материал). (Дети садятся за столы.)

- Ребята, пока я думал с каким подарком к вам прийти в гости, я очень долго прыгал с веточки на веточку, с елочки на елочку. Мне понравилось несколько елочек в моем лесу, которые я подарю своим друзьям на новый год. Сейчас я ударю в ложки столько раз, сколько елочек я присмотрел, а вы с закрытыми глазами их потихоньку посчитаете. (ударяет 9 раз)

- Выложите у себя на столе в верхнем ряду столько елочек, сколько раз я ударил в ложки.

- Сколько елочек вы насчитали? (8) Значит сколько елочек надо поставить? (8)

- Ребята, проверьте друг у друга.

- Ариша, посчитай, сколько елочек я выставила на своей лесенке? (8)

- Какой цифрой обозначим число 8? (цифрой 8).

- Найди, Тимофей, цифру 8 в числовом ряду. (вывешиваю 8 отдельно).

- Ребята, на каждую елочку я повешу украшения. Посчитайте, сколько раз я ударю в бубен, столько грибочков я повешу на каждую елочку. Закрыли глазки. Считаем про себя. (8).

- Выложите вторым рядом под елочками столько грибочков, сколько раз я ударил в бубен.

- Сколько грибочков вы насчитали? (8)

- Значит сколько грибочков надо выложить? (8)

- Проверьте друг у друга.

- Аня, посчитай, сколько грибочков я выставила у себя на лесенке? (8)

- Что можно сказать о количестве елочек и грибочков? (Одинаково; столько же, сколько.

- Я нашел еще один грибочек. Добавьте один грибочек. Стало больше или меньше грибочков? (Больше.)

- На сколько грибочков больше, чем елочек? (на 1)

- А елочек стало меньше или больше? (меньше)

- На сколько елочек меньше, чем грибочков? (на 1)

- Итак, напомните мне сколько всего грибочков? (9)

- Какой цифрой можно обозначить число 9?

Цифра девять иль девятка,

Цирковая акробатка:

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

- Это цифра 9. Как в стихотворении, которое написал С. Я Маршак, говорят про цифру 9? Кто такой «акробат»? Это человек, который выполняет сложные трюки (упражнения). Итак, число 9 мы обозначаем новой для нас цифрой 9.

- Вы такие молодцы. Давайте отдохнем. Выходите в кружок.

Раз, два, три, четыре, пять

Все умеем мы считать.

Раз: подняться-потянуться

Два: согнуться-разогнуться

Три: в ладоши три хлопка, головою три кивка

На четыре руки шире

Пять: руками помахать

Шесть: на место тихо встать.

- А чтобы узнать, куда мы встанем дальше, давайте возьмем грибочек с заданием.

3 грибочек (работа в группах).

- У меня в корзиночке все грибочки перепутались. Помогите навести порядок.

- Сейчас, ребята, вы будете работать в двух командах. Я помогу вам разделиться. (Воспитатель делит на 2 команды: одна команда «послабее» ребятки, другие «посильнее».)

На двух столах лежат картинки грибочков разной высоты. В команде для «сильных» ребят на изображениях грибочков на шляпках - листья, которые могут спутать ребят при выполнении задания.

- Ваша задача: выставить грибочки по порядку от самого большого до самого маленького. (Проверка.)

- Сколько всего грибочков вы расставили? (9)

- Какой цифрой можно обозначить число грибочков? (9)

- с какой новой цифрой сегодня познакомились?

- И с этим заданием вы справились.

4 грибочек (дети садятся на стульчики на ковер полукругом).

- Ребята, мы с вами вернулись к смайликам, с которых мы начали наше занятие. Посмотрите внимательно на смайлики и скажите, что спрятано за этими рожицами? (Геометрические фигуры.)

- Какие фигуры там спрятаны? (По желанию вызываем детей, которые называют цвет и название фигуры) (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).)

- А кто знает, что это за фигура? (Трапеция.)

- На какой предмет похожа трапеция? (юбка, крыша дома…)

- Молодцы.

- Каким смайликом вы обозначили бы свое настроение сейчас?

- Ребята, мы с вами выполнили все задания. Молодцы. Какое задание вам больше понравилось? Что нового узнали на занятии? Что запомнилось?

- Спасибо вам, ребята, за вашу сообразительность, смекалку, терпение, старание. Я к вам еще приду в гости. Сейчас мне пора возвращаться в лес. До скорых встреч!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Дневник исследователя» для фиксации результатов работы с электронным микроскопом

«Дневник исследователя» для фиксации результатов работы с электронным микроскопом

«Мама – терапия» по методике Драпкина Б.З.

«Мама – терапия» по методике Драпкина Б.З. Методика «Мама – терапия» применяется родителями, когда ребенок спит. Через 20-30 мин. после того...

Конспект занятия-путешествия «Идем на Почту» в средней группе

Конспект занятия-путешествия «Идем на Почту» в средней группе Цель: ознакомление детей с работой почтового отделения связи. Программные задачи: Развивающие: - развивать мыслительные операции: сравнение...

Читайте также

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно – эстетическому…

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно–эстетическому развитию в средней группе Цель. Упражнять в умении лепить большие и маленькие предметы...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам…

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Березка» 1. Пояснительная записка В настоящее время в нашем...

Применение ИКТ в работе с детьми с нарушениями речи

Применение ИКТ в работе с детьми с нарушениями речи Здравствуйте. Я Свиридова Любовь Николаевна - музыкальный руководитель, реализую в детском саду...