Конспект открытого занятия практического психолога
Тема: «Смешинка спешит за помощью»

 

(Развитие эмоционально-личностной сферы)

 

Цель:

  • Развивать умения понимать своё эмоциональное состояние, уметь выражать его вербально и не вербально, продолжать развивать умения организовывать общение (слушать, понимать собеседника сопереживать), развивать эмпатию, воображение, память, мышление.
  • Продолжать развивать творческие способности у детей.
  • Закрепить представление детей о внешних проявлениях эмоционального состояния, причинах возникновения положительных и отрицательных эмоциях.
  • Расширять представление детей о проявлении, проживании и способах регуляции своих эмоций.
  • Обогащать словарный запас.
  • Воспитывать уверенность в себе, понимание эмоционального состояния других людей.

Оборудование: пергамент цветной или гофрированная бумага, проволока, пиктограммы эмоций, технические средства, воздушные шарики разных цветов, конверт с письмом и флешкой, волшебный мешочек, аппарат для терапии песком, песок, игрушки.

 

Ход занятия.

(В зал заходят дети под музыку)

Психолог: Здравствуйте ребята. К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся (Дети здороваются.) А как можно поздороваться друг с другом так, чтобы у вас улучшилось настроение и вы ещё больше стали улыбаться?

Дети: сказать красивые и добрые слова во время приветствия.

Психолог: давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поздороваемся.

(Каждый ребёнок здоровается отдельно друг с другом в кругу взявшись за руки, и пожимают руки во время приветствия: здравствуйте замечательные, красивые, добрые, весёлые, умные, обаятельные…)

Психолог: посмотрите у вас улыбки стали ярче, настроение улучшилось от ваших красивых слов. И не только у вас, а и у меня. Это значит, что от того, что мы говорим и слышим приятные слова становится радостно на душе всем. Давайте теперь присядем на наши стульчики. Устраивайтесь поудобнее, наше занятие начинается… (Стук дверь, заходит клоун.)

Психолог: Добрый день. Как тебя зовут.

Клоун: Меня зовут Смешинка.

Психолог: Да, вот я смотрю на тебя Смешинка, и мне совсем не хочется смеяться. Правда, ребята? Что-то в тебе не так.… Ребята как вы думаете?

Дети: Смешинка у тебя безразличное лицо, нет никаких эмоций, хотя судя по тому, как тебя зовут, ты должен улыбаться, быть радостным, веселым.

Клоун: Да, вы правы, так и есть. Жители моей страны нуждаются в вашей помощи, а что с нами случилось, вы прочитаете в этом письме. (Передает письмо.)

Психолог: (открывает письмо).

Авторская сказка.

«Где-то далеко-далеко есть волшебная страна, где правит королева Чувства. А придворные неё – Эмоции. Жителям этой страны жилось очень хорошо, ведь слуги эмоции всегда приходили к ним на помощь, и в трудную минуту и в радостную.

Но однажды случилось несчастье - в волшебную страну прилетел злой волшебник Безлик. И заколдовал все эмоции. Он украл у них такие замечательные и такие разные лица. И все Эмоции стали совершенно одинаковыми и абсолютно беспомощными.

Теперь жители этой страны не могут обратиться к слугам Эмоциям. Ведь они не знают, какой слуга может им помочь в той или иной ситуации. Долго королева Чувства искала, как справиться с этой бедой, пока не нашла в своей волшебной книге, что помочь могут только дети, такие как вы». Так что, поможем королеве и жителям волшебной страны? В путь! Ой, а тут что-то ещё для нас есть. Флешка, на ней написано, «Здесь вы увидите, какими мы были веселыми раньше». Давайте посмотрим, что на ней. (Просмотр клипа «Детские эмоции».)

Психолог: мы тебе поможем Смешинка, и вы вспомните все эмоции. Ребята, что такое эмоции?
Дети: Это наше настроение, наши переживания в жизни и как мы их проявляем.

Психолог: А какие эмоции вы знаете?

Дети: злость, спокойствие, страх, радость, удивление, стыд, гнев, слезы, равнодушие, веселье….

Психолог: на какие мы их делим?
Дети: Положительные и отрицательные.

Психолог: Молодцы ребята. Вспомнили все. Тут у меня есть картинки. Давайте посмотрим их. Какую эмоцию выражает девочка? (Страх.) Правильно. Он бывает какой?

Дети: полезный, когда он защищает нас. И бесполезный, когда у человека проявляется такое качество, как трусость.

Психолог: Правильно. У этой эмоции есть маленький помощник - испуг, это защитная функция нашего организма. Он помогает человеку и животному выжить, предупреждает об опасности, заставляет задуматься над тем, стоит ли совершать задуманный поступок, учит быть осторожными. Так, например чувство страха не дает нам прикасаться рукой к огню, заплывать глубоко, прикасаться к электричеству, ходить в темное время суток одному, без сопровождения взрослого, выбегать на дорогу. А если это чувство исчезло, что может с нами происходить?

Дети: Можно сгореть, утонуть, попасть под машину, упасть с высоты…..

Психолог: Давайте мы с вами покажем страх, Алла Нурматовна, вы можете нам исполнить подходящую мелодию? а ты Смешинка смотри, может, вспомнишь что-то.
Дети показывают страх.

Психолог: ребята, я вас научу, что надо делать, когда вам страшно. У меня есть волшебный мешочек, и если ему рассказать о своем страхе, то он пропадет, убежит от вас. Давайте я начну. А вы продолжите (дети по очереди проговаривают свой страх в мешочек), мы его завяжем, и я его спрячу далеко-далеко. Теперь вы знаете, что надо делать, когда страшно?
Клоун: Да, я вспомнил, вот когда к нам прилетел волшебник Безлик, у всех сначала именно такие лица были (показывает).

Психолог: Вот и память к тебе возвращается потихоньку. Дети, а как вы думаете, Страх какого может быть цвета?

Дети: черный.

Психолог: правильно, Смешинка вот я даю тебе черные шарики, возьми их и глядя на них ты вспомнишь что такое страх. (Передает шарики Смешинке.)

А вот и ещё одна картинка. Давайте на неё посмотрим. Какая это Эмоция?

Дети: Смех, радость, веселье.

Психолог: А она положительная или отрицательная?

Дети: положительная.

Психолог: Вспомните, пожалуйста, когда вам было весело, вы смеялись, может, радовались чему-то?

(Ответы детей.)

Психолог: А что вы делаете или хотите делать, когда вам весело, радостно?

Дети: поем и танцуем.

Психолог: Так давайте покажем Смешинке, как мы с вами поем и танцуем, вставайте беремся за руки (физминутка «В этом зале все друзья»).

Молодцы, отдохнули. Присядьте. Ребята, а как вы думаете, что может поднять настроение, когда человеку грустно?

Дети: веселый мультфильм, песни. Танцы, веселая музыка, иногда надо чтобы мама пожалела.

Психолог: ребята, а сладости и конфеты могут поднять настроение?

Дети: да

Смешинка: да, я съел утром целую коробку конфет, но что-то настроение у меня не улучшилось.

Психолог: Значит не всегда можно поднять настроение сладостями, бывает нужно что-то другое, о чем мы с вами уже говорили. Давайте изобразим радость и веселье на наших личиках, а Алла Нурматовна нам поможет,(изображают), молодцы, а ты Смешинка вспомнил, что такое смех, радость, веселье?

Клоун: (немножко улыбнулся), да кажется, припоминаю,

Психолог: А как вы думаете, какой цвет подходит к смеху, радости?

Дети: желтый, оранжевый, теплые тона.

Психолог: Правильно. Давайте возьмем шарики этих цветов и передадим клоуну. (Двое детей встают и передают шарики клоуну).

Следующая картинка у нас. (Стыд.)

Психолог: Какая это эмоция у нас?
Дети: отрицательная.

Психолог: Давайте вспомним, когда может быть стыдно? За что?

(Ответы детей.)

А вам было когда-то стыдно? За какой поступок? А взрослым бывает стыдно? Ребята, как выглядит человек, которому стыдно?
Дети: голова опущена, смотрит из-подо лба, краснеет, плечи подняты. (Изображают.)

Психолог: А вы знаете поговорки или пословицы о стыде?

Дети: В ком стыд в том и совесть. Кто врет, тот людей не стыдится и Бога не боится. Рядись - не ленись, а работай – не стыдись. Сорок лет, а стыда нет. Жили, жили, а стыда не нажили. 

Клоун: Да, да мне тоже один раз было стыдно, когда я без спросу взял у своего братика машинку поиграть и поломал её. А он хотел отнести её мальчику, который более, чтобы чем- то его развеселить. Ох и некрасиво я поступил!

Психолог: А какого цвета стыд? Давайте возьмем шарики красного цвета и передадим клоуну. (Двое детей передают шарики.)

Психолог: Да, это не хороший поступок и он научил нашего Смешинку, что всегда надо спрашивать, если ты чего-то хочешь.

Хорошо. А сейчас посмотрите на эту картину. Что тут изображено?

Дети: слезы.

Психолог: Как вы думаете эта эмоция положительная или отрицательная?

Дети: Она может быть и положительной и отрицательной.

Психолог: Ой, слышите музыку? (Звучит песня «А я игрушек не замечаю» и танец.)

Дети: а почему девочка такая грустная? Что надо сделать, чтобы она развеселилась? (Ответы детей.) Вы видели детей, которые плачут? Почему они плачут? (Ответы детей.) Давайте покажем, как мы плакали. (Показ слез отрицательных.) Это вы показали отрицательную эмоцию слезы. Вы были не очень красивыми, когда плакали. Кто чаще всего вас успокаивает, когда вы плачете?

Дети: мама и папа.

А как это слезы могут быть положительные?

Дети: есть слезы радость или смех сквозь слезы.

Клоун: Я, кажется, вспомнил, как видел девочку, которая плакала от радости.

Психолог: Ребята я предлагаю вам посмотреть маленький фильм о том, как девочка плакала от радости. Одна девочка очень мечтала съездить в Диснейленд и когда родители ей сказали, что они сейчас туда поедут, то она расплакалась от радости. (Просмотр видеоклипа «реакция девочки на подарок».)

Психолог: А сейчас подойдите ко мне. Мы с вами нарисуем положительную эмоцию слезы.

(Рисование на песке пиктограммы «слезы радости», и включаем подсветку на положительной эмоции «слезы».)

А какой цвет соответствует этой эмоции?

Дети: голубой и синий.

Психолог: Давайте возьмем голубые и синие шарики и подарим клоуну.

(В это момент клоун улыбается.)

Клоун: Ура, я вспомнил!!! Ко мне возвращаются эмоции.

Психолог: Мы очень рады за тебя. А давайте мы, сейчас соберем все наши шарики и выпустим их в небо, чтобы они разлетелись по всей планете и люди увидев их улыбнулись. (Звучит музыка. Собирают шарики и выпускают в окно.) А чтобы вы больше никогда не попадали в такую беду, дети сделают для вас волшебный букет цветов. Дети подойдите к столам и посмотрите на цветные листы, которые лежат, выберите тот цвет, который соответствует вашему настроению. И приступим к работе. (Цветы из пергамента под песню Ю.Антонова «Живет на свете красота».)

Смешинка пусть это будет символом хорошего настроения для жителей вашей страны. (Вручает клоуну.)

Клоун: Звонит телефон, клоун разговаривает, кладет трубку. УРА! Мне позвонила сама королева Чувства и сообщила, что у них произошло чудо, в стране появились Эмоции. А ещё они передали вам подарок, он скоро прибудет. (Исчезает за двери.)

Психолог: Спасибо большое. Ну, вот и все теперь нам надо прощаться и сейчас мы построим «Гору теплых слов». И сделаем «Салют эмоций». Игра (начинаю я и складываем ладошка на ладошку. Каким надо быть, чтобы ничего не бояться и иметь положительные эмоции? (Веселым, храбрым, сильным, умным, смелым, добрым, удачливым, здоровым….), и салют из этих качеств мы дарим вам. ! 1, 2, 3 - салют из рук!!!) Влетают шарики с сюрпризом.

Психолог: Ну вот и все! Вы справились с заданиями и пора возвращаться домой. До свидания!!!!!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Здоровьесберегающая технология – «Дендротерапия» во второй младшей группе

Здоровьесберегающая технология – «Дендротерапия» во второй младшей группе Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение...

Мини-музей, как средство нравственно-патриотического воспитания

Мини-музей, как средство нравственно-патриотического воспитания Актуальность. В настоящее время Россия переживает один из непростых историческихпериодов. Сегодня материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому...

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «У войны - не детское лицо!» Раздел 1. Информационная карта проекта Тип...

Читайте также

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Посиделки на…

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Посиделки на день святого Николая» Цель: Знакомить детей с духовно-нравственными традициями русского народа...

Программа по краеведению в рамках выполнения регионального компонента основной образовательной…

Программа по краеведению в рамках выполнения регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования «Мой край родной» I. Паспорт программы «Мой край родной» Название программы Программа...

Коррекционная работа с детьми ОВЗ посредством робототехники в ДОУ

Коррекционная работа с детьми ОВЗ посредством робототехники в ДОУ С 2021 учебного года в детском саду начал работать кружок робототехники «Нейрончик»...