Коррекционная работа с детьми ОВЗ посредством робототехники в ДОУ
С 2021 учебного года в детском саду начал работать кружок робототехники «Нейрончик» по программе для образовательных учреждений с инклюзивной образовательной средой «Конструирование на основе робототехнического конструктора MRT 1 BRAIN A, MRT 1 BRAIN B для детей 5 - 8 лет». Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО от 2013г.) и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ от 2014 г.) предназначена для использования в дошкольных учреждениях инклюзивной направленности. Авторы программы Афанасьева Раиса Альбертовна, Шаталина Елена Геннадьевна.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению программ вне специальных условий обучения и воспитания. Программа отражает современное понимание процесса развития детей с ОВЗ. Она основывается на закономерностях развития детей дошкольного возраста, учитывает их и ориентирует на детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие продуктивных видов деятельности значимо для всех категорий детей, это важный шаг подготовки к школе, социализации.
У детей с ОВЗ проявляются трудности в развитии зрительно-пространственных функций, наблюдаются особенности представлений, ограничивающие возможности наглядного мышления. Дети с ОВЗ ограничены сенсорно - перцептивным опытом, у всех отмечается задержка в формировании видов деятельности в частности конструктивной.
Цель программы – создание инклюзивной образовательной среды через использование форм, методов и средств коррекционно-развивающей работы с образовательной робототехникой, обеспечивающих равные возможности получения доступного образования согласно требованиям ФГОС, способствующей развитию потенциальных конструктивных и творческих возможностей детей, нормально развивающихся и с ОВЗ.
Задачи:
- обеспечить развитие качества образовательной среды для детей разных категорий за счет возможности организации продуктивной деятельности с помощью робототехники;
- обеспечить эффективное использование инновационных форм занятий с использованием образовательной робототехники в инклюзивном образовательном пространстве в соответствии с требованиями ФГОС
Приоритеты:
- формирование конструктивной деятельности ребенка дошкольного возраста как одной из продуктивных, которая будет являться ключом к раскрытию его потенциальных возможностей и творческих способностей;
- развивающий характер обучения конструктивным умениям, основывающийся на положении о ведущей деятельности и формировании зоны ближайшего развития;
- включение родителей в систему коррекционно- педагогического воздействия на основе робототехнических конструкторов;
- развитие сенсорных представлений, наглядно-действенного, нагляднообразного и основ логического мышления в процессе занятий по робототехнике с детьми;
- стимулирование эмоционального реагирования, использование его для развития конструктивной деятельности детей.
- поэтапный подход к формированию конструктивных умений и навыков дошкольников.
Внедрение робототехники и конструкторов для детей с ОВЗ имеют следующее преимущества:
- Активизация творческих способностей у детей, имеющих какие-либо ограничения.
- Формирование коммуникативных навыков и поэтапное пополнение словарного запаса.
- Развитие интереса к профессиональным навыкам у детей с ОВЗ, возможность определения будущей специальности.
В процессе реализации проекта дети учатся конструировать постепенно, шаг за шагом. Такое обучение позволяет им продвигаться вперед в собственном индивидуальном темпе, стимулирует желание учиться и решать новые более сложные задачи. Любой признанный и оцененный успех приводит к тому, что ребенок становится более уверенным в себе.
Робототехническое конструирование является продуктивным методом формирования творческой, разносторонне развитой личности, позволяет включать детей с ограниченными возможностями здоровья в социально значимую деятельность, способствует их самореализации.
Организация работы с конструкторами базируется на принципе практического обучения. Воспитанники сначала обдумывают, а затем создают различные модели. При этом активизация усвоения учебного материала достигается благодаря тому, что мозг и руки «работают вместе»
На занятиях используется индивидуальная форма работы с каждым воспитанником, в зависимости от его навыков и психологических возможностей.
Конструирование привлекает детей возможностью воплощать свои фантазии, работать по своему замыслу и в своем темпе, самостоятельно решая поставленную задачу. Работа с деталями конструктора развивает мелкую моторику, способствует развитию пространственного воображения, памяти, тренирует наблюдательность и глазомер. Конструирование не имеет возрастных ограничений, дети имеют возможность продолжать занятия данным видом деятельности, усложняя и совершенствуя свои умения в области конструирования и проектирования архитектурных сооружений, механизмов и машин.
Формы работы, используем на занятиях как беседы, демонстрация, практика, творческая работа, выставка, проектная работа.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предметно-практическое обучение (системно-деятельностный подход) занимает центральное место, а в системе современных информационных технологий конструирование приобретает ведущую роль в когнитивном и социально-эмоциональном развитии обучающихся с ОВЗ.
Во время сборки моделей роботов включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение технологий конструирования, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе.
Для развития диалогической речи, правильного построения связного высказывания необходимо постоянно создавать естественную для ребенка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить, моделируя и конструируя что-то. Говорить о чем-то абстрактном ребенку трудно, гораздо проще рассказать о том, что он создает своими руками.
На занятиях в кружке «Нейрончик» обучаются по 5-6 человека, работа происходит в парах или индивидуально, в зависимости от возможности ребенка. В начале пути ребята работают с технологическими картами, где изложена подробная инструкция сборки модели. Но главная задача - вывести детей к самостоятельному решению задач через сборку собственных моделей, где воспитанники чувствуют себя настоящими инженерами.
Активно участвуем в республиканских, городских конкурсах по конструированию и робототехнике. В этом году мы поучаствовали в первом дистанционном Республиканском фестивале короткометражных мультфильмов «Lego movie» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений посвященный году Матери в Республике Саха Якутия «Единственной на свете». Оценивали компетентные жюри. Получили номинацию «За сказочное Lеgo- оформление». В будущем планируем участвовать в международных проектах.
Таким образом, мы считаем, что данные занятия помогают педагогам активизировать скрытые возможности обучающихся с ОВЗ, что позволяет повысить их творческую активность, коммуникабельность и в результате будет способствовать успешной социализации воспитанников с ОВЗ, обеспечивающей их полноценное участие в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Поэтому, мы считаем, что использование образовательной робототехники следует рассматривать как один из наиболее эффективных способ решения образовательных задач ФГОС.
Читайте также |
---|
Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста «Цветочная поляна»
Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста «Цветочная поляна» Цель: способствовать художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста. Задачи: Закреплять названия цвета. Развивать зрительное внимание. Развивать мелкую моторику...
Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в подготовительной группе. Тема:…
Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в подготовительной группе. Тема: «Часы» Цель: Совершенствовать технику лепки часов, используя разнообразный материал. Продолжать учить детей...
Конспект занятия по коллективной аппликации в средней группе «Цветочная клумба»
Конспект занятия по коллективной аппликации в средней группе «Цветочная клумба» Цель: развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей. Задачи: • учить детей создавать цветок...