Коррекционная работа с детьми ОВЗ посредством робототехники в ДОУ

С 2021 учебного года в детском саду начал работать кружок робототехники «Нейрончик» по программе для образовательных учреждений с инклюзивной образовательной средой «Конструирование на основе робототехнического конструктора MRT 1 BRAIN A, MRT 1 BRAIN B для детей 5 - 8 лет». Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО от 2013г.) и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ от 2014 г.) предназначена для использования в дошкольных учреждениях инклюзивной направленности. Авторы программы Афанасьева Раиса Альбертовна, Шаталина Елена Геннадьевна.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению программ вне специальных условий обучения и воспитания. Программа отражает современное понимание процесса развития детей с ОВЗ. Она основывается на закономерностях развития детей дошкольного возраста, учитывает их и ориентирует на детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие продуктивных видов деятельности значимо для всех категорий детей, это важный шаг подготовки к школе, социализации.

1

У детей с ОВЗ проявляются трудности в развитии зрительно-пространственных функций, наблюдаются особенности представлений, ограничивающие возможности наглядного мышления. Дети с ОВЗ ограничены сенсорно - перцептивным опытом, у всех отмечается задержка в формировании видов деятельности в частности конструктивной.

Цель программы – создание инклюзивной образовательной среды через использование форм, методов и средств коррекционно-развивающей работы с образовательной робототехникой, обеспечивающих равные возможности получения доступного образования согласно требованиям ФГОС, способствующей развитию потенциальных конструктивных и творческих возможностей детей, нормально развивающихся и с ОВЗ.

Задачи:

- обеспечить развитие качества образовательной среды для детей разных категорий за счет возможности организации продуктивной деятельности с помощью робототехники;

- обеспечить эффективное использование инновационных форм занятий с использованием образовательной робототехники в инклюзивном образовательном пространстве в соответствии с требованиями ФГОС

Приоритеты:

- формирование конструктивной деятельности ребенка дошкольного возраста как одной из продуктивных, которая будет являться ключом к раскрытию его потенциальных возможностей и творческих способностей;

- развивающий характер обучения конструктивным умениям, основывающийся на положении о ведущей деятельности и формировании зоны ближайшего развития;

- включение родителей в систему коррекционно- педагогического воздействия на основе робототехнических конструкторов;

- развитие сенсорных представлений, наглядно-действенного, нагляднообразного и основ логического мышления в процессе занятий по робототехнике с детьми;

- стимулирование эмоционального реагирования, использование его для развития конструктивной деятельности детей.

- поэтапный подход к формированию конструктивных умений и навыков дошкольников.

2

Внедрение робототехники и конструкторов для детей с ОВЗ имеют следующее преимущества:

- Активизация творческих способностей у детей, имеющих какие-либо ограничения.

- Формирование коммуникативных навыков и поэтапное пополнение словарного запаса.

- Развитие интереса к профессиональным навыкам у детей с ОВЗ, возможность определения будущей специальности.

В процессе реализации проекта дети учатся конструировать постепенно, шаг за шагом. Такое обучение позволяет им продвигаться вперед в собственном индивидуальном темпе, стимулирует желание учиться и решать новые более сложные задачи. Любой признанный и оцененный успех приводит к тому, что ребенок становится более уверенным в себе.

Робототехническое конструирование является продуктивным методом формирования творческой, разносторонне развитой личности, позволяет включать детей с ограниченными возможностями здоровья в социально значимую деятельность, способствует их самореализации.

Организация работы с конструкторами базируется на принципе практического обучения. Воспитанники сначала обдумывают, а затем создают различные модели. При этом активизация усвоения учебного материала достигается благодаря тому, что мозг и руки «работают вместе»

На занятиях используется индивидуальная форма работы с каждым воспитанником, в зависимости от его навыков и психологических возможностей.

3

Конструирование привлекает детей возможностью воплощать свои фантазии, работать по своему замыслу и в своем темпе, самостоятельно решая поставленную задачу. Работа с деталями конструктора развивает мелкую моторику, способствует развитию пространственного воображения, памяти, тренирует наблюдательность и глазомер. Конструирование не имеет возрастных ограничений, дети имеют возможность продолжать занятия данным видом деятельности, усложняя и совершенствуя свои умения в области конструирования и проектирования архитектурных сооружений, механизмов и машин.

Формы работы, используем на занятиях как беседы, демонстрация, практика, творческая работа, выставка, проектная работа.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предметно-практическое обучение (системно-деятельностный подход) занимает центральное место, а в системе современных информационных технологий конструирование приобретает ведущую роль в когнитивном и социально-эмоциональном развитии обучающихся с ОВЗ.

Во время сборки моделей роботов включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение технологий конструирования, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе.

Для развития диалогической речи, правильного построения связного высказывания необходимо постоянно создавать естественную для ребенка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить, моделируя и конструируя что-то. Говорить о чем-то абстрактном ребенку трудно, гораздо проще рассказать о том, что он создает своими руками.

На занятиях в кружке «Нейрончик» обучаются по 5-6 человека, работа происходит в парах или индивидуально, в зависимости от возможности ребенка. В начале пути ребята работают с технологическими картами, где изложена подробная инструкция сборки модели. Но главная задача - вывести детей к самостоятельному решению задач через сборку собственных моделей, где воспитанники чувствуют себя настоящими инженерами.

Активно участвуем в республиканских, городских конкурсах по конструированию и робототехнике. В этом году мы поучаствовали в первом дистанционном Республиканском фестивале короткометражных мультфильмов «Lego movie» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений посвященный году Матери в Республике Саха Якутия «Единственной на свете». Оценивали компетентные жюри. Получили номинацию «За сказочное Lеgo- оформление». В будущем планируем участвовать в международных проектах.

Таким образом, мы считаем, что данные занятия помогают педагогам активизировать скрытые возможности обучающихся с ОВЗ, что позволяет повысить их творческую активность, коммуникабельность и в результате будет способствовать успешной социализации воспитанников с ОВЗ, обеспечивающей их полноценное участие в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Поэтому, мы считаем, что использование образовательной робототехники следует рассматривать как один из наиболее эффективных способ решения образовательных задач ФГОС.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Актуальные вопросы формирования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Актуальные вопросы формирования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста «В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет...

Сценарий новогоднего утренника «Кто рукавички потерял?»

Сценарий новогоднего утренника «Кто рукавички потерял?» Для младших дошкольников Цель: создание у детей благоприятного эмоционального состояния посредством музыкальной деятельности.Задачи:- способствовать развитию у детей...

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте, неотъемлемая часть полноценного развития личности

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте, неотъемлемая часть полноценного развития личности Большую роль в познании ребенком окружающего мира является восприятие явлений и...

Читайте также

Сценарий открытого занятия «Теремок на новый лад»

Сценарий открытого занятия «Теремок на новый лад» Цель: приобщить детей дошкольного возраста к театральным постановкам, по средствам русских подвижных игр Е.А. Покровского/ Задачи: -...

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Казань, любимая моя»

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Казань, любимая моя» Программные задачи: познакомить детей с историей родного города, с архитектурно-историческим центром Казанского...

Познавательно-творческий проект для детей младшего дошкольного возраста «Витамины растут на…

Познавательно-творческий проект для детей младшего дошкольного возраста«Витамины растут на ветке, витамины растут на грядке»