Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в старшей группе

 

Цели: Формирование реальных представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков.

Задачи:

Образовательные:

- приобщать детей к культуре и быту казачества;

- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;

- формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к истории своего народа;

- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.

- совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов.

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;

- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;

- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.

Словарная работа: "Здорово ночевали", "Слава Богу!"курень, казаки, прялка, чугунок, лоскутное одеяло, кулич.

Предварительная работа с детьми:

Методические приемы: Игровая ситуация, беседа-диалог, игры, продуктивная деятельность, анализ, подведение итогов.

Оборудование: Казачья горница с утварью, печь, прялка, рушник, скатерть, салфетки, икона, сундук, плетеные корзинки, рыбачья сеть, колыбель, лоскутное одеяло, старинные фотографии казаков, казачий костюм, аудио записи казачьих песен, ворота, верхняя одежда, запись ветра, лоскутное одеяло, круг с нарисованными на нем лучиками, вырезанные заготовки лучиков по количеству детей, кисточки на каждого ребенка, клей, тарелочки под заготовки, подставки под кисточки, салфетки тканевые, салфетки влажные, емкость под салфетки.

Способ организации детей на занятии: подгрупповое.

 

Ход совместной образовательной деятельности

1. Организационный момент.

(Воспитатель встречает детей. Дети заходят, садятся на стульчики полукругом. Воспитатель садится на стул перед детьми.)

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Необычное утро сегодня у нас,

Я искренне рада приветствовать вас!

Для важных дел собралась детвора,

Познакомиться нам настала пора!

Воспитатель: Меня зовут Екатерина Александровна. А тебя как зовут?

(Воспитатель подносит к каждому ребенку раскрытые ладошки, а дети по очереди кладут свои ладошки на руки воспитателя и называют свое имя полным предложением: меня зовут...)

(Звучит шум сильного ветра.)

Воспитатель: Вы слышите…? Что это за шум?

Дети: Это шумит ветер.

Воспитатель: Это ветер времени. Его послала моя бабушка Катерина. Ветер прошептал мне, что Катерина полоскала в Дону свое любимое лоскутное одеяло и течением его случайно унесло! Она просит помочь ей сделать новое одеяло.

Воспитатель: Поможем казачке Катерине?

Дети: Поможем.

Воспитатель: И сегодня я хочу предложить вам отравиться в необычное путешествие – в прошлое нашего города.

Воспитатель: А как мы можем попасть в прошлое?

Дети: На машине времени, на ракете (предположения детей).

Воспитатель: Я предлагаю пройти нам через волшебные ворота времени! Через них можно не только попасть в сказку, но и в прошлое. И так, пойдемте скорее!

Дети вслед за воспитателем проходят через ворота. Звучит казачья музыка. Воспитатель снимает верхнюю одежду и оказывается в костюме казачки.

2. Основная часть.

Воспитатель: Здорово ночевали, казаки и казачки!

Дети: Слава Богу!

Воспитатель: Я - казачка Катерина! Приглашаю вас к себе в дом. А как назывался дом казаков?

Дети: Курень.

Воспитатель: А чем закрывались окна куреня?

Дети: Они закрывались ставнями, деревянными дверцам.

Дидактическая игра «Построй курень» (разрезная картинка, на которой изображен курень).

Воспитатель: Давайте вместе с вами построим курень!

Дети: Построим. (Слаживают картинку куреня из разрезанных частей.)

Воспитатель: Хотите, посмотреть как я живу?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Проходите в курень.

Воспитатель: Посмотрите как в горнице моей светло и уютно. Мы казачки любим порядок. На печи стоят предметы, мои помощники в готовке. Вы знаете, как называются эти предметы? (Воспитатель показывает предметы по очереди.)

Дети: Да, это чугунок, сковорода.

Д/игра «Забытые слова».

Воспитатель: Хотите, сыграем в интересную игру "Забытые слова"?

Дети: Сыграем.

Воспитатель: Я буду называть казачье слово, а вы- что оно обозначает.

Воспитатель: Атаман.

Ребёнок: Командир.

(При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо!»)

Воспитатель: Дюже.

Дети: Очень.

Воспитатель: Рушник.

Дети: полотенце.

Воспитатель: Курень.

Дети: дом.

Воспитатель: гутарят.

Дети: говорят.

Воспитатель: батя.

Дети: папа.

Воспитатель: узвар.

Дети: компот.

Воспитатель: баз.

Дети: хозяйственный двор.

Воспитатель: Замечательно, дети, вспомнили мы забытые слова, а не вспомнить ли нам забытые обычаи и уклад казачьей семьи? В казачьей семье всегда почитают старших. И мы бережно храним фотографии наших предков. Вот они вывешены на самом видном месте. Здесь наши деды в военной форме, с оружием. Ведь воинская служба для казака – главное дело его жизни. А вы знаете пословицы о казачьей службе?

Дети:

Казак голодует, а конь сыт.

Казак сам не ест, а коня накормит.

Конь казаку неизменный друг.

Казаку конь себя дороже.

Сыпь коню овёс мешком, не пойдёшь пешком.

Без коня казак круглая сирота.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Воспитатель: Много вы знаете пословиц, молодцы. Вот и муж мой тоже большую часть времени проводит в походах да казачьих сходках, поэтому ведение домашнего хозяйства целиком лежит на мне.

Воспитатель: У нас не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по дому, по хозяйству. Мы живем по старой заповеди казаков «Будь трудолюбив, не бездействуй». Мы казачки любим рукодельничать. Посмотрите, какие скатерти и салфетки я вышила. А покрывало на кровати вязаное. Как раз украшаю одеяло к празднику. Я его сшила из различных кусочков материала- лоскутков, поэтому оно называется - лоскутное. Как называется такое одеяло?

Дети: лоскутное одеяло.

Воспитатель: А почему его так называют?

Дети: Потому что его шьют из различных лоскутков.

Воспитатель: Давайте вместе украсим лоскутное одеяло?

Дети: Давайте.

Воспитатель: Посмотрите, на столе лежат лоскутки, с одной стороны белые, с другой яркие, цветные. Нужно выложить узор на одеяле по намеченному контуру. Какой узор мы выложили?

Дети: Солнышко

Воспитатель: Чтобы солнышко не распалось, что необходимо сделать?

Дети: Приклеить его.

Воспитатель: Наносите клей на белую сторону лоскутка и кладите на свое место. Теперь наше солнышко крепко будет на одеяле держаться.

(Дети самостоятельно выполняют работу.) Воспитатель во время деятельности детей хвалит детей пословицами о труде:

Поспешишь- людей насмешишь.

Умелые руки не знают скуки.

Каков мастер, такова и работа.

Казак в беде не плачет.

Казак за казака горой стоит.

(Во время работы воспитатель помогает детям в выполнении аппликации.)

Воспитатель: Какое красивое лоскутное одеяло у нас получилось! Когда одеяло высохнет, я обязательно застелю его на кровать! Пущай все гости любуются, какие у меня помощники!

Воспитатель: Как же называется наше одеяло?

Дети: Лоскутное одеяло.

А пока лоскутное одеяло сохнет давайте поиграем в старинную казачью игру "Колокольчик".

Игра «Колокольчик»

Воспитатель: Встанем все в круг и крепко возьмемся за руки. В круг заходят 2 детей. У одного в руках веревочка, у другого колокольчик. Ребенку с веревочкой завязывают глаза. Он должен по звуку колокольчика поймать своего противника и накинуть на него веревочку. Круг не позволяет играющим расходиться далеко.

Воспитатель: Ой, молодцы! Какие вы ловкие! Я рада, что в Константиновске живут трудолюбивые, отзывчивые казачата.

Воспитатель: А что для казака было всегда самым главным?

Дети: Дом, семья, Родина.

Воспитатель: В гостях хорошо, а дома лучше. Вот и нам пора возвращаться домой.

Напутствие.

И хорошо, чтоб в наши дни

Традиции с тобой мы берегли,

В чудном крае, где живем мы у Дон- реки,

Где жили здесь когда- то наши предки казаки!

Воспитатель: Доброго пути, вам детишки. Ангела - хранителя вам в дорогу!

(Дети проходят в ворота времени, воспитатель вместе с ними - последний. Воспитатель одевает на себя верхнюю одежду. Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Фухх! Наконец то я вас нашла! Давайте присядем на стульчики и отдохнем. Дети, а где же вы были?

Дети: В прошлом.

Воспитатель: У кого вы побывали в гостях?

Дети: У тетушки Катерины.

(Ответы детей.)

Воспитатель: А что вы там делали?

(Ответы детей.)

Дети: Помогали украшать одеяло тетушке Катерине.

Воспитатель: А из чего сделано одеяло?

Дети: Одеяло сделано из лоскутков.

Воспитатель: А как называется одеяло, сделанное из лоскутков?

Дети: Лоскутное одеяло.

Дети: Мы украшали лоскутное одеяло.

Воспитатель: Ребята, а я на самом деле знаю, где вы были! Моя бабушка Катерина передала вам через ворота времени настоящий казачий круглик!

Воспитатель: Поля мои, сады мои зеленые,

Мой тихий Дон, озера как моря.

Моя Донщина, солнцем прокаленная,

Ты- сердце, ты - кровинушка моя.

Воспитатель: До свидания, дети!

Дети: До свидания!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Гармоничное развитие детей младшего возраста с помощью игрового массажа

Гармоничное развитие детей младшего возраста с помощью игрового массажа Одной из приоритетных задач ФГОС: укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного...

Конспект многосюжетной игры «Маша с мамой идут в больницу»

Конспект многосюжетной игры «Маша с мамой идут в больницу» Цель руководства игрой: Обогащение игрового опыта у детей, воплощение сюжетных образов в...

Лэпбук «Развивайка» как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста

Лэпбук «Развивайка» как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста В 2014 году на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный...

Читайте также

Использование современных технологий в игре на детских музыкальных инструментах

Использование современных технологий в игре на детских музыкальных инструментах Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. В.А. Сухомлинский. Одна...

Развитие у ребенка самостоятельности

Развитие у ребенка самостоятельности Скажи мне – и я забуду, Учи меня - и я, наверное, запомню, Дай мне сделать – и я...

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор»

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор» Цель: - закрепить умения называть знакомые дорожные знаки, сигналы светофора, а так же...