Сайт для воспитателей детских садов



Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию
Тема «Загадки Башни Мудрости»

 

Цель: развитие речевого творчества детей в процессе сочинения загадок.

Психолого-педагогические задачи:

1. Развивать умение сочинять загадки, используя типичные для жанра средства выразительности.

2. Развивать сообразительность, умение устанавливать связи.

3. Обогащать и активизировать словарь детей за счёт обозначения свойств и качеств предметов и явлений окружающего мира.

4. Развивать речь - доказательство, умение составлять художественное описание (текст загадки).

5. Закреплять навыки коллективной работы, умение договариваться.

6. Развивать творческие навыки детей.

Интегрируемые образовательные области:

познавательное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие, физическое развитие.

Вид детской деятельности, лежащей в основе непосредственно образовательной деятельности: игровая, речевая, двигательная, продуктивная.

Форма работы с детьми: занятие с подгруппой.

Предварительная работа: чтение и отгадывание загадок в книгах; беседа о жанре загадки (отличие от стихов и рассказов, какие бывают загадки); ознакомление со схемами описательных загадок, сочинение загадок по схемам; ознакомление с особенностями более сложного типа загадок (с положительным и отрицательным сравнениями), составление загадок- сравнений и загадок-отрицаний; составление загадок в стихах; дидактические игры: «Найди отгадку», «Расшифруй схему».

 

Ход НОД:

(Звучит музыка, влетает стрела с письмом.)

1 часть – вводная

- Ребята, что это такое?

- Как вы думаете, из какой сказки стрела? (Из сказки «Царевна-лягушка».)

- Стрела с письмом. Хотите его прочитать?

Содержание письма:

«Ребята, помогите, пожалуйста, найти невесту Василису Премудрую. Кощей Бессмертный заточил её в Башне мудрости, на каждом уровне которой стоит страж и пропускает только того, кто окажется мудрее: загадает такую загадку, которую он не сможет отгадать. Чем выше уровень, тем труднее загадки. Стражи башни знают все загадки, какие есть на свете, ведь за Василисой Премудрой приходили уже многие» (Иван-царевич).

- Вы хотите помочь? Как помочь Ивану-царевичу и Василисе Премудрой? (Отправиться в Башню мудрости, загадать новые загадки, которые нужно придумать самим.)

- Отправимся в сказочную Башню мудрости, придумаем новые загадки, спасём Василису.

- Какой сказочный транспорт может перенести нас к Башне Мудрости? (Ковёр-самолёт.)

- Чтобы ковёр полетел, нужно произнести волшебные слова:

(Садятся на ковёр-самолёт, произносят хором слова.)

«Один, два, три, четыре, пять -

Мы готовимся взлетать.

Земля, прощай, в добрый путь!»

(Звучит мотор самолёта, фон- песня «Облака».)

2 часть - основная

- Пока нас ковёр переносит в сказку, давайте вспомним, что же такое загадка?

(Загадка - описание предмета без его называния.)

- Какие бывают загадки? (Загадка - описание, загадка - сравнение, загадка - отрицание, загадка в стихах (рифмованная).

- Вокруг себя повернись и в сказке очутись.

(Звучит музыка из сказки, появляется ширма с изображением Башни Мудрости, открываются ворота Башни.)

СТРАЖ (голос из-за ширмы): «Я страж - Обжора, знаю все загадки о еде. И вы меня ничем не удивите».

- Ребята, давайте сделаем и подарим ему книгу загадок о здоровой пище.

- Что относится к здоровой пище? (Овощи-фрукты.)

- Поможет нам в составлении загадок модель (повесить на ширму) и карточки-символы.

- Кто может рассказать, что обозначают символы на модели?

- Это модель какой загадки? (Загадки-описания.)

- Давайте определим, о каком фрукте, овоще составим загадку. Чтобы страж не знал, о чём мы составляем загадку, изображение я помещу на мольберт (вешаю изображение фрукта, овоща).

(Приклеивают на листок символы, составляя загадки.

Вставляют загадки в папку с файлами, загадывают их стражу.)

СТРАЖ (голос из-за ширмы): «Я не знаю ответы на ваши загадки. Вы молодцы! Можете подниматься на следующий уровень. Путь свободен!»

(Освобождает дорогу).

- Страж, альбом с загадками мы дарим тебе (прикрепить рядом со стражем).

Физкультминутка.

Я иду, и ты идёшь — 1, 2, 3 (шаги),

Я пою, и ты поёшь — 1, 2, 3 (хлопки),

Мы идём, и мы поём — 1, 2, 3 (прыжки).

Очень дружно мы живём — 1, 2, 3 (шаги).

(Открыть ворота Башни; стражник — любитель животных.)

СТРАЖ (голос из-за ширмы): «Я страж - любитель животных, знаю все загадки о животных и хочу, чтобы вы меня удивили новыми загадками».

- Ребята, придумаем для стража загадки о животных? (Предложить иллюстрации животных. Дети выбирают иллюстрацию животного, о котором будут составлять загадку.)

Модель загадки.

КАК

Какой? Что такое же?

Кто такой же?

 

 

- В левый столбик я помещу слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ? а в правый - ЧТО ТАКОЕ ЖЕ? КТО ТАКОЙ ЖЕ?

(Воспитатель рисует на мольберте схематичное изображение загадки.)

Модель загадки.

НЕ

Какой? Что такое же?

Кто такой же?

 

 

- Это модель какой загадки? (Загадки — сравнения.)

- Загадаем загадки стражнику.

 (Дети загадывают загадки стражу.)

СТРАЖ (голос из-за ширмы): «Какие сложные загадки. К сожалению, я не знаю ответы на них. Вы молодцы! Можете подниматься на следующий уровень. Путь свободен!»

(Освобождает дорогу.)

- Не огорчайся, страж. Возьми подарок от ребят - альбом с фотографиями животных.

Физкультминутка.

Я иду, и ты идёшь — 1, 2, 3 (шаги),

Я пою, и ты поёшь — 1, 2, 3 (хлопки),

Мы идём, и мы поём — 1, 2, 3 (прыжки).

Очень дружно мы живём — 1, 2, 3 (шаги).

(Открыть ворота Башни - стражник – Художник.)

СТРАЖ (голос из-за ширмы): «Я страж - Художник. Хочу, чтобы вы подарили мне необычную картину и удивили загадкой».

- Ребята, я предлагаю нарисовать необычным способом время года, которое сейчас на дворе (рисование с помощью свечи и соли, оттиск мятой бумагой).

(Дети рисуют.)

- Составим загадку о зиме в стихах (даны окончания строк-рисунки).

… дорожки

… окошки

… подарила

… прокатила

(Дети придумывают начало строк.)

Запорошила (покрыла снегом все) дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Ребёнок загадывает загадку стражу, показывает рисунок.)

СТРАЖ (голос из-за ширмы): «Какая загадка сложная и красивый необычный рисунок. Молодцы! Путь свободен!»

(Освобождает дорогу.)

- Все испытания прошли, Василисе помогли (Василиса - кукла выходит из Башни.)

ВАСИЛИСА: «Рядом с Ваней моё место, я теперь его невеста. Вам «спасибо» говорю и за всё благодарю».

3 часть - заключительная

- Ребята, нам пора возвращаться (Садятся на ковёр-самолёт.)

(Звучит фоном музыка «Облака».)

- Что было для вас трудным?

- Что нового узнали?

- Что вам помогло в составлении загадок?

Чтоб злодеев побеждать,

Мало просто много знать.

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным,

А ещё, желательно,

Делать всё внимательно!

- Ребята, пока Василиса ждёт Ивана, давайте проведём для неё экскурсию по группе и загадаем ей загадки.

0 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность



Вход на сайт


Комментарии

  • Марина
    Предлагаем Ортопедические массажные коврики "Орто Пазл"!!! Поле зная игрушка для вашего ребенка В ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Оставляйте координаты, электронный адрес

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Коллеги! Пишите на tatyta055@mail.ru, все подробности письмом

    Подробнее...

     
  • Эльвира
    [quote name="Татьяна"] Уважаемые коллеги! На данный момент написана методика проведения занятий по ...

    Подробнее...

     
  • ylia
    Очень интересное ,содержательно.

    Подробнее...