Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей подготовительного возраста
Тема. Согласный звук Ш, буква Ш

 

Цель. Закрепление согласного звука Ш, буквы Ш.

Задачи:

1. Образовательные:

  • закрепить умение делать звукобуквенный анализ слов:
  • упражнять в умении различать звуки Ш – С (дифференциация по месту образования);
  • учить составлять схему предложения (повествовательная, вопросительная, восклицательная);
  • совершенствовать интонационную выразительность речи;
  • обогатить лексику (подбор признаков к словам: кукушонок, капюшон); уточнить значения слова – капюшон.

2. Развивающие:

  • тренировать зрительно – двигательную координацию;
  • развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, память.

3. Воспитательные:

  • формировать понимание необходимости знания родного языка.

Материалы и оборудование. Предметные картинки со звуком Ш (место звука в разных позициях). На каждого ребенка – половина альбомного листа с изображением 8 квадратов (2 ряда), изображение двухэтажного домика, альбомный лист формата А – 4, сложенный по горизонтали в виде книги с изображением деформированных букв, 15 счетных палочек, 5 кнопочек мозаики, фломастеры.

 

ЗанятиеДефектолог. Дети, какая это буква?

Предположения детей.

Дефектолог. Об этой букве мы поговорим чуть позже, а сейчас я хочу узнать -

кто из вас умеет играть в игру «Крестики – нолики»? Расскажите правила игры.

Рассказывают.

Дефектолог. Сегодня мы с вами поиграем в игру «Крестики – нолики», но по другим правилам. Я буду говорить вам слова. Если вы услышите в слове звук Ш, рисуете на игровом поле (в квадратике) крестик, если не услышите звука Ш – рисуйте нолик.

Выполняют задание.

Слова: шина, ландыш, машина, жук, щука, сани, шмель, капюшон.

Дефектолог. Посчитайте, сколько вы нарисовали крестиков?

Ответы детей.

Дефектолог. Вы нарисовали на своем игровом поле пять крестиков. Значит я сказала вам пять слов со звуком Ш. Назовите эти слова.

Называют слова. Выставляется картинка с изображением шины.

Дефектолог. Где находится звук Ш в слове шина?

Дети. Звук Ш в слове шина находится в начале слова.

Выставляется картинка с изображением ландыша.

Дефектолог. Где находится звук Ш в слове ландыш?

Дети. В слове ландыш звук Ш находится в конце слова.

Дефектолог. Где находится звук Ш в слове капюшон?

Дети. В слове капюшон звук Ш находится в середине слова.

Дефектолог располагает картинки на доске в следующем порядке: шина, капюшон, ландыш (звук Ш – в начале слова, середине, конце).

Дефектолог. Дети, что такое капюшон?

Объяснения детей.

Дефектолог. Капюшон – это откидной головной убор, пришитый или пристегиваемый к вороту верхней одежды. Составим слово капюшон из букв магнитной азбуки на доске.

Ребенок составляет слово на доске.

Дефектолог. Теперь слово капюшон составлю я.

Под словом капюшон составляет еще одно слово капйушон.

Дефектолог. Чем отличается слово, которое составили вы от моего слова?

Объяснения детей.

Дефектолог. Произносим слово и слушаем, какой звук мы произносим после звука П?

Ответы детей.

Дефектолог. В этом слове после звука П мы произносим слабый звук Й, и звук У.

Произносят несколько раз слово капюшон.

Дефектолог. Эти два звука ЙУ обозначаются одной буквой - Ю. Сколько же звуков в этом слове?

Дети. В этом слове восемь звуков.

Дефектолог. Сколько в этом слове букв?

Дети. В этом слове семь букв.

Дефектолог. В слове капюшон восемь звуков, но семь букв. Вот такие интересные слова встречаются в русском языке.

Физкультминутка «Капля первая упала»

Дефектолог. Дети, скажите, где живут звуки, которые мы произносим?

Ответы детей.

Дефектолог. Звуки мы произносим ртом, значит можно сказать, что они там живут. Наш рот – это домик звуков.

Дефектолог. Как вы думаете, какие предметы будет жить на первом этаже – со звуком С или со звуком Ш?

Ответы детей.

Дефектолог. На первом этаже будут жить предметы со звуком С, потому что когда мы произносим слова со звуком С, язычок упирается в нижние зубки.

Несколько раз произносят звук С.

Дефектолог. Когда мы произносим звук Ш, наш язычок поднимается к верхним зубкам.

Несколько раз произносят звук Ш.

Дефектолог. На первом этаже в первой «квартире» живет сок.

Дефектолог. На втором этаже в первой «квартире» живет шоколад.

Дети рисуют шоколад. В следующих «квартирах» живут: бусы – машина, кактус – камыш.

Дефектолог. Произносим слова парочками и слушаем себя: сок – шоколад, бусы – машина, кактус – камыш.

Произносят слова, сравнивают их произношение.

Дефектолог. Дети, кто из вас видел птицу кукушку? Что вы о ней знаете?

Ответы детей.

Дефектолог. Сейчас мы с вами составим шуточный рассказ про кукушонка с помощью счетных палочек и кнопочек мозаики.

Рассказ.

Кукушка.

Кукушка шьет.

Кукушка шьет капюшон.

Кукушка шьет капюшон кукушонку.

Кукушка шьет капюшон смешному кукушонку.

Счетными палочками обозначаются слова, кнопочками мозаики точки в конце предложения. Дети сравнивают количество слов в каждом предложении и делают соответствующий вывод – предложение может состоять из одного слова, а может из пяти слов.

Дефектолог. Любое слово или предложение можно произнести по – разному. Как?

Ответы детей.

Дефектолог. Предложение можно произнести спокойно, можно радостно, можно вопросительно.

Дети упражняются в произношении предложений с разной интонацией.

Дефектолог. Дети, каким бывает кукушонок?

Упражнение «Я ладошку открываю, слова ваши собираю».

Слова – признаки к слову кукушонок: маленький, смешной, забавный, интересный, игрушечный, живой и др.

Дефектолог. Каким бывает капюшон?

Слова – признаки к слову капюшон: красивый, теплый, меховой, большой, мягкий, разноцветный и др.

Дефектолог. Дети, мы с вами часто делаем разные книжки – малышки. Сегодня я предлагаю вам сделать книжку «Отгадайку».

Выполняют задание.

Дефектолог. О каком звуке и букве мы сегодня с вами говорили?

Дети. Мы говорили о звуке Ш и букве Ш.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Дневник исследователя» для фиксации результатов работы с электронным микроскопом

«Дневник исследователя» для фиксации результатов работы с электронным микроскопом

«Мама – терапия» по методике Драпкина Б.З.

«Мама – терапия» по методике Драпкина Б.З. Методика «Мама – терапия» применяется родителями, когда ребенок спит. Через 20-30 мин. после того...

Конспект занятия-путешествия «Идем на Почту» в средней группе

Конспект занятия-путешествия «Идем на Почту» в средней группе Цель: ознакомление детей с работой почтового отделения связи. Программные задачи: Развивающие: - развивать мыслительные операции: сравнение...

Читайте также

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно – эстетическому…

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно–эстетическому развитию в средней группе Цель. Упражнять в умении лепить большие и маленькие предметы...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам…

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Березка» 1. Пояснительная записка В настоящее время в нашем...

Применение ИКТ в работе с детьми с нарушениями речи

Применение ИКТ в работе с детьми с нарушениями речи Здравствуйте. Я Свиридова Любовь Николаевна - музыкальный руководитель, реализую в детском саду...