Конспект занятия в старшей группе «Звуки Д и Д'»

 

Задачи.

  1. Познакомить с новыми звуками Д и Д'.
  2. Учить чётко произносить звуки Д и Д', дифференцировать их на слух и в произношении.
  3. Учить подбирать слова, в которых по сравнению с рифмуемыми добавлен звук, сравнивать пары слов, подмечая их фонетическое сходство и лексическое различие.
  4. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, зрительное внимание и память.
  5. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, зрительные символы звуков, схемы.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Игра с мячом (картинками). Дети задают вопросы: Кто это? Что это? (на данные вопросы подбирают слова со звуками И и ИГ в начале, в середине и в конце слова).

2. Сообщение темы занятия.

- Если вы отгадаете загадку, то узнаем, с какими звуками мы сегодня познакомимся.

Белый столб стоит на крыше

и растёт всё выше, выше.

Вот дорос он до небес...

и исчез, (дым).

- Посмотрите, как я произношу звук Д:

(перед зеркалом): губки свободны;

зубки сближены, но не сомкнуты;

язычок стучит за верхними зубками;

горлышко «работает».

- Произнесите этот звук.

- Свободно ли выходит воздух изо рта или с преградой?

- Значит этот звук гласный или согласный?

- А голосовой моторчик работает?

- Значит это какой звук?

- Итак, звук Д какой?

- Символ звука: дятел долбит дерево: Д-Д-Д... (картинка).

- Выбираем для обозначения синий кружок с колокольчиком.

- Повторим, как дятел долбит дерево: Д-Д-Д-... (дети произносят звук Д за взрослым громко, отрывисто).

- А как зовут брата звука Д?

- Символ звука: маленький дятел долбит дерево: дь-дь- дь...(картинка).

- Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий).

- Для обозначения выбираем зелёный кружок с колокольчиком.

3. Выделение звуков Д и Д' в начале слов.

Игра «Поможем кукле Даше прочитать слова».

Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг прогрызли мышки. И плачет Дашенька-малышка: «Мне не понятна стала книжка».

Педагог успокаивает Дашу и объясняет, что дети помогут ей восстановить слова. Читая слова без первого звука, детям предлагается посмотреть на предметы и картинки, имеющиеся на столе. Подумать есть ли среди них те, что понадобятся для игры. Набор предметов: духи, домик, дерево, девочка, дублёнка, долька (чеснока, апельсина и т.п.).

- Какой звук вы услышали в начале каждого слова?

- Какие это звуки?

4. Подбор слов, в которых по сравнению с рифмуемым добавлен звук Д.

Сравнение похожих слов на слух (стихи И. Лопухиной), акцент (при помощи символа) на добавленный звук Д.

В этом доме, ты мне верь,

заперта надёжно … (дверь).

Если влезть захочет вор,

он не попадёт во (двор).

Здесь живут малышка Аня и её братишка (Даня).

В руках у Ани удочка, а у Дани (дудочка).

Динамическая пауза:

Искала белка дуб с дуплом,

дупло у белок - это дом.

(движения произвольные).

  1. Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай звук». Домовёнок хочет с нами поиграть. Хлопните в ладоши, если услышите звук Д; поднимите руку, если в слове будет звук Д': дом, дача, деревня, друг, радость, добрый, дыня, диван, дуб, девочка, Дима, Даша.
  1. Дифференциация звуков Д и Д', Придумайте слова со звуками Д и Д' Слова со звуком Д подарим Даше, а слова со звуком Д' - Диме;

- Определить место звука в слове, используя карточку - синий и зелёный кружки с колокольчиками: дверь, дуб, вода, день, диван, одеяло, ладони, подарок, ведро, сковорода, дуршлаг.

7. Анализ и синтез обратных слогов.

Что получится, если вместе слить А и Д, У и Д, И и Д.

- Сколько звуков в слоге УД?

- Какой первый?

- Какой второй?

- Чем обозначим?

- Выложите схему.

8. Итог:

- С какими звуками мы познакомились?

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

- Назовите слова со звуками Д и Д'.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста…

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо...

Методические рекомендации «Развитие познавательно-исследовательских интересов дошкольников путем реализации системы работы…

Методические рекомендации «Развитие познавательно-исследовательских интересов дошкольников путем реализации системы работы дошкольного учреждения по агроэкологии» Аннотация Агроэкология сформировалась как раздел экологии во второй...

Читайте также

Познавательное развитие (ФЭМП), младшая группа «В гости к волшебнику»

Познавательное развитие (ФЭМП), младшая группа «В гости к волшебнику» Программное содержание: продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной...

Конспект образовательной деятельности на тему: «Быть здоровыми хотим»

Конспект образовательной деятельности на тему: «Быть здоровыми хотим» «Витамины на тарелке» Цель: - формировать у детей представления о здоровом питании (помочь детям понять, что здоровье...

Опытно-экспериментальная работа в ДОУ

Опытно-экспериментальная работа в ДОУ Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю. Конфуций. На протяжении всего...