Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников

Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающим миром. Своеобразие социального развития ребенка и дошкольного учреждения отражено в специальных педагогических ориентирах, характеристике базовых навыков воспитанников детских садов, показателях социального развития дошкольников.

Главной целью социализации является - становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.

Воспитание экологической культуры личности идет на протяжении всей жизни человека, но основы её успешной реализации заложены в детстве. ФГОС ДО говорит о том, что дошкольное детство – период активного овладения механизмами экологической культуры, усвоения норм экологического поведения. Экологическая культура неразрывно связана с социализацией дошкольника. Успешная социализация детей дошкольного возраста предполагает эффективную адаптацию ребёнка к обществу, с одной стороны, и его саморазвития, активное взаимодействие с обществом и способность противостоять ему в определённой мере, с другой стороны. Ребёнок, с одной стороны, входя в социальную среду, в систему социальных связей, усваивает социальный опыт, а с другой – в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счёт активного вхождения в среду.

Игровая деятельность в дошкольном учреждении одновременно является и условием, и средством, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий мир и самому становиться частью этого мира, усваивать знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. А экологические игры являются средством для развития экологического сознания ребенка, которые формируют интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы.

Большое воспитательное значение в процессе социализации имеют сюжетно – ролевые игры. Предлагая детям сюжет игры, педагог преследует несколько целей: закрепление правил поведения в природе, в быту, правил экологической безопасности с оцениванием результатов своих действий по отношению к окружающей среде. Кроме того игры позволяют детям ориентироваться в существующих профессиях и даже может быть делать в какой-то мере  выбор  своей  будущей деятельности. Так, проводимые нами   сюжетно-ролевые экологические игры, такие как «Пожарная часть», «Больница», «Зоопарк» или «Ветеринарная лечебница», суть которых в имитации деятельности по тушению пожара или лечению с помощью наборов инструментов, закрепляют знания детей о разных профессиях: пожарных, спасателях, о ветеринарных врачах, зоологах. Сюжетно-ролевые игры углубляют представление детей о причинах возникновения пожара, развивать связную диалогическую речь, логическое мышление. Позволяют расширить словарный запас за счёт имён существительных: бедствие, происшествие, рация, эвакуация, милосердие, огнетушитель. За счёт имён прилагательных: пожарный, ветеринарный, пострадавшие. Развивают познавательный интерес, наблюдательность. Также они развивают умение входить в определённый образ, выполнять разнообразные имитации движения, воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения. Сюжетно-ролевые экологические игры учат сотрудничеству, помогают осознать свою роль в принятии решений, находить выход из различных экологических ситуаций. И самое главное  воспитывают бережное отношение к природе.

Традиционно проводимые в детских садах сюжетно-ролевые игры не охватывают всех аспектов экологического воспитания. Поэтому для формирования начал экологической культуры, следует ввести ребенка в мир природы, сформировать представления – знания о ее объектах и явлениях, познакомив детей с «игрой-превращением». Предложив детям «превратиться» в капельку дождя или зайчонка, деревце или кузнечика, и вести себя как они, чувствовать как они, размышлять их мыслями, ребенок лучше понимает явления, происходящие в природе, он может проникнуться сочувствием к животному, растительному миру. Этот вид игры может использоваться в различных видах деятельности: на занятиях (музыкальных, физкультурных, изо-деятельности и т. д.,), на прогулке, при контакте на площадке с элементами живой природы, при ознакомлении с художественными произведениями,  через театрализованную деятельности. Во время проведения  традиционных праздников, и развлекательных мероприятий, а также через программы по привитию детям культурно-гигиенических навыков.

Положительным результатом такой деятельности дошкольников является самостоятельная организация игр детьми, носящая творческий характер, «игры-превращения» организуются и проводятся по инициативе самих детей. В них ребята отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни.  Например, дети с удовольствием становятся птицами, муравьями и имитируют  способы их нахождения в природе, их повадки в разное время года, способы общения между собой, изучают среду обитания животных и окружающий мир.

Таким образом, с помощью сюжетно-ролевых игр с экологической тематикой ребенок познает окружающий мир, изучает природу, учится наблюдательности, проявляет любовь к природе, воспринимает ее красоту, учится оберегать и защищать природу, учится социализироваться в окружающем мире.

Творческая созидательная деятельность, гармонизация человека с природой, обществом и самим собой дает ребенку психологическую устойчивость, силу преодоления препятствий, веру в добро, справедливость, красоту, истину, любовь. Природа, которая восхищает нас своей красотой, постоянно дарит радость открытий. Только тот живет интересно, кто каждый день узнает что-то новое, удивительное. А в природе все удивительно. Поэтому очень важно приобщать детей к миру природы.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Уроки нравственности на тему: «В мире доброты» для детей 6-7…

Уроки нравственности на тему: «В мире доброты» для детей 6-7 лет

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) во второй младшей группе…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) во второй младшей группе на тему: «Снеговик» Цель: Закреплять умение детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми...

Проект: «Ключ к здоровью»

Проект: «Ключ к здоровью» Паспорт проекта Руководители проекта Никифорова Н.В., Жукова Л.Г. Воспитатели высшей категории,  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного...

Читайте также

Конспект познавательно-экспериментальный деятельности с детьми средней группы «Поможем Акварельке»

Конспект познавательно-экспериментальный деятельности с детьми средней группы «Поможем Акварельке»

Дидактическая игра «Собери мухоморчики»

Дидактическая игра «Собери мухоморчики» Дидактическая игра «Собери мухоморчики» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...

Организация инклюзивного образования в детском саду

Организация инклюзивного образования в детском саду (Опыт работы) Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех детей, с учетом...