Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников

Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающим миром. Своеобразие социального развития ребенка и дошкольного учреждения отражено в специальных педагогических ориентирах, характеристике базовых навыков воспитанников детских садов, показателях социального развития дошкольников.

Главной целью социализации является - становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.

Воспитание экологической культуры личности идет на протяжении всей жизни человека, но основы её успешной реализации заложены в детстве. ФГОС ДО говорит о том, что дошкольное детство – период активного овладения механизмами экологической культуры, усвоения норм экологического поведения. Экологическая культура неразрывно связана с социализацией дошкольника. Успешная социализация детей дошкольного возраста предполагает эффективную адаптацию ребёнка к обществу, с одной стороны, и его саморазвития, активное взаимодействие с обществом и способность противостоять ему в определённой мере, с другой стороны. Ребёнок, с одной стороны, входя в социальную среду, в систему социальных связей, усваивает социальный опыт, а с другой – в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счёт активного вхождения в среду.

Игровая деятельность в дошкольном учреждении одновременно является и условием, и средством, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий мир и самому становиться частью этого мира, усваивать знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. А экологические игры являются средством для развития экологического сознания ребенка, которые формируют интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы.

Большое воспитательное значение в процессе социализации имеют сюжетно – ролевые игры. Предлагая детям сюжет игры, педагог преследует несколько целей: закрепление правил поведения в природе, в быту, правил экологической безопасности с оцениванием результатов своих действий по отношению к окружающей среде. Кроме того игры позволяют детям ориентироваться в существующих профессиях и даже может быть делать в какой-то мере  выбор  своей  будущей деятельности. Так, проводимые нами   сюжетно-ролевые экологические игры, такие как «Пожарная часть», «Больница», «Зоопарк» или «Ветеринарная лечебница», суть которых в имитации деятельности по тушению пожара или лечению с помощью наборов инструментов, закрепляют знания детей о разных профессиях: пожарных, спасателях, о ветеринарных врачах, зоологах. Сюжетно-ролевые игры углубляют представление детей о причинах возникновения пожара, развивать связную диалогическую речь, логическое мышление. Позволяют расширить словарный запас за счёт имён существительных: бедствие, происшествие, рация, эвакуация, милосердие, огнетушитель. За счёт имён прилагательных: пожарный, ветеринарный, пострадавшие. Развивают познавательный интерес, наблюдательность. Также они развивают умение входить в определённый образ, выполнять разнообразные имитации движения, воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения. Сюжетно-ролевые экологические игры учат сотрудничеству, помогают осознать свою роль в принятии решений, находить выход из различных экологических ситуаций. И самое главное  воспитывают бережное отношение к природе.

Традиционно проводимые в детских садах сюжетно-ролевые игры не охватывают всех аспектов экологического воспитания. Поэтому для формирования начал экологической культуры, следует ввести ребенка в мир природы, сформировать представления – знания о ее объектах и явлениях, познакомив детей с «игрой-превращением». Предложив детям «превратиться» в капельку дождя или зайчонка, деревце или кузнечика, и вести себя как они, чувствовать как они, размышлять их мыслями, ребенок лучше понимает явления, происходящие в природе, он может проникнуться сочувствием к животному, растительному миру. Этот вид игры может использоваться в различных видах деятельности: на занятиях (музыкальных, физкультурных, изо-деятельности и т. д.,), на прогулке, при контакте на площадке с элементами живой природы, при ознакомлении с художественными произведениями,  через театрализованную деятельности. Во время проведения  традиционных праздников, и развлекательных мероприятий, а также через программы по привитию детям культурно-гигиенических навыков.

Положительным результатом такой деятельности дошкольников является самостоятельная организация игр детьми, носящая творческий характер, «игры-превращения» организуются и проводятся по инициативе самих детей. В них ребята отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни.  Например, дети с удовольствием становятся птицами, муравьями и имитируют  способы их нахождения в природе, их повадки в разное время года, способы общения между собой, изучают среду обитания животных и окружающий мир.

Таким образом, с помощью сюжетно-ролевых игр с экологической тематикой ребенок познает окружающий мир, изучает природу, учится наблюдательности, проявляет любовь к природе, воспринимает ее красоту, учится оберегать и защищать природу, учится социализироваться в окружающем мире.

Творческая созидательная деятельность, гармонизация человека с природой, обществом и самим собой дает ребенку психологическую устойчивость, силу преодоления препятствий, веру в добро, справедливость, красоту, истину, любовь. Природа, которая восхищает нас своей красотой, постоянно дарит радость открытий. Только тот живет интересно, кто каждый день узнает что-то новое, удивительное. А в природе все удивительно. Поэтому очень важно приобщать детей к миру природы.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Перспективный план проекта «Шаг навстречу к космосу!»

Перспективный план проекта «Шаг навстречу к космосу!»

Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Создание…

Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Создание мультфильма» (3 встречи)

Наглядно-познавательное пособие «Породы кошек»

Наглядно-познавательное пособие «Породы кошек» Цель: познакомить детей с породами кошек. Задачи: - развивать познавательный интерес, любознательность, память, внимание; - расширить словарный запас; - воспитывать у детей...

Читайте также

Непосредственная образовательная деятельность детей в младшей группе компенсирующего вида для…

Непосредственная образовательная деятельность детей в младшей группе компенсирующего вида для детей с нарушением зрения по теме: «Путешествие по сказкам»

Упражнения для развития мелкой моторики рук у дошкольников

Упражнения для развития мелкой моторики рук у дошкольников Развиваем пальчики - развиваем речь. Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность...

Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи…

Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи детей Развитие речи – главный показатель развития детей. В дошкольном возрасте...