Сайт для воспитателей детских садов




( 0 Голосов ) 


Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Волшебные цветы»

 

Цель: Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой.

Задачи: 1. Развивать у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать;

2. Расширять словарный запас в области чувств и эмоций;

3. Развивать коммуникативные способности детей, их пантомимические навыки;

4. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров;

5. Развивать творческую инициативу и воображение.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: беседы об эмоциональном состоянии человека, чтение худ. литературы, заучивание стихотворений, наблюдения за эмоциональным состоянием людей, подвижные, словесные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций.

Оборудование: экран, ноутбук, проектор, пиктограммы, карточки с различными ситуациями, магнитофон, диски с записями.

 

Ход занятия:

Дети стоят в кругу: ритуал приветствия - «Доброе утро, Катя…» - каждый ребёнок передаёт приветствие с улыбкой и кивком головы по кругу, затем: «Доброе утро, солнце! Доброе утро, небо! Доброе утро, всем вам!»

Воспитатель читает стихотворение Л.Фадеевой «Выражение лица»:

Вот новость! Я чуть не упала с крыльца!

У каждого есть выраженье лица!

Испуганно соображаю, а я что в лице выражаю?

Наверное, смелость, наверное, ум!

А вдруг, если в мимике я ни бум-бум?

- Дети, а что такое мимика?

Дети: Это выражение лица, которое показывает наше настроение, чувства, эмоции.

Воспитатель: Что может выразить лицо человека, попадающего в различные ситуации?

Дети: радость, удивление, страх, обиду, испуг, злость и т.д.

Дети рассматривают пиктограммы на экране и называют эмоции, рассказывают, как выглядит лицо человека, переживающего то или иное чувство: удивление - рот раскрыт, брови приподняты, глаза широко раскрыты; грусть - губы поджаты, уголки опущены, брови изогнуты; гнев - брови сведены к переносице, губы сжаты, на лбу складки; страх - глаза широко открыты, рот приоткрыт, брови опущены; радость - рот растянут в улыбке, глаза прищурены, складки у глаз; презрение - глаза прищурены, брови опущены, губы сжаты, верхняя губа приподнята.

Воспитатель: Давайте поиграем в мимическую игру «Передавалки»:

  1. передай улыбку соседу (по кругу),
  2. передай «сердилку»,
  3. передай «испуг»,
  4. передай «страшилку».

Оказывается, общаться можно и без слов. Выражение лица без слов рассказывает нам о чувствах и настроении человека. Этот язык лица и называется мимикой.

Но, ведь не только мимика помогает нам общаться. Какие ещё средства выразительности вы знаете?

Дети: Жесты-это движения рук, ног и всего тела, с помощью которых человек тоже может выразить свои эмоции.

Воспитатель: Покажите жестом, что вы хотите сказать, а остальные отгадают. (Дети показывают.)

Воспитатель: Ребята, возьмите карточки, где изображены различные ситуации. Попробуйте по мимике лица и по жестам догадаться, что случилось.

Каждый ребёнок берёт карточку, рассматривает и показывает мимикой и жестами нарисованную ситуацию, дети отгадывают и дают обоснование своим предположениям (что выражает лицо героя, его движения, по каким чертам лица и жестам это видно, и что вызвало ту или иную эмоцию).

Воспитатель: Ребята, а на какие лица приятнее смотреть-злые или добрые, весёлые или грустные? Какие жесты вам больше нравятся-ласковые и дружелюбные или резкие, неприветливые? Какие эмоции помогают нам общаться? (Радость, удивление.) А какие мешают? (Гнев, презрение.) Вспомните и назовите правила, которые помогают нам в общении.

Дети: -Старайся быть доброжелательным к людям; -будь всегда весёлым, не плачь по пустякам, не капризничай; -не ссорься, старайся помогать друзьям, уступай.

Воспитатель: А теперь назовите пословицы и поговорки, в которых встречаются эмоциональные проявления человека.

Дети: - Бояться несчастья и счастья не будет; - сердце веселится - и лицо цветёт; - весело поётся - весело и прядётся; - всякая ссора красна мировою; - гнев - плохой советчик; - слезами горю не поможешь; - с людьми браниться - никуда не годится.

Воспитатель: Давайте расскажем стихотворение с помощью жестов и мимики «Жадный пёс»:

Жадный пёс дров принёс.

Печку затопил, воды наносил,

Тесто замесил, испёк пирожок,

Сел в уголок и съел его сам! Ам!

Подкрепились? А теперь пойдём гулять.

- По извилистой тропинке мы пришли в волшебный лес.

Посмотрите, посмотрите, сколько же вокруг чудес!

Здравствуй, лето! Здравствуй, лес! Мы попали в край чудес.

1. Разминка

В волшебном лесу растут волшебные цветы. Волшебные они потому, что умеют разговаривать и двигаться. Они, как дети, очень любят играть и озорничать. Цветы эти очень красивые. Хотите стать волшебными цветами? Я полью вас из леечки волшебной водой, и вы превратитесь в цветы: «Ты, волшебная водица, лейся на головки. Превращай скорее деток в разные цветочки». Ах, в какие красивые цветы вы превратились! Лепестки нежные, разного цвета, стебельки тонкие, гибкие, листья резные! Покачайте своими головками, попробуйте, как гнётся ваш стебелёк, пошевелите пальчиками-листочками. Цветы вырастают из маленького семечка. Покажите, какой величины это семечко. А какой величины цветы из него вырастают? Представьте, что вы-маленькое семечко, оно лежит в земле. Присядьте, обхватите голову руками. Но вот пригрело солнышко, и семечко начало прорастать. Поднимите голову, раскройте ладони. Это маленький, слабый росток. Солнышко греет всё сильнее, прошёл тёплый дождик, и росток стал подниматься всё выше и выше. И мы поднимаемся, руки вверх, в стороны. Ветерок нас раскачивает, солнышко пригревает, цветочки улыбаются солнышку, подставляют своё лицо, листочки-ладошки. Как хорошо, как приятно! (на лице радость).

2. Гимнастика

Бабочки-напряжённо.

Встали цветочки в круг, как будто венок сплели. И вдруг увидели бабочек (на лице удивление). Решили цветы бабочек ловить. Всем телом напряглись, ноги пошире расставили, чуть вперёд поддались, руки вперёд вытянули. Хвать! Хвать! Не поймали, улетели бабочки.

Расслаблено.

Пока ловили бабочек, подул сильный ветер. Цветы присели, стебельки вниз опустили, листочки повесили. Всё расслаблено, листочки как ниточки висят.

Медленно.

Ветер утих. Решили цветочки пойти погулять. Шли они, шли и вышли к речке.

Напряжённо.

Речка бурная, вода холодная. Бр-рр! Как на другой берег перебраться?!

Застывание.

Увидели мостик, а он узенький, качается. Страшно (на лице страх)! Встали они друг за другом, одной рукой держаться за впереди стоящего, а другой за перила мостика.

Пошевеливание.

Идут медленно, ступают осторожно. То остановятся, то дальше идут. Страшно, вдруг в воду упадёшь!

Наконец-то кончился мостик. Ура! Рады цветочки!

Расслабленно.

А тут солнце стало пригревать. Как жарко! Как хочется пить! Почти завяли цветочки. Плечики опустили, голову повесили, листочки-руки, как плети висят. Идут медленно, грустно цветочкам (на лице грусть).

Прыжки, свободное передвижение.

Но вдруг пошёл прохладный дождик. Как обрадовались цветочки, сразу распрямились. Стали они под дождиком весело подпрыгивать, веселиться.

Зрительная гимнастика «Дождик»

Капля первая упала-кап (сверху пальцем показывают траекторию её движения).

И вторая пробежала-кап!

Мы на небо посмотрели, капельки кап-кап запели,

Намочились лица, мы их вытирали (вытирают лицо руками).

Туфли-посмотрите, мокрыми стали.

Плечами дружно поведём и все капельки стряхнём.

От дождя убежим, под кусточком посидим.

Застывание.

А в это время на полянке появились две девочки, которые ягоды собирали. Испугались цветочки, что девочки их сорвут, застыли на месте, как каменные. Девочки увидели цветы, они им очень понравились. Так им захотелось нарвать букет! Цветочки от страха головки опустили, глаза зажмурили и задрожали. Что будет?! Но девочки передумали, они только полюбовались, понюхали, погладили цветы и пошли дальше. Цветочки с облегчением вздохнули, улыбнулись, выпрямились, расправили лепесточки.

3. Общение

Эмоции страха и гнева.

Садитесь, цветочки в наш «круг добра». Когда девочки хотели вас сорвать, что вы испытали? (испуг). Покажите мимикой, как вы испугались. Но вы не только испугались, что вы ещё почувствовали? (рассердились). Покажите мимикой и жестами, как вы рассердились.

Эмоции удовольствия

А теперь вспомните, как мы грелись на солнышке и танцевали под тёплым дождиком. Как нам было приятно! Какое удовольствие погреться на солнышке, а в жару искупаться под дождём! Покажите.

4. Завершение

А теперь пора возвращаться из волшебного леса в детский сад. Сейчас я хлопну три раза в ладоши, и вы снова станете детьми-умными и добрыми.

Ребята, сегодня мы с вами учились понимать друг друга по мимике и жестам, пробовали управлять своими эмоциями. Вы сами высказывали своё мнение и говорили, что приятно смотреть на лица, которые выражают доброжелательность. Приятно воспринимать жесты ласковые и приветливые. Приятно общаться с человеком, который любит детей и улыбается всем. Такой человек всегда красивый. Не забывайте об этом!

Песня «Улыбка».

Ритуал прощания: дети встают в круг и передают друг другу в ладошке своё настроение, улыбаясь самой доброй улыбкой.



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность





Вход на сайт


Комментарии

  • Светлана
    Я с вами полностью согласна. Считаю, что использование ИКТ способствует активизации познавательной ...

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Ирина Ивановна, добрый день, если вам не сложно , можно узнать список литературы применяемые для ...

    Подробнее...

     
  • ирина
    интересует полный текст работы.

    Подробнее...

     
  • Ирина
    очень интересный проект многое можно подчеркнуть для своей работы в ДОУ

    Подробнее...

     
  • ольга
    Мне понравилось занятие, очень познавательно. Понравилось, что дети как бы сами подготавливают атрибуты ...

    Подробнее...