«Культурный человек. Наши достоинства и недостатки». Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе

 

Цель: формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни.

Образовательные задачи:

  • учить видеть свои недостатки в поведении и находить способы их исправления;
  • воспитывать любовь и уважение к близким и окружающим людям;
  • оказывать помощь в освоении формул словесной вежливости;
  • развивать творческое воображение с использованием приёмов ТРИЗ – технологий;
  • вовлекать детей в процесс словотворчества.

Материалы и оборудование: набор детской посуды, портреты опрятного и неряшливого малышей, пары букв на чёрном и белом фонах, знаки – схемы, моделирующие позитивные аспекты поведения дошкольников, портрет мультипликационного героя Леопольда, большой конверт, носовой платок, мультимедийное оборудование, аудиозапись голоса Леопольда, песни «Если добрый ты…», фломастеры, карандаши, альбомные листы по количеству детей.

Методические приёмы: беседа, наблюдение, рассуждение.

 

Ход образовательной деятельности

Воспитатель налаживает мультимедийное оборудование и включает аудиозапись «Если добрый ты…» предлагает детям назвать гостя, который хочет прийти к детям.

Воспитатель. Вы не раз слышали, как о человеке говорят: «Это – воспитанный, культурный человек» или сожалели «Как жаль, что такой человек не умеет себя вести в обществе». Как вы думаете, кого называют культурным человеком? А кого некультурным? (Ответы детей.)

Воспитатель демонстрирует при помощи мультимедийного оборудования портреты аккуратного и неряшливого малышей.

Воспитатель. Кого из этих детей вы бы назвали культурным? Почему?

Каким словом можно заменить слово «культурный»? (Аккуратный, воспитанный, опрятный.)

Воспитатель предлагает выбрать из предложенных знаков – схем, тот, который соответствует понятию «аккуратный», «опрятный». Знак закрепляется на магнитной доске или на фланелеграфе.

 

знаки

 

Воспитатель. Давайте представим, что наступило утро, вас мама позвала завтракать. Вы садитесь за стол….

Дети разыгрывают сценку «Завтрак в семье». Затем происходит коллективное обсуждение поведения детей, выясняются при помощи воспитателя ошибки, находятся пути их устранения. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что культурный человек уважает труд других людей, благодарит за заботу и помощь. На доску вывешивается знак.

 

знак

 

Какими словами ещё можно выразить свою благодарность? (Ответы детей.)

На экране мультимедийного оборудования появляется картинка и музыкальный сигнал «На зарядку становись».

Физминутка.

Мы – семья, всегда мы вместе,

Нам нельзя стоять на месте.

И друг другу, если можем,

Мы всегда во всём поможем.

Маме дружно помогаем:

С полок пыль мы вытираем,

Моем гладкие окошки,

Со стола смахнём все крошки,

Потрясём половики,

Чисто вымоем полы.

Потрудились, отдохнули,

Сели разом за столы.

Взяли книжки, улыбнулись

И дождались тишины.

Воспитатель. Вспомните, что вы видите, когда возвращаетесь домой из детского сада?

Предполагаемые ответы детей:

- грязь на улице возле подъезда;

- мусор на площадке;

- нехорошие слова на стенах подъезда;

- сломанные детские площадки;

- разбитые стёкла, испачканные лифты с сожжёнными кнопками.

Воспитатель. Всё это дело рук невоспитанных и некультурных людей. Они не стараются что – то создать сами, более того, они портят и разрушают то, что создано руками других людей. Они не следят за чистотой. Что же сделает культурный человек, увидев такое безобразие возле своего дома? (Ответы детей.)

Дети выбирают знак, показывающий уборку.

Воспитатель. Есть такая поговорка «Ломать – не строить». Значит, создавать намного сложнее, чем ломать. Давайте представим, что произойдёт, если не будет вывозиться мусор, не будут ремонтироваться подъезды. (Ответы детей.)

Воспитатель. Я вам расскажу историю про одного мальчика, вы подумайте, можно ли его назвать культурным?

Мальчик аккуратно одет, причёсан, вежливо здоровается с соседями. Выйдя за дверь подъезда, он пнул ногой котёнка. Сел в автобус и сделал вид, что не заметил стоящую рядом старушку, не уступил ей место, нагрубил другим пассажирам за сделанное замечание. (Ответы детей.)

Вывешивается картинка:

 

картинка

 

Звучит аудиозапись «Если добрый ты…» На экране появляется конверт.

Воспитатель. Нам пришло письмо от известного мультипликационного героя. От кого? (Ответы детей.)

Воспитатель. Это письмо от тигра Леопольда.

Дети. Не тигра, а кота.

Воспитатель. От того самого кота, который живёт в Простоквашино, ходит в полосатой майке?

Дети. Нет, он живёт в городе и ходит в рубашке и брюках.

Воспитатель. Знаю я этого Леопольда – грубиян, ходит в рваных штанах, лохматый, обижает маленьких мышат.

Дети. Он всегда опрятен, любит чистоту, следит за своим здоровьем, уважает бабушку.

Воспитатель. Ничего подобного. Это мышата очень любят кота, помогают ему и ходят в гости с тортом и цветами.

Дети. Мышата постоянно вредят и дразнят кота, устраивают ему всякие неприятности.

Воспитатель. Что – то вы меня совсем запутали. Так кто же добрый и культурный: кот или мыши? (Ответы детей.)

На экране проектора появляется изображение кота Леопольда, который предлагает детям провести музыкально – ритмическую паузу под музыку «Если добрый ты…»

Воспитатель. Ребята, Леопольд нам принёс конверт. Давайте посмотрим, что внутри? Здесь кружочки с буквами, но почему – то одни кружочки чёрные, а другие – белые. Что это может означать? (Предположения детей.)

 

4

 

Воспитатель. Давайте спросим у самого Леопольда. Уважаемый Леопольд, что это за задание, которое Вы нам предлагаете?

Леопольд (в записи). Буквы на белом фоне означают слова, которыми мы называем достоинства людей, на чёрном – их недостатки. Назовите эти качества людей, используя первую букву.

А + аккуратность           О + отзывчивость

   - агрессия                 + общительность

                                   - обман

В + вежливость, великодушие, внимательность, воспитанность

-  вредность, ворчливость

Л + любовь, ласка

- лень, ложь

Воспитатель записывает ответы детей, предлагая придумать новые качества, подвигая их на словотворчество.

Воспитатель. В конверте есть ещё один предмет – это носовой платок. Для чего он нужен? (Ответы детей.)

Воспитатель. Чем же ещё может стать носовой платок?

Предполагаемые ответы детей:

- подарок;

- салфетка для протирания стёкол очков;

- панамка;

- средство для перевязки ран;

- парашют для гномов и другие предположения воспитанников.

Воспитатель. Какими бы вы хотели стать, когда вырастите? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает отправиться в будущее и нарисовать свой портрет, когда будут взрослыми.

Проходит самостоятельная художественная деятельность. Все рисунки с небольшими комментариями с опорой на карточки – схемы демонстрируются Леопольду. Он хвалит детей, прощается с ними. Организуется выставка рисунков.

Закрепление материала. Настольно – печатные игры «Хорошо и плохо», «Вежливые малыши», «Добрые поступки», слушание художественных произведений «Что такое хорошо, что такое плохо» В. В. Маяковского, «Ежели вы вежливы» С. Я. Маршака, «Как Маша стала большой» Е. Пермяка, сюжетно – ролевые игры «Моя семья», «Магазин», «Путешествие на автобусе».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экспериментальная работа в старшем дошкольном возрасте

Экспериментальная работа в старшем дошкольном возрасте Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на...

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста Формирование представлений у дошкольников о мире профессий – это важный этап в профессиональном самоопределении их...

Формы и методы работы со сказками

Формы и методы работы со сказками "Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были...

Читайте также

План работы изостудии «Пластилиновая страна» по художественному творчеству для детей…

План работы изостудии «Пластилиновая страна» по художественному творчеству для детей 4-5 лет Количество занятий в неделю Первый год обучения – 1 занятие в...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по теме:…

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по теме: «В гости к колобку» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познание», «Художественно-...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области – познавательное развитие…

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области – познавательное развитие (Формированию элементарных математических представлений)на тему: «Путешествие в страну Математики» Цель занятия: Развитие интереса к предмету...