Конспект занятия по пожарной безопасности на тему: «Огонь – опасная игрушка!»

(Старшая группа)

 

Программное содержание:

Цель:

  • Показать детям возможность тушения огня разными средствами (вода, песок, земля).
  • Уточнить в каких случаях используют эти средства.
  • Воспитывать ответственность за свои поступки и осознанные желание соблюдать правила пожарной безопасности

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях.
  • Знакомить детей с огнем и его свойствами.
  • Расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность.

Развивающие задачи:

  • Формировать умение реально оценивать возможную опасность. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
  • Развивать творческие способности дошкольников.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
  • Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.

Практические задачи:

  • Прививать практические навыки поведения детей при возникновения пожара.
  • Учить элементарным правилам по тушению пожара.

Методы и приемы:

Словесные: указания к действию, пояснение; вопросы к детям.

Наглядные: кукла, картинки по пожарной безопасности; дидактические игры; свечи, песок, земля, вода; медали.

Практические: тушение свечей водой, землей, песком.

Игровые: игра «Запрещается-разрешается».

Сюрпризный момент.

Содержание занятия и распределение времени на каждый этап:

1 этап занятия 5 мин

Организационный момент.

(Вызвать интерес детей к содержанию занятия.)

Вводная беседа.

Беседа по сюжетным картинкам.

Чтение стихов.

2 этап занятия 15 минут

- Основной этап занятия.

Физминутка 2 минуты.

(Способствовать предупреждению переутомления детей на занятии.)

3 этап занятия 3 мин

Малоподвижная игра «Разрешается - запрещается».

4 этап занятия 5 мин

Подведения итога занятия

(Оценка деятельности группы детей в целом и отдельных детей, усиление положительных эмоций от содержания занятия.)

Материалы используемые на занятии

Демонстрационный материал: Иллюстрации «Пожарная безопасность», кукла в одежде МЧС, барабан для игры в «Поле чудес», картинки для игры в «Поле чудес», картинки с иллюстрациями правил пожарной безопасности. Материал для опытов с огнем: металлический поднос, парафиновые свечи, емкости с водой, песком, землей, снегом, стеклянная колба.

Раздаточный материал: Дидактические игры, игровые упражнения, «огоньки» из цветной бумаги красного цвета, кружочки из картона красного и зеленого цвета, цветные карандаши, медали «Отважный пожарный».

Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций «Пожарная безопасность»

- Чтение художественных произведений: «Сказка о непослушной спичке» В.Ткачева, «Пожар», «Пожарные собаки» Л.Толстого, загадки про пожар, отрывок из стихотворения С.В.Михалкова «Дядя Степа».

- Дидактические игры: «Что горит в огне?», «Какие предметы нужны пожарному», «Источник опасности», «От игры, до беды - один шаг», «Собери картинку».

- Беседа по сюжетным картинкам.

 

Ход занятия:

1 этап занятия:

Организационный момент.

Дети вместе с воспитателем стоят перед демонстрационным материалом, беседуя о пожарных ситуациях.

Раздается стук в дверь, за дверью на стульчике сидит кукла пожарного. Воспитатель заходит с куклой в группу, дети здороваются.

В: Ребята! Сегодня к нам в гости пришел инспектор Пожаркин. Так как в городе участились случаи пожаров, инспектор Пожаркин пришел проверить нашу готовность к чрезвычайным ситуациям.

В: Вы готовы?

Д: Да, готовы.

В: Давайте покажем инспектору Пожаркину какие мы ловкие, смелые, умелые. Сейчас я вам прочитаю «Сказку о непослушной спичке».

«Сказка о непослушной спичке»

В одном небольшом городе жила-была спичка. Она была веселой, шаловливой девчонкой. Очень уж она любила танцевать, да так танцевала, что забывала обо всем на свете. Воспламенялась и тут же загоралась. Танцуя, она задевала шторы, предметы в доме, на кухне, выходя на улицу – за деревья, дома, кусты, траву и все что ей попадалось на пути. Все это сгорало. Люди стали ее бояться. Ей это ужасно не нравилось, потому, что только люди могли ей дать жизнь. Ведь это они ее делали. И вот однажды она пришла к мастеру, который делал спички, и попросила его о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а приносила только вред. Мастер хорошо подумал и решил спичке помочь. Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть- это спичечный коробок. Положил ее не одну, с сестренками. С тех пор непослушная спичка живет в спичечном коробке.

В: Понравилась вам сказка?

Д: Да.

В: Спичкой мы зажигаем огонь. А какую пользу приносит огонь?

Д: За счет огня варим еду, обогреваем жилье, освещаем дома.

В: А какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного обращения с огнем?

Д: От неосторожного обращения с огнем могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.

В: От чего бывают пожары?

Д: Пожары бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включенных приборов, включенных газовых плит.

В: Правильно ребята, мы их сейчас с вами рассмотрим. (Дети рассматривают каждую картинку, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае.

После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод используя стихотворную форму:

1. Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: «Спички не тронь в спичках огонь!».

2. Правило второе легко запомнить можно: «С электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником».

3. Правило третье: «Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз».

4. Правило четвертое: «Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь».

5. Правило пятое: «Приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом не жалей костер, землей забросай и водою залей».

В: Если ребята мы будем соблюдать эти правила, то с нами никогда не случится беды.

В: Ребята давайте с вами поиграем.

Дидактические игры: «Помоги пожарной машине», «Опасные соседи», «Горит не горит», «Кому что нужно для работы», «Что горит в огне?», «От игры до беды один шаг», «Что может загореться».

(Каждому ребенку дается дидактическая игра, поясняется задание, затем каждый ребенок выполняет свое задание.)

Игровое упражнение «Опасные соседи»

Цель: Соедини стрелочками огонь и предметы, которые способны при неправильном обращении вызвать пожар.

В: А теперь ребята сделаем небольшую разминку.

Физминутка

Раз - руки вверх махнули

И при том вздохнули

Два-три нагнулись, пол достали

А четыре - прямо встали и сначала повторяем.

Воздух сильно мы вдыхаем при наклонах

выдох дружный, но колени гнуть не нужно.

Чтобы руки не устали,

Мы на пояс их поставим.

Прыгаем как мячики

Девочки и мальчики.

В: Молодцы, дети справились со всеми заданиями. Послушайте меня ребята:

- Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем.

Эксперимент первый:

Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечки.

- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? Д: Огонек. Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться?

Д: Нет.

Объясните, почему?

Д: Можно ожечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар. Да, действительно, огонь- стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.

Эксперимент второй

В: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?

Д: Его нужно потушить).

Чего же боится огонь?

Д: Воды, снега, песка, земли.

А давайте проверим правильность ваших утверждений.

В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который используется для тушения огня. Вы их знаете?

Д: Да.

Проведем опыт. На горящую свечу прольем немного воды. (Ребенок выполняет указания воспитателя.) Что происходит и почему?

Д: Огонь погас , потому что он боится воды.

Эксперимент третий, четвертый:

Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.

Эксперимент пятый:

В: Давайте проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно закроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем?

Д: Он гаснет.

Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас. Мы много сегодня с вами узнали о свойствах огня. На этом наша работа в лаборатории окончена.

3 этап занятия

В: А теперь давайте ребята поиграем в игру «Разрешается-запрещается»

У каждого играющего сигнальный «светофор». Одна сторона «светофора» зеленого цвета - «разрешающая», другая сторона красного цвета - «запрещающая». Ведущий называет основные требования пожарной безопасности, дети показывают соответствующие цвета «светофора».

Запрещается:

Бросать горящие спички, окурки в помещениях.

Небрежно, беспечно обращаться с огнем.

Выбрасывать горячую золу вблизи строений.

Оставлять открытыми двери печей, каминов.

Включать в одну розетку большое количество потребителей тока.

Использовать неисправную аппаратуру и приборы.

Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов.

Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.

Пользоваться электрошнурами и проводами с нарушенной изоляцией.

Оставлять без присмотра топящиеся печи.

Разрешается:

Защищать дом от пожара.

В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану.

Использовать все имеющиеся средства для тушения пожара.

Подавать сигнал тревоги.

Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара.

Знать план эвакуации на случай пожара.

Кричать и звать на помощь взрослых.

Двигаться ползком или пригнувшись.

Если помещение сильно задымлено.

Вывести из горящего помещения людей, детей.

Набросить одеяло на пострадавшего.

4 этап занятия

Подведение итогов, оценка деятельности детей.

Педагог совместно с детьми обсуждают деятельность на занятии. В конце занятия проводится рефлексия.

Воспитатель спрашивает детей:

- Понравилось ли вам занятие?

- Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?

- Что нового вы узнали для себя?

- Какое задание было наиболее интересно для вас?

- Что было сложно для вас?

- С каким заданием вы лучше справились?

- Инспектор Пожаркин пришел к нам не просто так, а принес нам медали «Отважный пожарный». (Воспитатель награждает каждого ребенка.)

Вручение медалей «Отважный пожарный».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Эмоциональное выгорание педагогов

Эмоциональное выгорание педагогов Тезисы: В статье рассматривается профессиональная деформация личности педагога – эмоциональное выгорание, автор анализирует причину данного феномена. Результатом процесса...

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии…

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Федеральный государственный образовательный...

Сценарий осеннего утренника для средней группы «Волшебный листочек осени»

Сценарий осеннего утренника для средней группы «Волшебный листочек осени» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса...

Читайте также

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Развивалочка»

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Развивалочка» Уровень программы: ознакомительный. Возраст учащихся: 4 -5 лет. Срок реализации программы: 1 год (34 часа). Пояснительная записка Современная педагогика...

Итоговое интегрированное занятие в средней группе. Тема: «Путешествие на цветочную…

Итоговое интегрированное занятие в средней группе Тема: «Путешествие на цветочную поляну»   Цель: Закрепление полученных знаний о цветах.Задачи:  Создание условий для систематизации и обобщения...

Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей

Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей Искусство – является средством эстетического воспитания ребёнка, основой его художественного воспитания и развития...