Опыты «С нравственным подтекстом» для детей старшей группы

Чистая душа

Материал: 2 прозрачных стакана (один пустой, другой с водой), черная краска, кисточка.

Ход опыта

Воспитатель. Вот на столе пустой стакан, сквозь него можно посмотреть на все, что нас окружает. Даже вас видно. Вы красивы, улыбчивы. Почему, вас видно сквозь стакан? (Потому что он сделан из стекла, а стекло прозрачное.)

- Что еще бывает прозрачным? (Воздух, вода.)

- В каких случаях, воздух становится непрозрачным? (Когда он задымлен, когда туман.)

- В каких случаях, вода становится непрозрачной, мутной? (Когда из нее готовят чай, компот, когда в воду попадает грязь, краска.)

- Что произойдет, если в стакан с чистой водой добавить одну капельку грязной? А ну попробуем, в чистую прозрачную воду капнем черной краски. Какой стала вода? (Непрозрачной, мутной.)

- Вы увидели, что лишь одна капля черной краски смогла превратить чистую воду в мутную, грязную.

- А слышали ли вы, такое выражение – «Чистая душа»? О ком так говорят «У этого человека чистая душа»? (Это добрый, искренний человек, не делает ничего плохого.)

- Когда человек поступает плохо, его душа не остается чистой, незапятнанной. Точно так, как от одной маленькой темной капельки вся вода в стакане делается мутной и душа не может оставаться чистой даже после маленького дурного поступка или мысли. Пусть ваши мысли, и поступки всегда будут чистыми и добрыми!

Доброе сердце

Материал: тарелка в форме сердца, заполненная прессованными салфетками белого цвета, прозрачная ваза или другой сосуд, наполненный водой; предметы (снежинки, цветочки и другие), пропитанные красителем красного цвета.

Ход опыта

Накануне дети получают определенные предметы (снежинки, цветочки и другие), окрашены в красный цвет, каждый раз, когда выполняют разные задания или делают добрые дела. Они складывают эти предметы в сосуд с водой. Вода постепенно окрашивается в красный цвет. Этой водой воспитатель заливает в тарелку в форме сердца, заполненную прессованными салфетками. Салфетки приобретают красный цвет и увеличиваются в объеме, заполняя собой всю форму.

Воспитатель. То же самое и в жизни. Когда люди делают добрые дела, их сердца наполняются радостью и любовью, как вот этот сосуд.

Светит, да не греет

Материал: свеча, стакан.

Ход опыта

Воспитатель зажигает свечу

Воспитатель. Почему вам приятно смотреть на огонь свечи? (Ответы детей.) Если поднести ладонь ближе к огню, мы почувствуем и его тепло. (Дети подставляют ладонь.)

- Накроем эту свечку стаканом. Что мы видим? Конечно, мы видим свет. Чувствуем ли мы тепло? Нет, тепла мы теперь почти не чувствуем. Свечка, что горит, будто добрый, искренний человек, который дарует тепло всем вокруг. У доброго человека глаза сияют, как заря, а своими добрыми поступками она согревает сердца других людей. А накрытая свеча напоминает человека, который отстранился от других, заботится только о себе. Она светит, но не греет.

Добрые слова творят чудеса

Материал: прозрачное пластиковое сердечко, наполненное чистой водой, 2 пипетки (в одной спиртовой раствор йода 5%, в другой раствор отбеливателя для ткани).

Ход опыта

Воспитатель. У меня в руках сердечко. Какое оно? (Прозрачное, чистое). Посмотрите, что станет с ним, если мы будем говорить ему плохие слова: «Ты не красивое, грязное, жадное, злое! Иди прочь, глупое, отвратительное!». (По каждому слову воспитатель капает в сердечко йод.)

- Каким стало наше сердечко? (Тёмным, некрасивым, грязным). Вот такое сердце у злого человека. А разве злое сердце может радоваться друзьям, творить добро, помогать, делится? Конечно же, нет!

- Как же мы можем помочь этому злому сердечку? (Ответы детей.) Так, вместо злых, жёстких слов, подарим ему добрые слова: «Ты нежное, щедрое, красивое, умное, теплое, светлое, доброе…»

Воспитатель при каждом слове детей капает в сердечко отбеливатель, и вода постепенно становится прозрачной.

Воспитатель. Что случилось? Наше сердечко стало прозрачным, светлым. И так, добрые слова творят чудеса. Они могут превратить злое сердце - в доброе, чистое, светлое.

Всё тайное становится явным

Материал: листы белой бумаги, кисточки, молоко.

Ход опыта

Воспитатель предлагает детям обмакнуть кисточки в молоко и провести ими несколько линий по белой бумаги. Можно нарисовать какое - то простое изображение (цветок, солнце и др.). Потом все ждут, когда рисунки высохнут.

Воспитатель. Видно ваши рисунки? Почему изображение не видно или видно плохо? Как можно узнать, что изображено на рисунке? Сейчас я вам это покажу.

Педагог зажигает свечу и держит один из листов над пламенем. Через несколько секунд на нем начинает проступать изображение.

Воспитатель. Вот так часто и наши поступки подобно рисункам на белой бумаги: они остаются невидимыми для тех, кто их не видел. А огонь свечи похож на нашу жизнь. Оно проявляет молочные рисунки на бумаге, как жизнь проявляет наши поступки: о том, что мы совершаем в тайне, в конце концов узнают другие люди. Если нарисованное молоком изображение хорошее, проявляя его над свечой, видим красоту. И лицезреть ее всем приятно. Когда рисунок не удался, мы расстраиваемся. Точно так и с нашими хорошими и плохими поступками.

Запомните: все тайное, в конце концов, становится явным. Поэтому давайте наполнять свою жизнь хорошими поступками.

Все возвращается к нам

Материал: резиновую тесьму по количеству детей.

Ход опыта

Воспитатель. Сейчас я предлагаю провести эксперимент, который поможет вам постичь один жизненный закон. (Раздает детям резиновые тесьмы.) Натяните эту тесьму, вытяните одну руку вперед и скажите приятные слова своему другу. А теперь отпустите дальний конец тесьмы. Она вернулась к вам. Точно так возвращаются к каждому из нас добрые слова и поступки. А теперь растяните тесьму и скажите что-нибудь обидное. Отпустите. Видите? Она также вернулась к вам. Так к нам всегда возвращаются и наши плохие мысли, слова и поступки. Поэтому, помните об этом, прежде чем что-то сказать, сделать или даже подумать.

Распустились цветы, сердцами согретые

Материал: бумажные цветы, сосуд с водой.

Ход опыта

Воспитатель предлагает детям взять «увядшие» (смятые) бумажные цветы, вспомнить свои добрые поступки, назвать их и опустить цветки в «волшебную мисочку», наполненную водой. Бумага намокает и лепестки цветов открываются.

В это время дети продолжают предложение «Я стремлюсь быть добрым человеком и …».

  • …всем помогать.
  • …защищать слабых.
  • …чтить труд других.
  • …быть вежливым/вежливой.
  • …помогать друзьям в беде.
  • …быть честным/честной.
  • …сочувствовать чужому горю.
  • …уважать старших.
  • …делиться игрушками и сладостями и так далее.

Воспитатель. Мы доказали, что наши сердца наполнены жизненной силой добрых поступков, потому что наши цветы распустились.

Какие у малышей сердечки?

Материал: «волшебная перчатка» (к рукавичке с внутренней стороны приклеен магнит), прозрачные стаканы с пищевой содой, в которые погружены магнитные сердечки по количеству детей.

Ход опыта

Воспитатель. Сегодня утром, идя на работу, я нашла вот эту перчатку. На первый взгляд она обычная. А на самом деле волшебная. Почему? Потому что она может показать, какие ваши сердечки - светлые они и добрые, или темные и злые.

Дети берут прозрачные стаканы, наполненные содой. Поочередно надевают «волшебную перчатку», опускают руку к стакану с содой. Магнит в перчатке притягивает сердечко. Каждый ребенок называет его цвет и прикрепляет к себе на грудь.

Воспитатель. Вот какие ваши сердечки – яркие, светлые, нежные, веселые! Это потому, что они наполнены добрыми мыслями, словами и поступками. Я очень рада, что вы, мои малыши, имеете именно такие сердца!

Творим добрые дела

Материал: 8 прозрачных стаканов с водой и пищевыми красителями разных цветов, поднос, пищевая сода, уксус.

Ход опыта

Воспитатель. У вас на столах стоят стаканы с водой разных цветов. Сегодня мы проведем опыт, который поможет представить, как добро или зло могут переполнять наши сердца.

Какие добрые чувства могут обозначать стаканы с растворами ярких цветов? (Доброту, щедрость, любовь, нежность и др.), а с темными? (Злость, жадность, зависть…)

В прозрачных стаканах налита вода с пищевыми красителями красного, желтого, зеленого, синего, оранжевого, черного, коричневого и серого цветов. В каждый стакан дети насыпают по 1 столовой ложке соды, тщательно перемешивают. Воспитатель наливает в каждый из них по 50г. Уксуса (на безопасном расстоянии от детей). Образуется цветная пена, и смесь начинает выливаться из стаканов.

Воспитатель. На стаканы, каких цветов вам приятно смотреть? Почему? Так давайте делать добрые дела и наполнять свои сердца лишь яркими цветами добра.

От зернышка злости к росткам добра

Материал: семена, одноразовые стаканчики, мешочек, сосуд со смесью воды и уксуса, пищевая сода, горшок с землей.

Ход опыта

Воспитатель. Злой колдун рассыпал зернышки злости. Каждому из вас я дам маленький стаканчик, куда вы будете их собирать. Только нужно собрать все зернышки. Если останется хоть одно зернышко, из него прорастет зло. (Дети собирают зернышки.) Высыпайте все собранное в этот мешочек. Вставайте возле столика – здесь у нас будут происходить чудеса. Этот мешочек с зернышками зла может принести слезы, неприятности, огорчить нас. Сейчас опустим его в водичку и проговорим волшебные слова: «Добро побеждает зло». (Дети повторяют 3 раза.) А я буду сыпать волшебный порошок, который очистит все зернышки от зла.

На столе стоит сосуд со смесью воды и уксуса. Воспитатель опускает туда мешочек и насыпает соду. Происходит пенообразование, которое дети воспринимают как процесс очистки.

Воспитатель. Вот и очистились зернышки от зла. Сейчас мы посеем их в горшок с землей, будем поливать и ждать, когда из этих зернышек прорастут ростки добра.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Технологическая карта НОД для детей средней группы. Образовательная деятельность «Познавательное…

Технологическая карта НОД для детей средней группы. Образовательная деятельность «Познавательное развитие» Тема: «Зимнее волшебство на окне» Цель: учить детей рисовать морозные...

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц»

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц» Цель: Формирование умения передавать в лепке характерные черты животного, создавать сюжетную композицию.Задачи:Образовательные:• Передавать...

Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня…

Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста В последние годы неуклонно растёт число...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Я от дедушки…

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушел» Цель: развитие коммуникативных навыков детей. Задачи: - Формировать...

Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью

Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью В концепции модернизации российского образования говориться, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые...

Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей…

Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста «Без игры нет, и не может быть полноценного...