Сайт для воспитателей детских садов




( 2 Голосов ) 


«Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

 

«Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них ответы, оказываясь на более

высоком умственном и нравственном уровне в

сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

К.Е. Тимирязев.

 

Одной из главных целей в развитии ребенка-дошкольника является развитие его познавательной активности. Что же такое познавательная активность?

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованности принятия информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Актуальность. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.

Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса. В связи с этим, одна из основных задач - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям и создать необходимые для этого условия.

Именно поэтому свою работу я решила направить на развитие познавательной активности моих воспитанников посредством исследовательской и экспериментальной деятельности с объектами и явлениями окружающей действительности.

В группе для развития познавательной активности и поддержания экспериментальной деятельности был создан исследовательский центр, в котором происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в центре предполагает превращение детей в "ученых", которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

Там есть различные материалы для исследования:

  • природные материалы: - образцы песка, глины, земли;

- камни, галька, ракушки, керамзит, мел;

- железо, резина, пластмасса, дерево;

- семена цветов, образцы деревьев (шишки, желуди, каштаны)

  • бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, бумага разной фактуры, проволока, пробки и т.п.
  • сыпучие продукты: мука, соль, сахар, разнообразные виды круп.
  • схемы для проведения опытов.

Для активизации детской исследовательской деятельности я использую специальное оборудование:

- разнообразные трубочки, воронки, сито;

- стаканчики, тарелочки, ложки;

- шприцы, пипетки;

- весы, увеличительные стекла, лупы, магниты, микроскоп, измерительные приборы.

Весь материал расположен в доступном для детей месте.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я использую - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.

Большую радость, удивление и даже восторг испытывают дети от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем.

В процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества.

В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т.к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус различные вещества.

Так, например, с помощью увлекательных исследований "Удивительная почва", "Из чего состоит?" дети сравнили свойства песка, глины, земли и выяснили, что почва водопроницаема, а глина нет; что в почве есть условия для жизни живых организмов.

В ходе проведения опыта с водой "Откуда берется вода?" дети выяснили, откуда взялась вода на поверхности крышки – это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке.

Опыт "Определяем плавучесть предметов" помог детям понять, что плавучесть предметов зависит от материала, из которого они изготовлены, формы, размера.

Проделав фокус "Почему не выливается?" дети узнали о том, почему не выливается вода из банки. На лист бумаги давит воздух, он прижимает бумагу к краям банки и не дает воде вылиться.

При проведении опыта "Нужна ли растениям вода?"Дети получили представления о роли воды в жизни растений. По окрашенным стеблям дети сделали вывод о том, что растения пьют воду.

На вопрос, как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поисков ответов на этот вопрос я провела ряд опытов: «Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «Место для воздуха». Опыты с воздухом помогли детям понять,что воздух находится вокруг нас, он невидим, прозрачен, легче воды. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Опыты с магнитом сформировали у детей представления о том, что магнит притягивает металлические предметы, но не все, например: медь, золото, алюминий магнитом не притягиваются.

При исследовании свойств крахмала детям предоставили возможность самостоятельно получить крахмал из картофеля, а потом исследовать его свойства (белый, при нажатии хрустит, если сварить, получится кисель, прополоскать белье - станет жесткой ткань).

При исследовании условий, необходимых для роста и развития растений, помещали опытные образцы в разные условия, ограничивая в свете, тепле, воде. Дети наблюдали за их развитием, схематично зарисовывали этапы роста, изменения в развитии растений. Это дало им возможность закрепить полученные знания о росте, развитии растений, понять способы ухода за ними.

Детям также предоставляется возможность самостоятельно экспериментировать, изучать предметы и явления, играть с этими материалами, исследовать их с помощью лупы, повторять опыты, проводимые ранее под руководством педагога. Ребята с удовольствием рассказывают о своих

открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

При проведении опытов я использую личностно-ориентированный подход, стараюсь, чтобы каждый ребенок сформулировал свое предположение о том, какой будет результат, объяснил, почему он так думает. Именно поэтому дети учатся высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи. У детей заметно развилась способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.

Для развития познавательной активности я в своей работе также использую "Карточки исследователей", которые представляют собой алгоритм обследовательских действий в зависимости от объекта исследований. Работа с алгоритмами включает в себя несколько этапов:

На первом этапе дети выбирают карточку с исследуемым объектам по темам: "Домашние животные", "Дикие животные", "Цветы", "Деревья", "Птицы", "Игрушки" и т.д.

На втором этапе следует постановка вопросов: какие бывают виды объектов, какие функции выполняют, какими свойствами обладают, на что влияют?

Третий этап - проведение исследований, сбор информации, зарисовка объектов.

Пользуясь "Карточкой исследователя", ребенок самостоятельно проводит опыты и эксперименты, наблюдает и фиксирует результат, делает вывод.

Особо хотелось бы отметить использование проектной деятельности для развития познавательной активности детей. Проектная деятельность подразумевает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах работы.

Так, например с большим интересом в течение всего учебного года проходила реализация проекта "Цветок солнца", целью которого было сформировать у детей представления о развитии и значимости в жизни людей подсолнечника". Для достижения цели были поставлены следующие задачи: Выяснить, когда и откуда он появился в нашей стране, почему его так назвали, зачем его выращивают, трудно ли его вырастить, в чем его польза.

В ходе проекта была проделана большая работа как детьми, так и их родителями. Дети познакомились с историей появления подсолнечника в нашей стране, узнали этапы развития подсолнуха, провели исследования о наличии жиров и углеводов, узнали о его значении для человека, попытались самостоятельно вырастить.

Очень увлекательной и плодотворной стала работа над проектом "Удивительный мир космоса". Проект был реализован через различные виды детской деятельности.

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.

Задачи проекта:

1. Продолжать расширять представление детей о космосе и космическом пространстве.

2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.

3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-

космонавтом Ю.А. Гагариным.

4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину; уважение к труду людей, работа, которых связана с освоением космоса.

Реализация проекта началась с модели трех вопросов: что я знаю, что хочу узнать, как узнать.

В ходе реализации проекта проводились различные опыты: "Свойства солнечных лучей", "Дневные звезды", "Как происходит смена дня и ночи".

Дети собирали стихи, загадки о космосе, изготавливали различные поделки, рисовали, сочиняли рассказы и сказки о космосе.

В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи. Увлечение детей исследовательской деятельностью вдохновило и родителей, которые тоже с большим интересом исследовали различные вопросы, явления и помогли детям в этом творческом процессе. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием.

Результатом проекта стали:

  • энциклопедия о космосе, выпущенная детьми вместе с родителями;
  • творческий отчет в форме презентации с выступлением детей.

Посредством реализации проекта у детей были сформированы знания о космическом пространстве, освоении космоса людьми.

Таким образом, исследовательско-экспериментальная деятельность помогают мне учить детей анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, т.е. исследовательская деятельность способствует развитию как познавательной активности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой инновационный метод обучения как исследовательская деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков.

Убеждена, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

 

Литература:

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М.: Творческий центр «Сфера», 2002. – 188с.
2. Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно! – М.: Линка – Пресс», 2004 г.
3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М.: Педагогическое общество России, 2003 г.
4. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010 г.
5. Николаева С. Н «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999г.
6. Перельман Я. И «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995г.
7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
8. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность





Вход на сайт


Комментарии

  • Ольга
    Ирина Ивановна, добрый день, если вам не сложно , можно узнать список литературы применяемые для ...

    Подробнее...

     
  • ирина
    интересует полный текст работы.

    Подробнее...

     
  • Ирина
    очень интересный проект многое можно подчеркнуть для своей работы в ДОУ

    Подробнее...

     
  • ольга
    Мне понравилось занятие, очень познавательно. Понравилось, что дети как бы сами подготавливают атрибуты ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    прекрасный праздник!

    Подробнее...