Консультация
«Развитие мышления у детей с ОНР»

Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний. Мышление является одним из важнейших факторов психологического развития ребенка.

Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).

В период дошкольного детства происходят глубокие изменения в мышлении ребенка. Наблюдая доступные его пониманию простейшие явления природы и общественной жизни, определенным образом участвуя в жизни семьи и детского сада, играя и приучаясь к организованным занятиям, ребенок приобретает ряд новых знаний. Которые должны составлять основу его последующего умственного развития и обучения в условиях школы.

В процессе умственного развития ребенка тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое. Такая взаимосвязь позволяет говорить об общих закономерностях развития мыслительной деятельности у дошкольников.

Чтобы научить детей думать над тем, что они видят, с чем встречаются, необходимо воспитывать: во-первых, их любознательность, т.е. пытливость, желание узнавать новое; во-вторых, обогащать их опыт, расширять их знания и, в-третьих, систематически учить их методу анализа-синтеза.

За последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Среди них большую группу составляют дети с общим недоразвитием речи.

Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня (звуки, слова, предложения). Отклонения от нормы в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи может проявляться в позднем появлении речи, бедностью его словарного запаса, несформированностью грамматического строя речи, несовершенством звукопроизношения и фонемообразования. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, такие дети отстают в развитии образного, словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Все эти затруднения определяются недоразвитием познавательной функции речи и компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.

Детям с общим недоразвитием речи нужно постоянное осмысливание событий и явлений. Например:

- Почему летом нельзя кататься на лыжах?
- Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдет?
- Как, не выходя на улицу, узнать - дует ли ветер?
Важно приучать детей задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из телефильмов, рассказов, сказок. Важным упражнение является сравнение, выявление различий в сходном и общее в различном. Например:
- Чем отличаются кукла и девочка?
- Чем отличаются птица и самолет?
- Чем отличаются куст и дерево?
Полезным упражнение является отгадывание загадок, не только народных и авторских, но и составленных воспитанниками. Например:
- Передние лапы короткие, а задние длинные (заяц).
- Четыре ноги, да не ходит (стол, стул).

Организация обучения детей с нарушениями речи требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку детей на занятиях и их интереса к изучаемому материалу. В последнее время, одним их эффективных средств в коррекции речи, стало применение информационно-коммуникационных технологий.

Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым развивая способность к самоконтролю. Общение с компьютером вызывает у ребенка живой интерес, который лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольное внимание и память.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.  В работу активно включаются неговорящие дети. Охотно угадывают и показывают на компьютере, чей голос слышали, кто больше, меньше, какое время года и т.д.

Ни у кого не вызывает сомнения важность процесса мышления в жизни человека. От способности человека быстро и эффективно решать поставленные перед ним задачи зависит успешность его учебы, карьеры, социальное положение. Нет ни одного аспекта деятельности, для успешного выполнения которого не понадобилось бы мышление.

 

Список литературы:

1. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников: Сб. статей / Сост. Р.А. Белова-Давид, Б.М. Гриншпун. - М.: Просвещение, 1969. - С. 32-81.

2. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – С- 208

3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1990. –С - 94

4. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. – С-240.

5. Преснова О.В. Особенности словесно-логического мышления у детей 6- летнего возраста с общим недоразвитием речи // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. - М. - Воронеж, 2001. - С. 104 - 111.

6. Тихомирова Л.Ф. Логика для дошкольников. Упражнения на каждый день. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1999. – С- 256.





Новые публикации

Конспект тематического занятия в подготовительной группе «День освобождения Конзавода»

Конспект тематического занятия в подготовительной группе «День освобождения Конзавода» Цель: расширение знаний детей о подвигах земляков в Великую Отечественную войну и...

Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста через создания эмоционально развивающей среды…

Социально–коммуникативное развитие детей раннего возраста через создания эмоционально развивающей среды в группе ДОУ Каждый ребенок нуждается в полноценном развитии детей. В соответствии...

Новогодний утренник в средней группе «Снеговик и подарки!!!!!»

Новогодний утренник в средней группе «Снеговик и подарки!!!!!» Выходят дети под веселую музыку и встают вокруг елочки. Ведущий 1: В лесу, где дед...

Читайте также

Сценарий Новогоднего праздника «Снежинки – почтальоны»

Сценарий Новогоднего праздника«Снежинки – почтальоны» Для детей старшего дошкольного возраста   В нарядно украшенный зал под музыку (на усмотрение музыкального руководителя) входит снегурочка...

Консультация для воспитателей на тему: «Требования к организации детского…

Консультация для воспитателей на тему:«Требования к организации детского труда»   Требования к организации детского труда. 1. Систематичность детского труда. 2. Посильность рабочей нагрузки. 3. Единство...

Сценарий физкультурного досуга ко Дню космонавтики для детей старшего дошкольного…

Сценарий физкультурного досуга ко Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста «Полет в космос»   Задачи: 1. Развивать у детей основные виды движения – ходьба...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Прогулка по лесу"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Прогулка по лесу». Задачи: Образовательные: расширять представления детей о разнообразии растительного мира; формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья; систематизировать знания о пользе леса в...

Открытое занятие "Дикие животные". Средняя группа

Конспект открытого занятия «Дикие животные» Средняя группа Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания.; активизировать словарь по данной теме. Задачи: Формировать умение детей знать и различать диких животных и их детенышей, правильно соотносить их названия. Уточнить...

Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

25 января 2021 года для родителей воспитанников группы №3 «Бусинки» Отделения ранней помощи ГКУЗ Специализированный дом ребёнка состоялась консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». В ходе консультации воспитатели группы ответили на вопросы родителей, более опытные родители рассказали...

Как будут работать школы и детские сады по новым санитарным правилам до 2027 года?

Вы, скорее всего, уже слышали, что Роспотребнадзор разработал новые требования к детским садам и школам. Они вступили в силу с 1 января 2021 года и будут действовать до 2027 года. Изменения затронули многие аспекты жизни образовательного учреждения: от обязательной вакцинации...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство