Экспериментируем, познаем, творим!

 

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность самим ставить вопросы

и получать на них фантастические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошёл».

К. А. Тимирязев

 

Что? Где? Когда? Зачем? Почему? Для чего? Эти тысячи вопросов задают дети и на все хотят получить ответы. Не получив ответ на интересующий их вопрос, они начинают пробовать, проверять, испытывать - всегда и везде, в любое время, живое - не живое. Главное понять истину, иметь возможность ее проверить и добиться ответа. Но как это сделать? Просто поэкспериментировать. Ведь дети по своей сути – экспериментаторы. Что такое детское экспериментирование? Это эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. [1, 5-8]

К тому же в процессе экспериментирования происходит глубокое познание объекта, раскрытие в нем новых качеств и свойств. Каждое новое изменение объекта, выявление все новых его качеств толкает мысль ребенка к дальнейшему познанию [2]

Детское экспериментирование имеет свои особенности. Этот вид деятельности, позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

- Детское экспериментирование свободно от обязательности.

- Не следует жестко регламентировать продолжительность опыта.

- Не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана.

- Дети не могут работать, не разговаривая.

- Нужно учитывать индивидуальные различия детей.

- Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов.

- Ребенок имеет право на ошибку.

- Эксперименты как ответ на детские вопросы. [3]

В каждом эксперименте можно выделить последовательность этапов.

1. Осознание того, что хочешь узнать.

2. Формулирование задачи исследования.

3. Продумывание методики эксперимента.

4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.

5. Прогнозирование результатов.

6. Выполнение работы.

7. Соблюдение правил безопасности.

8. Наблюдение результатов.

9. Фиксирование результатов.

10. Анализ полученных данных.

11. Словесный отчет об увиденном.

12. Формулирование выводов. [1, 35-45.]

Для детей экспериментальная деятельность схожа с игрой, но со временем постепенно становится самостоятельным видом деятельности. Они экспериментируют везде: в детском саду, на улице, дома. Самое главное, чтобы родители могли поддержать интерес ребенка к экспериментированию. Опыты можно проводить самые разные – начиная с посадки семян и заканчивая чудесами по изготовлению облаков. Все в ваших руках, взрослые – экспериментируйте, познавайте и творите вместе со своими детьми.

 

Литература:

1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериметов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. С. - 56 http://doshkolniki.org/ekologicheskoe-vospitanie

2. Морозова И.С., Григорьева О.Ф., Корепанова Г.Д. Управление познавательной деятельностью дошкольников. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 120с.

3. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Аннинский детский сад № 2 общеразвивающего вида: Выступление на педсовете

http://anna-ds2.ru/vistuplenie_na_pedsovete_detskoe_eksperimentirovanie.pdf



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Технологическая карта «Тайный мир насекомых»

Технологическая карта «Тайный мир насекомых»

НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища»

НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации...

Родительское собрание на тему: «Развиваем речь, играя»

Родительское собрание на тему: «Развиваем речь, играя» Цель: привлечь внимание родителей к вопросу обогащения внутреннего мира своих детей через совместное общение;...

Читайте также

Сценарий развлечения в старшей группе по теме: «Игры народа коми»

Сценарий развлечения в старшей группе по теме: «Игры народа коми» Цель: приобщение детей к традиционной культуре народа коми, здоровому образу жизни. Задачи: Обобщить и закрепить...

Конспект интегрированной НОД в первой младшей группе на тему «Весеннее…

Конспект интегрированной НОД в первой младшей группе на тему «Весеннее солнце» Воспитатель: Цель: Расширять знания детей об элементарных явлениях природы весной.Задачи:Познавательные –...

Краткосрочный проект в подготовительной группе. Тема: «Зимующие птицы»

Краткосрочный проект в подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный, 1 месяц (декабрь) Участники: воспитатели, родители, дети подготовительной группы «Ромашка». ...