Родительское собрание на тему: «Развиваем речь, играя»

Цель: привлечь внимание родителей к вопросу обогащения внутреннего мира своих детей через совместное общение; показать родителям, как можно это сделать; расширить представления и обогатить опыт родителей по вопросам развития речи, нравственного воспитания.

Вступление. Добрый вечер, уважаемые родители!

Тема нашего собрания «Развиваем речь, играя».

Речевое развитие - важнейший процесс для каждого ребенка. Большинство дошкольников старшей группы имеют трудности с составлением рассказов, пересказов сказок, описаний. Поэтому хотелось бы обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка. До школы осталось немного времени. Поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

Согласно ФГОС речевое развитие включает не только развитие речи, как средства свободного общения не только между детьми, но и со взрослыми, развитие активного словаря, фонематического слуха, воспитание звуковой культуры речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое

Если вспомнить то время, когда ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Считали, сколько слов он уже говорит. Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас?

А сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Думаю, это должно беспокоить каждого родителя в первую очередь.

Вы наверное согласитесь, что вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Сократ говорил: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

Каждый родитель желает, чтобы речь ребенка к моменту поступления в школу была грамотной, понятной, выразительной, осмысленной, богатой…

А что же получается на самом деле? Часто речь ребенка односложная, не выразительна, бедная, имеются слова – «паразиты», не выговариваются звуки.

Памятка «8 правил правильной речи»

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. Часто родители считают, что в дет.саду с ними занимаются, поэтому дома пусть ребенок посидит посмотрит телевизор, поиграет в игрушки самостоятельно, лишь бы не мешал. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Иногда можно услышать следующее. Приходит за ребенком мама и он рассказывает

ей о том, что он клеил птичку. Мама, пропуская речь ребенка, начинает его спрашивать

- Почему вся одежда мокрая?

Ребенок говорит, что воспитательница сказала, что у него хорошо получилось.

Но мама начинает ругать его: "Сколько раз тебе говорила – клади штаны и варежки на батарею! Теперь пойдешь в мокром!" Ребенок пытается что-то еще рассказать, но потом замолкает.

Вопросы: В чём мама допускает ошибку? (гаснет интерес, желание делиться). Как бы Вы поступили на её месте?

Давайте попробуем проиграть ситуацию, которую мы можем видеть во многих современных семьях.

Упражнение «Кокон»
Цель: Показать родителям ситуацию которая происходит во многих семьях.

Вы приходите домой и ребенок хочет с вами поделиться о прошедшем дне. Вы говорите - не сейчас. (Завязывается рот).

Ребенок хочет вам помочь, вы отказываетесь. (Завязываются руки.)

Не зная чем заняться, ребенок начинает бегать по комнате. Вы ругаете его за топот. (Завязываются ноги.)

Ребенку ничего не остается делать, как сидеть и слушать разговор взрослых. Вы опять его ругаете. (Завязываются уши.)

Ребенок сидит и тупо смотрит телевизор. Вы заходите и говорите, что уже пора спать. (Завязываются глаза).

Анализ: Посмотрите на что поход ребенок - на «кокон». Гусеница в коконе развивается, превращается в красивую бабочку, а ваш малыш развивается? Как часто вы говорите слово «Нет» своему ребенку?

Хочется прочитать небольшое четверостишие

О. Высотской: «Семья»

Очень люблю, когда все собираются.

Белою скатертью стол накрывается.

Бабушка с мамою,

Папа и я,

Мы называемся вместе семья.

Как часто вы играете с ребенком? Разговариваете? Внимательно слушаете его?

А ведь это совсем не трудно, просто по дороге из детского сада домой поговорите с ребенком. Поиграйте с ним в различные игры.

Тем более, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.

Я подготовила буклет, где представлены игры, в которые вы можете поиграть со своими детьми. На это не надо много времени. Просто, когда пойдете из детского сада домой, поговорите с ребенком, спросите чем он занимался в дет.саду, в какие игры играл, что узнал нового и поиграйте.

Например, зная множество сказок, ребенок не может их рассказать. Поэтому можно поиграть в игру «Я начну, а ты продолжи», т.е. вы начинаете рассказывать сказку, а ребенок продолжает. Либо каждый рассказывает по предложению. Можно придумать сказку самим – это будет более интересно, развивается не только речь, но и фантазия.

Сейчас, ближе к школе, ребенок 5-6 лет должен учиться слышать звуки. Поэтому по дороге можно поиграть в слова на определенный звук «Определи звук». Когда ребенок научился слышать первый звук, можно усложнить игру, называя слова на последний звук, например, кот – танк – конь – небо…

Игра «Отгадай» - описывается какой либо предмет (игрушка или что-то другое), а второй человек должен угадать что это.

Речь оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка. Речь отражает социальную среду, в которой растет ребенок.

И напоследок хочу вам сказать: ребенок проводит в детском саду 10 – 11 часов в день и только 4 – 5 часов дома, поэтому уделите ему время! Ведь самое лучшее общение – это общение с мамой.

Любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое что у вас есть!

Приложение

Игры с родителями:

Игра «Наоборот»

матовый-блестящий.
активный-пассивный.
рассеянный-внимательный.
спуск-подъем.
нападение-защита.
праздник-будни.
свобода-рабство.
зажигать - гасить, тушить
отказ - согласие
явный - тайный, скрытый, затаѐнный
яркий - неяркий, тусклый
вечный – временный
вкусный - невкусный, безвкусный
вместе - врозь, порознь
возвышать - унижать, принижать, понижать
вспыхивать - угасать, потухать
встречать – провожать
гармония - дисгармония, неблагозвучие, беспорядок, хаос
гасить -глупец – мудрец
грубый – изящный
заочно - лично, в лицо
здесь – там
избыток – недостаток
искусственный – натуральный, естественный
лаконичный – многословный
любить – ненавидеть
мир – ссора
молчаливый - разговорчивый, болтливый

Игра «Один - много». Цель: упражнять в умении ставить слова в форму множественного числа родительного падежа

Одно дерево – много …

Одна пальма – много …

Один крокодил – много …

Одна обезьяна – много …

Одна зверушка – много …

Одно насекомое – много …

Полотенце - полотенец

Торт -

Игра «Говорим правильно»

правильно неправильно
срЕдства. "средствА"..
договОр". дОговор".
"каталОг "катАлог".
"КУхонный "кухОнный".
Много "кур а не "курей
"КвартАл "квАртал".
"гренкИ"
твОрог" "творОг" , столЯр
так как это слово позаимствовано из французского языка. Мы же все привыкли говорить "грЕнки"

Множественное число родительный падеж

носки - пара носков

чулки - пара чулок

туфли - пара туфель

носки – нет носков, но чулки – нет чулок

помидоры – нет помидоров, но яблоки – нет яблок

Несклоняемые существительные :

в пальто, на метро, в кино

туфля (ж. р.), тУфель, тУфлям, тУфли, туфлями, о тУфлях, пара тУфель

скАтерть, (мн. ч.) скАтерти, скатертЕй, скатертям, скатертЯми, о скатертЯх

тОрт, тОрта, торту, тортом, о торте.

Итог.

«Дитятко что тесто – как замесили, так и вырастет».

Проанализируйте свой вечер или как проходят выходные дни. Сколько времени вы уделяете ребенку. Как часто вы разговариваете с детьми рассказываете сказки и интересные истории, читаете книжки. А может чаще ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. И вам при этом спокойнее, потому что знаете, что ребенок ничего не сломает, не порвет, не испачкает, а потом и убирать за ним не надо. А знания он и так получит в детском саду.



Новые публикации

Проект дня «Праздничная ёлочка»

Проект дня «Праздничная ёлочка» Идея проекта: проведение непосредственной образовательной деятельности по теме «Праздничная ёлочка» в форме проектной деятельности. Участники проекта: дети группы...

Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с…

Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с профессиями Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности...

Перспективный план по реализации приоритетного направления по образовательной области «Художественно-эстетическое…

Перспективный план по реализации приоритетного направления по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Модуль «Увлекательная колористика» Тема недели Тема модуля, этап Форма проведения «До свидания, лето»...

Читайте также

Сценарий родительского собрания «Сенсорика – как средство развития умственных способностей…

Сценарий родительского собрания «Сенсорика – как средство развития умственных способностей детей раннего дошкольного возраста»

Сценарий выпускного бала в детском саду «Прощальный бал дошкольников»

Сценарий выпускного бала в детском саду «Прощальный бал дошкольников» Ведущий 1.Солнце ласково сияет в небе Ветерок играет с листвой Но, а мы сегодня...

Конспект интегрированного занятия (НОД) по познавательному развитию на тему: «У…

Конспект интегрированного занятия (НОД) по познавательному развитию на тему: «У кого какие шубки. Заяц» во второй младшей группе Цель: создание условий...

Комментарии

  • Ирина
    Здравствуйте, замечательная игра, подскажите пожалуйста,вы ее где-то покупали или сами делали из

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое за ценную информацию!

    Подробнее...

     
  • Света
    занятие замечательное,н о есть вопрос после рисования дети руки моют?

    Подробнее...

     
  • Юлия
    здравствуйте.а где можно скачать презентацию к прокту?

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...





В блогах

ООД Речевое развитие в старшей группе. Тема: «Хищные животные нашего края»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе речевой деятельности. Задачи: создать условия для: - формирования умения сопоставлять, сравнивать; - развития наблюдательности, внимания, мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы; - развития связной речи детей. Ход Воспитатель: ребята, я хочу прочитать вам стихотворение –загадку:...

Проект «МИР ДОБРА И ТОЛЕРАНТНОСТИ»

Проект «МИР ДОБРА И ТОЛЕРАНТНОСТИ» В группе компенсирующей направленности №1 МАДОУ ДС №473 г. Челябинска, для детей с нарушением интеллекта.   Составил: Бондаренко Н.В., воспитатель Высшей категории   Название проекта: «Неделя добра и толерантности» в группе 1, компенсирующей направленности для...

" Рождество да Святки, все поют колядки"

  "Рождество да Святки - все поют колядки" Взаимосвязь народных календарно-обрядовых и православных традиций в подготовке детских праздничных мероприятий.   На протяжении многих веков после Крещения Руси народные календарно-обрядовые и православные праздники имели между собой неразрывную связь. Это прослеживается в...