Методика использования дидактических игр с математическим содержанием в развитии памяти детей младшего дошкольного возраста

Основное содержание групповых занятий по математике и дидактических игр с математическим содержанием было направлено на развитие элементарных математических представлений, а также развитие различных видов памяти: произвольной и непроизвольной; зрительной, слуховой, образной; познавательных процессов.

Формирующий эксперимент состоял из групповой и индивидуальной работы с детьми. Во второй младшей группе мы начали специальную работу по форми­рованию элементарных математических представлений. Занятия по развитию математических представлений детей проводились с сентября в определенный день недели. Новые знания мы давали постепенно, с учетом того, что дети уже знают и умеют делать. Определяя объем работы, важно не допустить недооценки или переоценки возможностей детей.

Известно, что внимание у детей 3-4 лет непроизвольное, неустой­чивое, способность запоминать характеризуется непреднамеренностью. Для того чтобы обеспечить активную работу детей на занятии, мы широко­ использовали игровые приемы и дидактические игры. Дидактические игры мы организовывали - таким образом, чтобы по возможности в действии участвовали одновременно все дети подгруппы из 5-6 детей. Используя

игровые приемы, мы следили за тем, чтобы дети не отвлекались от главного в работе. Например, когда впер­вые ставится цель выделить какое-то свойство и на нем важно сосредо­точить внимание детей, игровые ситуации могут и отсутствовать.

Большое значение имело использование привлекательных для детей наглядных пособий. В каждом пособии ярко подчеркивался именно тот признак, на который должно быть направлено внимание детей, и нивелируются остальные. Например, чтобы дать детям представление об отношениях «длиннее — короче», мы демонстрировали полоски, контраст­ные по длине и однородные во всех других отношениях.

Поддержать активность и предупредить утомление детей на занятии помогала смена характера их деятельности: дети слушали пе­дагога, следили за его деятельностью, сами действовали с раздаточным материалом, участвовали в общей игре. Мы использовали игры и задания, позволяющие детям сменить позу, подвигаться («Найди свой домик» и др.). Большое значение мы придавали работе детей с дидактическим мате­риалом.

Младшие дошкольники способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности (прикладывать предметы под изобра­жения на карточке-образце и др.). Однако, если ребенок не справляется с заданием, работает, можно сказать, непроизводительно, он быстро теряет интерес к делу, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, мы давали детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, мы показывали все приемы работы и детально разъясняли последовательность действия. Объяснения его предельно четки, ясны, конкретны, даются в темпе, доступном вос­приятию ребенка младшего дошкольного возраста. Наиболее сложные способы действия де­монстрировались 2—3 раза, при этом мы всякий раз обращали внимание малышей на новые детали, что способствовало развитию различных видов памяти. Только многократный показ и на­зывание одних и тех же действий в разных ситуациях при смене нагляд­ного материала позволяют детям усвоить способы действий, развить познавательные психические процессы, в т.ч. память.

На наш взгляд, в ходе работы важно не только указывать детям на ошибки, но и выяснять их причины. Ошибки исправляются непосредственно в действии с дидактическим материалом. Пояснения воспитателя неназойливы и не­многословны. Иногда ошибки лучше исправлять без пояснений. («Возьми в правую руку, вот в эту! Положи эту полоску слева, видишь, она шире этой!»)

Прочные знания будут от неоднократного повторения од­нотипных упражнений, но при этом надо менять наглядный материал, варьировать приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют детей младшего дошкольного возраста. На одном занятии мы давали от 2 до 4 разных заданий. Каждое из них повторялось не более 2—3 раз.

По мере накопления у детей математических представлений и развития памяти появ­ляется возможность использовать комбинированные задания, позволяю­щие детям усваивать новые знания и закреплять уже усвоенные ранее. («Посмотрите, какая дорожка короче, и поставьте на нее одну матрешку. Какая дорожка длиннее? Поставьте на нее много матрешек!»)

Наиболее сложным для детей младшего дошкольного возраста является отражение в речи мате­матических связей и отношений, так как здесь требуется умение строить не только простые, но и сложные предложения, употреблять противи­тельный союз а и соединительный и. Вначале мы задавали вспо­могательные вопросы, а затем просили детей рассказать сразу обо всем. Например: «Сколько пуговиц на красной полоске? Сколько пуговиц на синей полоске? А теперь скажи, сколько пуговиц на синей полоске и сколько на красной». Ребенка подводили к отражению связей: «На красной полоске одна пуговица, а на синей много пуговиц». Мы давали образец ответа или начинали его, а ребенок заканчивал.

Для осознания способа действия детям предлагали в ходе работы ска­зать, что и как они делают, а когда действие уже освоено, перед началом работы высказать, что и как надо делать. «Что надо сделать, чтобы узнать, какая дощечка шире? Как узнать, хватит ли всем карандашей?» Так устанавливаются связи между свойствами вещей и действиями, с помощью которых они выявляются. При этом мы использовали только те слова, смысл которых понятен детям.

Чтобы поддержать интерес к занятиям по математике, мы хвалили детей за правильные дей­ствия и ответы как в ходе, так и в конце занятия. В заключение, как правило, организовывали у своего стола игру детей с игрушками и другим нагляд­ным материалом.

Знания, полученные детьми на занятиях, закрепляли в разных видах деятельности. В младшей группе этому способствовали дидактические игры математического содержания: «Подготовим куклам одежду для прогулки», «Угостим мишек чаем», «Передай шар!», «Что там?», «Найди такое же колечко!», «Найди такую же фигуру!», «Домино фигур», «Угадай, что в руке» и др.

Таким образом, используя различные дидактические игры в работе с детьми, мы убедились в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Применение дидактических игр с математическим содержанием вызывало у дошкольников значительный интерес, они просили поиграть еще. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремились к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.



Новые публикации

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества…

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации традиционных событий в группе» Цель программы...

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль»

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль» 13 ноября в детском саду прошел «День опытов и открытий», цель которого: привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование, научить...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо...

Читайте также

Проектная деятельность в образовательном процессе ДОУ по развитию познавательной и…

Проектная деятельность в образовательном процессе ДОУ по развитию познавательной и творческой активности у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к...

Сетка перспективного комплексно-тематического планирования работы на ноябрь

Сетка перспективного комплексно-тематического планирования работы на ноябрь   Старшая группа   Неделя месяца 1 2 3 4 Тема «Мой город, моя семья» Знаки вокруг нас (знаки, символы, азбуки) Крылатые друзья Кто как готовится...

Турнир между детьми и родителями Грамоте учиться-всегда пригодится! Фронтальная форма…

Турнир между детьми и родителями «Грамоте учиться – всегда пригодится!» Фронтальная форма организованной образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи и...


Комментарии

  • Мария
    muzofond.fm/.../... (https://muzofond.fm/search/учитель%20танцев%20на)

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий встречи в родительском клубе «Родительские вечера» на тему; «Волшебство театра» с использованием ИКТ

Сценарий встречи в родительском клубе «Родительские вечера» на тему; «Волшебство театра» с использованием ИКТ Добрый вечер, уважаемые  родители ! Мы рады новой встрече с вами! Наша встреча сегодня посвящена  театру и его волшебству! (Показ презентации о проведении работы по театрализованной...

Квест-игра с элементами сдоровъесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста «Секрет здоровья»

  Цель :  Повышение эффективности комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении. Задачи : Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни, представлений о полезности, целесообразности физической активности; о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела. •Закрепить...

Лепка в средней группе «Угощение для кукол»

Лепка в средней группе «Угощение для кукол» Цель: Развивать у детей образные представления, умения выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение...

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Украшение платочка»

Задачи: - Учить преобразовывать форму, разрезать квадрат на треугольники, круг на полукруги. Учить находить круги и стороны квадрата. - Закреплять представления о предметах круглой, квадратной и треугольной формы. - Упражнять в подборе цветовых сочетаний. - Развивать мелкую моторику. Оборудование и...