Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через развивающие игры

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного образования- это всестороннее развитие личности дошкольника и подготовка его к школьному обучению, развитие познавательных, умственных, физических, нравственных и эстетических способностей, формирование физической и интеллектуальной зрелости.

Дошкольное детство - это период интеллектуального развития всех психических процессов.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить. Отсюда следует, что научить ребенка логически мыслить можно лишь в ситуации требующей осмысления. Невозможность разрешить трудности путем и мы должны побудить ребенка к активному поиску средств и способов решения задач.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии длительный и сложный процесс, так полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Не следует ждать, когда ребенку исполниться 14 лет и он достигнет стадии логических операций, когда его мышление приобретет характерные черты мыслительной деятельности взрослых.

Начинать развивать логическое мышление следует в дошкольном возрасте.

Развитие логического мышления включает в себя использование развивающих игр, смекалок, головоломок, решение разных логических игр и лабиринтов- вызывает у детей большой интерес. Психолог Л. С. Выготский

говорил: « Научные понятия не усваиваются ребенком, не берутся памятью, а а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения его собственной мысли». Отсюда единственный правильный путь, ведущий к ускорению логического мышления- это игра.

Развитие логического мышления у детей через развивающие игры имеет важное значение для успешного последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника.

Свои развивающие игры я широко использовала в непосредственно- образовательной деятельности по математическому развитию, в «Тихом уголке» в математической игротеке, свободной, игровой деятельности детей, в виде дидактических игр в совместной деятельности детей и родителей, в работе с родителями : Родительский клуб «Эрудит», в игровых минутках.

Детям старшего дошкольного возраста я развивала интерес к моделированию, к знаковым системам, к кодированию чисел, а так же к самостоятельности в решении того или иного задания. Дети старшего дошкольного возраста быстрее включаются в решение проблемы. Здесь дети всегда были полноценными участниками: они горячо обсуждали возможные варианты решения проблемы. В процессе таких заданий дети овладевали основными действиями логического мышления - сравнение, воссоздание целого из частей, процессом моделирования, поиском закономерности, предметно-схематическими моделями, элементами кодирования и картографии.

Все игры - задания я разделила на несколько групп:

1. Репродуктивные.

Игры, требующие применение приобретенных заранее знаний или способов действия.

Названия игр:

«Назови предмет одним словом», «Съедобное- несъедобное», «Рыбы- птицы-звери».

2. Тренировочные.

Задания, требующие от ребенка подражанию образцу взрослого.

Названия игр:

«Назови предмет в ряду…», «Я знаю 5…», «Продолжи ряд», «Помести недостающую фигуру».

3. Творческие.

Игры, требующие от ребенка поисковой активности при выполнении нового.

Названия игр: «Белый лист», «Ход конем», «Игры с обручами», «Вычислительная машина».

4. Частично-поисковые.

Игры, требующие самостоятельного поиска решения.

Названия игр: «Лабиринты», «Головоломки», «Танграм».

Каждый дошкольник- маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. И наша задача- помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать «пищу» уму ребенка.

Развивающие игры по праву занимают очень большое место в системе дошкольного образования. Они оттачивают ум ребенка, развивают гибкость ума, мышление, учат логике. Все эти качества пригодятся в школьном обучении.

 

Список литературы

1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1989.

2. Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей детского сада. /

Под ред. Т.А. Марковой.- М.: Просвещение, 1982.

3. Козлова В.Г. « Дошкольная педагогика»- М.: Академа, 1998.

4. Логинова В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду.- Л.: 1990.

5. Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры // Психология и педагогика игры дошкольников.- М.: 2003.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в…

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики» Цель: выявить и закрепить полученные знания, представления, умения, которые...

Конспект занятия: «Путешествие по сказке «Колобок» с использованием ИКТ»

Конспект занятия: «Путешествие по сказке «Колобок» с использованием ИКТ» Цель: закрепление умений различать и называть геометрические фигуры, а также основные признаки...

Программа профессионального развития педагогов

Программа профессионального развития педагогов 

Читайте также

Конспект открытого занятия по математическому развитию «Квест «Детективное агентство» с…

Конспект открытого занятия по математическому развитию «Квест «Детективное агентство» с детьми 5-6 лет Цель: обобщить и закрепить математические знания и умения детей...

Сценарий праздника для детей 3-4 лет «Осенняя сказка»

Сценарий праздника для детей 3-4 лет «Осенняя сказка» Под музыку дети заходят в зал и садятся на стульчики. На полу лежат осенние листья. Ведущая:...

Методическая разработка «Развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста…

Методическая разработка «Развитие двигательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр» 1. Пояснительная записка. Дошкольное образование, как первое звено образовательной...