Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через развивающие игры
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного образования- это всестороннее развитие личности дошкольника и подготовка его к школьному обучению, развитие познавательных, умственных, физических, нравственных и эстетических способностей, формирование физической и интеллектуальной зрелости.
Дошкольное детство - это период интеллектуального развития всех психических процессов.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить. Отсюда следует, что научить ребенка логически мыслить можно лишь в ситуации требующей осмысления. Невозможность разрешить трудности путем и мы должны побудить ребенка к активному поиску средств и способов решения задач.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии длительный и сложный процесс, так полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Не следует ждать, когда ребенку исполниться 14 лет и он достигнет стадии логических операций, когда его мышление приобретет характерные черты мыслительной деятельности взрослых.
Начинать развивать логическое мышление следует в дошкольном возрасте.
Развитие логического мышления включает в себя использование развивающих игр, смекалок, головоломок, решение разных логических игр и лабиринтов- вызывает у детей большой интерес. Психолог Л. С. Выготский
говорил: « Научные понятия не усваиваются ребенком, не берутся памятью, а а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения его собственной мысли». Отсюда единственный правильный путь, ведущий к ускорению логического мышления- это игра.
Развитие логического мышления у детей через развивающие игры имеет важное значение для успешного последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника.
Свои развивающие игры я широко использовала в непосредственно- образовательной деятельности по математическому развитию, в «Тихом уголке» в математической игротеке, свободной, игровой деятельности детей, в виде дидактических игр в совместной деятельности детей и родителей, в работе с родителями : Родительский клуб «Эрудит», в игровых минутках.
Детям старшего дошкольного возраста я развивала интерес к моделированию, к знаковым системам, к кодированию чисел, а так же к самостоятельности в решении того или иного задания. Дети старшего дошкольного возраста быстрее включаются в решение проблемы. Здесь дети всегда были полноценными участниками: они горячо обсуждали возможные варианты решения проблемы. В процессе таких заданий дети овладевали основными действиями логического мышления - сравнение, воссоздание целого из частей, процессом моделирования, поиском закономерности, предметно-схематическими моделями, элементами кодирования и картографии.
Все игры - задания я разделила на несколько групп:
1. Репродуктивные.
Игры, требующие применение приобретенных заранее знаний или способов действия.
Названия игр:
«Назови предмет одним словом», «Съедобное- несъедобное», «Рыбы- птицы-звери».
2. Тренировочные.
Задания, требующие от ребенка подражанию образцу взрослого.
Названия игр:
«Назови предмет в ряду…», «Я знаю 5…», «Продолжи ряд», «Помести недостающую фигуру».
3. Творческие.
Игры, требующие от ребенка поисковой активности при выполнении нового.
Названия игр: «Белый лист», «Ход конем», «Игры с обручами», «Вычислительная машина».
4. Частично-поисковые.
Игры, требующие самостоятельного поиска решения.
Названия игр: «Лабиринты», «Головоломки», «Танграм».
Каждый дошкольник- маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. И наша задача- помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать «пищу» уму ребенка.
Развивающие игры по праву занимают очень большое место в системе дошкольного образования. Они оттачивают ум ребенка, развивают гибкость ума, мышление, учат логике. Все эти качества пригодятся в школьном обучении.
Список литературы
1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1989.
2. Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей детского сада. /
Под ред. Т.А. Марковой.- М.: Просвещение, 1982.
3. Козлова В.Г. « Дошкольная педагогика»- М.: Академа, 1998.
4. Логинова В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду.- Л.: 1990.
5. Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры // Психология и педагогика игры дошкольников.- М.: 2003.
Читайте также |
---|
Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в…
Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики» Цель: выявить и закрепить полученные знания, представления, умения, которые...
Конспект занятия: «Путешествие по сказке «Колобок» с использованием ИКТ»
Конспект занятия: «Путешествие по сказке «Колобок» с использованием ИКТ» Цель: закрепление умений различать и называть геометрические фигуры, а также основные признаки...
Программа профессионального развития педагогов
Программа профессионального развития педагогов