Сайт для воспитателей детских садов



Развивающая игра как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

 

Вопросы развития логики всегда занимали центральное место среди проблем дошкольной педагогики и психологии. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы, но специфическим методом обучения детей дошкольного возраста являются развивающие игры. Особенность развивающих игр в том, что «...они созданы взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако созданные в развивающих целях они остаются играми» [5]. Именно эта особенность развивающих игр обусловливает их ценность как метода обучения: в игре дети лучше усваивают сложный материал. Усваивая или уточняя в развивающей игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам; упражнять память, внимание; учатся применять четкую и точную терминологию, связно рассказывать; описывать предмет, называть его действия и качества; проявляют сообразительность, находчивость. Большое внимание сегодня уделяют развитию логического мышления, но нет определенных рекомендаций по проведению развивающих игр.

Целью нашей работы является следующее: выявить влияние развивающей игры как средство логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели решались следующие задачи:

1. определить возрастные особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста;

2. выявить влияние развивающей игры на логическое мышление детей старшего дошкольного возраста;

3. разработать систему игр способствующих развитию логического мышления.

Реализация системы работы по формированию логического мышления предусматривает несколько этапов:

Подготовительный (ориентировочный) этап- разработка системы игр, способствующих развитию логического мышления.

Основной этап- систематизация знаний у детей старшего дошкольного возраста и расширение кругозора с опорой на различные виды деятельности. Основной формой работы были разработанная система развивающих игр и занятий по развитию логического мышления.

Закрепляющий этап- закрепление представления о логическом мышлении. Основные виды и формы работы: игры, занятия. Содержанием образовательной работы является закрепление представлений, умений, навыков, способствующих развитию логического мышления.

Дошкольный возраст – начало сензитивного периода развития знаково-символической функции сознания, которая является одной из составляющих логического мышления, это важный этап для умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению. В среде группы надо использовать символику, модели для обозначения предметов, действий и их последовательности. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать все можно не только словами, но и графически.

Также, важно наличие игрового действия или игрового элемента — главное отличие развивающей игры от развивающего упражнения. Введение игрового элемента в упражнение может сделать упражнение игрой, и наоборот, - если исключить игровой элемент из игры, игра превратится в упражнение. Регулируют развивающую игру правила, выполнение которых способствует развертыванию содержания игры. Развивающая среда должна обязательно включать в себя игровой материал разного уровня сложности для удовлетворения познавательных потребностей детей с разными темпами развития. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться.15% игр должно быть предназначено для детей старше по возрасту, чем посещающие группу воспитанники, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.

В итоге в процессе игровой деятельности ребенок формирует не только различные стороны мотивационной сферы, но и различные операционные роли, вырабатывая навыки руководителя, исполнителя различных направлений человеческой деятельности, мыслителя, продумывающего варианты и планы.

Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать. Среди обследованных детей после проведения занятий и игр на развитие логического мышления было выявлено снижение показателей с низким уровнем логического мышления, количество детей с высоким уровнем и средним уровнем логического мышления увеличилось. Данные результаты говорят о положительной тенденции.

Повседневная жизнь в педагогическом процессе ДОУ является уникальной возможностью для целенаправленного формирования логического мышления. Повторяемость режимных процессов, позволяет педагогу в системе организовать работу в данном направлении.

 

Список литературы:

1. Аванесова, В.Н. Развивающие игры // Сенсорное воспитание в детском саду под ред. Н.П. Саккулиной, Н.Н. Поддъякова [Текст]: / В.Н.Аванесова – М., 1969.- 88с.

2. Блонский, П.П. Память и мышление [Текст]: / П.П Блонский. – М., 1935.- 125с.

3. Богословский, В.В, Ковалева, А.Г. Общая психология [Текст]: / В.В. Богословский, А.Г. Ковалева. - М., 1973.- 405с.

4. Михайлова, З.А.Игровые занимательные задачи для дошкольников[Текст]: / З.А. Михайлова.–М., 1985.- 56 с.

5. Никитин, Б.П. Развивающие игры [Текст]: / Б.П. Никитин. - М.,1981.-78с.

6. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст]: / Б.П. Никитин.– М., 1991.- 120с.





Новые публикации

Дидактическая игра «Развитие логики»

Дидактическая игра «Развитие логики» Игра «Развитие логики» предназначена для детей в возрасте 4 – 7 лет. При помощи этой игры ребенок развивает...

Проект в средней группе «Быть здоровыми хотим!»

Проект в средней группе «Быть здоровыми хотим!» Паспорт проекта Тема: «Быть здоровыми хотим». Цель: повышение интереса детей к физической культуре и здоровому образу жизни. Задачи: Способствовать сохранению...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего возраста…

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего возраста «Путешествие по городу» Программное содержание: 1. воспитывать патриотическое чувство к родному городу, бережное отношение ко всему...

Читайте также

Обобщение опыта работы по обучению детей безопасному движению на дорогах

Обобщение опыта работы по обучению детей безопасному движению на дорогах   В своей работе на начало обучения детей правилам дорожного движения, мы...

Перспективное планирование во второй младшей группе. Годовая тема второй младшей…

Перспективное планирование во второй младшей группе.Годовая тема второй младшей группы «Кроха».«Моя семья»   Перспективное планирование на сентябрь. Интеграция О.О. «Познание» по теме «Осень»:   Направление Образовательная...

Сценарий тематического развлечения по математике для детей средней группы по ска…

Сценарий тематического развлечения по математике для детей средней группы по сказке «Гуси-лебеди»   Цели: Образовательные: закрепить знания о геометрических фигурах, о цвете, о...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

Сценарий развлечения посвященное Дню рож…

м Сценарий летнего развлечения «Путешествие по Лукоморью», посвященного Дню рождения А. С. Пушкина. (для старшей и подготовительной групп) Цель: развивать у детей познавательный интерес к творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина, вызывать у детей радость...

Конспект непосредственно образовательной…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей подготовительной группы «Я кокошник украшаю» образовательная область: «Художественное творчество» Цели: познакомить детей с русским народным костюмом; научить называть предметы костюма; познакомить с самой заметной...

Конспект занятия по аппликации «Бабочка»…

Цель: Продолжать совершенствовать умения в технике аппликация методом обрыва. Задачи: Развивать самостоятельность, фантазию, мелкую моторику. Оборудование и материалы: Иллюстрации бабочек (капустница, крапивница, голубянка, павлиний глаз); Цветная бумага, салфетка, розетка для клея, клей, подставка для...

Сценарий праздника в старшей группе …

Дети старшего возраста входят в зал под песню «Наши мамы самые красивые» Ведущая:                                                                                                                                                             С    годами, став взрослее, в чувствах строже,                      Вдруг сердцем начинаешь понимать.                         Нет человека ближе и дороже,                        Чем...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство