Сайт для воспитателей детских садов






Развивающая игра как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

 

Вопросы развития логики всегда занимали центральное место среди проблем дошкольной педагогики и психологии. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы, но специфическим методом обучения детей дошкольного возраста являются развивающие игры. Особенность развивающих игр в том, что «...они созданы взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако созданные в развивающих целях они остаются играми» [5]. Именно эта особенность развивающих игр обусловливает их ценность как метода обучения: в игре дети лучше усваивают сложный материал. Усваивая или уточняя в развивающей игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам; упражнять память, внимание; учатся применять четкую и точную терминологию, связно рассказывать; описывать предмет, называть его действия и качества; проявляют сообразительность, находчивость. Большое внимание сегодня уделяют развитию логического мышления, но нет определенных рекомендаций по проведению развивающих игр.

Целью нашей работы является следующее: выявить влияние развивающей игры как средство логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели решались следующие задачи:

1. определить возрастные особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста;

2. выявить влияние развивающей игры на логическое мышление детей старшего дошкольного возраста;

3. разработать систему игр способствующих развитию логического мышления.

Реализация системы работы по формированию логического мышления предусматривает несколько этапов:

Подготовительный (ориентировочный) этап- разработка системы игр, способствующих развитию логического мышления.

Основной этап- систематизация знаний у детей старшего дошкольного возраста и расширение кругозора с опорой на различные виды деятельности. Основной формой работы были разработанная система развивающих игр и занятий по развитию логического мышления.

Закрепляющий этап- закрепление представления о логическом мышлении. Основные виды и формы работы: игры, занятия. Содержанием образовательной работы является закрепление представлений, умений, навыков, способствующих развитию логического мышления.

Дошкольный возраст – начало сензитивного периода развития знаково-символической функции сознания, которая является одной из составляющих логического мышления, это важный этап для умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению. В среде группы надо использовать символику, модели для обозначения предметов, действий и их последовательности. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать все можно не только словами, но и графически.

Также, важно наличие игрового действия или игрового элемента — главное отличие развивающей игры от развивающего упражнения. Введение игрового элемента в упражнение может сделать упражнение игрой, и наоборот, - если исключить игровой элемент из игры, игра превратится в упражнение. Регулируют развивающую игру правила, выполнение которых способствует развертыванию содержания игры. Развивающая среда должна обязательно включать в себя игровой материал разного уровня сложности для удовлетворения познавательных потребностей детей с разными темпами развития. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться.15% игр должно быть предназначено для детей старше по возрасту, чем посещающие группу воспитанники, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.

В итоге в процессе игровой деятельности ребенок формирует не только различные стороны мотивационной сферы, но и различные операционные роли, вырабатывая навыки руководителя, исполнителя различных направлений человеческой деятельности, мыслителя, продумывающего варианты и планы.

Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать. Среди обследованных детей после проведения занятий и игр на развитие логического мышления было выявлено снижение показателей с низким уровнем логического мышления, количество детей с высоким уровнем и средним уровнем логического мышления увеличилось. Данные результаты говорят о положительной тенденции.

Повседневная жизнь в педагогическом процессе ДОУ является уникальной возможностью для целенаправленного формирования логического мышления. Повторяемость режимных процессов, позволяет педагогу в системе организовать работу в данном направлении.

 

Список литературы:

1. Аванесова, В.Н. Развивающие игры // Сенсорное воспитание в детском саду под ред. Н.П. Саккулиной, Н.Н. Поддъякова [Текст]: / В.Н.Аванесова – М., 1969.- 88с.

2. Блонский, П.П. Память и мышление [Текст]: / П.П Блонский. – М., 1935.- 125с.

3. Богословский, В.В, Ковалева, А.Г. Общая психология [Текст]: / В.В. Богословский, А.Г. Ковалева. - М., 1973.- 405с.

4. Михайлова, З.А.Игровые занимательные задачи для дошкольников[Текст]: / З.А. Михайлова.–М., 1985.- 56 с.

5. Никитин, Б.П. Развивающие игры [Текст]: / Б.П. Никитин. - М.,1981.-78с.

6. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст]: / Б.П. Никитин.– М., 1991.- 120с.

0 Плохо0


Добавить комментарий

Оставляя комментарий, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.


Новые публикации

Проект «Омская крепость»

17-01-2019 Просмотров:8 Проектная деятельность в детском саду Архипова Мария Алексеевна, воспитатель, МБДОУ "Детский сад №4" г. Калачинск - avatar Архипова Мария Алексеевна, воспитатель, МБДОУ "Детский сад №4" г. Калачинск

Проект «Омская крепость» Патриотическое воспитание детей это одно из важных направлений воспитания. Действительно, любимый край, область по своему особенные. У каждого есть своя природа, свои традиции и свой быт. Нужно показать ребенку...

Опыт работы по развитию познавательных и…

17-01-2019 Просмотров:19 Статьи Ершова Ирина Николаевна, воспитатель МБДОУ Виловатовский детский сад «Петушок» (МБДОУ детский сад «Петушок»), Горномарийский район - avatar Ершова Ирина Николаевна, воспитатель МБДОУ Виловатовский детский сад «Петушок» (МБДОУ детский сад «Петушок»), Горномарийский район

Опыт работы по развитию познавательных интересов у младших дошкольников Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой...

Конспект фронтальной ООД по обучению гра…

17-01-2019 Просмотров:21 Логопеду Петрова Елена Федоровна, учитель-логопед, МАДОУ детский сад № 2 г. Белебей - avatar Петрова Елена Федоровна, учитель-логопед, МАДОУ детский сад № 2 г. Белебей

Конспект фронтальной ООД по обучению грамотеТема: «Звуки С,-Сь. Буква С» Цель: знакомство со звуками [с-сь] и буквой С. Задачи: Коррекционно-образовательные: закрепить навык различения и четкого произношение звуков [с-сь]; закреплять умение давать характеристику звукам; учить детей...

Развитие творческих способностей детей д…

17-01-2019 Просмотров:28 Методические разработки Климович Мария Владимировна, воспитатель МБДОУ "Танаевский детский сад" ЕМР РТ - avatar Климович Мария Владимировна, воспитатель МБДОУ "Танаевский детский сад" ЕМР РТ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка». Аристотель. Введение Изобразительная деятельность дошкольника является неотъемлемой частью этого возраста. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка и аппликация.   Формирование...


Подписаться на получение новостей сайта


Комментарии

  • людмила
    спасибо за полезнуюю информацию.

    Подробнее...

     
  • надежда
    прекрасно

    Подробнее...

     
  • людмила
    спасибо .хороший конспект.

    Подробнее...

     
  • юлия
    Данный материал вполне можно использовать как "скелет" основного проекта, наполнив соответствующим и ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Поделитесь пожалуйсто музыкой!

    Подробнее...

В блогах

Интегрированное занятие по ознакомлению …

17-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Цель: Закрепить знания детей о достопримечательностях города Саки; учить составлять карту города и рассказывать о своем городе. Учить изменять слова в уменьшительно - ласкательной форме, отвечать на вопросы сложносочененными предложениями...

Родительское собрание

17-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Итоговое родительское собрание в старшей группе     Цель: Познакомить родителей с итогами воспитательно- образовательной работы за 2017-2018 уч.год. Вот и стали мы на год взрослее, прошел и этот учебный год. Впереди нас...

Круги Луллия как средство активизации ре…

17-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

     В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» -...

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: «ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО …

17-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно – гигиенические навыки. Научиться понимать их важность...

Добавить статью на сайт Заказать свидетельство