Сайт для воспитателей детских садов



Развивающая игра как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

 

Вопросы развития логики всегда занимали центральное место среди проблем дошкольной педагогики и психологии. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы, но специфическим методом обучения детей дошкольного возраста являются развивающие игры. Особенность развивающих игр в том, что «...они созданы взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако созданные в развивающих целях они остаются играми» [5]. Именно эта особенность развивающих игр обусловливает их ценность как метода обучения: в игре дети лучше усваивают сложный материал. Усваивая или уточняя в развивающей игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам; упражнять память, внимание; учатся применять четкую и точную терминологию, связно рассказывать; описывать предмет, называть его действия и качества; проявляют сообразительность, находчивость. Большое внимание сегодня уделяют развитию логического мышления, но нет определенных рекомендаций по проведению развивающих игр.

Целью нашей работы является следующее: выявить влияние развивающей игры как средство логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели решались следующие задачи:

1. определить возрастные особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста;

2. выявить влияние развивающей игры на логическое мышление детей старшего дошкольного возраста;

3. разработать систему игр способствующих развитию логического мышления.

Реализация системы работы по формированию логического мышления предусматривает несколько этапов:

Подготовительный (ориентировочный) этап- разработка системы игр, способствующих развитию логического мышления.

Основной этап- систематизация знаний у детей старшего дошкольного возраста и расширение кругозора с опорой на различные виды деятельности. Основной формой работы были разработанная система развивающих игр и занятий по развитию логического мышления.

Закрепляющий этап- закрепление представления о логическом мышлении. Основные виды и формы работы: игры, занятия. Содержанием образовательной работы является закрепление представлений, умений, навыков, способствующих развитию логического мышления.

Дошкольный возраст – начало сензитивного периода развития знаково-символической функции сознания, которая является одной из составляющих логического мышления, это важный этап для умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению. В среде группы надо использовать символику, модели для обозначения предметов, действий и их последовательности. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать все можно не только словами, но и графически.

Также, важно наличие игрового действия или игрового элемента — главное отличие развивающей игры от развивающего упражнения. Введение игрового элемента в упражнение может сделать упражнение игрой, и наоборот, - если исключить игровой элемент из игры, игра превратится в упражнение. Регулируют развивающую игру правила, выполнение которых способствует развертыванию содержания игры. Развивающая среда должна обязательно включать в себя игровой материал разного уровня сложности для удовлетворения познавательных потребностей детей с разными темпами развития. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться.15% игр должно быть предназначено для детей старше по возрасту, чем посещающие группу воспитанники, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.

В итоге в процессе игровой деятельности ребенок формирует не только различные стороны мотивационной сферы, но и различные операционные роли, вырабатывая навыки руководителя, исполнителя различных направлений человеческой деятельности, мыслителя, продумывающего варианты и планы.

Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать. Среди обследованных детей после проведения занятий и игр на развитие логического мышления было выявлено снижение показателей с низким уровнем логического мышления, количество детей с высоким уровнем и средним уровнем логического мышления увеличилось. Данные результаты говорят о положительной тенденции.

Повседневная жизнь в педагогическом процессе ДОУ является уникальной возможностью для целенаправленного формирования логического мышления. Повторяемость режимных процессов, позволяет педагогу в системе организовать работу в данном направлении.

 

Список литературы:

1. Аванесова, В.Н. Развивающие игры // Сенсорное воспитание в детском саду под ред. Н.П. Саккулиной, Н.Н. Поддъякова [Текст]: / В.Н.Аванесова – М., 1969.- 88с.

2. Блонский, П.П. Память и мышление [Текст]: / П.П Блонский. – М., 1935.- 125с.

3. Богословский, В.В, Ковалева, А.Г. Общая психология [Текст]: / В.В. Богословский, А.Г. Ковалева. - М., 1973.- 405с.

4. Михайлова, З.А.Игровые занимательные задачи для дошкольников[Текст]: / З.А. Михайлова.–М., 1985.- 56 с.

5. Никитин, Б.П. Развивающие игры [Текст]: / Б.П. Никитин. - М.,1981.-78с.

6. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст]: / Б.П. Никитин.– М., 1991.- 120с.





Новые публикации

Авторская сказка «Сказка на новый лад о ленивом Мышонке»

Авторская сказка «Сказка на новый лад о ленивом Мышонке» На сцене стоит стол, стульчик. На столе лежат книги, тетради, стоит компьютер...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в с…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в старшей группеТема: «Здоровьесберегающие технологи на занятии по физической культуре» Цель: укреплять здоровье, формировать...

Мастер-класс «Цветы из ватных дисков» к Дню матери во второй младшей группе

Мастер-класс «Цветы из ватных дисков» к Дню матери во второй младшей группе Цель: Расширять представления о празднике «День матери». Задачи: 1. Воспитывать уважительное отношение, чувство любви к мамам. 2...

Читайте также

Занятие комплексное «Спички детям - не игрушки»

Занятие комплексное «Спички детям - не игрушки» Средняя комбинированная группа   Задачи: Формировать у детей элементарные знания об опасности шалости со спичками, о правилах...

Сценарий выпускного в детском саду «Паровозик в школу»

Сценарий выпускного в детском саду «Паровозик в школу»   Выходят воспитатели Воспитатель 1: Ну, вот и всё! Воспитатель 2: Жалко всё- таки детей наших! Воспитатель 1: Да...

Конспект спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья!»

Конспект спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья!» Цели и задачи: 1. Формирование здорового образа жизни семей детского сада «Ласточка». 2. Воспитание...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • Вера
    Спасибо огромное за вашу работу. Храни вас Господи!

    Подробнее...

     
  • Илья
    Чудный сценарий!! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Rassamaha
    Очень интересная работа.. Мне 30 лет, холост, детей нет.. но планирую к 35 годам обзавестись семьей..

    Подробнее...

     
  • admin
    Скачать презентацию можно по ссылке: dohcolonoc.ru/.../file_216.rar ...

    Подробнее...

     
  • Келлер Светлана Влад
    как скачать презентацию

    Подробнее...

В блогах

Сказка " Добрые дела"

Сказка для подготовительной группы  « Добрые дела» Ведущая: Добрый день дорогие ребята.  Посмотрите на своих друзей и улыбнитесь им. Если люди улыбаются, значит, они счастливы, а если они счастливые, они добрые. А вы...

Физкультурный досуг в средней группе «К…

Задачи: -Способствовать совершенствованию приобретенных двигательных навыков. - Расширять знания подвижных игр и умения соблюдать их правила. -Воспитывать коммуникационные умения совместного выполнения заданий в команде. Ведущий:  Все собрались? (ответ детей) Все здоровы? (ответ детей) Бегать и играть готовы?...

Конспект занятия НОД «В гостях у осени».

Конспект занятия НОД «В гостях у осени». Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени. Задачи: - формировать представления детей о чередовании времён года; - закрепить знания о сезонных изменениях природы; - уточнить приметы...

Консультация для родителей «Как провести…

Консультация для родителей «Как провести выходной день с ребёнком»        В каждой семье по-своему принято проводить выходные дни. Первое что хочется сделать в выходной – отоспаться, провести большую стирку, пробежать по магазинам...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство