Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме изучения взаимосвязи стиля детско-родительских отношений и тревожности дошкольников 6-7 лет. В психолого-педагогической литературе данная проблема является достаточно актуальной и широко обсуждаемой. В данный момент, сформировано стойкое убеждение, что тип отношений взрослого и ребенка является основной детерминантой, влияющей на формирование личности ребенка и его поведения. Также, среди наиболее обсуждаемых проблем в области психологии особняком стоит понятие тревожности. Высокий уровень тревожности может деструктивно повлиять на дальнейшее формирование характера ребенка. Расширение знаний о проблеме детско-родительских отношений связано с пониманием в обществе значения семьи как социального института. Поэтому для развития психологической науки остается актуальным изучение проблемы детско-родительских отношений. Также, полученные результаты могут пригодиться и для практического применения.

Введение. Детско-родительские отношения (ДРО) – это важные отношения между элементами целостной системы, общественного института – семьи, такими как родители и дети. Такой тип отношений рассматривается как непрерывные во времени и длительные отношения, которые опосредованы возрастными характеристиками родителя и ребенка. ДРО относится к одной из основных причин, влияющих на дальнейшее развитие психики ребенка и процесса социализации.

В отечественных и зарубежных исследованиях выделено несколько основных критериев, по которым изучаются особенности детско-родительских отношений. К таким критериям относятся: характер эмоциональных отношений, мотивы родительства, степень включенности родителя и ребенка в ДРО, уровень протекции, заботы и внимания родителей, способы решения конфликтных ситуаций в семье, социальный контроль, стиль взаимодействия и общения с ребенком, степень противоречивости и последовательности семейного воспитания.

Противоречивость стиля воспитания характеризуется изменением некоторых характеристик воспитания, либо одновременным сочетание нескольких приемов на протяжении становления личности ребенка, что неблагоприятно сказывается на его развитии [5].

Д. Эдлер выделяет семь стилей общения детей и родителей, которые следует относить к подростковому возрасту: автократический, демократический, эгалитарный, попустительский, разрешающий, игнорирующий стили детско-родительского взаимодействия [4].

Как выявлено в проведенных исследованиях, представленные стили общения влияют на формирование детско-родительских отношений и личность ребенка. Например: авторитетный и демократический стиль оказывают наиболее благотворное влияние на ДРО, поскольку предполагают равноправный диалог.

К интегративны характеристикам ДРО относятся: родительская любовь, родительская позиция, отношение, образ родителя как воспитателя для ребенка. Последний показатель с недавних пор стал предметом научных исследований [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что основой для выделения типов отношений являются позиция родителей, их цели, установки и ценности. ДРО составляют базовую основу системы семейных отношений, опосредованы возрастными характеристиками родителя и ребенка, являются длительными и непрерывными во времени.

Целью исследования является изучений взаимосвязи стиля ДРО и тревожности у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Теоретическое обоснование.

Среди актуальных проблем в практической жизни человека, особое место заняли проблемы, которые непосредственно связаны с психическими состояниями. Среди различных психических состояний, которые стали предметом научного исследования, особое внимание уделяется состоянию тревожности или тревоги. Термин «тревога», «тревожность» в английской литературе обозначается как термин «anxiety». В русском языке необходимо уметь отличать эти два понятия. Тревога ( это состояние волнения, некоторого беспокойства, а тревожность является устойчивым образованием [1].

Понятие тревожность можно характеризовать как психическое явление, склонность к переживанию тревоги, индивидуальную особенность личности, состояние беспокойства.

Педагоги и психологи классифицируют тревожность на два основных вида: ситуативная и личностная тревожности. Первый вид, ситуативная тревожность, проявляется в конкретной ситуации, вызывающей чувство беспокойства. Такое состояние возникает у любого человека в ожидании неприятных осложнений, которые в принципе могут и не возникнуть. Второй вид-личностная тревожность. Она характеризуется подавленным настроением, у такого ребенка затруднены контакты с окружающими, которых он воспринимает враждебно.

Детям дошкольного возраста присуща ситуативная тревожность. Тревожные дети испытывают те же состояния что характерно для взрослых. У них неустойчивая самооценка, чаще это неуверенные в себе дети. Они редко проявляют инициативу из-за испытываемого ими страха перед неизвестностью. Послушны, но стараются не привлекать к себе внимания окружающих его людей, примерное поведение наблюдается в детском саду и дома, следуют требованиям взрослых, стараются не нарушать дисциплину. Их также называют застенчивыми и скромными. Однако, это не есть хорошо, поскольку такое поведение является защитным и ребенок старается таким образом огородить себя от возможных неудач или критики [1].

Чувствительность, или сензитивность, является детерминантой возникновения состояния тревожности. Но, следует отметить, что тревожным становится не каждый ребенок с повышенной чувствительностью. Здесь важную роль играет способ общения родителя и ребенка, который может поспособствовать развитию тревожной личности. К примеру: родители, осуществляющие воспитание по типу гиперпротекции вероятнее всего воспитают тревожного ребенка.

Гиперопека может сочетаться с близкими, теплыми отношениями ребенка с одним родителем, обычно с мамой. В данном примере, общение родителя с ребенком может носить как авторитарный, так и демократический характер. Здесь родитель не диктует маленькому ребенку свои требования, а интересуется его отношением, мнением, старается с ним советоваться. Подобные взаимоотношения характерно поддерживать родителям с определенными личностными особенностями – неуверенным в себе, тревожным и мнительным. Такой родитель устанавливает тесные эмоциональные связи с ребенком, тем самым заражает его своими тревожными мыслями и страхами, и автоматически формирует у сына или дочери тревожность [3].

Завышенные требования как со стороны родителей, так и воспитателей, усиливают в ребенке тревожность и вызывают хроническое ожидание неуспешности ситуации. Ребенок испытывает постоянное беспокойство из-за расхождения между его собственными возможностями и ожидаемым, со стороны родителей и взрослых, уровнем достижений, которые ребенок должен обязательно оправдать [2].

Еще одной из причин, которые формируют тревожность, являются частые упреки, вызывающие у ребенка чувство вины. Ребенок боится оказаться виновным перед родителями, не оправдав их ожидания. Появлению страхов способствуют избыточная строгость родителей. Такая ситуация происходит в отношении родителя той же половой принадлежности, что и ребенок (отец – сыну, мать – дочери). Иногда родители, сами того не понимая, внушают ребенку страхи своими угрозами, такими как – «Заберет тебя какой-нибудь дядя!», «Останешься один…» и т.д.

Когда у ребенка возникают страхи, что говорит об усиливающейся тревожности, это значит, что у него развиваются невротические черты. Такая черта характера как неуверенность в себе, тревожность – это негативная установка на дальнейшую жизнь, которая, в представлении ребенка, преисполнена опасностей и угроз.

Таким образом, можно подвести итог, что тревожный ребенок – это ребенок склонный к сомнениям, часто неуверенный в своих возможностях, несамостоятельный, внушаемый, нередко инфантильный. Тем не менее, в данном возрасте тревожность не является устойчивой чертой характера, и при соответствующем психолого-педагогическом сопровождении вполне обратима. Также снизить тревожность ребенка можно, если педагоги и родители, участвующие в его воспитании, будут придерживаться определенных рекомендаций [6].

Этапы, методы и методики исследования. Работа по исследованию взаимосвязи детско-родительских отношений и тревожности у детей старшего дошкольного возраста включает в себя три этапа:

Первый этап – поисково-подготовительный. На этом этапе была изучена литература по проблеме исследования, определение основных характеристик детско-родительских отношений, тревожности у дошкольников.

Второй этап – экспериментальный: проведении серии диагностических обследований, произведена обработка полученных результатов исследования.

Третий этап – контрольно-обобщающий: качественный и количественный анализ результатов эксперимента, их математико-статистическая обработка, формулирование выводов.

Для исследования взаимосвязи детско-родительских отношений и тревожности у детей старшего дошкольного возраста использовались следующие экспериментально-теоретические методы и методики:

Теоретические: анализ соответствующей психолого-педагогической литературы по проблематике исследования.

Эмпирические: исследование по выбранным методикам и дальнейший констатирующий эксперимент.

Математико-статистический: коэфициент ранговой корреляции Спирмена.

Методики исследования:

  1. Тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО, авторы: Варга А.Я., Столин В.В.)
  2. «Выбери нужное лицо» (авторы: Тэммл Р., Дорки М., Амен В.)
  3. «Рисунок семьи» (авторы: Бернс Р., Кауфман С.)

Результаты и обсуждение. Характеристика выборки и анализ.

Исследование проходило на базе МАДОУ ДС №364 г. Челябинска. В проведенном исследовании участвовало 20 человек – воспитанники старших групп детского сада (испытуемые – 11 девочек и 9 мальчиков), а также их родители (объем выборки также составил 20 человек – по одному родителю (матери) каждого дошкольника).

На начальном этапе констатирующего эксперимента были выявлены доминирующие типы родительского отношения родителей старших дошкольников. Данный этап был осуществлен с использованием опросника родительского отношения к детям (ОРО; авторы: Варга А.Я., Столин В.В.).

По шкале «принятие/отвержение» высокий процентильный ранг интерпретируется как отвержение, низкий ранг – как принятие.

Критерии высокого тестового балла не отражены в методике, поэтому высокие показатели (они выделены жирным шрифтом в таблице) по шкалам определяются по каждому родителю индивидуально.

Процентная выраженность типов родительского отношения не указывается, так как в сумме не получается 100% (в связи с тем, что у многих родителей несколько ведущих типов родительского отношения).

Выраженность типов родительского отношения к ребенку в количестве человек представлена на рис. 1.

1

Рис.1 Результаты исследования по тест-опроснику родительского отношения к детям (ОРО, авторы: Варга А.Я., Столин В.В.).

Результаты данной методики показали, что для большинства родителей характерны высокие значения по шкалам «принятие» - 35% (7 человек из 20) и «инфантилизация» - 40% (8 человек из 20) родительского отношения.

В современном мире для родителей старших дошкольников характерно принятие индивидуальности своего ребенка и уважение к нему, отношение к нему как к равному, о чем свидетельствуют полученные данные, в которых ранг принятия-отвержения находится в диапазоне полюса эмоционального принятия ребенка.

Немалая часть родителей требует дисциплины и безоговорочного послушания от ребенка, сурово наказывает за непослушание или видит ребенка неприспособленным и неуспешным, стараясь контролировать все сферы жизни ребенка. Это может быть связано со скорым вступлением ребенка в новый для него статус школьника и появлением у него новых обязанностей. Сегодня родители нередко нацелены на конкретный результат, в том числе в учебе, что связано с оценкой успешности / неуспешности ребенка.

Наиболее низкие значения отмечаются по шкале «симбиоз». Как было отмечено выше, изменение социальной ситуации развития ребенка, присвоение ему нового социального статуса, постепенно снижает стремление родителей к симбиотическому единству с ребенком, стремлению удовлетворять все его потребности. Одновременно, в связи с возрастными особенностями ребенка, многие родители склонны и дальше воспринимать ребенка как маленького. Такое возможно, при сравнении с некоторыми идеальными нормами способности и знания ребенка, готового к школе, со знаниями своего ребенка.

Особенности родительских отношений, выявленные в ходе исследования, отражают особенности и потребности ребенка старшего дошкольного возраста.

Таким образом, большинство родителей принимают своих детей такими, какие они есть, стремятся сотрудничать с детьми, разделяют их интересы, заинтересованы в планах и делах своего ребёнка, стараясь помогать ребёнку, поощряют его инициативу и самостоятельность, стараются быть с ним на равных. Наряду с этим также многие родители воспринимают своих детей незрелыми и несостоятельными, по сравнению с реальным возрастом, видят его младшим.

Второй этап констатирующего эксперимента проводился на дошкольниках с использованием методики «Выбери нужное лицо», авторами которой являются Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.

Результаты представлены на рис.2.

Результаты показали, что 50% испытуемых дошкольного возраста характеризуются средним уровнем тревожности (10 дошкольников из 20), умеренной выраженностью негативных эмоциональных переживаний и состояний (тревога, страх, агрессия), адекватно выраженные психосоматические проявления. Вместе с тем, большая часть дошкольников -35% (7 человек из 20) характеризуется высоким уровнем тревожности – выраженными негативными эмоциональными переживаниями и состояниями (тревога, страх, агрессия), проявлениями психосоматических проявлений. Низкий уровень тревожности слабо выражен в исследуемой выборке, всего у 15% (3 дошкольника из 20).

2

Рис.2. Результаты исследования тревожности дошкольников по методике «Выбери нужное лицо»

В ситуациях, относящихся к взаимодействию «ребенок – ребенок» выявлен наибольший уровень тревожности («игра с младшими детьми», «игра со старшими», «агрессивное нападение», «объект агрессии», «изоляция»). Наиболее низкие значения получены в изображениях, где представлены взаимоотношения «ребенок-взрослый» («ребенок и мать с младенцем», «игнорирование», «выговор», «ребенок и родители»), а также в ситуациях с повседневными действиями («одевание», «умывание», «укладывание спать в одиночестве», «еда в одиночестве», «собирание игрушек»).

Особенности проявлений тревожности дошкольников исследованы с использованием проективной методики «Рисунок семьи» (авторы: Р. Бернс и С. Кауфман).

В результате качественного анализа было выявлено, что большинство дошкольников (14 человек из 20) изображают всех членов семьи. При этом первыми они изображают себя (11 человек из 20) или мать (3 человека из 20). 3 ребенка не включили в рисунок некоторых членов семьи – у 3 детей исключен отец, у 1 – младший брат. Для большей части испытуемых (15 человек из 20) характерен сюжет рисунка, в котором все родственники занимаются общим делом, что является положительной характеристикой, сигнализирующей о благоприятном внутрисемейном климате. Неблизкое расположение персонажей, отсутствие сплочения– признак отстранённости друг от друга в реальности – характерен для 7 дошкольников из 20.

4 человека характеризуются недооцененностью своего положения в семье, возможно, даже недостаточностью внимания и любви – они нарисовали себя маленькими в сравнении с другими членами семьи. 3 человека, напротив, характеризуются авторитетностью положения в семье – они нарисовали себя больше остальных.

У 6 детей один из родителей на рисунке (чаще всего – фигура отца) изображен на большом расстоянии, что может говорить об отсутствии эмоциональной близости, разобщенности и даже конфликтности. У остальных детей фигуры родители нарисованы рядом, что позволяет говорить об эмоциональной близости и привязанности.

Выбор ярких, насыщенных красок характерен для 18 детей из 20, что говорит об оптимистичном настрое, положительном отношении к жизни и семье. У 2 человек наблюдается закрашивание рисунка серым цветом, штриховка сильное надавливание карандаша, что может свидетельствовать о страхах и тревожности или высокой напряженности ребенка.

8 человек характеризуются выраженной уверенностью в себе, высокой самооценкой и импульсивностью, у 5 человек наблюдается неуверенность в себе, пассивность и астения.

Таким образом, большинство дошкольников характеризуются благоприятностью внутрисемейного климата, эмоциональной близостью и привязанностью к членам семьи, уверенностью в себе и импульсивностью, оптимистичным настроем, положительным отношении к жизни и семье.

На основе сопоставления данных, полученных на предыдущих этапах констатирующего эксперимента, было предположено, что типы взаимодействия родителей с детьми имеют взаимосвязь с тревожностью у старших дошкольников.

Для подтверждения выдвинутого предположения проводилось корреляционное исследование с применением коэффициента ранговой корреляции rs Ч. Спирмена. Наблюдается статистически значимая (р<0,01) положительная корреляция между типом родительского отношения «инфантилизация» и высокой тревожностью у старшего дошкольника.

Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что имеется взаимосвязь типа родительского отношения и тревожностью у детей старшего дошкольного возраста.

Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям

Для успешной коррекционной работы с тревожными детьми в дошкольном возрасте психологу и педагогу важно иметь как можно больше информации о каждом ребенке. К ним относятся общие сведения о ребенке, родителях, остальных членах семьи, внутрисемейный климата, взаимоотношения внутри семьи. Такой учет результатов всех видов наблюдений позволяет изучить поведение ребенка во всех аспектах, определить те ресурсы внутри и вне семьи, которые помогут снизить тревожность ребенка.

Помимо коррекции внутрисемейных отношений и особенностей воспитания, рекомендуется производить работу с тревожными детьми в трех направлениях: повышение самооценки воспитанника (похвала, оформление стенда «Звезда недели»), обучение дошкольника умению управлять собой в определенных, наиболее волнующих его ситуациях (сравнить достижения ребенка с его же предыдущими результатами, избегание соревнований, спрашивать их в середине урока, совместное сочинение сказок и историй), занятия на снятие мышечного напряжения (например: игры на телесный контакт, импровизированный маскарад, шоу, раскрашивание лица ненужными мамиными помадам).

Рекомендации родителям детей с высоким уровнем тревожности

Очевидно, что ни один родитель не желает для своего ребенка плохого, и не стремится развить в нём тревожность. Однако на самом деле, родители, сами того не полнимая, развивают в нем это качество. Прежде всего, каждый родитель должен отмечать достижения, успехи своего ребенка, в его присутствии говорить о них другим членам семьи. Родителям необходимо исключить слова, унижающие личность ребенка. Не надо заставлять его извиняться при малейшей провинности, а просить объяснить, почему он так сделал. Уменьшить в количестве замечания в сторону ребенка.

Не стоит угрожать ребенку наказаниями («Вот отдам тебя дядьке», «Не кричи, а то рот заклею» и т.д.). Для ребенка очень важен тактильный контакт: приобнимите его, погладьте – это поможет обрести ему уверенность и доверительное отношение к миру и окружающим.

Родители такого ребенка должны быть согласованы в своих действия и методах поощрения и наказания.

Заключение. Решающую роль в развитии ребенка играют отношения с родителями и близкими. В настоящее время основным фактором психофизического спокойствия и благополучия детей является характер детско-родительских отношений. Стоит также учитывать, что одним из направлений государственной политики нашей страны является сохранение здоровой нации.

Вопрос изучение ДРО остается актуальной проблемой на всем протяжении развития психологии как науки и практики. Особенности взаимоотношений между родителем и ребенком чрезвычайно важны для отслеживания факторов становления личности маленького ребенка. Ведь микроклимат семьи является одним из условий формирования тревожности.

Состояние тревоги и понятие тревожности также относится к актуальным проблемам современной психологической науки, поскольку единой точки зрения на причины формирования явления тревожности не существует. Высокая степень тревожности может, в целом, не влиять на интеллектуальное развитие, но отрицательно сказаться на формировании личности ребенка.

В связи с актуальностью данных проблем была выбрана тема проведенного исследования «Взаимосвязь стиля детско-родительских отношений и тревожности у детей старшего дошкольного возраста».

Работа по исследованию взаимосвязи детско-родительских отношений и тревожности у детей старшего дошкольного возраста включает в себя три этапа: поисково-подготовительный, экспериментальный, контрольно-обобщающий.

Для исследования взаимосвязи детско-родительских отношений и тревожности у детей старшего дошкольного возраста использовались следующие методики:

1. Тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО, авторы: Варга А.Я., Столин В.В.)

2. «Выбери нужное лицо» (авторы: Тэммл Р., Дорки М., Амен В.)

3. «Рисунок семьи» (авторы: Бернс Р., Кауфман С.)

Математико-статистический метод: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

В проведенном исследовании участвовало 20 человек – воспитанники старших групп детского сада (испытуемые – 11 девочек и 9 мальчиков), а также их родители (объем выборки также составил 20 человек – по одному родителю (матери) каждого дошкольника).

В ходе проведенного исследования проверялась истинность выдвинутой гипотезы, которая в итоге исследования была подтверждена. Подтверждение заключается в выявленной взаимосвязи родительского отношения «инфантилизация» и высокой тревожности у старшего дошкольника.

Из исследования также выявлено, что большинство родителей принимают своих детей, стремятся сотрудничать с ними, разделяют их интересы, заинтересованы в делах ребёнка, стараются помогать и поддерживают ребёнка, поощряют его инициативность и самостоятельность, стараясь быть с ним на равных. Большинство испытуемых старшего дошкольного возраста характеризуются средним уровнем тревожности, однако, также, большая часть также характеризуется высоким уровнем тревожности.

Библиографический список:

  1. Белоусова Н. С. Психолого-педагогические технологии коррекции детско-родительских отношений // Педагогическое образование в России. 2013. №5. С. 103–107.
  2. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной и М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 2012. 312 с.
  3. Захарова Г. И. О связи типа родительского отношения и особенностей нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста // Вестник ЮУрГУ: Серия «Психология». 2012. № 45. С. 60–63.
  4. Кайл Р. В. Детская психология: Тайны психики ребенка; пер. с англ. Н. Миронова и др. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: ОЛМА-Пресс, 2012. 413 с.
  5. Пугачев А. С. Влияние семьи на личность // Молодой ученый. 2012. №7. С. 310–313.
  6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2009. 608 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Доклад «Инновации в дошкольном образовании: хэппенинг»

Доклад «Инновации в дошкольном образовании: хэппенинг» Период раннего детства — старт человеческого начала. Это период закладывания основ здоровья и интеллекта ребенка...

Клуб весёлых и находчивых «Знатоки природы»

Клуб весёлых и находчивых «Знатоки природы» (Для детей старше-подготовительной группы и их родителей) Цель: Обобщение представлений детей о значении природы в жизни людей;...

Тематический план недели здоровья «Мир искусства»

Тематический план недели здоровья «Мир искусства» Время Понедельник, 27 марта «День поэзии» Вторник, 28 марта «День музыки» Среда, 29 марта «День живописи» Четверг, 30...

Читайте также

НОД по обучению грамоте «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»

НОД по обучению грамоте «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Цель:...

Сценарий квест-развлечения в детском саду в летний период «В поисках…

Сценарий квест-развлечения в детском саду в летний период «В поисках сокровищ» Цель: Создание благоприятных условий для развития творческих способностей, создание атмосферы...

Консультация для родителей от учителя-логопеда. Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться…

Консультация для родителей от учителя-логопеда Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться в детском саду» Те родители, которые отдавали своих детей в детский...