Мастер-класс по работе над песенным репертуаром в фольклорном ансамбле. Работа с солистами

Общее пение, исполнение песен в ансамбле, хоре, всегда доставляет радость и даёт возможность певцам самовыразиться, показать свои вокальные, артистические и сценические данные. Но работа над песенным материалом - это очень кропотливый труд, требующий большой эмоциональной отдачи, как со стороны преподавателя, так и со стороны будущего исполнителя, солиста. Необходимо учитывать, что каждый ребёнок, который соприкоснулся с народным песенным творчеством становится духовно богаче, он начинает постигать глубинные истоки нашей родной народной песенной культуры, разнообразной своими традициями, обрядовыми праздниками, многожанровыми песнями. Поэтому начинать пробуждать в ребёнке любовь к народному творчеству нужно как можно раньше, в младшем дошкольном возрасте.

Дошкольники как нельзя лучше чувствуют, переживают и откликаются на русские народные песни. Самые доступные для них потешки, колыбельные, игровой репертуар, хороводные песни, сопровождающиеся игрой.

Уже в этом возрасте можно начинать разучивать с детьми календарно-обрядовый репертуар (колядки, песни к празднику Масленица, весенние заклички).

"Жавороночек,

Принеси весну,

На своём хвосту,

На сохе - бороне,

На ржаной копне,

На овсяном снопе!"

Такие песенки легко запоминаются, и поются ярко и выразительно. Исполняя эти песни, дети представляют себя непосредственными участниками событий. Вот они вышли закликать птичек, поют заклички и птички обязательно прилетят, надо только хорошо их позвать, дружно закликать. У детей очень живое воображение. Исполняя потешки, они представляют себя действующими лицами. Вот Котик-Котофей, вот Лисичка, а вот Молодой Дроздок.

"Скок, скок-поскок,

Молодой дроздок,

Сам по улице ходил,

Всем подарки дарил,

Анечке серёжки,

Алёше сапожки,

А Андрюше молодцу

Расписные ложки."

Уже создаётся образ, появляются эмоции, идёт работа над движениями.

При исполнении народных песен дети внутренне должны быть свободные и раскрепощённые. Но получить такую уверенность в себе можно только когда песня выучена, правильно поётся (интонируется) мелодия, исполняется с хорошей подачей звука.

Работа над звуком начинается с распевок. Как правило это коротенькие попевочки, взятые из народных песен.

" Не летай соловей, не летай молодой", или считалочки, например "Шла коза по мостику..." Поются попевочки по полутонам, спокойно, без напряжения, чтобы дети ощущали себя комфортно, не стоит требовать от них сразу яркого звучания. Надо учитывать возможности и способности каждого ребёнка, а так же его характер, темперамент и эмоциональный склад. Некоторые дети стремятся сразу раскрыть в себе солиста, а некоторые стесняются, боятся. К таким ребятам надо относится особенно внимательно, чтобы не травмировать. Нужно убедить ребёнка, что у него всё получится, но не сразу, а постепенно, надо только потрудиться.

С этого же возраста можно начинать работу с солистами.

Девочки особенно любят исполнять весёлые частушки

"Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька.

Пройди по дорожке,

Топни Катя ножкой!"

Спеть весело, задорно, эмоционально, с движениями, подтанцовками. К этому должен стремиться солист, а задача преподавателя правильно объяснить, как добиться нужного результата. Можно показать на личном примере, можно пригласить детей постарше, которые уже имеют вокальный и сценический опыт.

Учитывая то, что выученный и отработанный сценически, вокально и с движениями репертуар надо в результате спеть в концертной программе, необходимо

психологически подготовить начинающего солиста. Объяснить, что зрители

всегда с пониманием отнесутся, если в исполнении будут какие-то неточности, учитывая первые шаги маленького солиста на сцене. Волнение может присутствовать, но надо прежде всего думать о песне, которую учили, над которой работали, чтобы в конечном результате показать, спеть, чтобы услышали другие. И как я уже говорила в начале, чтобы это исполнение доставило удовольствие не только исполнителю, но и слушателю. А выступать, дарить людям радость это всегда очень отдарно и приятно. Такие выступления вселяют в детей уверенность в своих силах, помогают преодолеть замкнутость, что поможет им и в общении с другими детьми.

2



Новые публикации

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску»

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску» Для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать закреплять у детей знания, полученные в течении...

Педагогический проект «Куклы разных народов»

Педагогический проект «Куклы разных народов» Паспорт педагогического проекта 1. Тема проекта Ознакомление детей с предметами декоративно-прикладного искусства. 2. Вид проекта Творческий, учебно-познавательный 3. Актуальность проекта Актуальность проекта...

Игрушки своими руками для детей младшего возраста

Игрушки своими руками для детей младшего возраста Многое можно сделать своими руками, вот такое увлечение и бывшей моей воспитанницы, Вероники Шиленко...

Читайте также

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам…

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Березка» 1. Пояснительная записка В настоящее время в нашем...

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами...

Читайте также

Предметно-развивающая среда в свете требований ФГОС

Предметно-развивающая среда в свете требований ФГОС Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день особенно актуален. Это связано с...

Семейные ценности

Семейные ценности   Цель встречи: приобщение детей к истокам русского народного творчества, к культуре своего народа. Задачи:            ...

Рисование – линейная графика в старшем дошкольном возрасте

Рисование – линейная графика в старшем дошкольном возрасте Графика - это одно из самых популярных видов изобразительного искусства. С самого раннего...





В блогах

Неделя ПДД

Сентябрь 1. Тема: Беседа: «Транспорт на улицах города». Цель:  Учить детей классифицировать транспорт по назначению (дать элементарные понятия о видах машин и их предназначении). 2. Тема: Рассматривание легкового автомобиля. Цель: Уточнить знания о работе шофера, закрепить понятие о видах машин...

Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»

« Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»   Любовь к природе, впрочем, как и всякая любовь, несомненно, закладывается с детства. И.Соколов-Микитов Ребенок – зеркало семьи; как в капле отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и...

Консультация для родителей "Дорога не терпит шалостей!"

Консультация для родителей. «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости» Воспитатели – не доучили, Родители – не досмотрели, ГИБДД – не доорганизовало Водитель – не среагировал, а в результате – ребенок пострадал в дорожно-транспортном происшествии. ПОМНИТЕ! Каждый из вас...

Фонематический слух - основа правильной речи

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок...