Мастер-класс по работе над песенным репертуаром в фольклорном ансамбле. Работа с солистами

Общее пение, исполнение песен в ансамбле, хоре, всегда доставляет радость и даёт возможность певцам самовыразиться, показать свои вокальные, артистические и сценические данные. Но работа над песенным материалом - это очень кропотливый труд, требующий большой эмоциональной отдачи, как со стороны преподавателя, так и со стороны будущего исполнителя, солиста. Необходимо учитывать, что каждый ребёнок, который соприкоснулся с народным песенным творчеством становится духовно богаче, он начинает постигать глубинные истоки нашей родной народной песенной культуры, разнообразной своими традициями, обрядовыми праздниками, многожанровыми песнями. Поэтому начинать пробуждать в ребёнке любовь к народному творчеству нужно как можно раньше, в младшем дошкольном возрасте.

Дошкольники как нельзя лучше чувствуют, переживают и откликаются на русские народные песни. Самые доступные для них потешки, колыбельные, игровой репертуар, хороводные песни, сопровождающиеся игрой.

Уже в этом возрасте можно начинать разучивать с детьми календарно-обрядовый репертуар (колядки, песни к празднику Масленица, весенние заклички).

"Жавороночек,

Принеси весну,

На своём хвосту,

На сохе - бороне,

На ржаной копне,

На овсяном снопе!"

Такие песенки легко запоминаются, и поются ярко и выразительно. Исполняя эти песни, дети представляют себя непосредственными участниками событий. Вот они вышли закликать птичек, поют заклички и птички обязательно прилетят, надо только хорошо их позвать, дружно закликать. У детей очень живое воображение. Исполняя потешки, они представляют себя действующими лицами. Вот Котик-Котофей, вот Лисичка, а вот Молодой Дроздок.

"Скок, скок-поскок,

Молодой дроздок,

Сам по улице ходил,

Всем подарки дарил,

Анечке серёжки,

Алёше сапожки,

А Андрюше молодцу

Расписные ложки."

Уже создаётся образ, появляются эмоции, идёт работа над движениями.

При исполнении народных песен дети внутренне должны быть свободные и раскрепощённые. Но получить такую уверенность в себе можно только когда песня выучена, правильно поётся (интонируется) мелодия, исполняется с хорошей подачей звука.

Работа над звуком начинается с распевок. Как правило это коротенькие попевочки, взятые из народных песен.

" Не летай соловей, не летай молодой", или считалочки, например "Шла коза по мостику..." Поются попевочки по полутонам, спокойно, без напряжения, чтобы дети ощущали себя комфортно, не стоит требовать от них сразу яркого звучания. Надо учитывать возможности и способности каждого ребёнка, а так же его характер, темперамент и эмоциональный склад. Некоторые дети стремятся сразу раскрыть в себе солиста, а некоторые стесняются, боятся. К таким ребятам надо относится особенно внимательно, чтобы не травмировать. Нужно убедить ребёнка, что у него всё получится, но не сразу, а постепенно, надо только потрудиться.

С этого же возраста можно начинать работу с солистами.

Девочки особенно любят исполнять весёлые частушки

"Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька.

Пройди по дорожке,

Топни Катя ножкой!"

Спеть весело, задорно, эмоционально, с движениями, подтанцовками. К этому должен стремиться солист, а задача преподавателя правильно объяснить, как добиться нужного результата. Можно показать на личном примере, можно пригласить детей постарше, которые уже имеют вокальный и сценический опыт.

Учитывая то, что выученный и отработанный сценически, вокально и с движениями репертуар надо в результате спеть в концертной программе, необходимо

психологически подготовить начинающего солиста. Объяснить, что зрители

всегда с пониманием отнесутся, если в исполнении будут какие-то неточности, учитывая первые шаги маленького солиста на сцене. Волнение может присутствовать, но надо прежде всего думать о песне, которую учили, над которой работали, чтобы в конечном результате показать, спеть, чтобы услышали другие. И как я уже говорила в начале, чтобы это исполнение доставило удовольствие не только исполнителю, но и слушателю. А выступать, дарить людям радость это всегда очень отдарно и приятно. Такие выступления вселяют в детей уверенность в своих силах, помогают преодолеть замкнутость, что поможет им и в общении с другими детьми.

2



Новые публикации

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной…

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о создании...

Квест-игра «Мы патриоты России»

Квест-игра «Мы патриоты России» Цель: создать условия для патриотического воспитания дошкольников. Задачи: – формировать знания о символах России, о военных, защитниках Родины. – развивать силу, ловкость, быстроту...

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос»

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос» Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение. Им продолжать дело, начатое нашими...

Читайте также

Экологическая игра «Наш дом – планета Земля»

Экологическая игра «Наш дом – планета Земля» Цель: воспитывать интерес к природе и её обитателям. Задачи: - расширение кругозора детей, их знаний по...

Экологический проект «Моя Югра – моя планета!»

Экологический проект «Моя Югра – моя планета!» Средний дошкольный возраст

Экспериментирование с воздухом для детей старшего дошкольного возраста

Экспериментирование с воздухом для детей старшего дошкольного возраста

Читайте также

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе. Тема: «Прогулка по…

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе. Тема: «Прогулка по зоопарку» Цель: развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по названиям животных. Задачи: развитие координации...

Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего…

Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего дошкольного возраста Дети под музыку «Пока часы 12 бьют» входят в...

Развлечение для детей и родителей к 23 февраля в средней…

Развлечение для детей и родителей к 23 февраля в средней группе «Вот какие наши папы» Цели: воспитывать у воспитанников чувство любви...





В блогах

Конспект родительского собрания «Профессия - родитель»

Конспект родительского собрания «Профессия - родитель» Цель: взаимное общение педагогов и родителей с целью формирования педагогически обоснованной позиции в отношении воспитания ребенка. Задачи: Выявление противоречий и проблем в использовании методов семейного воспитания. Расширить и обогатить педагогические умения родителей по вопросам...

«Взаимовыручка и дружба»

Методическая разработка на тему: «Взаимовыручка и дружба» в старшей группе.   Цель: формирование духовно-нравственные ценности. Задачи: 1. Продолжать знакомить с произведениями устного народного творчества. 2. Развивать умение слушать и слышать товарищей. 3. Способствовать развитию понимания текста и умению давать нравственную...

Театрализованная игра сказка «Огород-теремок»

Ход сказки. Ведущий: Хорошо летом в огороде, только комарики звенят, выбегают два комарика и поют песню «Комар», сл. и муз. М.Л. Лазарева. Ведущий:  А овощи на грядках витаминов набираются от солнышка ясного, от дождика теплого. Весело живут, песни поют. Овощи поют...

«Заучивание стихотворения« Осень» И.П.Токмаковой в средней группе»

Тема: «Заучивание стихотворения« Осень» И.П.Токмаковой в средней группе»   Цель: формировать умение разучивать стихи с помощью мнемотаблицы. Задачи: -развивать память, наглядно-образное мышление,внимание; - развивать способности к волевым усилиям, самостоятельность; - расширять словарный запас; -закрепить знания детей, о признаках осени при...