Сайт для воспитателей детских садов



Опыт работы на тему:
«Развитие игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки»

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, благородная и ответственная задача. Педагог призван приобщать детей к музыке, воздействуя на них, прежде всего выразительным ее исполнением, чтобы музыка вызывала яркие эмоциональные переживания, благотворно воздействовала на духовный мир ребенка.

Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического воспитания позволяет успешно воздействовать на развитие всех сторон личности ребенка. Интеграция образовательных областей – один из главных подходов к организации педагогического процесса, отраженных в содержании современных примерных основных образовательных программ дошкольного образования.

Важность развития игровой деятельности подчёркивается и в современных нормативных документах по дошкольному образованию. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования подчеркнуто, что игровая деятельность является основой организации жизни детей в детском саду.

Актуальной проблема развития игровой деятельности становится еще и потому, что современные педагоги-практики отмечают факт ухода игры, особенно сюжетно-ролевой из детской жизни. В погоне за ранним интеллектуальным развитием в угоду родительским желаниям, время, отведенное в режиме дня на различные виды игровой деятельности используется для организации всевозможных занятий иностранным языком, обучением грамоте и др. Психологи и педагоги говорят также об исчезновении дворовых детских сообществ, где играли вместе дети разных возрастов, правила и сюжеты разнообразных игр передавались от старших детей к младшим.

Восприятие музыки - наиболее доступный вид музыкальной деятельности с самых первых дней жизни ребенка. Её эмоциональное содержание и выразительность образов несомненно будут стимулировать разнообразие игровых сюжетов может активно влиять на развитие игровой деятельности.

Слушание музыки - одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности, считала Н.А. Ветлугина [1]. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность познакомиться с музыкой разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов.

Следовательно, актуальность нашего исследования по теме: «Развитие игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки» вполне очевидна.

Цель исследования: рассмотреть возможности использования процесса слушания музыки для развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки.

Задачи исследования:

1.На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературыраскрыть проблему развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста.

2. Проанализировать современные примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования по развитию игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста.

3. Определить педагогические условия развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки.

4.Провести опытно-экспериментальную работу по развитию игровой деятельности у детей средней группы в процессе слушания музыки и оценить ее результативность.

Гипотеза: Игровая деятельность у детей средней группы в процессе слушания музыки будет эффективно развиваться при следующих условиях:

  • коррекции музыкально-игровой среды группы с целью стимулирования развития игровой деятельности;
  • обогащения опыта детей новыми музыкальными впечатлениями;
  • создания условий для обогащения музыкального опыта в семье;
  • объединения усилий воспитателей и музыкального руководителя для развития игровой деятельности.

Методы исследования:

  • теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования: конспектирование, цитиро­вание, тезирование, реферирование, выписки;
  • наблюдение;
  • беседа;
  • педагогический эксперимент;
  • математическая обработка данных.

Теоретической основой нашей работы стали исследования: по проблеме развития игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте труды Л.С. Выготского[3], С.Л. Новоселовой [5], Т.В.Волосовец [2]; изучения особенностей проведения игр и их видового разнообразия исследования А.В. Запорожец. Е.Е. Кравцовой, В.С. Мухиной; по руководству игрой в дошкольном возрасте работы Л.Н. Барсуковой, М.А. Васильевой, Л.Н. Венгера, Я.Л. Коломенского, И.Ю. Кулагиной [6], Н.Я. Михайленко [8] и др.; по развитию музыкального восприятия Н.А. Ветлугиной [1], Н.А. Метлова [7], Б.М.Теплова, О.П. Радыновой [10] и др.

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 5 г. Белгорода, в средняя группа № 2.

Опытно-экспериментальная  работа  по  развитию  игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки

Изучение и анализ уровня развития игровой деятельности у детей средней группы

Изучив теоретические аспекты развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки, мы приступили к организации опытно-экспериментальной работы в данном направлении, создавая определенные педагогические условия в соответствии с гипотезой нашего исследования.

Опытно-экспериментальная и диагностическая работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Исследование проводилось в МБДОУ  детском саду комбинированного вида №5 г. Белгорода в средней группе №2. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 4-5 лет.

Целью констатирующего эксперимента явилось определение начального уровня развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки.

Задачи констатирующего этапа эксперимента:

1. Определить компоненты, критерии, показатели, уровни развития игровой деятельности в процессе слушания музыки.

2. Выявить первоначальный уровень развития игровой деятельности в процессе слушания музыки.

3. Проанализировать результаты, полученные в ходе диагностики.

Для реализации первого направления диагностики (изучения особенностей игровых интересов детей) использовали следующие диагностические методы: наблюдение за игровой деятельностью дошкольников; беседу (Методика А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская) [4].

Исходя из этого, предметами наблюдения стали:

- содержание детских сюжетно-ролевых игр;

- частота повторения игр с одинаковым содержанием;

- использование детьми игровых атрибутов.

В таблице зафиксированы преобладающие игры и количество играющих детей.

Таблица 1 - Результаты наблюдения за игрой детей

Виды игр Количество играющих
1 Сюжетно-ролевые 10
2 Дидактические 3
3 Подвижные 5

Затем проводилась индивидуальная беседа с каждым ребенком, результаты которой занесены в таблицу.

Таблица 2 - Результаты индивидуальных бесед об игровых предпочтениях детей

№п/п Фамилия,имя ребенка вопросы к детям:
1. В какие игры ты любишь играть в детском саду? 2. А в какие дома? 3. В какие игры ты любишь больше всего играть? 4. В какие игры ты хотел бы играть? 
1 Кира Г. Больницу Собирать пазлы Салон красоты Дочки матери
2 Алина С. Магазин В куклы В куклы Море волнуется
3 Саша В. Автосалон В машинки В машинки Автосалон
4 Тимофей Ш. Мастерская В прятки Прятки Автомастерская
5 Лена У. Кто сказал слово? Парикмахерская В куклы В куклы
6 Даша К. Салон красоты В куклы Догонялки Огонь и вода
7 Мила Ш. Дочки матери Парикмахерская Кто сказал слово? Салон красоты
8 Рома М. Догонялки Море волнуется Автосалон Догонялки
9 Артем М. Огонь и вода В машинки Автомастерская Автосалон
10 Юля Б. Что звучит? Аптеку Что звучит? Дочки матери

Вывод: в детском саду дети предпочитают сюжетно-ролевые игры. В домашних условиях также преобладает этот вид игр, который является любимым для большинства детей. Можно отметить и полоролевое разделение предпочтений: мальчики интересуются техникой и подвижными играми, а девочки предпочитают сюжетно-ролевые игры «Салон красоты», «Парикмахерская», «Дочки-матери» и спокойные настольно-печатные игры, хотя и не отрицают участия в подвижных играх. Юля Б. определила среди любимых музыкально-дидактическую игру «Что звучит». Предпочтение девочки в первую очередь связано с профессией ее мамы – ее мама солистка Белгородской областной филармонии.

Для реализации второго диагностического направления мы использовали наблюдение за детской игрой (Методика А.Г. Гогобаридзе, В.А. Деркунской). Результаты фиксировались в баллах:

- разнообразие сюжетов игр-1 балл;

- устойчивость сюжетов игр-1 балл;

- комбинирование сюжетов-1 балл.

Сумма баллов показывает уровень развития у детей умение развивать сюжетные линии в играх (развитость умений сюжетосложения дошкольников). Показатели:

3 балла - высокий уровень развития умений;

2 балла - средний;

1 балл - низкий.

Характеристика уровней определена на основе программы «От рождения до школы», образовательная область «Социализация»:

Высокий:

  • дети самостоятельно могут создавать игровые замыслы, объединять по инициативе воспитателя несколько сюжетов в одну игру;
    • в совместных играх с воспитателем выполняют игровые действия;
    • поступают в соответствии с установленными в начале игры правилами и игровым замыслом;
    • проявляют самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры;
    • используют в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала разной конструктивной сложности;
    • проявляют активность и самостоятельность в выборе роли, разработке и осуществлении замысла.

Средний:

  • дети могут участвовать в создании игровых замыслов по инициативе воспитателя, выполнять замысел педагога в объединении сюжетов игр;
    • в совместных играх с воспитателем выполняют игровые действия;
    • не всегда удерживают в памяти установленные в начале игры правила и игровой замысел;
    • могут проявлять самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры, однако часто обращаются к помощи воспитателя;
    • редко используют в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала разной конструктивной сложности, чаще пользуются готовыми модулями;
    • в выборе роли, разработке и осуществлении замысла ведущая роль принадлежит воспитателю.

Низкий:

  • в создании игровых замыслов ведущая роль принадлежит воспитателю;
    • в совместных играх с воспитателем выполняют игровые действия;
    • не всегда удерживают в памяти правила, установленные в начале игры, уходят от игрового замысла;
    • могут проявлять самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры, однако чаще обращаются к помощи воспитателя;
    • практически не используют в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала;
    • в выборе роли, разработке и осуществлении замысла ведущая роль принадлежит воспитателю.

Таблица 3 - Протокол наблюдения за детской игрой

№ п/п Фамилия,имя ребенка Результаты наблюдения  Развитость умений сюжето-сложения дошкольников
Разнообразие сюжетов игр Устойчивость сюжетов игр Комбинирование сюжетов
1 Кира Г. Могла проявлять самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры, но не всегда удерживала в памяти   установленные в начале игры правила уходят от игрового замысла 2 1 1
2 Алина С. В выборе роли, разработке и осуществлении замысла ведущая роль принадлежала воспитателю 1 1 1
3 Саша В. Участвовал в создании игровых замыслов по инициативе воспитателя, выполнять замысел педагога в объединения сюжетов игр 2 1 2
4 Тимофей Ш. Не всегда удерживал в памяти установленные в начале игры правила и игровой замысел 2 2 1
5 Лена У. В совместных играх с воспитателем выполняла игровые действия, но в создании игровых замыслов ведущая роль принадлежала воспитателю 2 2 1
6 Даша К. Могла проявлять самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры, однако чаще обращаются к помощи воспитателя 1 1 2
7 Мила Ш. В выборе роли, разработке и осуществлении замысла ведущая роль принадлежала воспитателю и не всегда удерживала в памяти   установленные в начале игры правила уходила от игрового замысла 1 1 1
8 Рома М. Проявлял самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры, однако часто обращался к помощи воспитателя, практически не использовал в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала 2 1 2
9 Артем М. В совместных играх с воспитателем выполнял игровые действия, но не всегда удерживал в памяти установленные в начале игры правила уходят от игрового замысла 2 1 1
10 Юля Б. Иногда участвовала в создании игровых замыслов по инициативе воспитателя, выполняла замысел педагога в объединения сюжетов игр, но в выборе роли, разработке и осуществлении замысла ведущая роль принадлежала воспитателю 2 1 1

В ходе данной диагностики было выявлено, что высокий уровень использованияразнообразия сюжетов игр не был выявлен. Средний уровень составил 30% (3 ребенка). Игры этих детей отличались тем, что они могли участвовать в создании игровых замыслов по инициативе воспитателя, выполняли замысел педагога в объединениях сюжетов игр, но редкоиспользовали постройки из строительного материала разной конструктивной сложности, чаще пользовались готовыми модулями.

Низкий уровень развития игровой деятельности наблюдался у 7 детей (70%). Игровую деятельность этих детей можно охарактеризовать тем, что они могли участвовать в создании игровых замыслов по инициативе воспитателя, выполняли замысел педагога в объединениях сюжетов игр, но редкоиспользовали постройки из строительного материала разной конструктивной сложности, чаще пользовались готовыми модулями.

Анализируя отдельные критерии можно отметить, что средний уровень устойчивости сюжетов игр показали 20 % (Тимофей Ш, Лена У.), низкий уровень составил 80% (8 детей).Комбинирование сюжетов высокий уровень 70% (7 детей), средний уровень составил 30% (3 детей), низкого уровня выявлено не было. Самый высокий результат отмечается в критерии «разнообразие игр», так как детипроявляли самостоятельность в выборе любимых ими игр, хотя в выборе роли, разработке и осуществлении замысла ведущая роль принадлежала воспитателю.

Третье направление диагностики включало беседу с детьми (Методика А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской). В индивидуальной беседе с каждым ребенком детям предлагалось ответить на ряд вопросов для выявления музыкальных предпочтений.

Таблица 4 - Протокол беседы на выявление музыкальных предпочтений детей.

№п/п Фамилия,имя ребенка Вопросы к детям:
Любишь ли ты слушать музыку? Какую музыку ты любишь слушать?  Что ты любишь делать под музыку?  Когда ты слушаешь музыку, тебе хочется во что-нибудь поиграть? Во что ты играешь под музыку? 
1 Кира Г. Да Быструю Танцевать Да Куклы
2 Алина С. Да Быструю Играть Да Рисую
3 Саша В. Да Медленную Играть Да Море волнуется
4 Тимофей Ш. Да Спокойную Рисовать Да В машинки
5 Лена У. Да Быструю Лепить Да Рисую
6 Даша К. Да Медленную Рисовать Да В куклы
7 Мила Ш. Да Медленную Играть Да В танцы
8 Рома М. Да Быструю Танцевать Да В дискотеку
9 Артем М. Да Спокойную Играть Да В машинки
10 Юля Б. Да Быструю Танцевать Да В танцы

Вывод: все дети любят слушать музыку и с положительно относятся к ней во время организации игровой деятельности. В описании своих музыкальных предпочтений большинство детей ориентированы на темп (быструю или медленную), только Артем М. и Тимофей Ш. определили в качестве любимой музыки спокойную. Четыре ребенка предпочитают, чтобы музыка сопровождала их игровую деятельность; трое детей больше любят танцевать во время прослушивания музыкальных произведений. Рома М. соединил сюжет игры с музыкой (под музыку он играет в дискотеку). Только двое детей (Мила Ш., Юля Б.) предпочитают под музыку реализовывать музыкальные виды деятельности – танцевать.

Далее в диагностических целях проводилась игра, задача которой - изучение поведения детей и особенностей их реакции на музыку, выражающихся в адекватных музыке действиях. Детям предлагались послушать произведения С.Прокофьева «Утро», «Прогулка», «Шествие кузнечика», «Пятнашки», «Вечер», «Марш».

Для этого были созданы специальные условия: дети располагались на ковре, в начале прослушивания их внимание обращалось на содержание музыки: какая она, какое настроение она предает, что можно представить под эту музыку? Затем мы предлагали выполнить те действия, к которым побуждала только что прозвучавшая музыка.

Анализ результатов игры осуществляли по следующим критериям:

- эмоциональный отклик ребенка на музыку;

- интерпретация музыкального образа (в словах и действиях);

- способность преобразовать музыкальный сюжет в игровой (сочинить сюжет игры).

Уровни (показатели составлены на основе требований программы «От рождения до школы» [9], образовательная область «Музыка»):

высокий уровень развитий умений - 3 балла;

средний -2 балла;

низкий -1 балл.

Высокий – ребенок эмоционально реагирует на музыкальные произведения, определяет их характер, сосредоточенно дослушивает музыку до конца. Может рассказать, о чем рассказала ему музыка, в двигательных импровизациях присутствует выразительность, согласованность движений, эмоциональная окраска импровизации, выражающаяся в мимике и жестах. Ребенок самостоятельно может создавать игровые замыслы, подбирать атрибуты для двигательной импровизации.

Средний – ребенок эмоционально реагирует на музыкальные произведения, может определить их характер, однако во время прослушивания отвлекается, часто не дослушивая музыкальное произведение до конца. Может рассказать, о чем рассказала ему музыка, однако в двигательных импровизациях часто увлекается самим процессом придумывания, не обращая внимания на выразительность движений и мимику. Ребенок затрудняется в создании игрового сюжета и не использует атрибутов для создания двигательной импровизации.

Низкий – ребенок затрудняется в определении характера музыкальных произведений, не сразу эмоционально реагирует на них, во время прослушивания быстро отвлекается и не дослушивает произведение до конца. Рассказ о содержании музыки достаточно органичен, ребенок испытывает затруднения в придумывании движений, которые часто невыразительны и однотипны. Ребенок часто копирует игровой сюжет, придуманный другими детьми, больше ориентируясь на внешние проявления (копирует движения, не понимая смысла).

Таблица 5 - Результаты изучения поведения детей и особенностей их реакции на музыку

№ п/п Фамилия,имя ребенка Развитость умений сюжетосложения дошкольников
Эмоциональный отклик ребенка на музыку Интерпретация музыкального образа (в словах и действиях) Способность преобразовать музыкальный сюжет в игровой (сочинить сюжет игры)
1 Кира Г. 2 2 1
2 Алина С. 2 1 2
3 Саша В. 2 1 2
4 Тимофей Ш. 1 2 1
5 Лена У. 2 2 1
6 Даша К. 2 1 2
7 Мила Ш. 1 2 1
8 Рома М. 2 1 2
9 Артем М. 1 2 1
10 Юля Б. 2 1 2

Вывод: наибольшие трудности у детей вызвали интерпретация музыкальных образов и их преобразование в игровой сюжет. Это может быть связано с недостаточной работой в группе педагога по организации восприятия музыки как вида музыкальной деятельности: в соответствии с методикой проведения (предварительный настрой на восприятие, разнообразные методы и приемы организации обсуждения музыкальных произведений: рисование сюжетов, танцевальные импровизации, оркестровка, обыгрывание сюжетов и т.д.).

Список использованных источников:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М.: Просвещение, 1999. -235с.
  2. Волосовец Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: практ. пособие для педагогов и воспитателей. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 232 с.
  3. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 1 - М.: Просвещение, 1982. – 283 с.
  4. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.
  5. Игра дошкольника / под. ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2000. - 286с.
  6. Кулагина И. Ю. Полный жизненный цикл развития человека - М.: Сфера, 2001. - 464с.
  7. Метлов Н.А. Музыка – детям. – М.: 2005. - 102с.
  8. Михайленко Н. Я. Как играть с ребенком. - М.: Просвещение, 2001. -136с.
  9. От рождения до школы.: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд. испр. и доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001. – 336 с.
  10. Радынова О. П. Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. - М.: Просвещение, 1999. - 160с.
  11. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. сред. проф. образования / О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская. – М.: Академия, 2012. - 256 с.

Полную версию работы можно скачать здесь.

0 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность



Вход на сайт


Комментарии

  • Анжела
    Игра "Цветик-разноцв етик"

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Лариса Геннадьевна! Понравилось, что на занятие использовали интересный речевой и дидактический ...

    Подробнее...

     
  • Анна
    Лариса Геннадьевна, здравствуйте! Спасибо за интереснейшее занятие!!! Как я понимаю, Вы используете в ...

    Подробнее...

     
  • Грануш
    hranush1971@mail.ru

    Подробнее...

     
  • ольга урванцева
    Очень понравилась презентация.

    Подробнее...

Добавить статью на сайт