Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Вологодское кружево»

Цель: познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством кружевоплетения - Вологодское кружево.

Задачи:

Образовательные: знакомить детей с народным промыслом – вологодским кружевом, знакомство с новой техникой рисования- гравюра.

Развивающие: развивать творческий вымысел, самостоятельность в составлении композиции из знакомых элементов. Активизировать и обогащать словарь детей новыми словами (названия орудий труда кружевницы; элементы кружева и др.)

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за Россию, которая славится старинными промыслами и обычаями. Поддерживать у детей интерес к традициям России, уважения к людям, прославившим родной край своим мастерством. Воспитывать любовь к культуре русского народа, уважение к труду кружевниц.

Мотивация: Мне на почту пришло письмо.

Детская цель: попробовать создать свои кружева техникой гравюра.

Методы и приемы:

Наглядные: кружева, презентация, кроссенс.

Словесные: беседа о истории кружев, инструкция по созданию кружев

Практические: создание кружева

Игровые: физминутка «быстро встаньте», игра «Мой адрес», гимнастика для глаз.

Рефлексия: выставка поделок

 

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, сегодня на улице морозно, а в нашей группе тепло, светло и весело. А тепло нам от ваших улыбок. От улыбок гостей, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте будем чаще улыбаться друг другу, повернёмся к гостям, поздороваемся и подарим им свои улыбки и радостное настроение.

Сегодня утром ко мне на почту пришло вот такое письмо (слайд 1) написано из Вологды, и в 13 группу. Но адрес не точный. Давайте вместе вспомним точный адрес.

Игра «Мой адрес»

Воспитатель: Галактика

Дети: Млечный путь

Воспитатель: Система

Дети: Солнечная

Воспитатель: Планета

Дети: Земля

Воспитатель: Континент

Дети: Евразия

Воспитатель: Страна

Дети: Россия

Воспитатель: Область

Дети: Вологодская

Воспитатель: Город

Дети: Череповец

Воспитатель: Улица на которой расположен наш садик

Дети: Монтклер

Воспитатель: молодцы.

А в этом конверте шифровка. (Слайд 2.) Что изображено на картинках?

Дети: Морозные узоры, карта Вологодской области, нитки, народные ремесла.

Воспитатель: что объединяет все эти рисунки?

Дети: Кружева.

Воспитатель: да правильно. Кто же их плёл и как? Вы знаете? А вам интересно узнать?

Дети: Да.

(Слайд 4.) Плетут его в городе Вологда, в нашей Вологодской области. Это старинный русский город расположен среди лесов, богатых грибами, ягодами, птицей и зверем. В зимнюю пору все вокруг покрыто пушистым снегом. Мороз сковывал реки льдом, украшал тонким белым узором окна домов. Местные жители в это время брались за всякие работы: вырезали из дерева, плели из бересты, ткали холст, а потом стали плести кружево. Вологда издавна была одним из крупнейших центров кружевоплетения. Слава о нем идет по всей России и за ее пределами.

Как вы думаете, что обозначает слово «кружево»? 

Дети: варианты ответа

Воспитатель: (слайд 5-6) Слово «кружево» обозначает окружать, оплетать.

Кружевоплетение, как один из видов рукоделия было известно на Руси давно. Им занимались почти все женщины – богатые и бедные. А какое оборудование нужно для плетения кружев?

(Слайд 7 Для плетения кружева используют подушку, которая туго набита сеном, соломой или шерстью; подставку на которую кладут подушку; коклюшки – деревянные палочки на которые намотаны нитки; (слайд 8) сколок – рисунок кружева на бумаге; булавки для закрепления кружева на подушке; нитки, используют белые льняные; вязальный крючок, предназначенный для соединения деталей кружев. Ловко перебирая пальцами коклюшки,

(Слайд 9) кружевница (та кто плетет кружева), ( слайд 10) переплетает нити и в нужном месте узора закрепляет их булавкой.

Кто запомнил. Как называются инструменты для плетения кружева?

Дети: подушка, коклюшки – деревянные палочки

Воспитатель: А как называется девушка, которая плела кружева?

Дети: кружевница.

Воспитатель: молодцы.

А теперь давайте отдохнем.

Физминутка «Быстро встаньте». 
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Воспитатель: Молодцы присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим как создаются кружева.

Видео «Как рождается вологодское кружево».

(Слайды 11.)

Воспитатель: А теперь дадим отдохнуть глазам

«Гимнастика для глаз»

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Воспитатель: Ой, смотрите, тут ещё какое-то письмо, я его и не заметила. Давайте прочитаем его.

Письмо:

«Здравствуйте ребята, пишет вам Вологодская кружевница. Обращаюсь к вам с огромной просьбой. Я готовлю кружева на ярмарку, ярмарка скоро, а работы еще много. (Слайд 12-15.) Воротники, салфетки успела сплести, а вот скатерть – не успеваю. Не поможете ли мне? Вместе дело спорится, а врозь-хоть брось. Если вы готовы помочь, то жду от вас кружева ко вторнику» (Вологодская кружевница)».

Ну что, ребята, вы готовы помочь кружевнице?

Дети: Да

Воспитатель: Ребятки, а какой у нас сегодня день недели?

Дети: Вторник.

Воспитатель: А какой день недели был вчера?

Дети: Понедельник.

Воспитатель: А какой будет завтра?

Дети: Среда.

Воспитатель: А к какому дню необходимо сделать кружева?

Дети: Вторник.

Воспитатель: значит, ждёт она кружева именно сегодня.

Посмотрите на кружево, мы будем делать такое с помощью техники гравюры. С помощью палочки. От куда начинается узор.

Дети: Центра.

Воспитатель: А какие элементы можно использовать при создании кружева?

Игра «Узоры»

Воспитатель: нарисуем в воздухе кружевной узор.

(Точка, круг, завиток, листок, лепесток, волнистая линия, сетка, цветок -дети рисуют в воздухе пальцем.)

Какие кружевные узоры мы рисовали?

Дети: круги, цветочки, линии.

Воспитатель: присаживаемся на свои места. Узор может быть повторяющимся.

А теперь попробуем сами сделать свое кружево, методом гравюры. Палочкой рисуем на листочке.

Рефлексия:

Воспитатель: ой, мастера вы мои молодые, помощники мои золотые, притомились, устали, зато какую работу проделали. Кружева получились аккуратные, красивые, разнообразные. Посмотрите, здесь и волнистые линии, и зигзаги, и точки, и кружочки. (Анализ работы детьми.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по физическому развитию для детей первой младшей группы…

Конспект НОД по физическому развитию для детей первой младшей группы «Радуга» «Прогулка зайцев в зимнем лесу» Интеграция образовательных областей: физическое развитие; речевое развитие; познавательное развитие. Задачи: Упражнять детей в прыжках...

Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так…

Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так важен Мое поколение, это поколение 70-х. В 70-е годы ХХ века происходит...

Хрестоматия «Куклы-обереги»

Хрестоматия «Куклы-обереги» Введение: Одним из интереснейших направлений народного творчества, безусловно, является тряпичная кукла. Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Они являлись символами...

Читайте также

Проект «Святки-Колядки»

Проект «Святки-Колядки»

Творческий проект

Творческий проект Содержание видов детской деятельности по образовательным областям   Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Совместная деятельность 1. Опытно – экспериментальная деятельность «Снег чистый...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе Цель: развитие познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство со свойствами...