Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Вологодское кружево»

Цель: познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством кружевоплетения - Вологодское кружево.

Задачи:

Образовательные: знакомить детей с народным промыслом – вологодским кружевом, знакомство с новой техникой рисования- гравюра.

Развивающие: развивать творческий вымысел, самостоятельность в составлении композиции из знакомых элементов. Активизировать и обогащать словарь детей новыми словами (названия орудий труда кружевницы; элементы кружева и др.)

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за Россию, которая славится старинными промыслами и обычаями. Поддерживать у детей интерес к традициям России, уважения к людям, прославившим родной край своим мастерством. Воспитывать любовь к культуре русского народа, уважение к труду кружевниц.

Мотивация: Мне на почту пришло письмо.

Детская цель: попробовать создать свои кружева техникой гравюра.

Методы и приемы:

Наглядные: кружева, презентация, кроссенс.

Словесные: беседа о истории кружев, инструкция по созданию кружев

Практические: создание кружева

Игровые: физминутка «быстро встаньте», игра «Мой адрес», гимнастика для глаз.

Рефлексия: выставка поделок

 

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, сегодня на улице морозно, а в нашей группе тепло, светло и весело. А тепло нам от ваших улыбок. От улыбок гостей, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте будем чаще улыбаться друг другу, повернёмся к гостям, поздороваемся и подарим им свои улыбки и радостное настроение.

Сегодня утром ко мне на почту пришло вот такое письмо (слайд 1) написано из Вологды, и в 13 группу. Но адрес не точный. Давайте вместе вспомним точный адрес.

Игра «Мой адрес»

Воспитатель: Галактика

Дети: Млечный путь

Воспитатель: Система

Дети: Солнечная

Воспитатель: Планета

Дети: Земля

Воспитатель: Континент

Дети: Евразия

Воспитатель: Страна

Дети: Россия

Воспитатель: Область

Дети: Вологодская

Воспитатель: Город

Дети: Череповец

Воспитатель: Улица на которой расположен наш садик

Дети: Монтклер

Воспитатель: молодцы.

А в этом конверте шифровка. (Слайд 2.) Что изображено на картинках?

Дети: Морозные узоры, карта Вологодской области, нитки, народные ремесла.

Воспитатель: что объединяет все эти рисунки?

Дети: Кружева.

Воспитатель: да правильно. Кто же их плёл и как? Вы знаете? А вам интересно узнать?

Дети: Да.

(Слайд 4.) Плетут его в городе Вологда, в нашей Вологодской области. Это старинный русский город расположен среди лесов, богатых грибами, ягодами, птицей и зверем. В зимнюю пору все вокруг покрыто пушистым снегом. Мороз сковывал реки льдом, украшал тонким белым узором окна домов. Местные жители в это время брались за всякие работы: вырезали из дерева, плели из бересты, ткали холст, а потом стали плести кружево. Вологда издавна была одним из крупнейших центров кружевоплетения. Слава о нем идет по всей России и за ее пределами.

Как вы думаете, что обозначает слово «кружево»? 

Дети: варианты ответа

Воспитатель: (слайд 5-6) Слово «кружево» обозначает окружать, оплетать.

Кружевоплетение, как один из видов рукоделия было известно на Руси давно. Им занимались почти все женщины – богатые и бедные. А какое оборудование нужно для плетения кружев?

(Слайд 7 Для плетения кружева используют подушку, которая туго набита сеном, соломой или шерстью; подставку на которую кладут подушку; коклюшки – деревянные палочки на которые намотаны нитки; (слайд 8) сколок – рисунок кружева на бумаге; булавки для закрепления кружева на подушке; нитки, используют белые льняные; вязальный крючок, предназначенный для соединения деталей кружев. Ловко перебирая пальцами коклюшки,

(Слайд 9) кружевница (та кто плетет кружева), ( слайд 10) переплетает нити и в нужном месте узора закрепляет их булавкой.

Кто запомнил. Как называются инструменты для плетения кружева?

Дети: подушка, коклюшки – деревянные палочки

Воспитатель: А как называется девушка, которая плела кружева?

Дети: кружевница.

Воспитатель: молодцы.

А теперь давайте отдохнем.

Физминутка «Быстро встаньте». 
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Воспитатель: Молодцы присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим как создаются кружева.

Видео «Как рождается вологодское кружево».

(Слайды 11.)

Воспитатель: А теперь дадим отдохнуть глазам

«Гимнастика для глаз»

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Воспитатель: Ой, смотрите, тут ещё какое-то письмо, я его и не заметила. Давайте прочитаем его.

Письмо:

«Здравствуйте ребята, пишет вам Вологодская кружевница. Обращаюсь к вам с огромной просьбой. Я готовлю кружева на ярмарку, ярмарка скоро, а работы еще много. (Слайд 12-15.) Воротники, салфетки успела сплести, а вот скатерть – не успеваю. Не поможете ли мне? Вместе дело спорится, а врозь-хоть брось. Если вы готовы помочь, то жду от вас кружева ко вторнику» (Вологодская кружевница)».

Ну что, ребята, вы готовы помочь кружевнице?

Дети: Да

Воспитатель: Ребятки, а какой у нас сегодня день недели?

Дети: Вторник.

Воспитатель: А какой день недели был вчера?

Дети: Понедельник.

Воспитатель: А какой будет завтра?

Дети: Среда.

Воспитатель: А к какому дню необходимо сделать кружева?

Дети: Вторник.

Воспитатель: значит, ждёт она кружева именно сегодня.

Посмотрите на кружево, мы будем делать такое с помощью техники гравюры. С помощью палочки. От куда начинается узор.

Дети: Центра.

Воспитатель: А какие элементы можно использовать при создании кружева?

Игра «Узоры»

Воспитатель: нарисуем в воздухе кружевной узор.

(Точка, круг, завиток, листок, лепесток, волнистая линия, сетка, цветок -дети рисуют в воздухе пальцем.)

Какие кружевные узоры мы рисовали?

Дети: круги, цветочки, линии.

Воспитатель: присаживаемся на свои места. Узор может быть повторяющимся.

А теперь попробуем сами сделать свое кружево, методом гравюры. Палочкой рисуем на листочке.

Рефлексия:

Воспитатель: ой, мастера вы мои молодые, помощники мои золотые, притомились, устали, зато какую работу проделали. Кружева получились аккуратные, красивые, разнообразные. Посмотрите, здесь и волнистые линии, и зигзаги, и точки, и кружочки. (Анализ работы детьми.)



Новые публикации

Конспект открытого занятия по пожарной безопасности в средней группе «Путешествие…

Конспект открытого занятия по пожарной безопасности в средней группе «Путешествие по стране безопасности!» Цель: Закрепить знания о правилах пожарной безопасности. Задачи: 1. Формировать...

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Цель: Создание у детей доброго, позитивного настроения в процессе сказочного путешествия в дружеской и...

Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений…

Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Сведения об авторе Иванова Ираида Леонидовна – воспитатель; образование...

Читайте также

Спортивный досуг «Город подвижных игр»

Спортивный досуг «Город подвижных игр» Средняя группа Ход мероприятия: Ведущая: - Ребята, я знаю, что вы все любите играть. Игры всегда поднимают настроение, уберегают...

Сценарий выступления детей в честь годовщины победы великой Советской армии…

Сценарий выступления детей в честь годовщины победы великой Советской армии над фашистской Германией Звучит музыка из кинофильма «Офицеры» - «От героев...

Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так…

Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так важен Мое поколение, это поколение 70-х. В 70-е годы ХХ века происходит...

Читайте также

Конспект развлечения в подготовительных группах посвящённое 23 февраля на тему:…

Конспект развлечения в подготовительных группах посвящённое 23 февраля на тему: «Армейская академия» Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, технология обеспечения социально-психологического благополучия, коллективный способ...

Краткосрочный проект в подготовительной группе. Тема: «Зимующие птицы»

Краткосрочный проект в подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный, 1 месяц (декабрь) Участники: воспитатели, родители, дети подготовительной группы «Ромашка». ...

Фольклорное развлечение для старших дошкольников «Масленица широкая»

Фольклорное развлечение для старших дошкольников «Масленица широкая» Скоморох и ведущая (в русском народном костюме) встречают детей перед входом в зал. Скоморох Яшка: Здравствуйте...





В блогах

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники рисования в группе раннего возраста Тема: «Зернышки для…

Образовательная область -Художественно-эстетическое развитие. Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционными методами рисования  (пальчиками); – продолжать знакомить с основными цветами (желтый); формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Задачи: Обучающие: учить рисовать пальчиками, продолжать знакомить с основными цветами Развивающие: развивать умение...

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники рисования в группе раннего возраста Тема: «Праздничная елочка»

Цель: Вызвать интерес к рисованию праздничной елочки. Образовательные задачи: учить вести кисть по ворсу, закрашивая готовое изображение полностью, не оставляя белых пятен. Учить аккуратно, пользоваться краской и поролоном. Развивающие задачи: продолжать освоение цвета и формы, как средств образной выразительности. Формировать...

Конспект занятия по рисованию в группе детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники — рисования…

Цели: Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования ладошкой. Задачи: Уточнять знания о солнышке ; Продолжать учить детей вести беседу, развивать речь;  Развивать эстетические чувства и любовь к окружающей природе; Упражнять в технике рисования гуашевыми красками. Предварительная работа: Наблюдения за солнышком во время прогулок. Рассказывание...

« Моя родная станица Старощербиновская».

Цель: Формирование патриотических чувств и гражданской принадлежности к своей малой Родине. Закрепить знания детей о родной станице, её истории. Задачи: -обобщать и закреплять представления детей о родной станице   (её прошлом, настоящем)  через выполнение заданий; - развивать логическое мышление, память, внимание...