Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Вологодское кружево»
Цель: познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством кружевоплетения - Вологодское кружево.
Задачи:
Образовательные: знакомить детей с народным промыслом – вологодским кружевом, знакомство с новой техникой рисования- гравюра.
Развивающие: развивать творческий вымысел, самостоятельность в составлении композиции из знакомых элементов. Активизировать и обогащать словарь детей новыми словами (названия орудий труда кружевницы; элементы кружева и др.)
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за Россию, которая славится старинными промыслами и обычаями. Поддерживать у детей интерес к традициям России, уважения к людям, прославившим родной край своим мастерством. Воспитывать любовь к культуре русского народа, уважение к труду кружевниц.
Мотивация: Мне на почту пришло письмо.
Детская цель: попробовать создать свои кружева техникой гравюра.
Методы и приемы:
Наглядные: кружева, презентация, кроссенс.
Словесные: беседа о истории кружев, инструкция по созданию кружев
Практические: создание кружева
Игровые: физминутка «быстро встаньте», игра «Мой адрес», гимнастика для глаз.
Рефлексия: выставка поделок
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, сегодня на улице морозно, а в нашей группе тепло, светло и весело. А тепло нам от ваших улыбок. От улыбок гостей, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте будем чаще улыбаться друг другу, повернёмся к гостям, поздороваемся и подарим им свои улыбки и радостное настроение.
Сегодня утром ко мне на почту пришло вот такое письмо (слайд 1) написано из Вологды, и в 13 группу. Но адрес не точный. Давайте вместе вспомним точный адрес.
Игра «Мой адрес»
Воспитатель: Галактика
Дети: Млечный путь
Воспитатель: Система
Дети: Солнечная
Воспитатель: Планета
Дети: Земля
Воспитатель: Континент
Дети: Евразия
Воспитатель: Страна
Дети: Россия
Воспитатель: Область
Дети: Вологодская
Воспитатель: Город
Дети: Череповец
Воспитатель: Улица на которой расположен наш садик
Дети: Монтклер
Воспитатель: молодцы.
А в этом конверте шифровка. (Слайд 2.) Что изображено на картинках?
Дети: Морозные узоры, карта Вологодской области, нитки, народные ремесла.
Воспитатель: что объединяет все эти рисунки?
Дети: Кружева.
Воспитатель: да правильно. Кто же их плёл и как? Вы знаете? А вам интересно узнать?
Дети: Да.
(Слайд 4.) Плетут его в городе Вологда, в нашей Вологодской области. Это старинный русский город расположен среди лесов, богатых грибами, ягодами, птицей и зверем. В зимнюю пору все вокруг покрыто пушистым снегом. Мороз сковывал реки льдом, украшал тонким белым узором окна домов. Местные жители в это время брались за всякие работы: вырезали из дерева, плели из бересты, ткали холст, а потом стали плести кружево. Вологда издавна была одним из крупнейших центров кружевоплетения. Слава о нем идет по всей России и за ее пределами.
Как вы думаете, что обозначает слово «кружево»?
Дети: варианты ответа
Воспитатель: (слайд 5-6) Слово «кружево» обозначает окружать, оплетать.
Кружевоплетение, как один из видов рукоделия было известно на Руси давно. Им занимались почти все женщины – богатые и бедные. А какое оборудование нужно для плетения кружев?
(Слайд 7 Для плетения кружева используют подушку, которая туго набита сеном, соломой или шерстью; подставку на которую кладут подушку; коклюшки – деревянные палочки на которые намотаны нитки; (слайд 8) сколок – рисунок кружева на бумаге; булавки для закрепления кружева на подушке; нитки, используют белые льняные; вязальный крючок, предназначенный для соединения деталей кружев. Ловко перебирая пальцами коклюшки,
(Слайд 9) кружевница (та кто плетет кружева), ( слайд 10) переплетает нити и в нужном месте узора закрепляет их булавкой.
Кто запомнил. Как называются инструменты для плетения кружева?
Дети: подушка, коклюшки – деревянные палочки
Воспитатель: А как называется девушка, которая плела кружева?
Дети: кружевница.
Воспитатель: молодцы.
А теперь давайте отдохнем.
Физминутка «Быстро встаньте».
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Воспитатель: Молодцы присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим как создаются кружева.
Видео «Как рождается вологодское кружево».
(Слайды 11.)
Воспитатель: А теперь дадим отдохнуть глазам
«Гимнастика для глаз»
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Воспитатель: Ой, смотрите, тут ещё какое-то письмо, я его и не заметила. Давайте прочитаем его.
Письмо:
«Здравствуйте ребята, пишет вам Вологодская кружевница. Обращаюсь к вам с огромной просьбой. Я готовлю кружева на ярмарку, ярмарка скоро, а работы еще много. (Слайд 12-15.) Воротники, салфетки успела сплести, а вот скатерть – не успеваю. Не поможете ли мне? Вместе дело спорится, а врозь-хоть брось. Если вы готовы помочь, то жду от вас кружева ко вторнику» (Вологодская кружевница)».
Ну что, ребята, вы готовы помочь кружевнице?
Дети: Да
Воспитатель: Ребятки, а какой у нас сегодня день недели?
Дети: Вторник.
Воспитатель: А какой день недели был вчера?
Дети: Понедельник.
Воспитатель: А какой будет завтра?
Дети: Среда.
Воспитатель: А к какому дню необходимо сделать кружева?
Дети: Вторник.
Воспитатель: значит, ждёт она кружева именно сегодня.
Посмотрите на кружево, мы будем делать такое с помощью техники гравюры. С помощью палочки. От куда начинается узор.
Дети: Центра.
Воспитатель: А какие элементы можно использовать при создании кружева?
Игра «Узоры»
Воспитатель: нарисуем в воздухе кружевной узор.
(Точка, круг, завиток, листок, лепесток, волнистая линия, сетка, цветок -дети рисуют в воздухе пальцем.)
Какие кружевные узоры мы рисовали?
Дети: круги, цветочки, линии.
Воспитатель: присаживаемся на свои места. Узор может быть повторяющимся.
А теперь попробуем сами сделать свое кружево, методом гравюры. Палочкой рисуем на листочке.
Рефлексия:
Воспитатель: ой, мастера вы мои молодые, помощники мои золотые, притомились, устали, зато какую работу проделали. Кружева получились аккуратные, красивые, разнообразные. Посмотрите, здесь и волнистые линии, и зигзаги, и точки, и кружочки. (Анализ работы детьми.)
Читайте также |
---|
Спортивный досуг «Город подвижных игр»
Спортивный досуг «Город подвижных игр» Средняя группа Ход мероприятия: Ведущая: - Ребята, я знаю, что вы все любите играть. Игры всегда поднимают настроение, уберегают...
Сценарий выступления детей в честь годовщины победы великой Советской армии…
Сценарий выступления детей в честь годовщины победы великой Советской армии над фашистской Германией Звучит музыка из кинофильма «Офицеры» - «От героев...
Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так…
Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так важен Мое поколение, это поколение 70-х. В 70-е годы ХХ века происходит...