Использование техники оригами в познавательно-речевом развитии детей 5-6 лет в условиях реализации федеральных государственных требований и федерального государственного образовательного стандарта

Требования и задачи развития у детей дошкольного и начального общего образования конструктивных, творческих способностей, овладения основами пространственного воображения, использования знаково-символических средств представления информации отражены в Федеральных государственных требованиях и Федеральном государственном образовательном стандарте. Многими педагогами и психологами подчеркивается, что эффективным средством реализации данных проблемы у детей может стать овладение японской техникой оригами. Совершенствуя и координируя различные движения пальцев и кистей обеих рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе на развитие речи. Занятия оригами гармонизирует работу полушарий мозга и помогают развитию творческих задатков у ребенка. Эта техника знакомит детей с основными геометрическими понятиями, способствует развитию глазомера и обогащению словаря специальными терминами. Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих детей и в школе. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлеченно изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.

Я заметила, что детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся техникой оригами, отличает богатая фантазия и воображение, хорошо развитое конструктивное мышление, активное стремление к созидательной деятельности, художественный вкус.     Учитывая актуальность вышеназванной проблемы, я поставила перед собой цель работы: «Создание условий для познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возрасти средством техники оригами».

На первом этапе нами была изучена методическая литература и обобщён опыт работы по обучению детей дошкольного возраста технике оригами. На основе этого нами было разработано тематическое планирование и система занятий кружка «Совёнок» по развитию конструктивных способностей детей 5-6 лет на основе техники оригами, которое впоследствии дополнялось и совершенствовалось. Занятия кружка проходят 2 раза в неделю. Курс обучения длится с сентября по май включительно. Продолжительность занятий 25-30 минут.

Для достижения поставленной нами цели решались следующие задачи:

1. Развивать способность анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, схемам, формировать умение действовать в соответствии со словесными инструкциями.

2. Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, вызывать желание довести дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Приобщать детей к мировой культуре. Формировать эстетический вкус.

В план программу я включила три раздела:

- работа с бумагой.

- развивающие игры.

- логические задачи.

Следует отметить, что большое значение в работе с воспитанниками кружка имело использование игровых моментов на занятиях («Сделаем ракету и отправимся в космическое путешествие»; «Оживим аквариум», «Смастерим кормушку для птиц» и др.). Развивающие игры «Дорога к дому», «Сделай фигуру», «Мост через реку», «Твой любимый цветок» и логические задачи позволяли нам на протяжении всего занятия активизировать внимание детей.

Огромную помощь в освоении техники оригами оказали операционные карты, которые мы разработали на основе методических рекомендаций С. Мусиенко и Г. Бутылкиной . В них наглядно давались инструкции изготовления поделок, а дети учились самостоятельно работать по схемам на доске, овладевали основами алгоритмического мышления. Занятия в кружке позволили эффективно решать проблему подготовки руки к письму.

В процессе работы мы убедились, что систематические занятия техникой оригами положительно влияют на психическое состояние ребенка-дошкольника, приводя его в здоровое равновесие. У наших воспитанников стала снижаться тревожность и повышенная возбудимость, что позволяло им легче адаптироваться к различным ситуациям общения. Дети активно проявляли себя на занятиях по математике, конструированию и развитию речи, постоянно участвовали в ярмарках и выставках «Водные обитатели», «Овощи и фрукты - самые витаминные продукты!», «Ёлочка-красавица», «На лесной опушке зимой», «На весеннем лугу».

Воспитанниками кружка были поставлены сказки с использованием игрушек-поделок из бумаги: «Лягушонок Леонид» и «Сказка про цыпленка, который не умеет дружить», которые они с успехом показали своим сверстникам и родителям.

В процессе преемственности дошкольного и начального общего образования необходимо создавать условия для освоения детьми навыков сбора, обработки, анализа и передачи информации. Поэтому в деятельности кружка «Совёнок» мы применяли информационные компьютерные технологии (Материалы мультимедийных дисков, интернет – материалы). Нами были подготовлены презентации «История оригами», «Бумажная сказка», «Подарки своими руками». Данная деятельность позволила:

- расширить кругозор детей;

- повысить их мотивацию к занятиям;

- создать положительное эмоциональное состояние в процессе занятий.

Анализ работы кружка «Совёнок» показал, что систематическое, интегрированное использование техники оригами в образовательной деятельности детского сада позволяет расширять кругозор детей 5-6 лет, развивать мелкую моторику рук, коммуникативные навыки, конструктивные, творческие способности и тем самым является эффективным средством познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста.

Литература:

1. Васина, Н.С. Бумажная симфония/ надежда Васина. - М.: Айрис-пресс, 2010.-128с.-(Внимание: дети!)

2. Мусиенко, С.И. Оригами в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада /Светлана Мусиенко, Галина Бутылкина.- М.: Обруч, 2010.-96с.: ил.

3. Соколова С. Сказки из бумаги / обложка художника Н. Обедковой.- СПб: ЗАО « Валери СПб», 1998.-224с., ил. (Серия: «Учить и воспитывать, развлекая».)

4. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. - М. : РИПОЛ классик: ДОМ. ХХI век, 2011.-154с.-(Учимся играючи).

5. Сборник «100 игрушек из бумаги», рекомендованный специалистами в качестве пособия по развитию и совершенствованию тонкой ручной моторики у детей. 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия по аппликации в технике обрывной мозаики в…

Конспект открытого занятия по аппликации в технике обрывной мозаики в средней группе на тему «Золотая осень» Цель: Освоение техники обрывной аппликации (разрывание...

Сценарий досугового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в…

Сценарий досугового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в цветочный мир» Данное мероприятие будет полезно для педагогов, при проведении праздников и развлечений с...

Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет

Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет План работы. Сроки Формы работы 2017 год Изучить материалы по написанию рабочей программы воспитателя с...

Читайте также

«Перспективный тематический план на месяц» младшая группа

«Перспективный тематический план на месяц» младшая группа

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Вологодское кружево» Цель: познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством...

Эмоциональное выгорание педагогов

Эмоциональное выгорание педагогов Тезисы: В статье рассматривается профессиональная деформация личности педагога – эмоциональное выгорание, автор анализирует причину данного феномена. Результатом процесса...