«О развитии координационных способностей детей 5-7 лет на занятиях спортивными танцами в ДОУ»

Итогом двухлетнего курса занятий спортивными танцами (курс начальной подготовки в условиях ДОУ) является овладение базовыми элементами, создание прочных навыков, которые позволят в дальнейшем успешно осваивать множество других сложных по координации движений. Многолетний опыт работы с детьми 5-7 лет: работа по отбору   и оптимизации программного материала, планирование с учетом двухгодичного алгоритма изучения сложных базовых элементов предполагает использование детьми приобретенных умений и навыков в дальнейших занятиях, во   многих     видах физкультурной и спортивной деятельности.

Этап   отбора   и   начальной   подготовки   по спортивному танцу направлен   на гармоничное развитие всех физических качеств, однако большее внимание   уделяется   развитию   гибкости   и координационных способностей. Без   координации движений   занятия   танцем немыслимы, ее совершенствованию нет предела,   какое бы телодвижение не изучалось. Недооценка   данного физического качества в ходе   обучения   приведет   к   значительным   трудностям   в   дальнейшей работе. У детей улучшение координации и ритмичности движений ведет   к экономичному   выполнению   упражнений   и   элементов,   меньшему утомлению и следовательно, позволяет расширить объем изучаемых, выполняемых движений на занятии. Плотность занятия   увеличивается,   что тренирует общую   выносливость.

Все ошибки в спортивном танце можно разделить на технические и эстетические.

Технические ошибки: те нарушения отдельных элементов, приводящие к явному искажению структуры движения. Техника элемента напрямую зависит от владения телом, координации движений, особенно на этапе изучения.

Эстетические ошибки характеризуются несоответствием выполняемых движений   художественному образу, характеру исполняемой   композиции, в том числе технические недоработки по причине скованности движений (нарушений координации напряжений и расслаблений мышц).

Специфика спортивного танца, как вида спорта такова, что эстетические ошибки – основной   критерий   судейства и отбора спортсменов. Именно поэтому координации движения и ее развитию уделено особое внимание в работе с новичками.

Считается некорректным оценивать   деятельность   детей такого возраста. Поэтому кроме педагогического   наблюдения,   для анализа и внесения изменений   в   процесс   обучения, а также   планирования   индивидуальной   работы, мной   применяется тестирование,   которое   проводится   два   раза   в   год: осенью   и   весной. Физическое развитие детей диагностируется  тремя тестами:  на гибкость, ловкость, выносливость. Оказалось что результат каждого теста напрямую зависит от координации движений ребенка. Кроме показателей развития физических качеств тестируется развитие танцевальных способностей, для объективности по трем направлениям: эстетика движений, чувство ритма, быстрота запоминания движения обозначенная как «двигательная память». Любой   из   данных аспектов оценки танцевальных способностей ребенка   характеризует   развитие координации. Даже не применяя инструменты математической статистики, по протоколам тестирования можно говорить о прямой зависимости развития физических качеств и танцевальных способностей. Слабо развивают свои способности мало посещающие, имеющие отставание психического развития,  дети с элементами девиантного поведения. Очень быстро прогрессируют дети, у которых появилась положительная мотивация, заинтересованность. Пробуждение ее –важное направление совместной работы с родителями.

У детей   дошкольного   возраста   не достаточно развита вторая сигнальная система. Поэтому в этом возрасте важно развивать «слухо-двигательную» реакцию. Занимаясь, они лучше воспринимают зрительную информацию или знакомые образы. В практике   занятий, за два года обучения, дети учатся   выполнять или корректировать свои   действия по распоряжению тренера. Мной во всех занятиях уделяется внимание на развитие этой связи, она очень важна для успешного процесса обучения и раскрытия способностей. Анализируя эту ситуацию, был скорректирован подход к процессу обучения, пересмотрен подбор средств и методов.

Были добавлены упражнения   на ориентацию   в пространстве, которые являются главным средством тренировки, « толчком к осознанию движения». Их   две группы:

а) на ориентацию в пространстве   помещения,

б) на ориентацию   отдельных   частей тела в пространстве.

Их   можно   считать основой   развития   координационных   способностей. Эти упражнения состоят в выполнении знакомых движений из   другого   исходного   положения, в другом помещении, с   движением   по другой траектории, при   другой   организации   занятия, при смене   аккомпанемента. В двухгодичном цикле тренировочного процесса этому   способствует   смена   типа занятия,   вида занятия   и   выступления на утренниках. Для детей этого возраста соблюдение дистанции и интервала при выполнении различных упражнений   тоже   ориентации в пространстве.

Тренировка осмысления устной команды проводится   и   в игровой   форме. Большой популярностью у   детей пользуется   игра   «Не ошибись!». Сначала   дети выполняют команды тренеры по его показу, затем тренер выполняет движения не соответствующие   команде, а   дети   должны выполнить команду   на   слух. Кроме   того, эта игра обучает основным терминам и точности направлений, что   очень важно при развитии ориентации в пространстве. Для этого же применяется повторение движений без зрительного   контроля.

Кроме выше упомянутого дополнения в занятиях, проведенный самоанализ позволил сформулировать следующие выводы:

- развитие координационных способностей, в этом возрасте,   обуславливает и общее физическое развитие;

- успешность развития координации движений зависит от уровня освоения техники основных движений в раннем возрасте, повысить требовательность к точности выполнения упражнений основной гимнастики;

- необходимо перейти от многословности (не переходя на командный стиль) к меньшему количеству указаний, словосочетаний и фраз для выработки связи «слух-действие»;

- придерживаться спортивной (гимнастической) терминологии для тренировки ориентации в пространстве;

- постоянно влиять на мотивацию, повышать эмоциональный фон занятий,проводить работу с родителями.        



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки»  Срок реализации программы 1 год.Возраст детей 5-6 лет. 1. Целевой раздел Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Математические ступеньки»...

План проведения тематической недели «Зимние игры и забавы» в детском…

План проведения тематической недели «Зимние игры и забавы» в детском саду Цель: Создание оптимальных условий для организации двигательной активности и оздоровительной работы с детьми...

Спортивное развлечение «Зимние забавы»

Спортивное развлечение «Зимние забавы» Цель: Формировать у дошкольников стойкий интерес к занятиям физической культурой развивать и совершенствовать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость. Задачи: Прививать любовь...

Читайте также

Инновационная экологическая работа совместно с родителями и педагогами

Инновационная экологическая работа совместно с родителями и педагогами Внедрение ФГОС ДО повышает требования к квалификации педагога, его ответственности, готовности осваивать новые...

Рабочая программа воспитателя средней группы (4-5 года)

Рабочая программа воспитателя средней группы (4-5 года)

План работы по парциальной программе «Развитие творческих способностей у детей…

План работы по парциальной программе «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра» Цель: Развитие...