Логоритмика для дошкольников
(материал для занятий)
Введение.
Издавна движение использовалось в качестве лечебного и профилактического средства. И лечебная физкультура, и кинезитерапия (лечение движением) – предполагают использование разных форм и видов движения, естественных моторных функций человека. В эту же стихию попадает и лечебная ритмика, одним из более узких разделов которой, является логоритмика; она, в свою очередь, состоит из трёх основных компонентов: музыка, движение, речь.
Логоритмика включает в себя такие формы работы, которые способствуют речевому развитию, коррекции дефектов речи: ФФНР, ОНР, заикание, алалия, и сопутствующих ей других дефектов: недоразвитие ряда психомоторных функций, общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координация движений пальцев рук, проблемы с ориентацией в пространстве, дефекты произвольного слухового внимания, эмоциональная неустойчивость. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировки в пространстве; расширять словарь детей; отрабатывать грамматические темы; упражняться в автоматизации звуков; развивать фонематическое восприятие.
Главный принцип работ на логоритмике – активизация одновременно всех видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной. Неотъемлемой целью логоритмики является воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также - представлений об эстетической красоте родной речи.
Методические рекомендации.
Каждому педагогу хочется, чтобы его занятия были для детей праздником, чтобы дети получали удовольствие и с интересом выполняли задания. Автор данного пособия хочет поделиться интересными методами и формами проведения занятий по логоритмике.
Пособие содержит несколько видов сюжетно-игровых занятий, которые у большинства детей вызовут положительные эмоции, а педагогу помогут направить энергию детей в нужное русло. Творческий подход к занятию побуждает детей к выполнению разных форм работы на занятиях логоритмикой (и не только), и тем самым позволяет наиболее эффективно развивать: речь детей, корректировать речевые дефекты, развивать моторику, чувство ритма, темпа и др. Объединение занятий едиными сюжетами способствует большей организованности детей, проведению ассоциативных связей, и вызывает у них интерес к предмету.
Время проведения одного занятия 20-30 минут, и сложно уместить в его рамки множество видов работ на логоритмике. В связи с этим, был разработан особый план проведения занятия, где равномерно распределена эмоциональная и физическая нагрузка, сконцентрированы все необходимые формы работы, выстроена удобная динамика хода занятия и осуществлено логическое обрамление.
Примерный план группового занятия.
1. |
Марш-разминка. |
2мин. |
2. |
Пальчиковая гимнастика и игры. |
5мин. |
3. |
Упражнения для развития АР аппарата, мимики, комплекс дыхательной гимнастики. |
5мин. |
4. |
Общая моторика, музицирование на инструментах, подвижные игры. |
5-10 мин. |
5. |
Комплекс движений на расслабление, итоги занятия. |
2мин. |
6. |
Марш-заключение. |
1 мин. |
Урок №1. «Поможем Снеговику».
Цель: знакомство с основными видами деятельности игровой логоритмикидля детей.
Реквизит: 1 вместительная коробка, игрушка – снеговик или картинка с изображением снеговика, 7 картонных навесных замков, 7 ключей к ним, карточки с изображением кошки или котят, жука, медведя и зайцев. Записка.
Музыкальные инструменты: Бубны по количеству участников.
Сюжет: «Ребята, сегодня к нам на занятие придёт гость – Снеговик! Вот только он почему-то задерживается. Сейчас я посмотрю, может, он уже здесь? Никого нет, вот только коробка какая-то. Что это? Какая-то записка… (читает). Да…. Боюсь, что с нашим Снеговиком случилась беда. Вот записка, а в ней написано, что его заколдовала Колдунья. Она разозлилась, потому что мы её не пригласили, и заколдовала нашего Снеговика! Теперь он здесь, в коробке, под семью замками. Но мы сможем спасти Снеговика, если найдём 7 ключей к этим замкам; а мы это сможем сделать, только - когда выполним 7 заданий. Здесь они все перечислены. Ребята, давайте спасём Снеговика!»
План – схема занятия.
№ |
Вид задания |
Задачи |
Время |
1. |
Марш-разминка. |
Организовать внимание, «разогреться», формировать навыки: ритмичной ходьбы под музыку марша; подскоков – под музыку польки. Учиться реагировать на смену характера музыкальных фрагментов; двигаться синхронно друг с другом. |
2 мин. |
2. |
Слушание музыки. |
Учиться определять характер музыкального фрагмента, его жанровую основу; выделять сильную долю такта хлопками в ладоши, ударами в бубен. |
3 мин. |
3. |
Песенка с движениями. |
Формировать навык координации между словом (пением), движением и музыкой (ритмом). Развивать активность и подвижность пальчиков, кистей рук. |
3 мин. |
4. |
Пальчиковая сказка. |
Развивать активность, подвижность пальчиков. Развивать воображение. |
2 мин. |
5. |
Коррекционная песенка. |
Автоматизация произношения звука «Ж» в слогах, словах (в пении). |
3 мин. |
6. |
Музыкально-ритмическая групповая игра. |
Учиться отражать жанровые особенности музыкальных фрагментов в движении; выразительно передавать образ. |
3 мин. |
7. |
Дыхательная гимнастика. |
Формировать навыки правильного дыхания, сочетать их с произнесением гласных «А», «О», «Э», «И», «У» и выполнением гимнастических элементов. |
2 мин. |
8. |
Марш-заключение. |
Придать целостность занятию. |
2 мин. |
Предлагаемый музыкальный материал:
«Детский марш», С.Прокофьев; «Итальянская полька», С.Рахманинов, (либо «Детская полька», М.Глинка);
Мелодия народной песни «Ах вы, сени»;
«Котятки», О.Салдина;
«Жук», Е.Макшанцева;
«Заинька, поскачи», русская народная песня; «Медведь», В.Ребиков;
«Ноктюрн В-dur», Ж.Филд;
Сюжет: «Вот и выполнили мы все задания. Какие молодцы! Что вам больше всего понравилось? (Выслушать ответы детей.) А теперь давайте откроем замки! (Открываем; достаём Снеговика, но он молчит). Наверное, он так испугался, что растает в тепле; устал сидеть взаперти - так, что не может говорить. Давайте с ним попрощаемся, и он пойдёт на улицу, на мороз. До свиданья!»
Урок №2. «Путешествие в страну весёлых музыкальных инструментов».
Цель: закрепление названий музыкальных инструментов и способов звукоизвлечения на них; в игровой форме провести основные виды деятельности логоритмики для детей младшего возраста.
Реквизит: Карточки с изображением музыкальных инструментов – бубна, барабана, гудка. Эти же музыкальные инструменты - по количеству детей в группе.
Сюжет: «Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие! Как вы думаете, куда? В одну волшебную страну – Страну Весёлых Музыкальных инструментов. Пойдёмте скорее, нас давно уже ждут в гости…» Далее дети подходят к «домикам» инструментов, рассматривают картинки, слушают рассказы об этих инструментах; затем предлагается показать «хозяевам»- инструментам «сюрприз»: выполнить музыкально-ритмическое задание с использованием на практике этих инструментов. Например, подойдя к «домику бубнов», дети поют песенку и играют на бубнах, и т.д.
План - схема занятия.
№ |
Вид задания - (сюжет). |
Задачи. |
Время. |
1. |
Марш-разминка. (дети идут в волшебную страну, чтобы им не было скучно, - они выполняют задания: поднять руки, идти на носочках, на пяточках и т.д.) |
Организовать внимание, «разогреться», формировать навыки: ритмичной ходьбы под музыку марша; подскоков – под музыку польки. Учиться реагировать на смену характера музыкальных фрагментов; двигаться синхронно друг с другом. |
3мин. |
2. |
Слушание музыки. (дети приходят в домик к бубнам; отражают ритм музыки – «помогают».) |
Учиться определять характер музыкального фрагмента, его жанровую основу; выделять сильную долю такта хлопками в ладоши, ударами в бубен. |
2 мин. |
3. |
Танец с бубнами. (предложить детям показать сюрприз для жителей дома бубнов) |
Отражать ритм музыки в движении. |
5 мин. |
4. |
Песенка-показ. (эта песенка - сюрприз для барабанов.) |
Отражать ритм музыки в движении, подпевать мелодию педагогу.
|
3 мин. |
5. |
Музыкально-ритмическая групповая игра с гудочками. (придя в дом к гудочкам, - предлагается с ними поиграть, используя игру на них же.) |
Учиться отражать жанровые особенности музыкальных фрагментов в движении; чувствовать форму произведения и отражать её понимание в чередовании игры на инструменте и молчанием. |
3 мин. |
6. |
Дыхательная гимнастика. (всем пора отправляться назад, нужно присесть, отдохнуть на дорожку.) |
Формировать навыки правильного дыхания, сочетать их с произнесением звуков, слогов, слов. |
2 мин. |
7. |
Марш-заключение. (дети отправляются назад…) |
Придать целостность занятию. |
2 мин. |
Предлагаемый музыкальный материал:
1. «Детский марш», С.Прокофьев; «Итальянская полька», С.Рахманинов или «Полька» М.Глинки;
2. «Марш» As-dur, Ф.Шуберт;
3. «Полька» D-dur, Л.Кёлер;
4. «Барабанщик», О.Салдина;
5. «Заинька, поскачи», русская народная песня;
6. «Медведь», В.Ребиков;
7. «Ноктюрн В-dur», Ж.Филд;
Сюжет: «Ребята, вам понравилось путешествие? А что понравилось больше всего? Какие инструменты нам встретились сегодня? А на каких инструментах вам понравилось играть больше всего?»
(Выслушать ответы, высказать и своё мнение; попрощаться.)
Урок №3. «Мама для Мамонтёнка».
Цель: провести основные виды работ по логоритмике; совершенствовать пространственное представление о собственном теле, координацию движений под музыку.
Реквизит: карточки-картинки с изображением героев мультфильма «Мама для Мамонтёнка»; акулы (с пастью) из картона; картонные или пластмассовые съедобные и несъедобные предметы. (Например: колбаски, сосиски, рыбки, бублики, яблоки, кубики, машинки, мячики и т.д. Всё - небольшого размера.)
Сюжет: «Дети, вы смотрели мультфильм про то, как Мамонтёнок искал свою маму? Помните, как долго он плыл на льдине? И как ему было грустно одному справляться с трудностями? Смотрите, у меня в руках волшебная палочка. И сейчас с её помощью мы отправимся к Мамонтёнку и поможем ему побыстрее найти свою маму!»
План - схема занятия.
№ |
Вид задания - (сюжет). |
Задачи. |
Время. |
1. |
Марш-разминка. (дети идут в сказку, и чтобы им не было скучно, - они выполняют задания: поднять руки, идти на носочках, на пяточках и т.д.) |
Организовать внимание, «разогреться», формировать навыки: ритмичной ходьбы под музыку марша; подскоков – под музыку польки. Учиться реагировать на смену характера музыкальных фрагментов; двигаться синхронно друг с другом.
|
3 мин. |
2. |
Слушание. (дети «пришли», присели, но Мамонтёнка не видно. Вдруг они слышат музыку…) |
Узнать мелодию знакомой песенки, сопоставить её с сюжетом; выделить сильную долю такта музыки – хлопками в ладоши, на бубнах. |
2 мин. |
3. |
Речевая игра с движениями. (дети попали на Льдину Ветров) |
Развивать пространственные представления о своём теле, моторику, ритмично двигаться. |
3 мин. |
4. |
Музыкально-ритмическая игра. (дети попали на ЛьдинуМорозов) |
Развивать пространственные представления о своём теле, моторику, ритмично двигаться под музыку, чувствовать смены фрагментов. Развивать творческую активность. |
3 мин. |
5. |
Подвижная игра. (на пути детям попадаются акулы…) |
Развивать пространственные представления о своём теле, моторику, внимательность. |
5 мин. |
6. |
Дыхательная гимнастика. («а теперь нужно отдохнуть перед дорогой назад») |
Формировать навыки правильного дыхания, сочетать их с произнесением звуков, слогов, слов. |
2 мин. |
7. |
Марш-заключение. (дети отправляются назад…) |
Придать занятию логическую завершённость. |
2 мин. |
Предлагаемый музыкальный материал:
1. «Детский марш», С.Прокофьев; «Детская полька», М.Глинка;
2. «Песенка Мамонтёнка» из м/ф. «Мама для Мамонтёнка» - аудиозапись;
3. «Дождик», Г.Свиридов;
4. Мелодия русской народной песни «Яблочко»;
5. «Ноктюрн В-dur», Ж.Филд.
Сюжет: Ну, вот и встретились Мама и Мамонтёнок! И вы этому очень помогли; давайте вспомним, что же мы сегодня делали? И что вам больше всего понравилось? (Выслушать ответы, попрощаться)
Урок №4 « Соберём картинки, сбежавшие из книжки».
Цель: провести основные виды работ на логоритмике в игровой форме;
Реквизит: «книга без картинок» - пустые листы бумаги, сложенные в форме книги; карточки - картинки (малыш, дерево, бубен, пенёк). Музыкальные инструменты: бубны по количеству детей в группе.
Сюжет: «Дети, сегодня со мной случилась странная история. Я решил(а) показать вам картинки, открыл(а) книгу – смотрю, а из неё куда-то исчезли картинки. Это какое-то волшебство! Смотрите, и книжка стала такой печальной, ей скучно без своих картинок. Далеко они убежать не могли, и я думаю, что все картинки где-то здесь, в кабинете. Поможете мне найти их?» Далее – обращаем внимание детей на заранее приготовленные и спрятанные по залу картинки. Предлагаем выполнить задание, связанное с изображениями на этих картинках. Например, картинке «дерево» будет соответствовать задание, в сюжете которого есть деревья, и т.д.
План-схема занятия:
№ |
Вид работы – (сюжет) |
Задачи. |
Время |
1. |
Марш-разминка. (дети отправляются на поиски, а чтобы им было веселее идти, - маршируют под музыку) |
Организовать внимание, «разогреться», формировать навыки: ритмичной ходьбы под музыку марша; подскоков – под музыку польки. Учиться реагировать на смену характера музыкальных фрагментов; двигаться синхронно друг с другом. |
2-3 мин. |
2. |
Слушание. (картинка-« малыш танцует»; мелодия «петушок») |
Узнать мелодию знакомой песенки, выделить сильную долю такта музыки – хлопками в ладоши, на бубнах. |
2 мин. |
3. |
Песенка с движениями. (картинка – «малыш»; песенка «у меня есть ножки») |
Развивать моторику, закреплять пространственные представления о своём теле; формировать навык ритмичного движения и ансамблирования. |
5 мин. |
4. |
Речевая игра-представление. (картинка – «дерево»; игра «ветер дует») |
Развивать пространственные представления о своём теле, моторику, синхронно двигаться в группе. |
1-2 мин. |
5. |
Песенка с игрой на музыкальном инструменте (картинка- «бубен»; песенка «мы идём, идём, идём») |
Учиться отражать жанровые особенности музыки посредством игры на бубнах; чувствовать форму произведения и отражать её понимание в чередовании игры на инструменте и пением. |
2-3 мин. |
6. |
Дыхательная гимнастика. («пенёк»; сели на пенёк, отдохнули) |
Формировать навыки правильного дыхания, сочетать их с произнесением звуков, слогов, слов. |
3-5 мин. |
7. |
Марш-заключение. (дети отправляются назад…) |
Придать занятию логическую завершённость. |
2 мин. |
Сюжет: После того, как все картинки собраны, подводим итоги занятия. Узнаём, что детям больше всего понравилось, вспоминаем - что делали, какие картинки видели; прощаемся.
Предлагаемый музыкальный материал:
1. «Детский марш», С.Прокофьев; «Итальянская полька», С.Рахманинов;
2. Мелодия народной песни «Два весёлых гуся»;
3. Песенка с элементами музицирования на бубнах «Мы идём, идём, идём», Тиличеева;
4. «Ноктюрн В-dur», Ж.Филд.
Читайте также |
---|
Театрализованная игра «Курочка»
Театрализованная игра «Курочка» Аннотация: Игра развивает связную речь, учит драматизации, обогащает словарный запас, активизирует развитие познавательной активности, эмоционально-волевой сферы, формирует коммуникативные качества...
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с…
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами...
Конспект многосюжетной игры «Маша с мамой идут в больницу»
Конспект многосюжетной игры «Маша с мамой идут в больницу» Цель руководства игрой: Обогащение игрового опыта у детей, воплощение сюжетных образов в...