Модуль Ф.Фребеля как один из инструментов формирования предпосылок инженерного мышления

Современное социально-экономическое развитие общества направленно на переход к новому технологическому укладу. Это требует формирование личности готовой жить и трудиться в качественно новых условиях, которые не сводятся к умению осваивать и эксплуатировать постоянно совершенствующуюся технику и технологии, а требует способностей справляться с комплексом новых задач – проектных, конструкторских, технологических. Таким образом, обозначилась необходимость в высококвалифицированных инженерных кадрах, в людях с развитым инженерным мышлением.

Зиновкина Милослава Михайловна (доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, действительный член Академии профессионального образования Российской Федерации) говорит, что инженерное мышление – это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями.

Главное в инженерном мышлении – решение конкретных задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата.

Именно дошкольное детство является благоприятным периодом для развития предпосылок инженерного мышления.

Развитие инженерного мышления в современном детском саду это трёхступенчатый процесс, направленный на формирование умений:

  • Получать необходимую информацию.
  • Анализировать информацию, оценивать с точки зрения возможности использования для решения конкретных задач.
  • Применять полученную информацию в практической деятельности.

В решении этих задач нам помогает система Ф. Фребеля и его «Дары».

Ф.Фребель выделял 3 формы конструирования:

  1. Формы познания-простые математические явления и связи. Использование простых геометрических фигур шар, куб.
  2. Жизненные формы- предметы из повседневной жизни и окружения детей.
  3. Формы красоты-орнаментальные картинки, отражающие проекцию объемной фигуры, ее вид сверху.

Свою работу мы начали с основного вида плоскостного конструирования – конструирование из счётных палочек. Счётные палочки – незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики руки. Основные особенности данного дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Следующим этапом было объемное конструирование из кубов Окружающие нас предметы имеют объемную форму. Все мы в детстве играли в кубики, строил замки и пирамиды из деревянных, пластмассовых, больших и маленьких кубиков! Данный вид конструирования нас подводит к новому понятию – моделирование. Конструируя из кубов, дети осваивают как плоскостное пространство, так и объемное: они объединяют модули, ставя их не только рядом друг с другом, но и друг на друга. Благодаря этому они обнаруживают эффект устойчивости и неустойчивости вертикальных сооружений и зависимость их устойчивости от расположения отдельных модулей по отношению друг к другу и от их веса. Причем в конструировании из кубов, в отличие от конструирования из счетных палочек ребенок ощущает объем, вес, устойчивость. Решая задачи такого типа, дети вынуждены многократно поворачивать куб, чтобы найти нужный цвет на грани куба. Со временем они начинают менять практические повороты на мысленные, что стимулирует у них развитие пространственного мышления, столь важного для формирования предпосылок инженерного мышления.

В этом учебном году мы перешли на следующий уровень – ведение инженерной книги. Инженерная книга представляет собой подробный дневник всех занятий с детьми, в котором все этапы продвижения инженерного проекта, задачи, решения описываются «детским языком».

Для этого используются рисунки, схемы, элементарные чертежи. В книге дети отмечают:

  1. Фигуры. Из каких фигур конструктора будет построена постройка.
  2. Схему постройки (что мы должны построить).
  3. Простейший чертеж (формы красоты, проекционный вид сверху).
  4. Модернизация модели (как показывает практика у разных детей, этот пункт часто отличаться).

Инженерные книги могут быть разного вида и форм. Мы использовали листы в клетку, что помогает в освоении ориентировки на листе бумаги. Такой подробный план будет стимулировать переход к следующему этапу – программирование.

Ожидаемые Результаты

• Любознательность.

• Развитое воображение.

• Умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, находить оптимальные пути решения.

• Способность самостоятельно выделять и формулировать цель.

• Умение искать и выделять необходимую информацию.

• Умение анализировать, выделять главное и второстепенное, составлять целое из частей, классифицировать, моделировать.

• Умение устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, экспериментировать, формулировать выводы.

• Умение доказывать, аргументированно защищать свои идеи.

• Критическое мышление, способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания

и умения.

 

Используемая литература:

Т.В. Волосовец, Ю.В. Карпова Т.В. Тимофеева. Парциальная образовательная программа дошкольного образования ОТ ФРЕБЕЛЯ ДО РОБОТА растим будущего инженеров.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий развлечения с использованием игровой анимации для родителей и детей…

Сценарий развлечения с использованием игровой анимации для родителей и детей «К нам приехал Цирк» Старший дошкольный возраст Цель: Формирование представлений о профессиях...

НОД по финансовой грамотности в форме игры. Игра «Что? Где?…

НОД по финансовой грамотности в форме игры. Игра «Что? Где? Когда?» Цель: способствовать развитию интереса к получению экономических знаний. Задачи: 1. Учить использовать...

Родительское собрание на тему: «Развиваем речь, играя»

Родительское собрание на тему: «Развиваем речь, играя» Цель: привлечь внимание родителей к вопросу обогащения внутреннего мира своих детей через совместное общение;...

Читайте также

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды...

Взаимодействия ДОО с семьёй по воспитанию безопасного поведения на дороге

Взаимодействия ДОО с семьёй по воспитанию безопасного поведения на дороге Роль семьи в воспитании безопасного поведения на дороге трудно переоценить. С...

Летняя игра-развлечение «Сокровища затерянного острова»

Летняя игра-развлечение «Сокровища затерянного острова»