Модуль Ф.Фребеля как один из инструментов формирования предпосылок инженерного мышления

Современное социально-экономическое развитие общества направленно на переход к новому технологическому укладу. Это требует формирование личности готовой жить и трудиться в качественно новых условиях, которые не сводятся к умению осваивать и эксплуатировать постоянно совершенствующуюся технику и технологии, а требует способностей справляться с комплексом новых задач – проектных, конструкторских, технологических. Таким образом, обозначилась необходимость в высококвалифицированных инженерных кадрах, в людях с развитым инженерным мышлением.

Зиновкина Милослава Михайловна (доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, действительный член Академии профессионального образования Российской Федерации) говорит, что инженерное мышление – это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями.

Главное в инженерном мышлении – решение конкретных задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата.

Именно дошкольное детство является благоприятным периодом для развития предпосылок инженерного мышления.

Развитие инженерного мышления в современном детском саду это трёхступенчатый процесс, направленный на формирование умений:

  • Получать необходимую информацию.
  • Анализировать информацию, оценивать с точки зрения возможности использования для решения конкретных задач.
  • Применять полученную информацию в практической деятельности.

В решении этих задач нам помогает система Ф. Фребеля и его «Дары».

Ф.Фребель выделял 3 формы конструирования:

  1. Формы познания-простые математические явления и связи. Использование простых геометрических фигур шар, куб.
  2. Жизненные формы- предметы из повседневной жизни и окружения детей.
  3. Формы красоты-орнаментальные картинки, отражающие проекцию объемной фигуры, ее вид сверху.

Свою работу мы начали с основного вида плоскостного конструирования – конструирование из счётных палочек. Счётные палочки – незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики руки. Основные особенности данного дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Следующим этапом было объемное конструирование из кубов Окружающие нас предметы имеют объемную форму. Все мы в детстве играли в кубики, строил замки и пирамиды из деревянных, пластмассовых, больших и маленьких кубиков! Данный вид конструирования нас подводит к новому понятию – моделирование. Конструируя из кубов, дети осваивают как плоскостное пространство, так и объемное: они объединяют модули, ставя их не только рядом друг с другом, но и друг на друга. Благодаря этому они обнаруживают эффект устойчивости и неустойчивости вертикальных сооружений и зависимость их устойчивости от расположения отдельных модулей по отношению друг к другу и от их веса. Причем в конструировании из кубов, в отличие от конструирования из счетных палочек ребенок ощущает объем, вес, устойчивость. Решая задачи такого типа, дети вынуждены многократно поворачивать куб, чтобы найти нужный цвет на грани куба. Со временем они начинают менять практические повороты на мысленные, что стимулирует у них развитие пространственного мышления, столь важного для формирования предпосылок инженерного мышления.

В этом учебном году мы перешли на следующий уровень – ведение инженерной книги. Инженерная книга представляет собой подробный дневник всех занятий с детьми, в котором все этапы продвижения инженерного проекта, задачи, решения описываются «детским языком».

Для этого используются рисунки, схемы, элементарные чертежи. В книге дети отмечают:

  1. Фигуры. Из каких фигур конструктора будет построена постройка.
  2. Схему постройки (что мы должны построить).
  3. Простейший чертеж (формы красоты, проекционный вид сверху).
  4. Модернизация модели (как показывает практика у разных детей, этот пункт часто отличаться).

Инженерные книги могут быть разного вида и форм. Мы использовали листы в клетку, что помогает в освоении ориентировки на листе бумаги. Такой подробный план будет стимулировать переход к следующему этапу – программирование.

Ожидаемые Результаты

• Любознательность.

• Развитое воображение.

• Умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, находить оптимальные пути решения.

• Способность самостоятельно выделять и формулировать цель.

• Умение искать и выделять необходимую информацию.

• Умение анализировать, выделять главное и второстепенное, составлять целое из частей, классифицировать, моделировать.

• Умение устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, экспериментировать, формулировать выводы.

• Умение доказывать, аргументированно защищать свои идеи.

• Критическое мышление, способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания

и умения.

 

Используемая литература:

Т.В. Волосовец, Ю.В. Карпова Т.В. Тимофеева. Парциальная образовательная программа дошкольного образования ОТ ФРЕБЕЛЯ ДО РОБОТА растим будущего инженеров.



Новые публикации

Педагогический проект «Куклы разных народов»

Педагогический проект «Куклы разных народов» Паспорт педагогического проекта 1. Тема проекта Ознакомление детей с предметами декоративно-прикладного искусства. 2. Вид проекта Творческий, учебно-познавательный 3. Актуальность проекта Актуальность проекта...

Игрушки своими руками для детей младшего возраста

Игрушки своими руками для детей младшего возраста Многое можно сделать своими руками, вот такое увлечение и бывшей моей воспитанницы, Вероники Шиленко...

Сценарий весеннего праздника для детей ясельной группы «Весна на дворе!»

Сценарий весеннего праздника для детей ясельной группы «Весна на дворе!» Цель: Создать у детей радостное настроение в движениях и игровых, действиях под музыку...

Читайте также

Конспект занятия по исследовательской деятельности на тему: «Изучаем бумагу»

Конспект занятия по исследовательской деятельности на тему: «Изучаем бумагу»

Дидактическая игра «Мой дом»

Дидактическая игра «Мой дом» Аннотация: Дидактическая игра «Мой дом» предназначена для детей 2-3 лет. Игра обогащает словарный запас, активизирует развитие познавательной деятельности...

Лепбук «Пожарная безопасность»

Лепбук «Пожарная безопасность» Уже с младшего дошкольного возраста, воспитатели и другие специалисты рассказывают детям о пожарной безопасности. Как себя вести, куда...

Читайте также

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что…

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что это?» Цель: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях. Задачи: Образовательные: познакомить с ситуациями, которые...

Организация комплекса мероприятий, направленных на развитие творческих способностей младших дошкольников…

Организация комплекса мероприятий, направленных на развитие творческих способностей младших дошкольников посредством игровых приемов Работа по развитию творческих способностей младших дошкольников может...

Выпускной в старше-подготовительной группе «Летите голуби»

Выпускной в старше-подготовительной группе «Летите голуби» Описание материала. Данный сценарий предназначен для выпускного вечера в детском саду. Первое важное событие, несущее...





В блогах

Неделя ПДД

Сентябрь 1. Тема: Беседа: «Транспорт на улицах города». Цель:  Учить детей классифицировать транспорт по назначению (дать элементарные понятия о видах машин и их предназначении). 2. Тема: Рассматривание легкового автомобиля. Цель: Уточнить знания о работе шофера, закрепить понятие о видах машин...

Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»

« Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»   Любовь к природе, впрочем, как и всякая любовь, несомненно, закладывается с детства. И.Соколов-Микитов Ребенок – зеркало семьи; как в капле отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и...

Консультация для родителей "Дорога не терпит шалостей!"

Консультация для родителей. «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости» Воспитатели – не доучили, Родители – не досмотрели, ГИБДД – не доорганизовало Водитель – не среагировал, а в результате – ребенок пострадал в дорожно-транспортном происшествии. ПОМНИТЕ! Каждый из вас...

Фонематический слух - основа правильной речи

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок...