Модуль Ф.Фребеля как один из инструментов формирования предпосылок инженерного мышления

Современное социально-экономическое развитие общества направленно на переход к новому технологическому укладу. Это требует формирование личности готовой жить и трудиться в качественно новых условиях, которые не сводятся к умению осваивать и эксплуатировать постоянно совершенствующуюся технику и технологии, а требует способностей справляться с комплексом новых задач – проектных, конструкторских, технологических. Таким образом, обозначилась необходимость в высококвалифицированных инженерных кадрах, в людях с развитым инженерным мышлением.

Зиновкина Милослава Михайловна (доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, действительный член Академии профессионального образования Российской Федерации) говорит, что инженерное мышление – это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями.

Главное в инженерном мышлении – решение конкретных задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата.

Именно дошкольное детство является благоприятным периодом для развития предпосылок инженерного мышления.

Развитие инженерного мышления в современном детском саду это трёхступенчатый процесс, направленный на формирование умений:

  • Получать необходимую информацию.
  • Анализировать информацию, оценивать с точки зрения возможности использования для решения конкретных задач.
  • Применять полученную информацию в практической деятельности.

В решении этих задач нам помогает система Ф. Фребеля и его «Дары».

Ф.Фребель выделял 3 формы конструирования:

  1. Формы познания-простые математические явления и связи. Использование простых геометрических фигур шар, куб.
  2. Жизненные формы- предметы из повседневной жизни и окружения детей.
  3. Формы красоты-орнаментальные картинки, отражающие проекцию объемной фигуры, ее вид сверху.

Свою работу мы начали с основного вида плоскостного конструирования – конструирование из счётных палочек. Счётные палочки – незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики руки. Основные особенности данного дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Следующим этапом было объемное конструирование из кубов Окружающие нас предметы имеют объемную форму. Все мы в детстве играли в кубики, строил замки и пирамиды из деревянных, пластмассовых, больших и маленьких кубиков! Данный вид конструирования нас подводит к новому понятию – моделирование. Конструируя из кубов, дети осваивают как плоскостное пространство, так и объемное: они объединяют модули, ставя их не только рядом друг с другом, но и друг на друга. Благодаря этому они обнаруживают эффект устойчивости и неустойчивости вертикальных сооружений и зависимость их устойчивости от расположения отдельных модулей по отношению друг к другу и от их веса. Причем в конструировании из кубов, в отличие от конструирования из счетных палочек ребенок ощущает объем, вес, устойчивость. Решая задачи такого типа, дети вынуждены многократно поворачивать куб, чтобы найти нужный цвет на грани куба. Со временем они начинают менять практические повороты на мысленные, что стимулирует у них развитие пространственного мышления, столь важного для формирования предпосылок инженерного мышления.

В этом учебном году мы перешли на следующий уровень – ведение инженерной книги. Инженерная книга представляет собой подробный дневник всех занятий с детьми, в котором все этапы продвижения инженерного проекта, задачи, решения описываются «детским языком».

Для этого используются рисунки, схемы, элементарные чертежи. В книге дети отмечают:

  1. Фигуры. Из каких фигур конструктора будет построена постройка.
  2. Схему постройки (что мы должны построить).
  3. Простейший чертеж (формы красоты, проекционный вид сверху).
  4. Модернизация модели (как показывает практика у разных детей, этот пункт часто отличаться).

Инженерные книги могут быть разного вида и форм. Мы использовали листы в клетку, что помогает в освоении ориентировки на листе бумаги. Такой подробный план будет стимулировать переход к следующему этапу – программирование.

Ожидаемые Результаты

• Любознательность.

• Развитое воображение.

• Умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, находить оптимальные пути решения.

• Способность самостоятельно выделять и формулировать цель.

• Умение искать и выделять необходимую информацию.

• Умение анализировать, выделять главное и второстепенное, составлять целое из частей, классифицировать, моделировать.

• Умение устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, экспериментировать, формулировать выводы.

• Умение доказывать, аргументированно защищать свои идеи.

• Критическое мышление, способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания

и умения.

 

Используемая литература:

Т.В. Волосовец, Ю.В. Карпова Т.В. Тимофеева. Парциальная образовательная программа дошкольного образования ОТ ФРЕБЕЛЯ ДО РОБОТА растим будущего инженеров.



Новые публикации

Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи…

Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи детей Развитие речи – главный показатель развития детей. В дошкольном возрасте...

Конспект игрового тренинга с родителями и детьми раннего возраста «Радостная…

Конспект игрового тренинга с родителями и детьми раннего возраста «Радостная прогулка» Пояснительная записка Главным и труднопреодолимым препятствием в воспитании детей раннего возраста...

Понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста

Понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста Наиболее известным в отечественной и зарубежной литературе представляется изучение феномена тревожности...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: обучение педагогов ДОУ элементам арт-терапии для использования в работе с...

Экологический проект на тему: «Природа - твой друг!»

Экологический проект на тему: «Природа - твой друг!» Пояснительная записка В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении...

Конспект по физической культуре с элементами спортивного ориентирования для детей…

Конспект по физической культуре с элементами спортивного ориентирования для детей 6-7 лет «Операция «Супердетки» Цель: Поддержание интереса к занятиям физической культурой и...

Комментарии

  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий новогоднего праздника в старшей группе.

Новогодний сценарий для детей старшей группы «В поисках снеженики» Под музыку дети входят и встают в рассыпную по всему залу. ХОРОВОД «ЗИМУШКА ХРУСТАЛЬНАЯ» Музыка:  А. Филиппенко Слова:  Т. Бойко Зимушка хрустальная вся белым-бела, Сколько ты искристого снега намела. Весело и...

Рекомендация для родителей «Для чего нужны потешки»

муниципальное бюджетно-дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4    Подготовила: Кретова Елена Викторовна Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В потешках заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые...

Творческая работа по самообразованию «Использование народного фольклора в развитии детского интеллекта»

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4 Воспитатель:  Кретова Елена Викторовна   Содержание: 1.Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста. 2.Использование фольклора в режимных моментах...

Хепеннинг (рисование пальчиками)

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4   Подготовилf: Кретова Е.В. Хеппенинг -  это форма современного искусства, представляющая собой действия, событий или ситуации, происходящие при участии художников, но не...